Реактор с блочным катализатором сотовой структуры

 

Изобретение относится к области химической промышленности и касается реактора с блочным катализатором сотовой структуры, содержащим корпус с патрубками для ввода исходных реагентов и вывода целевого продукта, внутри которого размещен блочный катализатор сотовой структуры, сквозные каналы которого по отношению к набегающему потоку сориентированы под углом, равным 90°. В блочном катализаторе сотовой структуры гидравлический диаметр сквозных каналов различной геометрической формы, начиная с первого по ходу потока, монотонно увеличивается, достигая отношения гидравлических диаметров последнего канала к первому не более 1,5. Данный реактор позволяет более полно использовать катализатор. 1 ил.

Изобретение относится к каталитическим реакторам, а именно к реакторам с блочным катализатором сотовой структуры, и может быть использовано в химической промышленности для улавливания оксидов азота и других вредных веществ из отходящих газов или для проведения определенных стадий в процессах получения серной, азотной и других кислот и т.д.

Известно, что для осуществления такого рода процессов широкое распространение получили зернистые катализаторы, засыпаемые в неподвижный катализаторный слой "внавал", образуя неупорядоченный слой (см. Кириллов В.А., Огарков Б.Л., Воронов В.Г. Гидродинамические режимы в трехфазном неподвижном зернистом слое. Теоретический анализ.//Инж.-физ. журн. 1976. Т. 31. N 3. С. 402. ). Неупорядоченный зернистый неподвижный катализаторный слой обладает рядом недостатков: доступность поверхности, тепло- к массоперенос у зерен катализатора в значительной степени зависят от режимов обтекания, которые в таком слое имеют сложную неустойчивую структуру. Из-за неоднородности упаковки зерен в неупорядоченном слое течение потока становится также неоднородным. Прохождение потока через зернистый слой, состоящий из зерен различной формы (гранулы, таблетки, кольца и т.д.), характеризуется неравномерностью распределения скоростей по сечению к объему слоя. Кроме того, в зависимости от расходов потока и размеров зерна в неупорядоченном неподвижном зернистом катализаторном слое обнаружено пять наиболее характерных гидродинамических режимов, что усложняет управление его использованием.

Известен реактор с блочным катализатором сотовой структуры (см. Беспалов А. В. и др. Численное моделирование течения в каналах блочного катализатора // Теоретические основы химической технологии. 1991. Т. 25. N 2. С. 234.). Характерные размеры блочных катализаторов сотовой структуры значительно превышают размеры зерен, благодаря чему они могут быть так уложены в реакторе, что образуют упорядоченную структуру неподвижного катализаторного слоя, являющейся наиболее благоприятной для реализации химических превращений, особенно в том случае, если процесс тормозится внешнедиффузионным переносом. По входному патрубку поток с исходными реагентами поступает в корпус реактора, внутри которого размещен блочный катализатор сотовой структуры. Каналы в блочном катализаторе сотовой структуры - сквозные и имеют по всей высоте блочного катализатора один и тот же гидравлический диаметр. Сквозные каналы по отношению к набегающему потоку сориентированы под углом, равным 90o. Поток обтекает блочный катализатор сотовой структуры сверху вниз, причем поток подается таким образом, чтобы создать несколько различные потенциальные скорости по обе стороны блочного катализатора сотовой структуры. В этом случае происходит контактирование реагентов потока с катализатором как по всей его внешней поверхности, так и по поверхности сквозных каналов. При таком расположении блочного катализатора сотовой структуры в реакторе выделяют два основных гидродинамических режима: протекание и проникновение (вместо пяти для неупорядоченного зернистого неподвижного катализаторного слоя), причем характерным течением потока в сквозных каналах блочного катализатора является протекание, поскольку проникновение реализуется, начиная с 1/6 высоты от низа блочного катализатора сотовой структуры.

Недостаток такого реактора с блочным катализатором сотовой структуры: начиная с 1/6 высоты от низа блока реализуется второй гидродинамический режим - проникновение. При этом гидродинамическом режиме 1/6 блочного катализатора сотовой структуры практически не используется, особенно при небольших числах Рейнольдса (например, менее 50).

Задачей настоящего изобретения является уменьшение числа гидродинамических режимов работы блочного катализатора сотовой структуры (в реакторе) с целью более точного и полного управления его использованием.

Поставленная задача в предполагаемом изобретении решается изготовлением сквозных каналов различной геометрической формы (например, круглая, квадратная, шестиугольная, треугольная и т.д.) в блочном катализаторе сотовой структуры с различным гидравлическим диаметром, причем гидравлический диаметр сквозных каналов в блочном катализаторе сотовой структуры монотонно увеличивается, начиная с первого по ходу потока, достигая отношения гидравлических диаметров последнего канала к первому не более 1,5.

Изобретение поясняется чертежом,позициями а, б, в, г.

Реактор с блочным катализатором сотовой структуры состоит из корпуса 1 с входным и выходным патрубками 2 и 3, внутри которого расположен блочный катализатор сотовой структуры 4, сквозные каналы различной геометрической формы 5 (например, круглая, квадратная, шестиугольная, треугольная и т.д.) которого по отношению к набегающему потоку сориентированы под углом, равным 90o. Гидравлический диаметр сквозных каналов монотонно увеличивается сверху вниз по ходу потока, достигая отношения гидравлических диаметров последнего канала к первому не более 1,5.

Устройство работает следующим образом. По входному патрубку 2 поток с исходными реагентами поступает в корпус 1 реактора, внутри которого расположен блочный катализатор сотовой структуры 4 со сквозными каналами различной геометрической формы 5 (например, круглая, квадратная, шестиугольная, треугольная и т.д.), расположенными под углом к набегающему потоку под углом, равным 90o. Поток обтекает блочный катализатор сотовой структуры сверху вниз, причем поток подается таким образом, чтобы создать несколько различные потенциальные скорости по обе стороны блочного катализатора сотовой структуры. При наличии монотонно увеличивающихся гидравлических диаметров сквозных каналов в блочном катализаторе сотовой структуры сверху вниз по ходу потока происходит контактирование реагентов с катализатором как по внешней поверхности блочного катализатора сотовой структуры, так и по всей поверхности сквозных потоков, включая и сквозные каналы, расположенные на 1/6 высоты от низа блочного катализатора сотовой структуры, при этом наблюдается более полное использование катализатора по всей высоте блочного катализатора сотовой структуры. Расчетным путем, получив профиль скорости течения Пуазейля в сквозных каналах блочного катализатора сотовой структуры и решая систему двумерных уравнений для переменных: функция тока - завихренность, а также экспериментально (методом трассирования), было обнаружено, что во всех сквозных каналах по высоте блочного катализатора сотовой структуры наблюдается только один гидродинамический режим - протекание. При этом отношение гидравлических диаметров последнего и первого сквозных каналов в зависимости от потенциальных скоростей потока по обе стороны блочного катализатора сотовой структуры может достигать величины не более 1,5.

Таким образом, наличие одного гидродинамического режима - протекания во всех сквозных каналах блочного катализатора сотовой структуры, гидравлический диаметр которых монотонно увеличивается по высоте блочного катализатора сотовой структуры при отношении гидравлических диаметров последнего и первого сквозных каналов не менее 1,5, увеличивает доступность поверхностей сквозных каналов для реагентов и позволяет более полно использовать блочный катализатор сотовой структуры, даже при значениях Рейнольдса менее чем 50.

Формула изобретения

Реактор с блочным катализатором сотовой структуры, содержащий корпус с патрубками для ввода исходных реагентов, внутри которого размещен блочный катализатор сотовой структуры, сквозные каналы которого по отношению к набегающему потоку сориентированы под углом, равным 90o, отличающийся тем, что в блочном катализаторе сотовой структуры гидравлический диаметр сквозных каналов различной геометрической формы, начиная с первого по ходу потока, монотонно увеличивается, достигая отношения гидравлических диаметров последнего канала к первому не более 1,5.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлу распределителя газового кармана для распределения смеси жидких углеводородов и водородосодержащего газа(ов)

Изобретение относится к устройствам для каталитического дегидрирования углеводородов, в частности к реакторам радиального типа, и может быть использовано в нефтехимической промышленности при дегидрировании этилбензола в стирол

Изобретение относится к области химической технологии, связанной с проведением сильно экзотермических реакций с адиабатическими разогревами 500-2500°С, например гидрирования, окисления, и может быть использовано также в энергетике для получения горячей воды или пара

Изобретение относится к химическому реактору и способу с использованием химического реактора, в котором применяют установку теплообменных перегородок, внутри реактора, которые будут поддерживать температуру внутри реактора в желаемом интервале во время реакции

Изобретение относится к распределителю жидкости для колонн согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к устройствам для проведения каталитических процессов в стационарном слое катализатора и может быть использовано в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности

Изобретение относится к способу изготовления сотового элемента из термостойких металлических листов, набранных в пакет и/или свернутых в рулон

Изобретение относится к химии, а именно к катализу трехфазных процессов "газ-жидкость-твердое"

Изобретение относится к способу изготовления сотового элемента из металлических листов, набранных в пакет и/или свернутых в рулон

Изобретение относится к каталитическим преобразователям

Изобретение относится к каталитическим нейтрализаторам для нейтрализации токсичных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей
Наверх