Комплекс для подъема затонувших объектов

 

Сущность изобретения: комплекс для подъема затонувших объектов содержит подъемную платформу, соединенную с двумя подводными лодками и вспомогательные подводные аппараты для установки затонувшего объекта на подъемную платформу. Два из упомянутых вспомогательных аппарата соединены между собой тросом, а третий выполнен с манипулятором. 4 з.п.ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к технике для проведения аварийно-спасательных работ, в частности, предназначено для подъема затонувших подводных лодок.

Известен комплекс для подъема затонувших объектов, содержащий подъемную платформу и вспомогательные подводные аппараты, каждый из которых выполнен с движительными установками и приводами последних. В этом комплексе для установки затонувшего объекта на подъемную платформу требуется полный подъем затонувшего объекта, что затрудняет использование комплекса для подъема объектов значительной массы.

Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении подъема затонувших объектов значительной массы.

Этот технический результат достигается тем, что в комплексе для подъема затонувших объектов, содержащем подъемную платформу и вспомогательные подводные аппараты, каждый из которых выполнен с движительной установкой и приводами последних, подъемная платформа выполнена в виде тросов с установленными на них поплавками и соединенными с двумя подводными лодками, а вспомогательные подводные аппараты выполнены шарообразными, причем два вспомогательных подводных аппарата соединены между собой по меньшей мере одним тросом, а третий вспомогательный подводный аппарат выполнен с механическими манипуляторами.

Каждый вспомогательный подводный аппарат может быть снабжен сбрасываемыми балластными грузами и выполнен с корпусом в виде двух оболочек, полость между которыми заполнена жидкостью с плотностью, меньшей плотности воды. При этом привод каждой движительной установки расположен в соответствующем дополнительном шарообразном корпусе, установленном на наружной поверхности вспомогательного подводного аппарата и выполнен с тандемно расположенным электрическим и топливным двигателями. Каждая движительная установка выполнена с двумя соосными гребными винтами. Движительные установки расположены на корпусе вспомогательного подводного аппарата с возможностью создания продольной поперечной и вертикальной тяги.

Каждая из упомянутых подводных лодок может быть снабжена установленными на ее внешней поверхности поплавками, сбрасываемыми балластными грузами, а также установленными на ее днище посредством элементов крепления колесами и выполнена двухкорпусной с двумя соосными гребными винтами. При этом внутренний корпус выполнен в виде сферических оболочек, а полость между внутренним корпусом и внешним корпусом, выполненным в виде цилиндра, заполнена жидкостью с плотностью, меньшей плотности воды. Каждая подводная лодка соединена с упомянутыми тросами посредством гребенки с отверстиями для этих тросов, а колеса выполнены в виде шаров с положительной плавучестью.

Поплавки подъемной платформы могут быть выполнены преимущественно сферическими и установлены соосно тросам этой платформы с возможностью вращения относительно последних, при этом каждый указанный поплавок выполнен с полостью, заполненной жидкостью с плотностью, меньшей плотности воды, или выполнен из пробки.

Кроме того, механизм сброса каждого балластного груза может быть выполнен с установленной внутри корпуса соответствующего подводного аппарата или подводной лодки втулки с наружной резьбой и установленного на этой резьбе колпачка с рукоятью, а также со стержнем, жестко закрепленным одним своим концом на внутренней поверхности колпачка и разъемно связанным своим вторым концом, выполненным с резьбовой нарезкой, с квадратной гайкой, установленной на балластном грузе.

На фиг. 1 изображен общий вид комплекса для подъема затонувших объектов, на фиг. 2 вид сверху на вспомогательный подводный аппарат, на фиг. 3 вид сбоку на вспомогательные подводные аппараты, на фиг. 4 узел крепления балластного груза, на фиг. 5 узел крепления колес, на фиг. 6 узел крепления тросов подъемной платформы, на фиг. 7 и 8 варианты узлов крепления поплавков, на фиг. 9 схема заводки троса под затонувший объект, на фиг. 10 - схема заводки подъемной платформы под затонувший объект, на фиг. 11 - подъемная платформа с установленным на ней затонувшим объектом.

Комплекс для подъема затонувших объектов содержит подъемную платформу, два вспомогательных подводных аппарата 1, соединенных между собой по меньшей мере одним тросом 9, вспомогательный подводный аппарат 10, снабженный манипулятором 11 со сменным инструментом 12.

Подъемная платформа выполнена в виде тросов 35 с установленными на них поплавками 30 и соединенными с двумя подводными лодками 25. Каждый вспомогательный аппарат снабжен сбрасываемыми балластными грузами 14 и выполнен с корпусом в виде двух оболочек 15 и 16, полость между которыми заполнена жидкостью 17 с плотностью, меньшей плотности воды, например бензином. Вспомогательные подводные аппараты снабжены движительными установками 3, выполненными с соосными гребными винтами и приводами их вращения. Привод каждой движительной установки 3 расположен в соответствующем дополнительном шаровом корпусе 5, выполненном аналогично корпусу вспомогательного подводного аппарата и установленном на наружной поверхности последнего посредством соединительных элементов 7. Каждый указанный привод выполнен с тандемно расположенными электрическим и топливным двигателями. Движительные установки расположены на корпусе вспомогательного подводного аппарата с возможностью перемещения последнего в продольном, поперечном и вертикальном направлениях. На наружной поверхности вспомогательного подводного аппарата установлены также шаровые корпуса, наполненные топливом для двигателей.

Каждая подводная лодка 25 снабжена установленными на ее внешней поверхности сбрасываемыми балластными грузами 14, а также колесами 42, выполненными в виде плавучих шаров и установленными на осях 29, соединенных центральным элементом 28 и боковыми элементами 26 с горизонтальным элементом 27, установленным на днище лодки 25.

Каждая подводная лодка 25 выполнена двухкорпусной с двумя соосными и гребными винтами 2. Внутренний корпус 37 выполнен в виде сферических оболочек, а полость между внутренним корпусом 37 и внешним корпусом 38, выполненным в виде цилиндра, заполнена жидкостью 16 с плотностью, меньшей плотности воды.

Каждая подводная лодка 25 соединена с тросами 35 посредством гребенок 34 с отверстиями 36 для этих тросов. При этом гребенки 34 закреплены на днище подводной лодки 25 горизонтальными пластинами 41, а тросы 35 закреплены в отверстиях 36 гайками 40. Каждый поплавок 30 подъемной платформы выполнен преимущественно сферическим и может крепиться к тросу 35 с возможностью вращения вокруг последнего посредством серьги 33, закрепленной в установленном на поплавке обухе 32, или соосно тросу посредством расположенной в поплавке втулки 39. Поплавки 35 могут быть выполнены с полостью 31, заполненной жидкостью с плотность, меньшей плотности воды или полностью из пробки.

Механизм сброса балластного груза 14 выполнен с установленной внутри корпуса соответствующего вспомогательного подводного аппарата или подводной лодки втулки 19 с наружной резьбой и установленного на этой резьбе колпачка 20 с рукоятью 23, а также со стержнем 21. Один конец стержня 21 жестко закреплен на внутренней поверхности колпачка 20, а второй конец, выполненный с резьбовой нарезкой, разъемно связан с квадратной гайкой 22, установленной на грузе 14.

В транспортном положении вспомогательные подводные аппараты соединены между собой тросом 9 на основаниях 13, расположенных на одной из подводных лодок 25, а трос 9 закрепляется в зажиме 24, установленном на этой же лодке. Третий вспомогательный подводный аппарат аналогично устанавливается на второй подводной лодке.

После обнаружения затонувшего объекта, например подводной лодки, комплекс опускается на дно рядом с этим объектом и вспомогательные подводные аппараты 1, 10 отделяются от подводных лодок 25. При помощи манипулятора 11 подводного аппарата 10 заводят под оконечность затонувшего объекта трос 9, соединяющий подводные аппараты 1. Затем с аппаратов 1 путем вращения рукоятей 23 сбрасывают балластные грузы 14 и за счет этого поднимают оконечность затонувшего объекта, под которую заводят перемещением по дну подводных лодок 25 подъемную платформу. После опускания затонувшего объекта на подъемную платформу осуществляют сброс балластных грузов 14 с подводных лодок 25 и тем самым обеспечивают подъем затонувшего объекта на поверхность.

Формула изобретения

1. Комплекс для подъема затонувших объектов, содержащий подъемную платформу и вспомогательные подводные аппараты, каждый из которых выполнен с движительными установками и приводами последних, отличающийся тем, что подъемная платформа выполнена в виде тросов с установленными на них поплавками и соединенными с двумя подводными лодками, а вспомогательные подводные аппараты выполнены шарообразными, причем два вспомогательных подводных аппарата соединены между собой по меньшей мере одним тросом, а третий вспомогательный подводный аппарат выполнен с механическими манипуляторами.

2. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что каждый вспомогательный подводный аппарат снабжен сбрасываемыми балластными грузами и выполнен с корпусом в виде двух оболочек, полость между которыми заполнена жидкостью с плотностью меньшей плотности воды, при этом привод каждой движительной установки расположен в соответствующем дополнительном шарообразном корпусе, установленном на наружной поверхности вспомогательного подводного аппарата и выполнен с тандемно расположенными электрическим и топливным двигателями, а каждая движительная установка выполнена с двумя соосными гребными винтами, причем движительные установки расположены на корпусе вспомогательного подводного аппарата с возможностью создания продольной, поперечной и вертикальной тяги.

3. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что каждая упомянутая подводная лодка снабжена установленными на ее внешней поверхности поплавками, сбрасываемыми балластными грузами, а также установленными на ее днище посредством элементов крепления колесами и выполнена двухкорпусной с двумя соосными гребными винтами, причем внутренний корпус выполнен в виде сферических оболочек, а полость между внутренним корпусом и внешним корпусом, выполненным в виде цилиндра, заполнена жидкостью с плотностью меньшей плотности воды, при этом каждая подводная лодка соединена с упомянутыми тросами посредством гребенки с отверстиями для этих тросов, а колеса выполнены в виде шаров с положительной плавучестью.

4. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что поплавки подъемной платформы выполнены преимущественно сферическими и установлены соосно тросам этой платформы с возможностью вращения относительно последних, при этом каждый указанный поплавок выполнен с полостью, заполненной жидкостью с плотностью меньшей плотности воды, или выполнен из пробки.

5. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что механизм сброса каждого балластного груза выполнен с установленной внутри корпуса соответствующего подводного аппарата или подводной лодки втулки с наружной резьбой и установленного на этой резьбе колпачка с рукоятью, а также со стержнем, жестко закрепленным одним своим концом, на внутренней поверхности колпачка и разъемно связанным своим вторым концом, выполненным с резьбовой нарезкой, с квадратной гайкой, установленной на балластном грузе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для доставания с больших глубин различных объектов: от крупных судов и кораблей до приводнившихся на океанском глубоководье искусственных спутников Земли

Изобретение относится к подводно-техническим работам, в частности к средствам для подъема затонувших судов

Изобретение относится к аварийным работам по подъему затонувших судов, преимущественно подводных атомных лодок
Изобретение относится к подъему затонувших судов и других объектов, находящихся под водой, и может быть использовано, в частности, при подъеме затонувшей подводной лодки (ПЛ) типа "Курск"

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для подъема преимущественно подводных лодок

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для извлечения из больших глубин крупных судов, надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, искусственных спутников Земли, в первую очередь взрыво- и экологически опасных объектов, например, преднамеренно затопленных в акваториях морей судов с химическими боеприпасами, исчерпавших свой ресурс ядерных реакторов и т.д

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах

Изобретение относится к системам создания положительной плавучести, в частности к системам, обеспечивающим создание подъемной силы с использованием жестких понтонов
Наверх