Способ подъема затонувших судов

 

Изобретение относится к аварийным работам по подъему затонувших судов, преимущественно подводных атомных лодок. Способ подъема затонувших судов с использованием понтонов предусматривает перед заполнением понтонов воздухом проведение удаления воды из внутренних отсеков корпуса через клапаны в нижней его части под действием избыточного внутреннего давления, создаваемого сериями последовательных взрывов зарядов малой величины, установленных внутри корпуса. Реализация данного способа обеспечит сокращение времени подготовительных операций и снижение финансовых затрат. 1 ил.

Изобретение относится к аварийным работам по подъему затонувших судов, преимущественно может использоваться при поднятии затонувших подводных лодок.

Уровень техники заявляемого объекта известен из способа, включающего палубную остропку понтонов к затонувшему судну и поочередную продувку основных и концевых понтонов, причем во время всплытия концевые понтоны закрепляют параллельно диаметральной плоскости корабля на стропах разной длины, при этом продольные оси понтонов наклоняют под одинаковым углом к основной плоскости с пересечением их в точке ниже крепления понтонов к судоподъемным стропам, а продувку концевых понтонов производят непрерывно в течение всего процесса всплыва (а.с. СССР 95377784, публ. 27.11.1999 г.).

Недостатком известного способа является трудоемкость операции подъема и значительная его стоимость. Особенно это касается субмарин весом в несколько десятков тысяч тонн, как, например, атомная подводная лодка (АПЛ) "Курск".

Заявляемый способ направлен на разработку экономичного и высокоэффективного способа подъема затонувших судов.

Технический результат, достигаемый в процессе решения поставленной задачи, заключается в: 1) значительном снижении финансовых затрат; 2) сокращении времени подготовительной операции подъема судна.

Требуемый технический результат достигается тем, что в отсеках затонувшего судна создают избыточное давление относительно давления внешней морской среды, под действием которого вода из отсеков выталкивается во внешнюю морскую среду через клапаны, выполненные в корпусе судна, при этом избыточное давление в отсеках судна создается сериями последовательных взрывов зарядов малой величины, установленных в корпусе судна.

Существенные признаки, характеризующие заявляемый объект.

Ограничительные: использование понтонов.

Отличительные: перед заполнением понтонов воздухом производят удаление воды из внутренних отсеков корпуса через клапаны в нижней части корпуса под воздействием избыточного внутреннего давления в отсеках судна, создаваемого сериями последовательных взрывов зарядов малой величины, установленных в корпусе судна.

Причинно-следственная связь между совокупностью существенных признаков заявляемого способа и достигнутым техническим результатом заключается в следующем.

Малые заряды (тротиловые шашки), помещенные в верхней части прочного корпуса, взрывают в определенной последовательности, предотвращающей их одновременную детонацию. В процессе малого взрыва внутри каждого отсека создается значительное избыточное давление относительно внешней морской среды, которое воздействует на воду внутри отсека, выталкивая ее через клапан во внешнюю среду.

На чертеже приведена схема расположения зарядов прочного корпуса лодки.

Для реализации заявляемого способа необходимо в каждом отсеке корпуса лодки 1 установить заряды 2 (показаны крестиками) в верхней части корпуса по отношению к грунту; в нижней части каждого отсека необходимо создать выпуск 3 с клапаном 4. Для снятия избыточного давления в верхней части прочного корпуса монтируется клапан 5.

Заявляемый способ подъема затонувших субмарин осуществляется следующим образом.

Затонувшую субмарину осматривают на предмет определения пробоин в отсеках и их заделки. В отсеки, заполненные водой и не имеющие пробоин (или ликвидированные после осмотра), монтируют выпуска 3 с клапанами 4 и заряды 2. В верхней части корпуса 1 монтируется выпускной клапан 5. Закрываются переборки между отсеками. Под лодку подводится определенное число понтонов с учетом затопленных отсеков, в которых не удалось ликвидировать пробоины. Заряды подключаются к пункту управления, находящемуся на поверхности моря или с внешней стороны лодки. Согласно составленной схеме производится последовательное включения зарядов. В результате взрыва внутри каждого отсека прочного корпуса 1 лодки возникает избыточное давление вследствие ударной волны и образующихся газов. При этом открывается клапан 4 и вода из отсека удаляется во внешнюю среду, после выравнивания давления внутри лодки и во внешней среде (а именно во внешней среде давление чуть больше, чем внутри лодки) клапан 4 перекрывает выпуск. Производится следующая партия взрывов и т.д. - до практического удаления всей воды из отсеков. Через клапан 5 убирается избыточное давление газов в отсеке путем соединения клапана со шлангом, который выводится на поверхность моря (это, конечно, если глубина затопления не слишком велика). В случае зарывания затонувшего судна в грунт в любой части отсека, удобной для подвода в отсек шланга, выполняется отверстие, через которое этот шланг опускается внутрь отсека и через который вода из отсека удаляется во внешнюю морскую среду под действием избыточного давления, возникающего в результате взрыва зарядов. Затем следует заполнение подведенных понтонов воздухом (газом) и подъем лодки.

Наряду с зарядами могут использоваться пакеты с химическим активным веществом, дающим при взаимодействии с водой или просто при сгорании большое количество газов, способствующих повышению давления в отсеках. Заряды составляют примерно 10-30 г в тротиловом эквиваленте.

Формула изобретения

Способ подъема затонувших судов с использованием понтонов, отличающийся тем, что перед заполнением понтонов воздухом производят удаление воды из внутренних отсеков корпуса через клапаны в нижней его части под действием избыточного внутреннего давления, создаваемого сериями последовательных взрывов зарядов малой величины, установленных внутри корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике для проведения аварийно-спасательных работ, в частности, предназначено для подъема затонувших подводных лодок

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для доставания с больших глубин различных объектов: от крупных судов и кораблей до приводнившихся на океанском глубоководье искусственных спутников Земли

Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов
Изобретение относится к подъему затонувших судов и других объектов, находящихся под водой, и может быть использовано, в частности, при подъеме затонувшей подводной лодки (ПЛ) типа "Курск"

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для подъема преимущественно подводных лодок

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для извлечения из больших глубин крупных судов, надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, искусственных спутников Земли, в первую очередь взрыво- и экологически опасных объектов, например, преднамеренно затопленных в акваториях морей судов с химическими боеприпасами, исчерпавших свой ресурс ядерных реакторов и т.д

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах

Изобретение относится к системам создания положительной плавучести, в частности к системам, обеспечивающим создание подъемной силы с использованием жестких понтонов

Изобретение относится к области подъема затонувших объектов, в частности судов, подводных лодок, самолетов и их фрагментов с недоступных для человека глубин

Изобретение относится к области проведения работ по подъему затонувших объектов и может быть использовано для подъема судов и выполнения на дне водоемов монтажных, демонтажных и транспортных операций, связанных с разработкой шельфовых месторождений полезных ископаемых

Изобретение относится к области судоподъема и может быть использовано в организациях, занимающихся подъемом затонувших объектов, преимущественно подводной лодки
Наверх