Подвесной контактный провод с сигнальными проводниками

 

Изобретение относится к подвесным контактным проводам, служащим для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту, и может быть использовано для определения критического износа контактного провода. Подвесной контактный провод с сигнальными проводниками выполнен в виде токопроводящей жилы из цветного металла, которая имеет захватную головку, шейку и основание. В основании расположены сигнальные проводники, которые выполнены из стальной проволоки со светопоглощающим, или светоотражающим, или люминесцентным покрытиями и расположены на границе критического износа основания жилы. Технический результат - визуальное определение критического износа контактного провода. 1 ил.

Техническое решение относится к подвесным контактным проводам, служащим для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту, и может быть использовано для определения критического износа контактного провода.

Известен контактный провод, описанный в книге Афанасьева А.С. "Контактные и кабельные сети трамваев и троллейбусов", М.: Транспорт, 1979, с.20, 21.

Данный провод выполнен в виде токопроводящей жилы из цветного металла, имеющей захватную головку, шейку и основание, и расположенного внутри жилы стального сердечника, причем прямоугольный сердечник расположен вертикально, захватывая и нижнюю часть основания жилы, называемую зоной активного износа основания жилы, которая непосредственно контактирует с токосъемниками подвижного состава.

При эксплуатации контактного провода происходит истирание нижней части основания жилы, то есть уменьшается площадь зоны активного износа основания жилы и происходит выход наружу стального сердечника, что приводит к необходимости замены контактного провода.

Стальной сердечник в данном известном проводе не может быть использован в качестве сигнального проводника критического 30-процентного износа основания токопроводящей жилы, так как: - сердечник расположен в зоне активного износа основания жилы и поэтому выход наружу сердечника происходит раньше, чем произойдет 30%-ный износ провода, то есть повод используется нерационально; - при визуальной проверке степени износа контактного провода, которую обычно проводят в ночное время, освещая провод электрическим светом, стальной сердечник не будет выделяться на фоне жилы провода, так как коэффициенты отражения света материала сердечника и материала токопроводящей жилы близки по своим значениям.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому контактному проводу является контактный провод с сигнальными проводниками, описанный в статье Йосида Т. "Метод определения критического износа контактного провода", опубликованной в журнале "Железные дороги мира", 1999, 6, с.46, 47.

Данный провод выполнен в виде токопроводящей жилы из цветного металла, имеющей захватную головку, шейку и основание, в котором размещены два сигнальных проводника, покрытых виниловой оболочкой и расположенных параллельно друг другу выше границы критического износа основания жилы, при этом оба сигнальных проводника коротко замкнуты на одном конце секции контактной подвески, а на другом конце смонтировано измерительное устройство с таймером и микропроцессором.

Использование такого измерительного комплекса - контактного провода с сигнальными проводниками и измерительного устройства позволяет автоматически проводить измерения и определять степень износа контактного провода, в том числе и критический износ, при котором площадь основания жилы уменьшается на 30%.

Внедрение такого измерительного комплекса требует больших капитальных вложений, но при этом в эксплуатационных условиях целостность сигнальных проводов может быть нарушена вследствие излишнего натяжения контактного провода при монтаже или из-за температурных деформаций, то есть надежность такого провода, а значит и всего комплекса в целом, невелика.

Целью настоящего изобретения является создание простого, надежного и недорогого контактного провода с сигнальными проводниками критического износа контактного провода.

Для достижения указанной цели в заявляемом подвесном контактном проводе с сигнальными проводниками, выполненном в виде токопроводящей жилы из цветного металла, имеющей захватную головку, шейку и основание, в котором расположены сигнальные проводники, согласно изобретению сигнальные проводники выполнены из стальной проволоки со светопоглощающим, или светоотражающим, или люминесцентным покрытием и расположены на границе критического износа основания жилы.

Выполнение сигнальных проводников из стальной проволоки позволяет увеличить надежность провода при больших натяжениях и значительных электрических нагрузках, связанных с выделением тепла.

Использование сигнальных проводников со светопоглощающим, или светоотражающим, или люминесцентным покрытием позволяет визуально определить критический износ контактного провода, так как сигнальные проводники при их подсветке на фоне токопроводящей жилы выглядят черными (при светопоглощающим покрытии) или блестят (при светоотражающем покрытии), или светятся (при люминесцентном покрытии), то есть легко различимы, и пропустить момент критического износа провода невозможно. В качестве светопоглощающего покрытия может использоваться черный никель, в качестве светоотражающего покрытия - блестящий никель, в качестве люминесцентного покрытия - тройной молибдат с различными редкоземельными элементами.

Расположение сигнальных проводников на границе критического износа основания жилы позволяет эксплуатировать контактный провод до его 30%-ного износа, который определяют по моменту выхода сигнальных проводников наружу.

При проведении поиска по источникам патентной и научно-технической информации не было обнаружено решений, содержащих совокупность предлагаемых признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "новизна" и "изобретательский уровень".

Конструкция заявляемого контактного провода иллюстрируется чертежом, на котором изображено сечение провода с сигнальными проводниками.

Токопроводящая жила 1, выполненная из меди, имеет захватную головку 2, шейку 3 и основание 4. Два параллельных сигнальных проводника 5 со светопоглощающим покрытием 6 расположены на границе 7 критического износа основания 4 жилы 1. В качестве покрытия 6 использован черный никель.

Диаметр стальных проводников 5 равен 0,25 мм, а толщина покрытия равна 10 мкм.

Контактный провод работает следующим образом.

При подключении провода к электрической сети ток протекает как по медной жиле 1, так и по проводникам 5. Токосъемники (на чертеже не показаны), установленные на транспортных средствах, скользят по проводу и истирают основание 4.

Обслуживающий персонал проводит регулярный визуальный осмотр контактных проводов, контролируя их состояние, для чего обычно в ночное время (время наименьшей загрузки линии) подсвечивают снизу электрическим фонарем поверхность основания 4 контактного провода. При критическом 30% плоскостном или боковом износе провода проводники 5 выходят наружу и при попадании электрического света на поверхность черного никелевого покрытия 6 сигнальный проводник будет выглядеть черным на фоне красной медной жилы 1. Благодаря контрасту цветов материалов жилы 1 и покрытия 6 проводников 5 обслуживающий персонал легко определяет момент критического износа контактного провода.

Использование предлагаемого контактного провода благодаря наличию в нем стальных проводников позволяет также сохранить провисание провода в пределах нормы, что делает токосъем качественным и надежным, то есть без искрений, что уменьшает износ провода.

Формула изобретения

Подвесной контактный провод с сигнальными проводниками, выполненный в виде токопроводящей жилы из цветного металла, имеющей захватную головку, шейку и основание, в котором расположены сигнальные проводники, отличающийся тем, что сигнальные проводники выполнены из стальной проволоки со светопоглощающим, или светоотражающим, или люминесцентным покрытиями и расположены на границе критического износа основания жилы.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для получения армированного контактного провода, служащего для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту

Изобретение относится к способам и устройствам для обнаружения повреждений изоляции на контактной сети и может быть использовано на железнодорожном электрифицированном транспорте, а также на воздушных линиях электропередачи

Изобретение относится к способам изменения зигзага контактного провода
Изобретение относится к металлургии, в частности к изготовлению длинномерных изделий методом непрерывного литья с прокаткой, и может быть использовано для получения бесстыковых контактных проводов из сплавов на основе меди

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля проводов контактной сети

Изобретение относится к транспортным средствам с электротягой и предназначено для диагностики состояния контактных проводов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано на электрифицированном транспорте

Изобретение относится к технике изготовления контактных проводов для железных дорог и муниципального транспорта

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к контактным проводам для энергоснабжения железнодорожного и городского транспорта

Изобретение относится к дистанционным измерительным системам и предназначено для контроля степени износа двойного контактного провода сети электропитания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям и способам изготовления контактных сталеалюминиевых проводов, предназначенных для питания энергией электрифицированного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям и способам изготовления сталеалюминиевых проводов, предназначенных для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях

Изобретение относится к диагностике состояния контактной сети
Изобретение относится к технологии получения проводов контактной сети из дисперсионно-твердеющего сплава, а также к самим проводам и может быть, в частности, использовано для высокоскоростного железнодорожного транспорта. Способ получения электроконтактных проводов из сплавов на основе меди включает введение в расплав меди переходного металла и фосфора для получения сплава на основе меди, содержащего 0,1-0,3 мас.% фосфида никеля или фосфида кобальта стехиометрического состава, подачу сплава в кристаллизатор, кристаллизацию сплава в виде непрерывнолитой заготовки, прокатку упомянутой заготовки непосредственно за кристаллизацией на катанку в условиях, обеспечивающих закалку сплава, старение при 400-500°C и последующее формирование электроконтактного провода. Изобретение обеспечивает повышение прочностных свойств проводов за счет применения для легирования фосфидов Ni и Co, образующих квазибинарные разрезы на диаграммах состояния с медью и лучше, чем железо, растворяющихся в меди и имеющих меньшее сродство к кислороду. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к линиям энергоснабжения, контактирующим с токоприемником транспортных средств, а именно к контактным проводам. Устройство представляет собой съемочный комплекс, который размещен на передвижной изолирующей съемной вышке, состоящей из рамы с колесами, на которой установлена каретка, в которой размещены аккумуляторная батарея и блок управления, а на раме помещен датчик контроля пройденного расстояния, связанный с блоком управления по беспроводному каналу, к каретке шарнирно прикреплены снабженные пружинами тяги, другими концами также шарнирно соединены с патроном, в котором помещен подпружиненный шток с измерительной головкой, внутри полого корпуса которой размещены два горизонтальных цилиндрических ролика, расположенных параллельно друг другу и перпендикулярно продольной оси корпуса измерительной головки в противоположных его концах, а оптическая система представляет собой сканирующий элемент, состоящий из светоизлучающего модуля, линз и одной ПЗС-линейки, жестко прикрепленный к нижней грани полого корпуса перпендикулярно его продольной оси, причем блок управления снабжен клавиатурой и разъемом для подключения съемного накопителя, на который поступает информация со сканирующего элемента и с датчика контроля пройденного расстояния. Технический результат заключается в упрощении устройства и расширении зоны автоматизированного контроля износа контактных проводов. 1з.п. ф-лы ,5 ил.

Изобретение относится к кабельной и электротехнической промышленности и предназначено для использования на электрифицированном транспорте. При изготовлении сталеалюминиевого контактного провода получение технического результата изобретения достигается алитированием стальной контактной корытообразной части за 1-3 цикла, каждый из которых состоит из операций разогрева поверхности стали до температуры 1220±10 К в защитной атмосфере на глубину проникновения алюминия в сталь, погружения в ванну с расплавленным алюминием и интенсивного охлаждения до температуры 820±10 К после обработки алюминиевым расплавом под слоем расплава криолита, и после последнего цикла корытообразная стальная часть заливается расплавом алюминия и после кристаллизации последнего осуществляется формирование обжатием боковых поверхностей корытообразной стальной алитированной заготовки с застывшим алюминием для придания ей очертаний контактного провода. Изобретение обеспечивает высокую прочность боковых поверхностей контактного провода и повышает его эксплуатационные характеристики. 1 ил.

Изобретение относится к подвесным контактным проводам, служащим для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту, и может быть использовано для определения критического износа контактного провода

Наверх