Способ приготовления черного щебня

 

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат: уменьшение дробимости щебня после его уплотнения (потери щебня при стандартном уплотнении) в среднем в 1,10-1,67 раза по сравнению с контрольными (известными) способами. Способ приготовления черного щебня для дорожного строительства включает пропитку известнякового щебня расплавленным при 110-120oС вязким битумом, причем просушенный до постоянной массы известняковый щебень предварительно пропитывают жидким натриевым стеклом с модулем 2,7 при температуре 20-22оС под избыточными давлениями 1,0-6,0 МПа в течение 60-180 с, а пропитку расплавленным битумом, взятым в количестве 3,0 % от массы щебня, осуществляют перемешиванием до равномерного обволакивания щебня. 1 табл.

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.

Известен способ приготовления черного щебня, описанный в [Инструкции по устройству покрытий и оснований из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных органическими вяжущими: ВСН 123-77. М.: Транспорт, 1978. 48 с. ] , получаемый либо перемешиванием в смесителе рядового щебня, поступающего из сушильного агрегата, с битумом в количестве 3,0 - 4,5% по массе (с. 31 - 32), либо путем пропитки или полупропитки битумом в количестве 5,0 - 8,5% по массе (с. 12 - 14) уложенного в конструктивный слой щебня влажностью не более 4,0% (с. 24 - 28). Недостатком такого способа является то, что черный щебень в процессе постройки дороги и первых лет эксплуатации интенсивно дробится, в результате чего оголяется внутренняя необработанная часть щебня. Это приводит к увеличению водопоглощения материала и ухудшению его физико-механических свойств.

Известен способ приготовления черного щебня по А.с. СССР 1520043, С 04 В 26/26 от 01.07.1986 г., заключающийся в пропитке щебня под давлением 5-15 МПа расплавленным вязким битумом в течение 5-20 мин или разжиженным битумом в течение 3-5 мин. Недостатком такого способа является недостаточное снижение дробимости черного щебня при испытаниях на стандартное уплотнение. Кроме того, это приводит к увеличению потребности в относительно дорогом битумном вяжущем и из-за необходимости проведения пропитки при повышенных температурах - к повышению стоимости и энергоемкости процесса.

Целью изобретения является уменьшение дробимости щебня после его уплотнения (осуществления опытов по стандартному уплотнению по ГОСТ 8269.0-97).

Способ осуществляется следующим образом.

Просушенный до постоянной массы малопрочный известняковый щебень (фр. 10-20 мм с дробимостью 22,60 - 24,81%) пропитывают при комнатных температурах (20 - 22oС) под давлением 1,0 - 6,0 МПа натриевым жидким стеклом с модулем 2,7 в течение 60 - 180 с и далее перемешивают с расплавленным при 110 - 120oС вязким битумом БНД 90/130, взятым в количестве 3,0% от массы щебня. Пропитку предварительно просушенного щебня жидким стеклом осуществляют в автоклавах, а его перемешивание с расплавленным битумом проводят в смесителе после отверждения жидкого стекла на внешних поверхностях щебня. Приготовление черного щебня может быть осуществлено путем укладки предварительно пропитанного под избыточными давлениями жидким стеклом щебня в конструктивный слой дорожной одежды и дальнейшего получения черного щебня методом пропитки или полупропитки в процессе пролива расплавленного битума из автогудронатора.

При таком способе в поры щебня вместо битума пропитывается менее дорогая маловязкая жидкость - жидкое стекло. Причем, во-первых, из-за осуществления процесса при комнатных температурах он менее энергоемок; во-вторых, поскольку жидкое стекло - неорганическая жидкость, то оно в меньшей степени подвержено старению и получаемый черный щебень более долговечен. Меньшее дробление получаемого черного щебня при испытаниях на стандартное уплотнение может быть объяснимо происходящими химическими и термодинамическими процессами на разделах фаз (между щебнем, жидким стеклом и битумом) и рассеянием напряжений от внешних нагрузок в рыхлосвязанной части пленки битума на поверхности щебня.

Параметры способа и рассматриваемые свойства получаемого черного щебня приведены в таблице. Как видно из приведенных в таблице данных, черный щебень, приготовленный по предлагаемому способу, имеет пониженную дробимость после опытов на стандартное уплотнение.

Формула изобретения

Способ приготовления черного щебня для дорожного строительства, включающий пропитку известнякового щебня расплавленным при 110-120оС вязким битумом, отличающийся тем, что просушенный до постоянной массы известняковый щебень предварительно пропитывают жидким натриевым стеклом с модулем 2,7 при температуре 20-22оС под избыточным давлением 1,0-6,0 МПа в течение 60-180 с, а пропитку расплавленным битумом, взятым в количестве 3,0% от массы щебня, осуществляют перемешиванием до равномерного обволакивания щебня.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам для покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительных материалов и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области производства дорожно-строительных материалов, в частности к приготовлению асфальтобетонных смесей

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано в дорожном, аэдромном, гидротехническом и других видах строительства

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к составам асфальтобетонных смесей, и может быть использовано для дорожных и гидротехнических покрытий

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно к технологии приготовления составов органических вяжущих материалов, и может быть использовано в промышленности строительных материалов

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для приготовления универсальной мастики битумной, используемой для создания многослойных кровельных, гидроизоляционных и антикоррозийных покрытий при ремонтно-строительных работах

Изобретение относится к области дорожного строительства, а именно к дорожному покрытию, собираемому из отдельных готовых блоков

Изобретение относится к строительству автомобильных дорог и может быть использовано для устройства верхних слоев дорожных одежд во всех климатических зонах

Изобретение относится к асфальтобетонной смеси и способу ее приготовления и может быть использовано при устройстве покрытий автомобильных дорог, аэродромов и т

Изобретение относится к строительным материалам, в частности к получению связующего, которое может быть использовано для изготовления дорожного покрытия
Изобретение относится к твердому составу, имеющему сопротивление изгибу, по меньшей мере, 0,5 Н/мм2, включающему твердые частицы и углеводородное связующее, содержащее в расчете на все связующее вещество (i) 15 - 95 мас

Изобретение относится к строительным материалам, в частности к гидроизоляционным покрытиям, и может быть использовано в качестве гидроизолирующего экрана полигонов захоронения отходов, а также как гидроизоляционное покрытие емкостей строительного назначения, шламовых амбаров, ям и т.д

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства покрытий автомобильных дорог

Изобретение относится к области строительных, ремонтных материалов, может использоваться в дорожном, аэродромном, гидротехническом строительстве, гидроизоляции, антикоррозионной обработке и изготовлении кровельных материалов, при этом решается задача улучшения свойств
Изобретение относится к дорожному строительству

Изобретение относится к области строительства, а именно строительства дорожных одежд, и может быть использовано при строительстве дорог, аэродромов, спортивных площадок, а также крыш с использованием битумных вяжущих материалов
Наверх