Способ восстановления изношенных шеек роторов турбокомпрессоров

 

Изобретение относится к восстановлению валов. Способ включает механическую обработку поверхности ротора, изготовление дополнительной ремонтной детали, посадку ее на изношенную шейку ротора с последующей механической обработкой. Механической обработке подвергают непосредственно изношенные шейки ротора. Дополнительную ремонтную деталь изготавливают из материала с эффектом памяти формы, например никелида титана. Причем внутренний диаметр дополнительной ремонтной детали выполняют по прессовой посадке к предварительно обработанной изношенной поверхности ротора турбокомпрессора. После установки дополнительной ремонтной детали на изношенную шейку ротора сборку нагревают до температуры обратного мартенситного превращения. Изобретение позволит устранить необходимость обработки всей поверхности вала, а также улучшить качество ремонта и снизить трудоемкость. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к восстановлению валов, а именно к способам постановки дополнительной ремонтной детали.

Известен способ восстановления изношенных шеек валов постановкой дополнительной ремонтной детали, при котором производят механическую обработку изношенных шеек под ремонтные размеры, наносят на их поверхность клеевую композицию, устанавливают разрезные ремонтные оболочки, прижимают их к шейкам и шлифуют в номинальный размер после отвердения клея (а.с. СССР 1734957, Кл. В 23 Р 6/00).

Недостатком способа является большая длительность процесса, а также необходимость применения клеевой композиции.

В качестве ближайшего аналога выбран способ ремонта валов постановкой дополнительной ремонтной детали, сущность которого заключается в обработке шеек вала под дополнительную ремонтную деталь, изготовлении ремонтной детали, напрессовке ее и механической обработке, при необходимости - с дополнительным закреплением ремонтной детали (Петров Ю.Н. Основы ремонта машин - М.: Колос, 1972. - 378-379 с.).

Недостатком этого способа является невозможность постановки дополнительной детали на изношенные шейки вала без предварительной обработки поверхности всего вала, а так же в некоторых случаях - необходимость ее закрепления от осевых перемещений.

Техническим результатом, на решение которого направленно изобретение, является расширение технологических возможностей при восстановлении изношенных шеек роторов турбокомпрессоров за счет устранения необходимости обработки всей поверхности вала, а так же улучшение качества ремонта и снижение трудоемкости.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе восстановления изношенных шеек роторов турбокомпрессоров поверхность ротора, а именно непосредственно изношенные шейки ротора, подвергают механической обработке, а дополнительная ремонтная деталь изготавливается из материала с эффектом памяти формы (ЭПФ), например никелида титана. Внутренний диаметр дополнительной ремонтной детали выполняется по прессовой посадке к обработанной изношенной поверхности, затем деталь раздается до диаметра, обеспечивая переходную посадку к неизношенной поверхности ротора турбокомпрессора. После установки дополнительной ремонтной детали на изношенную шейку ротора сборку нагревают до температуры обратного мартенситного превращения.

Данный способ восстановления изношенных шеек роторов турбокомпрессоров позволяет производить постановку дополнительной ремонтной детали путем обработки только самих изношенных поверхностей шеек, при этом отпадает необходимость ее закрепления.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показана дополнительная ремонтная деталь 2, расположенная на изношенной шейке ротора турбокомпрессора 1 и выполненная по переходной посадке к неизношенной поверхности ротора; на фиг.2 - дополнительная ремонтная 2 на изношенной шейке ротора 1 с восстановленной геометрической формой после ее нагрева.

Пример реализации способа.

Изготавливается дополнительная ремонтная деталь 2 из материала с ЭПФ, например никелида титана (сплав ТН-1 54.7% Ni, остальное Ti), причем внутренний диаметр дополнительной ремонтной детали выполняется по прессовой посадке dпp к обработанной изношенной шейке ротора турбокомпрессора 1, затем деталь раздается до диаметра dпep, обеспечивая переходную посадку к неизношенной поверхности ротора. Далее дополнительную ремонтную деталь устанавливают на изношенную поверхность и после сборку нагревают выше температуры As (в данном случае - выше 150oС), при которой происходит обратное превращение в исходную -фазу (самопроизвольное восстановление исходной формы и соответственно - диаметра). Обеспечив посадку, осуществляют механическую обработку дополнительной ремонтной детали.

Применение предлагаемого способа позволяет расширить технологические возможности при восстановлении изношенных шеек роторов турбокомпрессоров.

Формула изобретения

1. Способ восстановления изношенных шеек роторов турбокомпрессоров, включающий механическую обработку поверхности ротора, изготовление дополнительной ремонтной детали, посадку ее на изношенную шейку ротора с последующей механической обработкой, отличающийся тем, что механической обработке подвергают непосредственно изношенные шейки ротора, а дополнительную ремонтную деталь изготавливают из материала с эффектом памяти формы, причем внутренний диаметр дополнительной ремонтной детали выполняют по прессовой посадке к предварительно обработанной изношенной поверхности ротора турбокомпрессора, а после установки дополнительной ремонтной детали на изношенную шейку ротора сборку нагревают до температуры обратного мартенситного превращения.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала с эффектом памяти формы используют никелид титана.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к ремонту надрессорных балок тележек вагонов

Изобретение относится к области ремонтного производства

Изобретение относится к области ремонта железнодорожного транспорта, в частности тележек грузовых вагонов

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение при восстановлении деталей машин, в частности ротора эксгаустера

Изобретение относится к ремонтному производству, в частности к восстановлению деталей типа стальных фрикционных дисков трения с износом по рабочим поверхностям трения
Изобретение относится к машиностроению и преимущественно может быть использовано для создания металлокерамических покрытий на поверхностях деталей из черных и цветных металлов и сплавов

Изобретение относится к сварке и может найти применение при восстановлении и ремонте изношенных деталей

Изобретение относится к металлургической промышленности и, в частности, касается упрочнения и восстановления деталей, а также получения качественных инструментальных сталей методом электрошлакового переплава

Изобретение относится к технологическому оборудованию предприятий железнодорожного транспорта, ремонтирующих грузовые вагоны, и предназначено для осадки износостойких накладок, нагретых до температуры 850-900oС на опорные поверхности буксовых проемов и закрепления их на боковых рамах путем плотного прижатия к наружным поверхностям боковых рам и загиба выступающих краев накладок

Изобретение относится к ремонту деталей машин и может быть использовано при восстановлении изношенной внутренней цилиндрической поверхности стальных или чугунных деталей, преимущественно гильз цилиндров двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли

Изобретение относится к самолетостроению, а именно к конструкции турбин ГТД и восстановлению контактных поверхностей бандажных полок рабочих лопаток турбины

Изобретение относится к области ремонтных работ, в частности, к восстановлению сильно изношенных поверхностей валов

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта деталей машин и может быть использовано при восстановлении гнезд под вкладыши коренных подшипников блоков цилиндров дизельных двигателей, а также поршневых компрессоров

Изобретение относится к способам восстановления изношенных деталей и может быть использовано в сельском хозяйстве, строительстве и машиностроении

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к изготовлению и ремонту пятников грузовых вагонов
Наверх