Пластичная смазка

 

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания трущихся поверхностей в основных узлах машин и механизмов. Смазка содержит, мас. %: ультрадисперсный алмазографитовый порошок 0,2 - 5, высокодисперсную соль металла 2 - 15, мыльную пластичную смазку до 100. В качестве высокодисперсной соли могут быть использованы сульфат олова, сульфат меди, сульфат бария, сульфат свинца и сульфид бария. Технический результат - улучшение рабочих характеристик механизмов и повышение срока службы машин за счет более высокой противоизносной и антифрикционной способности смазки. 5 з.п.ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к пластичным смазкам, предназначенным для смазывания трущихся поверхностей в основных узлах автомобилей и других транспортных средств, индустриальных механизмов, сельскохозяйственных и электрических машин.

Существует мыльная пластичная смазка Литол - 24 (ГОСТ 21150-75), рекомендованная для применения в узлах трения машин и механизмов. Смазка содержит следующие компоненты, мас. %: Литиевое мыло - 13 Антиокислительная присадка - 0,7 Вязкостная присадка - 4 Минеральное масло - до 100 Недостатком данной пластичной смазки является пониженная прирабатываемость пар трения и недостаточная сохранность поверхностей деталей в процессе длительной эксплуатации, в том числе при пониженных температурах, в режимах пуска и остановки.

Из известных в литературе и используемых в промышленности мыльных пластичных смазок наиболее близкой к заявляемой является смазка ВНИИНП-232 (ГОСТ 14068-79). Смазка содержит, мас.%: Литиевое мыло - 3 Дисульфид молибдена - 70 Масло индустриальное - до 100 Эта пластичная смазка обладает недостаточно высокими противоизносными показателями и антифрикционными свойствами. Кроме того, она является сравнительно дорогостоящей.

Задачей изобретения является улучшение противоизносных и антифрикционных свойств смазки, понижение коэффициента трения между трущимися деталями.

Поставленная задача достигается тем, что смазка, включающая в свой состав мыльную пластичную смазку и присадку, согласно изобретению содержит в качестве присадки ультрадисперсный алмазографитовый порошок, а также высокодисперсную соль металла при следующих соотношениях компонентов, мас. %:
Ультрадисперсный порошок алмазографита - 0,2-5
Высокодисперсная соль металла - 2-15
Мыльная пластичная смазка - до 100
В качестве высокодисперсной соли металла были использованы сульфат олова (SnSO4), сульфат меди (CuSO4), сульфат бария (BaSO4), сульфат свинца (PbSO4), сульфид бария (BaS).

Заявляемая смазка обладает высокими антифрикционными свойствами. Это объясняется тем, что соли металлов заполняют макротрещины, а твердые частицы алмаза и мягкие частицы графита - микротрещины и микронеровности, упрочняя поверхностный слой и масляную пленку, тем самым существенно уменьшая износ и понижая коэффициент трения. Алмаз выполняет роль абразивного материала, за счет чего в процессе приработки и обычной эксплуатации происходит процесс субмикрорезания одиночных микровыступов, что приводит к заметному увеличению фактической площади контакта пар трения.

Ультрадисперсный алмазографитовый порошок (УДП-АГ) получен из ВВ с недостаточным кислородным балансом динамическим способом согласно а. с. 1165007, нашедшим промышленное применение.

Для экспериментальной проверки заявляемой смазки были подготовлены пять составов смазок, приведенных в таблице 1.

Процесс изготовления пластичной смазки состоит в следующем. УДП-АГ вместе с высокодисперсной солью сульфата олова диспергировался в промежуточной дисперсионной среде (бензин, ацетон и др. жидкости) 15 минут, после выпаривания перемешивался механически. Размер частиц порошка алмаза и графита в среднем составлял 10-2 мкм. Соотношение компонентов в УДП-АГ может составлять от 2 до 50% алмаза и от 50 до 98% графита.

Каждый состав смазки испытывался на восьми образцах из материала Сталь-45. Измерялись максимальная удельная нагрузка, коэффициент трения и интенсивность износа. Испытания на износ проводились на машине трения СМТ-1 при нагрузке до 5 кН. Износ определялся весовым методом по разнице масс до и после испытаний. Весовую интенсивность износа находили по формуле

где m - убыль массы образца, кг;
S - площадь контакта, м2;
L - путь трения, м.

Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Результаты, приведенные в таблице 2, позволяют заключить, что при концентрации 0,2-5% ультрадисперсного алмазографитового порошка, заявляемая смазка показывает уменьшение интенсивности износа в два раза и коэффициент трения на 12-15%. В то же время нагрузочная способность возрастает на 25%. При уменьшении концентрации УДП-АГ происходит режим трения, обычный для смазки без присадок. В случае, если концентрация будет больше 5%, то трение переходит в режим неустойчивого граничного трения, сопровождающегося ростом коэффициента трения и износа.

Данные, полученные в ходе испытаний, свидетельствуют о том, что предлагаемая смазка обладает значительно более высокой противоизносной и антифрикционной способностью, что обеспечивает улучшение рабочих характеристик механизмов и повышение срока службы машин. Проведенные производственные испытания заявляемой пластичной смазки в подшипниках ступиц колес автомобиля ЗиЛ-130 и автобуса "Икарус" показывают, что после пробега 16 тыс.км весовой износ подшипников в 2,2 раза меньше, чем с другими пластинчатыми смазками.

Механизм действия других солей металлов, а именно: сульфата меди (CuSO4), сульфата бария (BaSO4), сульфата свинца (PbSO4) и сульфида бария (BaS) одинаков по сравнению с сульфатом олова (SnSO4). Их концентрация в смазке так же составляет от 2 до 15%. Исследования показали, что значения интенсивности износа, максимальной удельной нагрузки и коэффициента трения довольно близки между собой в случае замены одной высокодисперсной соли металла на другую. Возможные различия в результатах находятся в пределах погрешности эксперимента.


Формула изобретения

1. Пластичная смазка, содержащая мыльную пластичную смазку и присадку, отличающаяся тем, что смазка в качестве присадки содержит ультрадисперсный алмазографитовый порошок и высокодисперсную соль металла при следующих соотношениях компонентов, мас.%:
Ультрадисперсный алмазографитовый порошок - 0,2 - 5
Высокодисперсная соль металла - 2 - 15
Мыльная пластичная смазка - До 100
2. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве высокодисперсной соли металла содержит сульфат олова (SnSO4).

3. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве высокодисперсной соли металла содержит сульфат меди (CuSO4).

4. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве высокодисперсной соли металла содержит сульфат бария (BaSO4).

5. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве высокодисперсной соли металла содержит сульфат свинца (PbSO4).

6. Пластичная смазка по п.1, отличающаяся тем, что в качестве высокодисперсной соли металла содержит сульфид бария (BaS).

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным составам и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых зацеплениях открытого типа, которые распространены на горнообогатительных комбинатах, в портах и грузоподъемных механизмах промышленных предприятий, например тихоходных ступенях редукторов с большим крутящим моментом
Изобретение относится к составам смазок для горячей обработки металлов и способам их получения

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках
Изобретение относится к твердым антифрикционным самосмазывающим материалам

Изобретение относится к смазочным материалам и предназначается, в частности, для использования в системе смазки дизельных и карбюраторных двигателей
Изобретение относится к изготовлению водных растворов смазочно-охлаждающих жидкостей и может быть использовано на металлообрабатывающих предприятиях при обработке цветных и черных металлов на операциях лезвийной обработки, шлифования и др

Изобретение относится к смазочным материалам, предназначенным для смазки зубчатых передач и других пар трения трансмиссий транспортных машин, в частности автомобилей и автобусов

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения, таких как пятниковые узлы вагонов, тяговые редукторы локомотивов, узлы трения с подшипниками качения железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к смазочным составам, использующимся для смазывания рельсов и гребней колесных пар подвижного состава железнодорожного и иных видов рельсового транспорта, а также в других областях техники
Изобретение относится к составам смазок для горячей обработки металлов и способам их получения
Изобретение относится к новой композиции смазочного средства для заготовок при горячей обработке металлов давлением, прежде всего при горячей прокатке болванок и профилей или при изготовлении полых заготовок в так называемых штоссбанках

Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте

Изобретение относится к смазочным материалам, в частности к смазкам для резьбовых соединений, работающих в зоне действия высоких температур

Изобретение относится к технологии получения смазочных материалов, в частности к смазочным составам, обладающим эффектом избирательного переноса, которые используются в высоконагружаемых и изношенных узлах трения

Изобретение относится к смазочным материалам, а именно к модификаторам трения, антифрикционным составам, вводимым в смазочные материалы
Изобретение относится к материалам, предназначенным для улучшения эксплуатации резьбовых соединений, а также для разъемных соединений, имеющих базирующие штифты, шлицы и другие опорные поверхности

Изобретение относится к пластичным металлоплакирующим составам, применяемым в качестве защитного средства для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения
Наверх