Каталитический фильтр

 

Изобретение предназначено для очистки газов от примесей методом их нагрева до температуры 500-600oС в присутствии катализатора, в частности в газовой хроматографии. Фильтр содержит кожух, внутри которого установлен реактор. Корпус реактора выполнен в виде герметичного цилиндра с присоединенными к нему входным и выходным трубопроводами для газа. На концах этих трубопроводов размещены входной штуцер, выходной штуцер и штуцер-пробка. Между реактором с нагревателем и кожухом фильтра размещен теплоизолирующий материал. В нижней части фильтра теплоизоляция отсутствует, поэтому часть входного трубопровода и выходной трубопровод осуществляют тепловую развязку между нагретым реактором и штуцерами. Боковой стенкой кожуха и теплоизолирующим материалом образован вентиляционный канал, а в нижней и верхней частях кожуха выполнены вентиляционные отверстия. В результате тепловой развязки температура в нижней части фильтра близка к температуре окружающей среды. Тем самым обеспечивается продолжительный срок службы уплотнений штуцеров. 2 ил.

Изобретение относится к конструкциям каталитических фильтров и может найти применение для очистки газов от примесей методом их нагрева до температуры 500-600oС в присутствии катализатора, в частности в газовой хроматографии.

Известен каталитический фильтр (печь) для очистки газа-носителя, выпускаемый фирмой МЕТА-ХРОМ (г. Йошкар-Ола), представляющий собой нагреватель, помещенный в прямоугольный металлический корпус. На задней стенке фильтра на опорах расположены два штуцера для подключения газовых магистралей. В центре фильтра установлен реактор, выполненный в виде трубки из нержавеющей стали со штуцерами (паспорт MЕТ2. 508. 005ПС. 2001).

Известен также каталитический фильтр (печь) для очистки воздуха, выпускаемый ЗАО Лига (г. Саратов), содержащий кожух, в котором установлен герметичный теплоизолированный от стенок кожуха цилиндр-реактор, заполненный катализатором и снабженный нагревателем. На задней панели фильтра размещены вентилятор и штуцеры для присоединения магистралей подвода и выхода воздуха (паспорт и инструкция по эксплуатации на печь каталитической очистки воздуха УФКВ 681951. 006 ТУ 4215-006-12259462-2000, 2000) ближайший аналог.

Известные каталитические фильтры недостаточно надежны в работе из-за необходимости частой смены уплотнений штуцеров магистралей подвода и, особенно, выхода воздуха вследствие их значительного нагрева. Кроне того, в этих конструкциях фильтров затруднен доступ к реактору, его штуцерным соединениям, в результате чего процесс съема реактора и замены катализатора является трудоемким. Конструкция ближайшего аналога усложняется также наличием вентилятора.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности фильтра, удобства в его эксплуатации, а также упрощение конструкции.

Эта задача решается тем, что в каталитическом фильтре, содержащем кожух, в котором установлен герметичный теплоизолированный от стенок кожуха реактор, заполненный катализатором и снабженный нагревателем, входной и выходной трубопроводы для газа со штуцерами на концах, боковой стенкой кожуха и теплоизоляцией образован вентиляционный канал, а в нижней и верхней частях кожуха выполнены вентиляционные отверстия. Противоположные от корпуса реактора концы входного и выходного трубопроводов соединены непосредственно с основанием реактора, прикрепленным к кожуху.

Технический результат выражается в том, что при прохождении горячего газа в фильтре обеспечена тепловая развязка между зоной нагрева и зоной подключения магистралей. Кроме того, простота конструкции позволяет оперативно перестраиваться на работу с реакторами, заполненными различными катализаторами.

На фиг.1 показан каталитический фильтр; на фиг.2 - реактор фильтра.

Фильтр содержит кожух 1, внутри которого установлен реактор. Корпус 2 реактора выполнен в виде герметичного цилиндра из нержавеющей стали с присоединенными к нему входным 3 и выходным 4 трубопроводами для газа. Концы этих трубопроводов с противоположной от корпуса 2 реактора стороны заканчиваются штуцерами: входным штуцером 5, выходным штуцером 6 и штуцером-пробкой 7. Последний обеспечивает возможность засыпки катализатора 8 в реактор. Нагрев реактора осуществляется нагревателем 9, выполненным в виде кварцевой трубы с намоткой из провода с высоким удельным электрическим сопротивлением. Между реактором с нагревателем 9 и кожухом 1 фильтра размещен теплоизолирующий материал 10. В нижней части фильтра теплоизоляция отсутствует, поэтому часть входного трубопровода 3 и выходной трубопровод 4 осуществляют тепловую развязку между нагретым реактором и штуцерами 5, 6, 7. Боковой стенкой кожуха 1 и теплоизолирующим материалом 10 образован вентиляционный канал 11, а в нижней и верхней частях кожуха выполнены соответственно вентиляционные отверстия 12 и 15. При необходимости замены катализатора 8 легкосъемность реактора обеспечивается отвинчиванием двух винтов 14, которыми основание 15 реактора крепится к кожуху 1.

Каталитический фильтр работает следующим образом.

Включается нагрев реактора. После достижения необходимой температуры и прогрева реактора во входной трубопровод 3 подается газ, подлежащий очистке. Проходя через весь объем реактора, содержащего катализатор 8, газ очищается от примесей и выходит по трубопроводу 4 в газовый хроматограф (не показан). При этом образующиеся в зоне нагрева конвективные тепловые потоки проходят по вентиляционному каналу 11, образованному боковой стенкой кожуха 1 и теплоизолирующим материалом 10, увлекая более холодный воздух из отверстий 12 в нижней части кожуха, и выходят через отверстия 15 в верхней части кожуха. В результате в нижней части фильтра температура становится близкой к температуре окружающей среды. Тем самым обеспечивается продолжительный срок службы уплотнений штуцеров.

Формула изобретения

Каталитический фильтр, содержащий кожух, в котором установлен герметичный теплоизолированный от стенок кожуха реактор, заполненный катализатором и снабженный нагревателем, входной и выходной трубопроводы для газа со штуцерами на концах, отличающийся тем, что боковой стенкой кожуха и теплоизоляцией образован вентиляционный канал, а в нижней и верхней частях кожуха выполнены вентиляционные отверстия, при этом противоположные от корпуса реактора концы входного и выходного трубопроводов со штуцерами соединены непосредственно с основанием реактора, прикрепленным к кожуху.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам силовых установок транспортных средств, связанных с выпуском отработавших газов, и может быть использовано на автомобилях, тепловозах, специальном подвижном составе с приводом от ДВС (путейская ремонтная техника)

Изобретение относится к области носителей катализатора для нейтрализации отработавших газов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания для снижения содержания токсичных веществ в отработавших газах

Изобретение относится к системам нейтрализации отработавших газов (ОГ) ДВС и наиболее пригодно для крепления сотовых элементов из тонкостенной керамики при установке их в системах нейтрализации ОГ транспортных средств вблизи двигателя и для теплоизоляции сотовых элементов относительно кожуха

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания для снижения содержания токсичных веществ в отработавших газах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, например дизелей

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, например дизелей автобусов большой пассажировместимости, сельскохозяйственных тракторов 4,5 тяговых классов, грузовиков большой грузоподъемности, танкетов геологов, тепловозов, для обогрева салонов, термокузовов, мини-ТЭЦ и т.д

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для очистки отработавших газов дизельных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к корпусу-носителю катализатора согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения, а также к способу его изготовления

Изобретение относится к очистке газов, в частности к способу десульфуризации газообразной среды

Изобретение относится к очистке газов от экологически опасных составляющих

Изобретение относится к катализаторам обработки отходящих газов и может быть использовано для снижения токсичности газов двигателей внутреннего сгорания, установок по производству и переработке органических продуктов и полимерных материалов

Изобретение относится к технике очистки технологических и вентиляционных газов от примесей органических веществ и может быть использовано в любой отрасли промышленности, где ведутся работы с органическими веществами

Изобретение относится к области очистки газообразных выбросов промышленных производств

Изобретение относится к сорбционно-каталитической очистке воздуха от загрязняющих веществ и может быть использовано для систем очистки от токсичных компонентов выхлопных газов

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для очистки газов

Изобретение относится к каталитическим системам обработки отходящего газа для снижения выбросов летучих химических веществ
Изобретение относится к способу и устройству для восстановления закиси азота, образующейся при каталитическом сжигании аммиака и кислорода до окислов азота
Наверх