Способ восстановления фрикционных дисков трения

 

Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению деталей типа стальных фрикционных дисков трения с износом по рабочим поверхностям трения. Диски подвергают пластическому деформированию для придания диску зигзагообразного профиля сечения с фигурным сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска с последующим заполнением фигурных впадин различными фрикционными материалами. Изобретение позволит повысить восстановление дисков до нормального размера с обеспечением оптимальных пар трения, увеличить износостойкость и стойкость к короблению. 3 ил.

Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению деталей типа стальных фрикционных дисков с износом по рабочим поверхностям трения.

Известен способ восстановления фрикционных дисков трения (Авторское свидетельство 597737, Г. П. Шаронов, И. А. Рабовецкий), включающий операции термофиксации, шлифования поверхностей трения до ближайшего ремонтного размера с последующей химико-термической обработкой поверхностей (сульфоционирования) с целью обеспечения их износостойкости.

К недостаткам данного способа относится невозможность восстановления дисков до нормального размера, а уменьшение толщины дисков способствует увеличению тепловой напряженности дисков, их короблению и усадке, что ухудшает условия работы фрикционных муфт, приводит к снижению ресурса трансмиссии в целом.

Известен способ восстановления дисков (Кучеренко В.П., Цукров Е.А., Шейко А.И. Ремонт коробок передач тракторов "Кировец"./ Техника в сельском хозяйстве, 1986, 6, с.53.) до нормального размера заключающийся в термоправке, механической обработке и напрессовывании фрикционного материала (на основе меди) с последующим спеканием.

Недостатком данного способа является то, что для обеспечения нормальной работы фрикционной муфты при ее сборке следует чередовать восстановленные по данной технологии диски со стальными, не восстановленными до нормального размера дисками, с увеличенной склонностью к деформации коробления при работе.

Техническая задача: повышение эффективности восстановления фрикционных дисков трения, а именно восстановления до нормального размера с обеспечением оптимальных пар трения, увеличения износостойкости и стойкости к короблению и, как следствие, повышение долговечности фрикционных дисков.

Это достигается тем, что изношенные диски подвергают пластической деформации с целью придания специального зигзагообразного профиля сечения диска с фигурным (например, трапецеидальным) сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска, а сформированные фигурные впадины заполняют различным фрикционным материалом, например методом напыления или припекания.

Очищенные изношенные диски (фиг.1) с размером Sи нагревают и подвергают в штампе горячей пластической деформации с целью придания диску зигзагообразного профиля сечения 1 (фиг.2). После операции пластической деформации диск имеет зигзагообразную форму сечения с размером профиля по кольцевым выступам, равным номинальному размеру нового диска Sн (фиг.2).

Фрикционные свойства рабочих поверхностей дисков повышают заполнением фигурных (например, трапецеидальных) кольцевых впадин 2 (фиг.2) фрикционным материалом, например методом напыления или припекания. Для создания оптимальных пар трения впадины в виде колец на одном и том же диске в зависимости от диаметра заполняются различным фрикционным материалом. Соответственно на поверхности трения образуются пары трения в виде колец с различными трибологическими характеристиками, выбор которых зависит как от условий работы всего диска (пакета), так и от максимальной относительной скорости скольжения различных участков диска в момент включения.

Форма и величина впадин профиля, выполненных в виде колец, зависит от геометрических размеров восстанавливаемых дисков, величины износа диска трения Sи и выбирается на основе экспериментальных данных. Размер фигурных (например, трапецеидальных) впадин профиля Li (фиг.2) таков, что при сборке фрикционных дисков в пакет впадины, заполненные фрикционным материалом, образуют пару трения с материалом основы диска (фиг.3).

Предлагаемый способ обеспечивает восстановление фрикционных дисков трения до нормального размера и работоспособность не ниже новых. Новый профиль сечения восстановленного диска обладает определенными демпфирующими свойствами, снижает уровень термических напряжений, приводящих к короблению и усадке дисков. Возможность создания оптимальной пары трения, в зависимости от условий эксплуатации и скорости скольжения, позволяет широко применять данный способ восстановления и даже улучшать динамические характеристики агрегатов, в которых они используются.

Формула изобретения

Способ восстановления фрикционных дисков трения, включающий формирование кольцевых впадин и заполнение их фрикционным материалом, отличающийся тем, что диски подвергают пластическому деформированию для придания диску зигзагообразного профиля сечения с фигурным сечением кольцевых впадин и выступов с размером по выступам профиля, равным номинальному размеру нового диска, с последующим заполнением кольцевых фигурных впадин различным фрикционным материалом.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению и преимущественно может быть использовано для создания металлокерамических покрытий на поверхностях деталей из черных и цветных металлов и сплавов

Изобретение относится к сварке и может найти применение при восстановлении и ремонте изношенных деталей

Изобретение относится к металлургической промышленности и, в частности, касается упрочнения и восстановления деталей, а также получения качественных инструментальных сталей методом электрошлакового переплава

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при ремонте сопловых и рабочих лопаток авиационных, корабельных и энергетических газотурбинных двигателей
Изобретение относится к авиадвигателестроению и может быть использовано в авиационной, судостроительной и автотракторной отраслях промышленности

Изобретение относится к электролитическому осаждению металлов, в частности к восстановлению катодов, вышедших из строя, и может быть использовано в металлургической и химической промышленности

Изобретение относится к сварочному оборудованию и может найти применение при ремонте и восстановлении изношенных деталей наплавкой

Изобретение относится к сварочной технологии может найти применение при ремонте и восстановлении изношенных деталей наплавкой

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при восстановлении деталей машин, в частности ротора эксгаустера

Изобретение относится к области ремонта железнодорожного транспорта, в частности тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к области ремонтного производства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к ремонту надрессорных балок тележек вагонов

Изобретение относится к восстановлению валов

Изобретение относится к технологическому оборудованию предприятий железнодорожного транспорта, ремонтирующих грузовые вагоны, и предназначено для осадки износостойких накладок, нагретых до температуры 850-900oС на опорные поверхности буксовых проемов и закрепления их на боковых рамах путем плотного прижатия к наружным поверхностям боковых рам и загиба выступающих краев накладок

Изобретение относится к ремонту деталей машин и может быть использовано при восстановлении изношенной внутренней цилиндрической поверхности стальных или чугунных деталей, преимущественно гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли
Наверх