Контактный провод



Контактный провод
Контактный провод
Контактный провод
Контактный провод
Контактный провод

 


Владельцы патента RU 2267412:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный институт стали и сплавов" (технологический университет) (RU)

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к контактным проводам для энергоснабжения железнодорожного и городского транспорта. Контактный провод содержит нижнюю износостойкую контактную часть 2 толщиной, не превышающей величину предельно допустимого износа провода, и верхнюю медную токопроводящую часть 1. Контактная часть 2 выполнена дискретно из чередующихся фрагментов медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя 3 и материала токопроводящей части. Длина фрагментов и расстояние между ними должны быть меньше длины контактной зоны между проводом и токосъемным элементом. Изобретение повышает износостойкость контактного провода. 5 ил.

 

Изобретение относится к электрифицированному транспорту, в частности к контактным проводам для энергоснабжения железнодорожного и городского транспорта.

Наиболее близким к предложенному контактному проводу является контактный провод, содержащий нижнюю износостойкую контактную часть толщиной, не превышающей величину предельно допустимого износа провода, и верхнюю медную токопроводящую часть (А.с. СССР 1562172, В 60 М 1/13, 02.12.86). Недостатком данного провода является то, что в качестве материала контактной части используют только низколегированные медные сплавы с содержанием легирующих элементов до 1%, обладающие невысокой износостойкостью.

Техническим результатом является повышение износостойкости контактного провода.

Технический результат достигается тем, что в контактном проводе, содержащем нижнюю износостойкую контактную часть толщиной, не превышающей величину предельно допустимого износа провода, и верхнюю медную токопроводящую часть, контактная часть выполнена дискретно из чередующихся фрагментов медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя и материала токопроводящей части, причем длина фрагментов и расстояние между ними должны быть меньше длины контактной зоны между проводом и токосъемным элементом.

Общий вид контактного провода показан на фиг.1, его продольное сечение - на фиг.2, вид на контактную поверхность - на фиг.3, а поперечное сечение провода, не приходящееся и приходящееся на фрагмент диффузионного слоя, - на фиг.4 и фиг.3 соответственно.

Провод состоит из верхней медной токопроводящей части 1 и нижней износостойкой контактной части 2. Контактная часть 2 содержит фрагменты медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя 3, толщина h которых не превышает величину предельно допустимого износа провода, а длина l и расстояние s между которыми меньше длины контактной зоны между проводом и токосъемным элементом. В общем случае величины l, s, h не являются постоянными. Фрагменты получают путем газотермического напыления на нижнюю часть заготовки для провода алюминиевого или цинкового покрытия, в т.ч. и с использованием трафаретов, последующей термообработки, в результате которой образуется диффузионный слой, и обработки давлением (прокатки, волочения), приводящей к фрагментации сплошного диффузионного слоя и заполнению промежутков между фрагментами медью из верхней токопроводящей части 1.

Наличие на контактной поверхности провода фрагментов медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя обеспечивает повышение износостойкости контактного провода, а присутствие меди между фрагментами диффузионного слоя - сохранение высокой контактной электропроводности. При этом длина фрагментов и расстояние между ними меньше длины контактной зоны между проводом и токосъемным элементом приводят к постоянному контакту токосъемника с износостойкими фрагментами и с участками меди, что обеспечивает высокие износостойкость и контактную электропроводность. Кроме того, толщина фрагментов диффузионного слоя не должна превышать величину предельно допустимого износа провода, т.к. избыток износостойкого материала в теле контактного провода снижает транзитную электропроводность.

Пример 1. Контактный провод выполнен из медной токопроводящей части и контактной части, состоящей из чередующихся фрагментов медно-алюминиевого диффузионного слоя и меди. Провод получен путем напыления на нижнюю часть медной заготовки алюминиевого газотермического покрытия и последующих термообработки и прокатки. В результате испытания полученного провода на износ его износостойкость оказалась выше, чем у меди в 3,5 раза.

Пример 2. Контактный провод выполнен из медной токопроводящей части и контактной части из кадмиевой бронзы (1% Cd), соединенных одним из способов сварки токами высокой частоты (по прототипу). В результате испытания полученного провода на износ его износостойкость оказалась выше, чем у меди только в 2,0 раза.

Повышение износостойкости контактного провода, у которого контактная часть выполнена из чередующихся фрагментов медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя и материала токопроводящей части, позволяет увеличить и его эксплуатационный ресурс.

Контактный провод, содержащий нижнюю износостойкую контактную часть толщиной, не превышающей величину предельно допустимого износа провода, и верхнюю медную токопроводящую часть, отличающийся тем, что контактная часть выполнена дискретно из чередующихся фрагментов медно-алюминиевого или медно-цинкового диффузионного слоя и материала токопроводящей части, причем длина фрагментов и расстояние между ними должны быть меньше длины контактной зоны между проводом и токосъемным элементом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике изготовления контактных проводов для железных дорог и муниципального транспорта. .

Изобретение относится к подвесным контактным проводам, служащим для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту, и может быть использовано для определения критического износа контактного провода.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано для получения армированного контактного провода, служащего для передачи электрической энергии наземному электрифицированному транспорту.

Изобретение относится к способам и устройствам для обнаружения повреждений изоляции на контактной сети и может быть использовано на железнодорожном электрифицированном транспорте, а также на воздушных линиях электропередачи.

Изобретение относится к способам изменения зигзага контактного провода. .
Изобретение относится к металлургии, в частности к изготовлению длинномерных изделий методом непрерывного литья с прокаткой, и может быть использовано для получения бесстыковых контактных проводов из сплавов на основе меди.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам контроля проводов контактной сети. .

Изобретение относится к транспортным средствам с электротягой и предназначено для диагностики состояния контактных проводов. .

Изобретение относится к дистанционным измерительным системам и предназначено для контроля степени износа двойного контактного провода сети электропитания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям и способам изготовления контактных сталеалюминиевых проводов, предназначенных для питания энергией электрифицированного транспорта

Изобретение относится к области электротехники, а именно, к конструкциям и способам изготовления сталеалюминиевых проводов, предназначенных для передачи электрической энергии в воздушных электрических сетях

Изобретение относится к диагностике состояния контактной сети
Изобретение относится к технологии получения проводов контактной сети из дисперсионно-твердеющего сплава, а также к самим проводам и может быть, в частности, использовано для высокоскоростного железнодорожного транспорта. Способ получения электроконтактных проводов из сплавов на основе меди включает введение в расплав меди переходного металла и фосфора для получения сплава на основе меди, содержащего 0,1-0,3 мас.% фосфида никеля или фосфида кобальта стехиометрического состава, подачу сплава в кристаллизатор, кристаллизацию сплава в виде непрерывнолитой заготовки, прокатку упомянутой заготовки непосредственно за кристаллизацией на катанку в условиях, обеспечивающих закалку сплава, старение при 400-500°C и последующее формирование электроконтактного провода. Изобретение обеспечивает повышение прочностных свойств проводов за счет применения для легирования фосфидов Ni и Co, образующих квазибинарные разрезы на диаграммах состояния с медью и лучше, чем железо, растворяющихся в меди и имеющих меньшее сродство к кислороду. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к линиям энергоснабжения, контактирующим с токоприемником транспортных средств, а именно к контактным проводам. Устройство представляет собой съемочный комплекс, который размещен на передвижной изолирующей съемной вышке, состоящей из рамы с колесами, на которой установлена каретка, в которой размещены аккумуляторная батарея и блок управления, а на раме помещен датчик контроля пройденного расстояния, связанный с блоком управления по беспроводному каналу, к каретке шарнирно прикреплены снабженные пружинами тяги, другими концами также шарнирно соединены с патроном, в котором помещен подпружиненный шток с измерительной головкой, внутри полого корпуса которой размещены два горизонтальных цилиндрических ролика, расположенных параллельно друг другу и перпендикулярно продольной оси корпуса измерительной головки в противоположных его концах, а оптическая система представляет собой сканирующий элемент, состоящий из светоизлучающего модуля, линз и одной ПЗС-линейки, жестко прикрепленный к нижней грани полого корпуса перпендикулярно его продольной оси, причем блок управления снабжен клавиатурой и разъемом для подключения съемного накопителя, на который поступает информация со сканирующего элемента и с датчика контроля пройденного расстояния. Технический результат заключается в упрощении устройства и расширении зоны автоматизированного контроля износа контактных проводов. 1з.п. ф-лы ,5 ил.
Наверх