Храповая обгонная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака. Храповая обгонная муфта содержит концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с размещенными в гнездах стопорными элементами, снабженными прижимами. Новым является то, что прижимы выполнены в виде единого упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения или в виде цилиндрической витой пружины. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение ее надежности. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака.

Известны храповые обгонные муфты, содержащие наружную обойму с внутренними скошенными зубьями и фланцем, к которому крепятся детали, насаженные на внутреннюю обойму, снабженную тремя пазами, в которых расположены три кулачка (сухарика), отжимаемые к периферии муфты тремя шариками с пружинами. Шесть щек (с двух боков к каждому сухарику) удерживают кулачки от выпадания [1].

Недостатком данной конструкции является большое количество деталей (кулачки, шарики с пружинами, щеки), что обусловливает низкую надежность и высокую стоимость муфты.

Наиболее близкой к заявляемому изобретению является конструкция храповой обгонной муфты [2], содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимными вкладышами из магнитной резины с магнитными частицами, ориентированными в пространстве одноименными полюсами в одну сторону, поперек стопорных элементов.

Недостатком данной конструкции также является избыточное количество деталей, т.к. каждый стопорный элемент (собачка) снабжен отдельным прижимным элементом, выполненным в виде вкладыша. Кроме того, материал вкладышей - магнитная резина подвержена старению, остаточным деформациям, потере упругих свойств из-за работы в маслах и других физико-химических агрессивных средах.

Задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение ее надежности.

Поставленная задача решена за счет того, что в храповой обгонной муфте, содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимами, согласно изобретению прижимы выполнены в виде упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах.

Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения.

Упругое кольцо может быть также выполнено в виде цилиндрической витой пружины.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена храповая обгонная муфта с наружным зацеплением ведущей полумуфты, а на фиг.2 - с внутренним зацеплением ведущей полумуфты.

Муфта содержит концентрично расположенные полумуфты 1 и 2. Полумуфта 1 выполнена с храповыми зубьями 3 на внутренней поверхности. Полумуфта 2 имеет гнезда, в шарнирных отверстиях 4 которых расположены стопорные элементы (собачки) 5. Стопорные элементы 5 прижаты к полумуфте 1 сплошным или разрезным кольцом 6, расположенным в общем канале 7, проходящем в полумуфте 2 и в стопорных элементах 5.

Муфта работает следующим образом. При вращении ведущего вала полумуфты 1 против часовой стрелки (1) собачка 5 упирается в зуб полумуфты 1 с помощью упругого кольца 6, расположенного в общем канале 7. Полумуфта 2, связанная с другим валом, вращается совместно с валом полумуфты 1 против часовой стрелки (1). При вращении ведущего вала полумуфты 1 по часовой стрелке () полумуфта 2, связанная с ведомым валом, выходит из зацепления, т.к. собачка 5 будет скользить с одного зуба на другой.

Если ведущий вал связан с полумуфтой 2, а полумуфта 1 - с ведомым, то при вращении кольца по часовой стрелке (2) на ведомый вал будет передаваться рабочий момент вращения, а при вращении против часовой стрелки () на вал с полумуфтой 1 момент передаваться не будет, т.е. наблюдается свободный ход.

Обычно для лучшей центровки действующих на полумуфты 1 и 2 сил применяются три сухарика, см. [1]. Поэтому вместо трех упругих дорогостоящих и ненадежных вкладышей (в ближайшем прототипе) в предлагаемом устройстве использовано всего одно упругое кольцо 6, выполненное, например, из пружинной стали или бронзы в виде разрезного (круглого или прямоугольного сечения) или полного кольца навитой цилиндрической пружины.

Кольцо 6, расположенное в общем канале 7, образованном пазами, выполненными в полумуфте 2 и в стопорных элементах 5, прижимает последние к храповым зубьям полумуфты 1 и удерживают их от выпадания из отверстия 4 при их вращении вокруг своей оси, что намного надежнее, чем фиксация с помощью магнитных вкладышей в прототипе, особенно при динамических перегрузках на обгонные полумуфты 1 и 2.

Испытания опытного образца обгонной муфты подтвердили ее работоспособность и надежность в эксплуатации, а также простоту и дешевизну ее изготовления.

Источники информации 1. О. А. Ряховский, С.С. Иванов. Справочник по муфтам, Л.: Политехника, 1991, с.275-276, рис.5.22.

2. Г. И. Рудаков, А.А. Польшаков и Б.П. Пипко. Храповая обгонная муфта. А.с. СССР 1543146, бюл. 6 от 15.02.90.

Формула изобретения

1. Храповая обгонная муфта, содержащая концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с размещенными в гнездах стопорными элементами, снабженными прижимами, отличающаяся тем, что прижимы выполнены в виде единого упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах.

2. Храповая обгонная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругое кольцо выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения.

3. Храповая обгонная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругое кольцо выполнено в виде цилиндрической витой пружины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может применяться в силовых механизмах со свободным ходом для передачи крутящих моментов в одном направлении, например в приводах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, в частности в инерционных трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для передачи вращения от ведущего к ведомому звену, имеющему возможность свободного хода, а именно - для передачи момента вращения при превышении частоты вращения ведущего звена относительного ведомого

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам авто-мототранспорта, снабженным дифференциальными механизмами для обеспечения нежесткой кинематической связи между колесами ведущего моста

Изобретение относится к обгонным муфтам с собачкой, сцепляющейся с зубьями под действием центробежных сил

Изобретение относится к обгонным муфтам с распорками, заклинивающимися между зубьями наружной и внутренней поверхностей

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх