Масло гидравлическое для высоконапряженных гидравлических систем

 

Использование: в системах гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50oС в зависимости от типа гидравлического насоса. Сущность изобретения: масло содержит, мас.%: загущающую присадку 0,8-12,0, депрессорную присадку 0,3-1,0, антиокислительную присадку 0,15-0,25, многофункциональную присадку 0,9-1,1, противопенную присадку 0,002-0,004, базовое масло до 100. В качестве базового масла содержит фракцию 270-340oС, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420oС после селективной очистки фенолом или N-метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше минус 55oС. Технический результат - улучшение вязкостно-температурных свойств (повышение индекса вязкости) и совместимости с резиной. 2 табл.

Изобретение относится к гидравлическим маслам, применяемым в системах гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подьемно-транспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 до +50oС в зависимости от типа гидравлического насоса. Рекомендуется для условий Крайнего Севера как всесезонное, а для районов средней полосы с умеренным климатом - как зимний сорт.

Известно масло гидравлическое (Авт. свид. СССР 325867, Кл. С 10 М 1/28, Бюллетень 1, 1976 г.), загущенное, содержащее в качестве основы фракцию сернистых нефтей 275-350oС, прошедшую адсорбционную или гидрогенизационную очистку, содержит композицию присадок: Вязкостная - полиизбутелен, полимотакрилат Депрессорная- полиметакрилат "Д" - 0,4-1% Противоизносная - октол - 3-5% Антиокислительная - ионол - 0,2-0,3% Противопенная - ПМС-200А - 0,003-0,005 В соответствии с существующим ГОСТ 17479-3-85 данное масло с вязкостью при 50oС- 10 мм2/с относится к группе МГ-15-В.

Известное масло не удовлетворяет современным требованиям по вязкостно-температурным свойствам (вязкость при -40oС 2300 мм2/с), низкотемпературным (температура застывания минус 60oС) и пожаробезопасным (температура вспышки 135oС).

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является гидравлическое масло по патенту РФ 2147031 (27.03.2000, Бюл. Изобретения 9), включающее дистиллят базы трансформаторного масла и композицию присадок при следующих соотношениях компонентов, % мас.

Полиметилсилоксан - 0,001-0,005 Ионол (2,6-дитрет-бутил-4-метилфенол) - 0,2-0,3 Диалкилдитиофосфат цинка - 1,0-1,6 Тройной сополимер этилена, пропилена и дициклопентадиена - 0,2-1,0
Полиизобутилен - 1,0-5,0
Дистиллят базы трансформаторного масла - до 100
Недостатком прототипа являются недостаточно высокие вязкостно-температурные свойства и недостаточно высокая совместимость с резинами.

Предлагаемое изобретение решает техническую задачу дальнейшего улучшения вязкостно-температурных свойств и совместимости с резинами.

Сущность изобретения заключается в том, что масло гидравлическое загущенное для высоконапряженных гидравлических систем, включающее базовое масло, загущающую, депрессорную, антиокислительную, многофункциональную и противопенную присадки, согласно изобретению в качестве базового масла содержит фракцию 270-340oС, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420oС после селективной очистки фенолом или N-метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше 55oС при следующем соотношении компонентов, % мас.:
Загущающая присадка - 0,8-12,0
Депрессорная присадка - 0,3-1,0
Антиокислительная присадка - 0,15-0,25
Многофункциональная присадка - 0,9-1,1
Противопенная присадка - 0,002-0,004
Базовое масло - до 100
В качестве загущающей присадки масло содержит полиметакрилат ПМА "В-2" или Шелвис 50 (гидрированный стирен-изопреновый полимер), в качестве депрессорной присадки - Вископлекс (полиоксазолин) или полиметакрилат "Д", в качестве антиокислительной - Агидол -1 (дибутилпаракрезол), в качестве многофункциональной - ДФ-11 (диалкилдитиофосфат цинка) или ДБФ (диалкилдитиофосфат цинка, модифицированный бором), в качестве противопенной - ПМС-200А (полиметилсилоксан).

Получение базового масла включает следующие стадии:
1. Получение на установке АВТ-М из сернистой малосмолистой парафинистой нефти дистиллятной масляной фракции 270-420oС с температурой вспышки в открытом тигле не ниже 150oС.

2. Селективная очистка дистиллятной масляной фракции 270-420oС фенолом или N-метилпирролидоном с получением рафината:
- объемное соотношение сырья к фенолу или N-метилпирролидону 1:1.5-1:3.5
3. Депарафинизация рафината с использованием газотурбинного масла, имеющего температуру застывания не выше минус 55oС:
- объемное соотношение сырья к растворителю 1:3-1:6;
- состав растворителя в % (объем)
кетон - 60-70
толуол - 40-30
- вакуум в осушительной колонне - не менее 550 мм рт. ст.;
- температура в осушительной колонне 120-340oС
4. Вакуумная разгонка депарафинированного масла с получением базового компонента 270-340oС:
- температура входа сырья 350oС
- температура верха колонн 100oС
- остаточное давление в зоне питания не более 60 мм рт. ст.

Предлагаемое товарное гидравлическое масло готовят смешением базового масла с присадками в товарном резервуаре при температуре 50-80oС.

В начале в указанных соотношениях в базовое масло вводятся присадки последовательно: Шелвис - 50 (или полиметакрилат В2), Вископлекс - 050, а затем "Агидол - 1". Присадки "Шелвис - 50", полиметакрилат В2, "Вископлекс - 050" и "Агидол -1" вводятся в виде концентратов.

Далее вводятся остальные присадки в любой последовательности в виде концентратов в базовом масле или чистом виде.

Введение присадок в базовое масло производится во время циркуляции масла в резервуаре. После введения присадок производится перемешивание путем циркуляции до получения однородной смеси.

Пример 1. Прототип
В реактор загружают дистиллят базы трансформаторного масла и в соответствии с рецептурой загружают присадки, мас.%: полиметилсилоксан - 0,003; ионол (2,6-дитрет-бутил-4-метилфенол) - 0,25; диалкилдитиофосфат цинка - 1,4; тройной сополимер этилена, пропилена и дициклопентадиена мол.м. 50000 - 0,2; полиизобутилен мол.м. 20000 - 1,0. Полученная композиция характеризуется следующими показателями:
Кинематическая вязкость
при 50oС, сСт - 10,0
при -40oС, сСт - 1390
Индекс вязкости - 156
Температура вспышки, oС - 151
Температура застывания, oС - -62
Испытание на коррозию (3 г при 100 oС) пластинок из электролитической меди - выдерживает.

Изменение массы резины уим - 1 после воздействия масла (72 г при 80oС) - 7%.

Пример 2. (Предлагаемый состав). Базовое масло представляет собой фракцию 270-340oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции 270-420oС с температурой застывания не выше минус 55oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 3,8 мм2/c, температура застывания минус 65oС, анилиновая точка 74oС. Содержание присадок 2,353 %.

Пример 3. Базовое масло, полученное по примеру 2 с содержанием присадок 13,254 %.

Пример 4. Базовое масло представляет собой фракцию 290-340oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции 290-420oС, с температурой застывания не выше минус 55oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 3,9 мм2/с, температура застывания минус 63oС, анилиновая точка 76oС. Содержание присадок 2,502 %.

Пример 5. Базовое масло, полученное по примеру 4 с содержанием присадок 12,683%.

Пример 6. Базовое масло представляет собой фракцию 310-340oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции 310-420oС, с температурой застывания не выше минус 55oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 4,1 мм2/с, температура застывания минус 58oС, анилиновая точка 80oС. Содержание присадок 2,804 %.

Пример 7. Базовое масло, полученное по примеру 6 с содержанием присадок 12,084 %.

Пример 8. Базовое масло представляет собой фракцию 270-350oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции 270-420oС, с температурой застывания не выше минус 55oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 3,95 мм2/с, температура застывания минус 60oС, анилиновая точка 78oС. Содержание присадок 2,502 %.

Пример 9. Базовое масло, полученное по примеру 8 с содержанием присадок 12,253 %.

Пример 10. Базовое масло представляет собой фракцию 270-360oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции 270-420oС, с температурой застывания не выше минус 55oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 4,3 мм2/с, температура застывания минус 56oС, анилиновая точка 80oС. Содержание присадок 2,653 %.

Пример 11. Базовое масло, полученное по примеру 10 с содержанием присадок 11,784 %.

Пример 12. Базовое масло представляет собой фракцию 270-340oС, полученную при вакуумной разгонке очищенной и депарафинированной масляной фракции с температурой застывания не выше минус 45oС.

Вязкость кинематическая при 50oС 4,2 мм2/с, температура застывания минус 52oС, анилиновая точка 80oС. Содержание присадок 3,204 %.

Композиция присадок в прототипе (пример 1) и лабораторных образцах (примеры 2-12) представлены в табл. 1.

Лабораторные испытания образцов проведены в товарной лаборатории испытания масел второй промзоны (Ново-Уфимский НПЗ) ОАО "Башкирская нефтехимическая компания".

Из приведенных данных видно, что масла по примерам 2 и 3 табл.2 по вязкостно-температурным свойствам (индекс вязкости) и совместимости с резиной (изменение веса) превосходят аналог.

Предлагаемое масло может использоваться в системах гидропривода и гидроуправления, в строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и др. машинах, работающих на открытом воздухе.


Формула изобретения

Масло гидравлическое для высоконапряженных гидравлических систем, включающее базовое масло, загущающую, депрессорную, антиокислительную, многофункциональную и противопенную присадки, отличающееся тем, что в качестве базового масла оно содержит фракцию 270-340oС, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420oС после селективной очистки фенолом или N - метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше минус 55oС, при следующем соотношении компонентов, маc. %:
Загущающая присадка - 0,8-12,0
Депрессорная присадка - 0,3-1,0
Антиокислительная присадка - 0,15-0,25
Многофункциональная присадка - 0,9-1,1
Противопенная присадка - 0,002-0,004
Базовое масло - До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазкам, используемым в качестве защитных покрытий металлических деталей, в частности, при хранении сельскохозяйственной техники на открытых площадках

Изобретение относится к области создания противоизносных рельсовых смазок и может быть использовано на железнодорожном и трамвайном транспортах, рельсовых погрузочных механизмах, рельсовых аттракционах и т.д

Изобретение относится к углеводородным смазкам, применяемым для смазывания стальных канатов в процессе их изготовления и непосредственно при эксплуатации

Изобретение относится к рабочим жидкостям для гидросистем запорной арматуры газовых магистралей

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехими и может использоваться в автомобильной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и конкретно касается уменьшения износа в паре трения колесо - рельс на кривых участках пути за счет использования смазочной композиции
Изобретение относится к уплотнительным смазкам для запорной трубопроводной арматуры, которые применяют для ликвидации утечек транспортируемого сырья через неплотности системы трубопроводов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к смазывающе-охлаждающим технологическим средствам (СОТС), применяемым при холодной обработке металлов резанием, в т.ч

Изобретение относится к составам для улучшения эксплуатационных свойств смазочных масел, которые выполняют функции присадки для обработки моторного смазочного масла
Изобретение относится к области создания противоизносных композиций, используемых на железнодорожном транспорте для снижения износа гребней колес подвижного состава
Изобретение относится к области создания композиций, используемых для смазки тяжело нагруженных открытых зубчатых передач, стальных канатов, ходовой части тракторов и других пар скольжения непрецезионных механизмов

Изобретение относится к смазочной композиции, предназначенной преимущественно для трансмиссий и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками, работающими при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения дорожек и тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, конкретно к составу трансмиссионного масла, предназначенного для всесезонной эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей и различных видов наземной подвижной техники во всех климатических регионах, в том числе северных и арктических

Изобретение относится к защитным смазочным материалам, в частности к консервационным смазкам

Изобретение относится к пластичным смазкам, основным назначением которых является обеспечение работоспособности подшипников качения грузовых и пассажирских вагонов
Наверх