Способ финишной обработки поверхности трения

 

Изобретение относится к механической обработке металлов, а именно к финишной обработке, преимущественно к обработке прецизионных пар трения. Технический результат достигается тем, что на обрабатываемую поверхность воздействуют струей сжатого воздуха с абразивными частицами и на поверхности получают заданный микрорельеф с микроуглублениями, заполненными антифрикционным материалом, при этом глубину микроуглублений получают равной величине максимального износа поверхности трения при их суммарном объеме, равном 0,15 - 0,2 от объема изнашиваемого металла детали. 3 ил., 1 табл.

Изобретение относится к механической обработке металлов, а именно к финишной обработке, преимущественно к обработке прецизионных пар трения.

Известен способ финишной обработки [1]. Суть его состоит в том, что на одной из поверхностей трения путем натирания латунным или бронзовым стержнем в соответствующей технологической среде создают слой антифрикционного материала толщиной, не превышающей 1 мкм, который снижает силу трения, уменьшает износ и исключает схватывание подвижного соединения. Недостатком известного способа является то, что по мере износа поверхности трения слой латуни уменьшается и вышеуказанные положительные эффекты снижаются вплоть до полного их исчезновения.

В качестве прототипа взят "Способ струйно-абразивной обработки" [2]. На поверхности трения создают маслоемкий микрорельеф - масляные микроуглубления, для чего поверхность обрабатывают струей суспензии энергией 2800 - 3000 Дж с максимальным размером абразивных зерен 250 - 315 мкм. Одновременно в струю вводят антифрикционный порошок в количестве 10-30% от содержания абразива. Глубина микроуглублений для стали 40 ХЗМ2ФА (HRC 35 - 41) определяется по таблице и графику, имеющимся в [2]. Для сталей с другими механическими характеристиками существуют расчетные методы, позволяющие определить глубину микроуглублений в зависимости от массы зерна абразива и его скорости [3].

Недостатком прототипа является то, что толщина слоя нанесенного антифрикционного материала значительно меньше величины максимального износа поверхности трения, при этом отсутствует возможность его восстановления в процессе работы, как это и происходит в прецизионных парах трения. Поэтому эффективность антифрикционного слоя убывает по мере его износа.

Технический результат достигается тем, что на поверхность трения воздействуют струей сжатого воздуха с абразивными частицами и на поверхности получают заданный микрорельеф с микроуглублениями, содержащими антифрикционный материал. Суммарный объем микроуглублений определяют из условия , где hmax - максимальная величина износа поверхности трения, Fтр - площадь поверхности трения.

При меньшем значении возможна нехватка натираемого материала (латуни; бронзы) на весь срок службы прецизионной пары, при большем значении - возникает опасность снижения нагрузочной способности подвижного соединения узла. ГОСТ 24773-81 определяет значение площади, занятой микроуглублениями, в пределах 5-90% от общей площади трения. Для топливной аппаратуры надежная работа узлов трения получена при значении Vугл, соответствующей вышеуказанному диапазону, что соответствует суммарной площади микроуглублений, равной примерно половине площади трения. Предельные значения площади поверхности трения, занятой микроуглублениями, составляют от 5 до 90% ее номинального значения и их влияние на надежность и долговечность топливной аппаратуры автором не исследовалось.

Способ осуществляется следующим образом.

На обрабатываемую поверхность 1 детали (фиг. 1) направляют струю воздуха, несущую абразивные частицы 2, которые, ударяясь о поверхность, образуют микроуглубления 3, служащие в дальнейшем для размещения антифрикционного материала. Глубина микроуглублений hmax соответствует максимальному износу детали. Для легированных сталей с HRC 35-41 режимы струйно-абразивной обработки определяют по таблице и графику, приведенным в [2]. Максимальная глубина микроуглублений 15,3 мкм получается, если размер зерен абразива 250 - 315 мкм, а их скорость равна 150 - 160 м/с. Для сталей, имеющих другие механические характеристики, глубина микроуглублений может быть определена по методике, приведенной в [3].

После струйно-абразивной обработки поверхность трения подвергают финишной антифрикционной безабразивной обработке, режимы которой указаны в таблице 1 [1, с. 36].

В процессе финишной антифрикционной безабразивной обработки антифрикционный материал 4 заполняет микроуглубления 3 (фиг. 2), чем и создается его запас на всю глубину износа.

Пример. Игла распылителя форсунки двигателя автомобиля "КАМАЗ" (фиг. 3) была подвергнута финишной обработке по предложенному способу. Исходная твердость иглы HRC 60 - 64. После отпуска HRC 35 -40. В качестве абразива применялся электрокорунд с размером зерна 50 - 63 мкм, глубина микроуглублений после обработки составляла 3 - 4 мкм.

После снятия притиркой наплывов по краям микроуглублений, повторной термообработки до исходной твердости и обезжиривания спиртом поверхность трения иглы натирают латунным стержнем с выдержкой режимов, указанных в таблице.

Диаметральный рабочий зазор в паре игла - корпус распылителя составляет 4 - 5 мкм, при увеличении этого зазора до 10 - 12 мкм качество распыла топлива становится неудовлетворительным и распылитель подлежит замене. Поэтому в нижеприведенном расчете суммарного объема микроуглублений максимальный линейный (радиальный) износ иглы принят равным 3 мкм на радиус. Объем изнашиваемого металла на игле равен VМ= L((d1/2)2-(d2/2)2) = 1,13 мм3, где L - длина рабочей части иглы; d1 - исходный диаметр иглы (d1 = 6 мм); d2 - диаметр изношенной иглы.

Приняв микроуглубление в виде конуса с основанием и глубиной, равными 3 мкм, получим объем одного микроуглубления, равный Vугл.= (1/12)D2hmax= 7,07 10-9 мм3, где D, hmax - диаметр основания и глубина микроуглубления.

Площадь поверхности трения равна
Fтр= d1L = 377 мм2.

Общая площадь, занятая микроуглублениями, составляет примерно половину площади поверхности трения
Fугл= Fтр/2 = 188,5 мм2.

Площадь поверхности, приходящуюся на одно микроуглубление, определяют по формуле
Fугл= (D/2)2 = 7,0710-6 мм2.

Общее число микроуглублений на поверхности трения равно
n = Fугл/Fугл= 2,666107.

Средняя плотность микроуглублений равна S= Fтр/n = 14 мкм2.

Расстояние между осями микроуглублений L1 = 4,2 мкм.

Суммарный объем микроуглублений равен
Vугл= Vуглn = 0,19 мм2.

Коэффициент пропорциональности
k = Vугл/Vм= 0,17.

С учетом того что микроуглубления имеют различную форму, принимаем коэффициент k = 0,15-0,2.

Т. о., предложенный способ позволяет получить микроуглубления с заданной глубиной и после финишной антифрикционной безабразивной обработки - создать запас антифрикционного материала на всю глубину износа прецизионной детали трения. Поверхность микроуглублений в начале работы детали занимает примерно половину общей поверхности трения. Запас латуни по глубине износа обеспечивает надежную работу пары трения на всем сроке ее службы. Испытания в течение 140 ч в углеводородном топливе показали, что покрытие, полученное финишной антифрикционной безабразивной обработкой, в три раза уменьшает изнашивание плунжера [1].

Источники информации, принятые во внимание:
1. Андреева А.Г. и др. Финишная антифрикционная безабразивная обработка как средство повышения срока службы машин и оборудования. // Долговечность трущихся деталей машин: Сборник науч. статей. Выпуск N 4 / Под. общ. ред. Гаркунова Д.Н. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 34-59.

2. Авт.св. N 1569206 - способ струйно-абразивной обработки, B 24 C 1/00, БИ N 21, 1990.

3. Исупов М.Г. Создание частично-регулярного микрорельефа (ЧРМР) струйно-абразивной обработкой. // Известия ВУЗов. Машиностроение. - 1999.- N 4. - С. 58-61.


Формула изобретения

Способ финишной обработки поверхности трения, при котором на обрабатываемую поверхность воздействуют струей сжатого воздуха с абразивными частицами и на поверхности получают заданный микрорельеф с микроуглублениями, содержащими антифрикционный материал, отличающийся тем, что глубину микроуглублений получают равной величине максимального износа (hmax) поверхности трения при их суммарном о6ъеме (Vугл), определенном из условия

где Fтр. - площадь поверхности трения, при этом указанные микроуглубления заполняют антифрикционным материалом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к струйно-абразивной обработке металлов и может быть использовано в металлургии для получения высокочистой лигатуры, применяемой при выплавке слитков легированных титановых сплавов
Изобретение относится к струйно-абразивной обработке металлов и может быть использовано в металлургии для получения высокочистой лигатуры, применяемой при выплавке слитков легированных титановых сплавов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте прецизионных деталей топливной аппаратуры дизельных двигателей

Изобретение относится к обработке материалов сверхзвуковыми абразивно-жидкостными струями и может быть использовано при получении отверстий в листовых материалах

Изобретение относится к абразивной обработке

Изобретение относится к области упрочняющей обработки деталей пластическим деформированием

Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в различных отраслях промышленности для отделочной и упрочняющей обработки поверхностей деталей

Изобретение относится к струйной термоабразивной обработке поверхностей металлоконструкций, деталей из различных материалов, может быть использовано для очистки от радиоактивных загрязнений различных поверхностей, в устройствах для разрушения горных пород, обработки поверхностей природного камня, искусственных минеральных сред

Изобретение относится к способам пескоструйной обработки, для уплотнения поверхности после снятия металла

Изобретение относится к устройству комбинированного газоструйного инструмента, основным рабочим органом которого является сверхзвуковая газодинамическая струя

Изобретение относится к машиностроению и используется при дробеструйной отделочно-упрочняющей технологии цилиндрических поверхностей деталей, в том числе блоков или гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания, а также компрессоров

Изобретение относится к области струйно-абразивной обработки полуфабрикатов и изделий и может быть использовано в металлургии и машиностроении

Изобретение относится к области очистки внутренней поверхности труб от коррозии, парафина и различных нефтяных отложений бывших в эксплуатации труб в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к упрочняющей обработке металлических деталей машин методами поверхностного пластического деформирования

Изобретение относится к строительному оборудованию, с помощью которого производят очистку поверхностей труб и металлоконструкций от старых и дефектных антикоррозионных покрытий, представляющих собой слоистую вязкую массу типа битумов, смол, пленок и других подобных материалов, которые не поддаются очистке традиционными способами

Изобретение относится к устройствам для поверхностного упрочнения поверхностей детали посредством шариков

Изобретение относится к области абразивной обработки и может быть использовано при производстве прецизионных пар трения, преимущественно деталей топливной аппаратуры дизелей
Наверх