Полупогружная морская платформа повышенной волностойкости

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к полупогружным морским платформам. Полупогружная морская платформа (ПМП) включает в себя верхнюю рабочую конструкцию, на которой располагается основное оборудование, определяющее ее назначение (например, буровое оборудование); два ряда колонн сечением Sк и высотой Нк, которые поддерживают верхнюю рабочую конструкцию; два понтона объема Vп и высотой Нп, на которые опираются колонны и внутри которых располагается энергетическая установка, запасы топлива и балластные цистерны; горизонтальные перемычки крыльевого профиля между понтонами, выполняющие роль прочных связей, а также другие специальные функции. Платформа при продутых балластных цистернах находится в надводном крейсерском положении при осадке Ткр, имея заданные значения поперечной метацентрической высоты и запас плавучести. При заполненных балластных цистернах ПМП переходит в рабочее полупогруженное рабочее состояние, имея осадку Тр и заданное значение поперечной метацентрической высоты. В формулу изобретения включены математические условия на определение общей высоты и площади сечения колонн, расстояния между ними вдоль понтонов, объема и высоты понтонов и расстояния между ними, объема балластных цистерн и допустимого возвышения центра масс ПМП по высоте по заданной полезной нагрузке, расчетной высоте и длине волны, заданного запаса плавучести ПМП в крейсерском положении, а также метацентрических высот для крейсерского и рабочего положения. Достигается минимизация при заданной нагрузке волновых возмущающих сил, действующих на ПМП в расчетном диапазоне волнения и качки ПМП, а также ее водоизмещения при одновременном удовлетворении требований по запасу плавучести, устойчивости и мореходности. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к плавучим техническим средствам, которые обязаны надежно функционировать в условиях морского волнения до 5-7 баллов включительно с соблюдением повышенных требований по минимизации вертикальных и угловых колебаний самой платформы, а также ее волнового дрейфа. Полупогружная морская платформа (ПМП) может использоваться для доставки баллистических ракет к месту старта и выведения на околоземную орбиту искусственных спутников Земли, размещения на ней средств разведки и добычи полезных ископаемых со дна моря, площадки для посадки вертолетов, а также выполнения на волнении других функций.

Известна самоходная морская платформа для запуска баллистических ракет: Ocean launching apparatus for space rockets ИК Patents, Application GB 2187680 А (аналог 1). Она включает транспортное судно-док, несущее на себе две пусковые платформы со стартовым устройством и хранилищем запасных ракет, крановый блок и буксир. Все они размещаются на палубе транспортного судна-дока. Собственно пусковые платформы имеют верхнюю рабочую палубу, которая удерживается четырьмя вертикальными цилиндрическими колоннами. Сами колонны снизу опираются на плашкоуты корабельной формы, играющие роль демпферов качки.

Используется эта полупогружная морская платформа следующим образом: транспортное судно-док приходит в район предполагаемого старта и погружается так, чтобы пусковые платформы, крановая платформа и буксир всплыли с доковой палубы. Затем буксир последовательно вытаскивает крановую и пусковые платформы. Они погружаются по стартовую ватерлинию и готовятся к старту ракет. Главный недостаток всей этой конструкции - ее сложность и большое время от начала операции погружения судна-дока до старта ракеты не менее 10 часов. За это время на море может появиться существенное волнение, и старт будет сорван. Кроме того, в этом патенте не оговорены условия на размеры колонн, плашкоутов и их заглубление, а именно соотношения между геометрическими размерами колонн, плашкоутов и их заглублением определяют параметры вертикальной и угловой качки ПМП и ее горизонтальное смещение - волновой дрейф.

Известно техническое решение по патенту 2011599 (Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю. В. Полупогруженное основание морских сооружений. Патент РФ 2011599 с приоритетом 08.07.91), приводящее к существенному снижению волновых возмущающих сил (в 4-5 раз), действующих на полупогруженные морские объекты, за счет придания им особой волностойкой формы (аналог 2). В соответствии с рекомендациями патента 2011599 в рабочем положении ПМП верхняя рабочая конструкция (ВРК) и палуба понтонов должны быть удалены от спокойной поверхности на 1,2-1,5 амплитуды расчетной волны (на 3-5 м, а не 25-30 м, как это принято в большинстве современных ПМП), а оптимальный объем понтонов должен быть согласован с расчетной длиной волны, суммарной площадью вертикальных колонн и их заглублением. Однако идеи этого технического решения не нашли применения в известных ПМП, предназначенных для старта баллистических ракет.

Известно техническое решение по а/с 1320327 СССР (Симкин Л.М., Поляк К. В. Глубоководная опора, а/с 1320327, бюл. 24, 1987) (аналог 3), которое нейтрализует силы волнового дрейфа полупогруженных морских объектов. В соответствии с рекомендациями а/с 1320327 жестко связанные между собой колонны ПМП должны располагаться на расстоянии полудлины расчетной волны.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому изобретению является полупогруженное шельфовое сооружение (ПСШ) по патенту (Semi-cabmersible offshore structure ИК Patent application GB 2184402 A) - прототип.

Оно содержит: 1. Верхнюю рабочую конструкцию, на которой может располагаться оборудование, определяющее назначение всей ПМП (например, бурение скважин на дне моря, запуск ракет и т.п.).

2. Два ряда водоизмещающих вертикальных колонн, которые поддерживают верхнюю конструкцию над водой.

3. Два понтона корабельной формы, на которые опираются колонны. Внутри понтонов размещаются балластные цистерны, заполняя которые ПШС опускается в полупогруженное рабочее положение. Может в понтонах располагаться энергетическая установка, и тогда ПМП окажется самоходной.

В описании патента-прототипа имеется утверждение, что размеры понтонов и колонн выбираются из условий нейтрализации сил Фруда-Крылова дифракционными силами, которые имеют (по мнению автора патента) обратный знак этим силам.

Приведено также много вариантов расположения колонн, содержится упоминание о необходимости обеспечения ПШС остойчивости. Однако ни в описании, ни в формуле не приводится каких-либо количественных соотношений. Нет у прототипа и конструктивных мер по нейтрализации горизонтальных волновых сил, вызывающих волновой снос с занимаемого места.

Для полупогружных морских платформ любого назначения серьезной проблемой является обеспечение остойчивости ПМП в крейсерском (когда ВРК находится высоко над водой) и в полупогруженном рабочем состоянии. Надводное положение важно для стоянки в базе при сравнительно небольшой глубине акватории порта, полупогруженное - при работе. Однако патентный поиск не выявил условий, которым должны быть подчинены площади горизонтального сечения и заглубления колонн, площади ватерлинии понтонов при надводном положении ПМП и расстояние между колоннами и понтонами, допустимое возвышение центра масс ПМП по высоте над основной плоскостью, которые бы гарантировали выполнение требований по метацентрической высоте в надводном и полупогруженном рабочем ее состоянии.

Анализ описания прототипа показывает, что создать волностойкую платформу по нему без дополнительных условий и исправления неточностей принятой в нем теоретической модели воздействия волн на полупогруженные морские объекты нельзя.

Как показано в статье (Разумеенко Ю.В., Пыльнев Ю.В. Принцип структурной компенсации волновых возмущающих воздействий на полупогруженные основания морских сооружений. Сборник докладов международной конференции. С.-Пб. Морской технический университет, 1994, с.148-158), на полупогруженную платформу, состоящую из вертикальных колонн и понтонов типа фиг.1, в вертикальном направлении действуют следующие компоненты волнового воздействия: 1. Квазистатические Fy hs (силы Архимеда) от перемещения вдоль колонн волнового профиля yw= Aо cos(kx+t), где Aо - амплитуда волны, - ее частота, и - период и длина волны. Силы эти пропорциональны суммарной площади сечения колонн Sk, амплитуде волны Ао и изменяются в фазе с волной.

2. Инерционно-волновые силы Fy iw = Fyk iw + Fyn iw на колоннах и понтонах. Они включают силы Крылова от изменения в волновом поле динамических давлений и инерционную часть дифракционных сил. Эти силы пропорциональны ускорениям в волне на уровне центра плавучести (центра величины) колонн и понтонов, а также их водоизмещениями присоединенным массам. Поскольку ускорения, =-2w, то Fy iw всегда имеют знак, обратный Fy hs, и они могут быть использованы для нейтрализации сил Архимеда.

3. Демпфирующие (скоростные) силы Fy d включающие вязкие, отрывные и волновые дифракционные компоненты на колоннах и понтонах Fy d. Они пропорциональны вертикальным скоростям на уровне центра плавучести колонн и понтонов и коэффициентам демпфирования и опережают Fy hs по фазе на /2.

4. Силы присоса всей ПМП к поверхности, получающиеся в результате разрежения в волновом поле, которое убывает по мере удаления от свободной поверхности. Эти силы не зависят от времени и действуют вертикально вверх, вызывая небольшое подвсплытие ПМП относительно равновесной статической ватерлинии. Обычно эти силы невелики и в задачах качки не учитываются. Силы присоса в случае необходимости могут быть и компенсированы приемом некоторого количества воды в уравнительные цистерны.

С учетом суммарное выражение для волновой возмущающей силы имеет вид: (1) где Тк - осадка колонн, расстояние от свободной невозмущенной поверхности до верхней палубы понтонов; Sк - суммарная площадь горизонтального сечения колонн; Hп и Vп - высота понтона и его водоизмещение; kук и kуп - коэффициенты присоединенных масс колонн и понтонов; Nук и Nуп - коэффициенты демпфирования колонн и понтонов.

Как показали экспериментальные исследования, демпфирующая компонента (член перед sint) составляет не более 20-25% от инерционно-волновых, и с ростом частоты ее роль еще более падает, но не обращается в ноль. Поэтому утверждение автора патента-прототипа, что можно обнулить возмущающую силу, ошибочно. Обнулить в принципе нельзя, но существенно уменьшить можно. Член перед cost путем согласования площади колонн и размеров понтонов может быть обращен в ноль, что суммарную силу уменьшает в 4-6 раз по сравнению с морскими объектами традиционных корабельных форм, одинакового с ПМП водоизмещения.

Из (1) вытекает, что эффективность понтона (демпфера) по нейтрализации квазистатических возмущающих сил тем выше, чем ближе он к поверхности. У большинства же существующих ПМП понтоны располагаются на расстоянии 30-40 м от верхней платформы, и в рабочем состоянии они удалены от поверхности на 25-30 м. Волна на такие глубины почти не проникает, и эти понтоны работают как пассивные демпферы, не уменьшая возмущающих сил, а только увеличивая сопротивление колебаниям и инерционность всей конструкции. Именно по этой схеме выполнена самоходная платформа "Морской старт", созданная по совместному проекту США, Норвегии, России и Украины на Выборгском судостроительном заводе для запуска искусственных спутников Земли.

Главный недостаток прототипа и других подобных технических решений является сравнительно низкая эффективность стабилизации качки ПМП и излишне большое водоизмещение. В основе этих решений - малая площадь поперечного сечения колонн и глубокопогруженные демпферы - понтоны. Малая площадь ватерлинии не дает больших волновых возмущающих сил, а в совокупности с большими понтонами существенно уменьшает частоту собственных колебаний, делая ее в 1,5-3 раза меньше частоты расчетных волн. Такая платформа фильтрует волновые возмущения, но она очень чувствительна к изменению нагрузки. А из-за большой высоты колонн и их небольшого сечения возникают проблемы с обеспечением остойчивости ПМП в крейсерском и рабочем положениях. Кроме того, остаются открытыми вопросы волнового смещения ПМП в горизонтальном положении.

Задачи настоящего изобретения - минимизация при заданной полезной нагрузке волновых возмущающих сил, действующих на ПМП в расчетном диапазоне волнения и качки ПМП, а также ее водоизмещения при одновременном удовлетворении требований по запасу плавучести, остойчивости и мореходности.

Указанные цели достигаются тем, что у полупогружной морской платформы, содержащей верхнюю рабочую конструкцию, поддерживаемую двумя рядами вертикальных колонн, опирающихся на два понтона корабельной формы, внутри которых располагаются балластные цистерны и энергетическая установка, геометрические размеры понтонов и колонн, расстояние между ними, осадка, объемы цистерн главного балласта и положение центра масс ПМП определяются исходя из одновременного выполнения условий плавучести по заданной полезной нагрузке, остойчивости, мореходности, волностойкости и минимума качки.

Внешний вид ПМП и ее конструктивные элементы показаны на фиг.1 и 2. ПМП включает: 1 - верхнюю рабочую конструкцию (ВРК), на которой монтируется оборудование, определяющее назначение ПМП;
2 - колонны в количестве не менее 2-х на каждом понтоне;
3 - два понтона корабельной формы;
4 - верхние соединительные связи между понтонами, придающие жесткость катамарану;
5 - нижние соединительные связи между понтонами, имеющие крыльевой профиль; они придают жесткость соединению понтонов, а также улучшают ходкость и мореходность ПМП;
6 - горизонтальные пластины на колоннах, выполняющие роль дополнительных демпферов.

Условие волностойкости ПМП, незаливаемости ВРК и неоголения на волне понтонов в рабочем положении платформы достигается тем, что высота колонн от днища ВРК до верхней палубы понтонов Нк назначается в пределах 1,35-1,5 расчетной высоты волны hp. Платформа в рабочем состоянии уравновешивается водяным балластом так, что ее ватерлиния проходит по середине колонны. Такое техническое решение одновременно обеспечивает наибольшую эффективность работы понтонов по нейтрализации квазигидростатических волновых сил, действующих на колонны. Новизна и принципиальное отличие этого решения от известного в том, что общая высота колонн к, например, для расчетного волнения 5-6 баллов оказывается в интервале 4,5-7 м, а не 30-40 как у существующих, например, нефтедобывающих ПМП.

Для минимизации Fy необходимо в (1) нейтрализовать выражение в квадратных скобках перед cost.

Поскольку высота волны h 3% обеспеченности составляет ~0,06 средней длины волны , а 1% обеспеченности - 0,1, осадка Т выбирается как половина высоты колонны Нк, а последняя как (1,35-1,5)hр, то используя статистические зависимости для и h3%, и h1%, а также условия на выбор Нк=1,5h3% и Нк= 1,35h1%, можно (1) разрешить относительно неизвестных размеров понтона и получить условия на выбор оптимальных его размеров

где Vп - водоизмещение понтона при его полном погружении;
Нп - высота понтона, которая может быть назначена по конструктивным соображениям, например из условий размещения и обслуживания энергетической установки,
kуп=0,8-1,1 - коэффициент присоединенной массы понтона, зависящий от его формы и частоты волны,
p - расчетная длина волны.

Выражение (2) связывает потребный по волностойкости объем понтона с его приведенной высотой, суммарной площадью горизонтального сечения колонн и расчетной длиной волны.

Дополнительным средством повышения устойчивости ПМП на волне является установка на колоннах кольцевых наружных плоских демпферов пластин. Они увеличивают присоединенные массы колонн и снижают возмущающее действие волны на ПМП. Экспериментальные исследования показали, что целесообразная ширина этого кольца должна быть в интервале (0,06-0,1)bк, где bк - ширина (диаметр) колонны.

Водоизмещение ПМП в крейсерском положении определяется из уравнений
Vкр = 2(1+kзп)-1Vп = 2крLкрBкрTкр (3)
Vкр = mнг+mзг (4)
где kзп= 0,15-0,20 - запас плавучести понтона при крейсерском положении ПМП;
кр - коэффициент общей полноты понтона для крейсерского положения;
Lкр, Вкр, Ткр - длина, ширина и средняя осадка понтона в крейсерском положении;
- плотность морской воды;
mнг - сумма масс заданных и принятых по конструктивным соображениям грузов (вооружения, бурового оборудования, якорного устройства);
mзг - масса грузов, зависящих от размеров и формы ПМП, заданной скорости хода, дальности плавания и других технических характеристик (корпуса, систем, энергетической установки и др.).

Поскольку объем одного понтона VппSп, который определяется выражением (2), то по заданному (или принятому) запасу плавучести kзп по (3) и (4) находится потребное крейсерское водоизмещение.

Водоизмещение ПМП в рабочем положении при полупогруженных колоннах будет определяться уравнением:
Vp = 2Vп+HкSк (5)
Объем цистерн главного балласта, необходимый для перевода ПМП из крейсерского в рабочее полупогруженное положение по ватерлинию WpLp, должен быть равен
VЦГБ = 2kзпVп+HкSк (6)
Эти цистерны должны располагаться внутри понтонов и понижать центр масс ПМП в рабочем состоянии.

Обеспечение поперечной остойчивости ПМП в крейсерском положении требует выполнения условия
zc кр + rкр - zg кр > hкр зад (7)
где zc кр - возвышение центра плавучести понтона над основной плоскостью;
zg кр - возвышение центра масс ПМП над основной плоскостью;
rкр - поперечный метацентрический радиус, который для катамаранной конструкции ПМП равен rкр = (2ixп + 2SкрYп 2)Vкр;
iхп - собственный момент инерции площади крейсерской ватерлинии одного понтона;
уп - удаление центральной продольной оси понтона от центральной продольной оси ПМП.

С учетом Sкр = крLкрВкр, где кр - коэффициент полноты крейсерской ватерлинии; ixп = крLкрВкр 3/12, Vкр = 2крLкрВкрТкр и yпк/2 для метацентрического радиуса получаем

Для понтонов, близких по форме к параллелепипеду, что характерно для ПМП, zс кр(0,550,65)Ткр; кр/кр1,051,15. При Вкрк<0,5, что обычно для ПМП, выполняется, . Это позволяет получить условие на допустимое возвышение центра масс ПМП в крейсерском положении при заданной поперечной метацентрической высоте hкр зад.


Выражение (9) позволяет связать zg кp с заданным значением поперечной метацентрической высоты, осадкой и расстоянием между понтонами.

Обеспечение поперечной остойчивости ПМП в рабочем полупогруженном положении требует выполнения условия
hр = zср + rр - z hр.зад (10)
где hр.зад - заданное или назначенное значение поперечной метацентрической высоты в рабочем положении.

Для обеспечения этого условия при проектировании ПМП необходимо выразить аппликату центра плавучести zср, центра масс zgp и метацентрический радиус rр через геометрические характеристики и аналитически связать размеры понтонов, колонн, положение центра масс ПМП по высоте zg кp и положение по высоте центра плавучести zсЦГБ цистерн главного балласта.

С учетом того, что в расчете на один понтон и колонны на нем
V'кр = 0.5Vкр,
zс кр (0,520,58)Tкр
где Vкр - крейсерское водоизмещение ПМП из 2-х понтонов,
Ткр - осадка по крейсерскую ватерлинию,
kзп0,150,20 - запас плавучести понтона в крейсерском положении и Нпкр1,151,20, (Нп - средняя высота понтона),
получено следующее условие для zсЦГБ и заданного значения поперечной метацентрической высоты для рабочего положения ПМП h'р зад, отнесенной к крейсерскому водоизмещению.


Это неравенство наряду с другими накладывает ограничение на расположение центра плавучести ЦГБ по высоте zсЦГБ и расстояние между колоннами Вк.

Минимизация сил волнового дрейфа ПМП обеспечивается тем, что расстояние между понтонами и колоннами выбирается вблизи полудлины расчетной волны и назначается в интервале
Bк (0,4-0,6)p (12)
Это нежесткое условие позволяет совместить его с другими условиями на величину расстояния между понтонами и колоннами.

Одной из проблем, которая всегда возникает при создании катамаранных ПМП, является проблема жесткости и прочности соединения между собой понтонов и колонн. Однако эти соединения можно сделать полезными для ходкости ПМП и ее волностойкости. Для этого на уровне днища понтоны можно соединить крыльевыми профилями выпуклостью вверх и развернуть их под некоторым углом атаки. Такие профили при ходе ПМП против волны создают дополнительную волновую тягу.

Предложенная система уравнений и неравенств представляет собой условия определения при проектировании ПМП водоизмещения, размеров колонн и понтонов, расстояния между ними, допустимого возвышения центра масс ПМП над центром ее плавучести, а также объемов цистерн главного балласта и положения их центра плавучести по высоте.

Исходными для решения этой системы уравнений и неравенств являются:
- заданная полезная нагрузка, например масса ракетного комплекса, бурового оборудования, грузоподъемность;
- экипаж и нормы снабжения;
- заданная скорость и дальность плавания, автономность и условия обитаемости;
- требования по продольной и поперечной остойчивости ПМП в надводном и полупогруженном состоянии;
- требования по осадке и другие эксплуатационные требования;
- предельная балльность моря, при которой ПМП должна нормально эксплуатироваться, и район ее установки в заякоренном варианте или в свободном плавании;
- особые требования и пожелания заказчика.

Проблема рационального выбора элементов ПМП при ее проектировании принципиально решается следующим образом:
1. Вначале определяется расчетный диапазон длин и высот волн. Обычно каждой балльности моря по статистике соответствует свой диапазон длин и высот волн 3 и 1% обеспеченности. В зависимости от жесткости требований по качке ПМП могут быть выбран расчетный диапазон длин и высот волн и их среднестатические значения p и hp.

2. Исходя из hp и условий волностойкости, устанавливаются пределы необходимой высоты колонн Hк=(1,351,5)hp и назначается Тк=0,5Нк.

3. По условиям минимизации сил волнового дрейфа устанавливаются пределы необходимого расстояния между понтонами Вк(0,40,6)p, количество n колонн в ряду и расстояние Lк между носовыми колоннами. Если платформа небольшая и колонн всего две, то Lк=(0,40,6)p, если длина понтонов и верхней платформы большие, близкие к p, а количество колонн три и больше, то расстояние между крайними носовой и кормовой колоннами выбирается в интервале Lк=(0,81,1)p. Возможен вариант применения 2-х колонн большего горизонтального сечения Sк на расстоянии (0,40,6)p друг от друга в ряду и 2-3 дополнительных колонн небольшого сечения в нос и корму от основных для поддержки верхней рабочей платформы.

4. Если понтоны прямостенные или близкие к ним, то для них справедливы соотношения:
Sкр= крВкрLкр, Vкр = Vп(1-kзп)SкрTкр, Vкр = крВкрLкрТкр и Ткр(1-kзпп,
где Вкр и Lкр наибольшая ширина и длина понтона в крейсерском положении WкрLкр,
Sкр - площадь ватерлинии WкрLкр понтона,
кр - коэффициент полноты крейсерской ватерлинии, а кр - коэффициент общей полноты понтона для крейсерского положения.

5. Высота понтона Нп может быть назначена по условиям размещения и обслуживания энергетической установки, корабельных запасов воды, топлива, провизии, главного балласта. При заданной величине запаса плавучести kзп и назначенному Нп может быть определена осадка по крейсерскую ватерлинию ТкрНп(1-kзп).

6. Система уравнений:
- устойчивости к вертикальным волновым силам (2);
- водоизмещения в крейсерском положении (3);
- плавучести в крейсерском положении (4);
- водоизмещения в полупогруженном рабочем положении (5);
- объема цистерн главного балласта (6);
- остойчивости в крейсерском положении (9);
- остойчивости в полупогруженном рабочем положении (11);
- минимума сил волнового дрейфа (12)
упорядочивают процесс принятия конструктивных решений и определения необходимых размеров ПМП при проектировании.

Все предложенные здесь для ПМП зависимости являются новыми. Патентный поиск подобных зависимостей не выявил. Поэтому эти зависимости отвечают критерию новизны.

Эти зависимости указывают рациональные пути достижения заданных эксплуатационных свойств ПМП. Без них процесс проектирования будет очень длительным и нет гарантии, что будут приняты оптимальные решения. Поэтому предложенная система уравнений и неравенств отвечает критерию существенного положительного эффекта.


Формула изобретения

1. Полупогружная морская платформа, содержащая верхнюю рабочую конструкцию, поддерживаемую двумя рядами вертикальных колонн, опирающихся на два понтона корабельной формы, внутри которых размещаются энергетическая установка, корабельные запасы и балластные цистерны, способная плавать в надводном (крейсерском) и в полупогруженном рабочем положениях, отличающаяся тем, что высота колонн Нк от днища верхней рабочей конструкции до верхней палубы понтонов принята в интервале (1,35-1,5)hр, где hр - расчетная высота волны, платформа в рабочем положении уравновешена водяным балластом так, что ее ватерлиния проходит по середине колонн, а полный объем одного понтона n определяется формулой

где Нп - высота понтона;
Sк - суммарная площадь горизонтального сечения колонн на одном понтоне;
p - расчетная длина волны;
kуп=0,8-1,1 - коэффициент присоединенной массы понтона, зависящий от его формы и частоты расчетной волны;
при этом расстояние между колоннами по ширине Вk принимается в интервале (0,4-0,6)p, а расстояние между колоннами по длине понтона связано с количеством колонн и длиной волны следующей зависимостью: Lk=(0,4-0,6)p при двух колоннах, а при трех и более расстояние между крайними колоннами в носу и корме составляет Lk=(0,8-1,1)p, водоизмещение ПМП в крейсерском положении Vкр связано с полным объемом понтона и его главными размерами зависимостями
Vкр = 2(1+kзп)-1Vп = 2крLкрBкрTкр
и
Vкр = mнг+mзг
где kзп=0,15-0,20 - заданное значение запаса плавучести понтонов;
кр - коэффициент общей полноты понтона по крейсерскую ватерлинию;
Вкр, Lкр и Ткр - его ширина, длина и осадка по крейсерской ватерлинии;
mнг - сумма масс заданных и принятых по конструктивным соображениям грузов;
mзг - сумма масс зависимых от размеров ПМП грузов,
при этом водоизмещение ПМП в рабочем положении определяется выражением
Vрп=2VпкSк,
суммарный объем цистерн главного балласта VЦГБ для двух понтонов определяется зависимостью
VЦГБ=kзпVкркSк,
возвышение центра масс ПМП по высоте от основной плоскости g кр для крейсерского положения определяется выражением

где hкр зад - заданное значение поперечной метацентрической высоты в крейсерском положении;
Ткр - осадка в крейсерском положении;
Вк - расстояние между диаметральными плоскостями понтонов,
а для рабочего полупогруженного положения возвышение центра плавучести ЦГБ и расстояние по ширине между колоннами Вк должно удовлетворять неравенству

где h'р зад - заданное значение поперечной метацентрической высоты для полупогруженного рабочего положения, отнесенное к крейсерскому водоизмещению;
zсЦГБ - возвышение центра плавучести цистерн главного балласта над основной;
V'кр=0,5Vкр - водоизмещение одного понтона по крейсерскую ватерлинию.

2. Полупогружная морская платформа по п.1, отличающаяся тем, что вертикальные колонны выполнены круговой или обтекаемой формы, а по наружной поверхности колонн на расстоянии 0,5-1,0 м друг от друга установлены наружные шпангоуты из пластин шириной 0,1 ширины bк колонн.

3. Полупогружная морская платформа по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что на уровне днища понтоны жестко связаны между собой крыльевыми профилями, установленными выпуклостью вверх и развернутыми под углом атаки при ходе ПМП против волны.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к атомной энергетике и может быть использовано при создании плавучих атомных электростанций средней мощности для эксплуатации в прибрежных зонах

Изобретение относится к судостроению, в частности к комплексам для промысловой разработки морских и прибрежных газовых месторождений шельфа арктических морей и других регионов, функционирующих в ледовых, в сложных метеорологических и ветроволновых условиях и на больших глубинах

Изобретение относится к области бурения и добычи нефти и газа на море в северных и арктических условиях

Изобретение относится к водному транспорту и касается создания плавучих сооружений для перевозки автомобилей, а также для использования этих сооружений в качестве автостоянок или гаражей

Изобретение относится к области энергетики, использующей нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, в частности ветроэлектрические установки

Изобретение относится к судостроению, в частности, к техническим средствам ликвидации последствий морских аварий и катастроф

Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности касается морских платформ для добычи нефти и газа

Изобретение относится к судостроению и касается строительства плавучих сооружений, в частности буровых установок

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к сооружениям для инженерных работ на мелководных акваториях континентального шельфа

Изобретение относится к судостроению и касается плавучих средств для добычи углеводородов со дна моря

Изобретение относится к области добычи полезных ископаемых и их использования, а более конкретно - к производству углеводородного топлива из нефти и газового конденсата и производству на их основе тепловой и электрической энергии, товарной пресной и питьевой воды, получению из морской воды полезных химических элементов и соединений и обеспечению результатами этого производства прибрежных децентрализованных потребителей

Изобретение относится к области гидротехнических сооружений, в частности к морским самоподъемным и стационарным платформам для освоения континентального шельфа

Изобретение относится к морским сооружениям и касается создания разборных плавучих причалов

Изобретение относится к судостроению, а именно к проектированию и созданию плавучих платформ

Изобретение относится к судостроению и гидроэнергетике, к использованию энергии моря плавучими платформами, теми, что круглы в плане и содержат два гладкобортных корпуса

Изобретение относится к комплексам промысловой разработки морских и прибрежных газовых месторождений шельфа арктических морей России и других регионов, функционирующим в ледовых, в сложных метеорологических и ветроволновых условиях и на больших глубинах

Изобретение относится к области строительства морских шельфовых сооружений, предназначенных для бурения и/или добычи нефти или газа в глубоководных районах с ледовым периодом

Изобретение относится к судостроению и более конкретно - к способу ремонта плавучих сооружений, в частности плавучих полупогружных буровых платформ

Изобретение относится к технологическому оборудованию, предназначенному для добычи полезных ископаемых в арктических условиях
Наверх