Самоходное судно боброва л.ф.

 

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования маломерных речных судов. Самоходное судно содержит платформу с плоским днищем и расположенный на платформе двигатель, а также рули на корме. Двигатель кинематически соединен с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине. Носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи. Движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу. Носовая часть платформы имеет возможность частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами. Технический результат реализации изобретения заключается в создании высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде. 2 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам маломерного речного флота.

Широко известны самоходные судна типа глиссеров, при движении которых благодаря особой форме днища возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая общее значительное всплытие судна. На них обычно устанавливают легкие поршневые двигатели внутреннего сгорания. Движителями служат гребные (реже воздушные) винты, см. Политехнический словарь. М.: Cоветская энциклопедия, 1989, с.126.

Недостатки описанных судов заключаются в том, что при движении судна его днище соприкасается с поверхностью воды, не обработанной движителем, в результате чего создаются большие ударные нагрузки на корпус при движении в условиях волнения. Для смягчения этих ударов днище корпуса выполняют в виде "V", что ухудшает условия выхода судна в режим глиссирования, увеличивает расход топлива и требует использования двигателей повышенной мощности.

Наиболее близкими по технической сущности к заявляемому изобретению являются "морские сани", включающие корпус со сводчатым днищем и параллельными, не сходящимися в носу бортами, см. Справочник по катерам, лодкам и моторам. Издание 2-е, Л.: Судостроение, 1982, с.54-55.

Основным недостатком этого судна является применение гребного винта, подверженного кавитации на больших скоростях, расположение его в задней части корпуса и неплоскодонная форма днища корпуса, что ведет к ухудшению тяговых качеств винта, к жестким ударам днища о волну, к большому расходу топлива, а комбинация расположения рулей и движителя в задней части корпуса ухудшает маневренность судна.

Задачей настоящего изобретения является ликвидация вышеприведенных недостатков и создание высокоэкономичного, скоростного маневренного судна, которое, опираясь на воду, может двигаться в воздушной среде.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что самоходное судно Боброва Л.Ф. включает обтекаемую в передней части платформу, носовая часть которой выполнена в виде гидролыжи, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, и рули на ее корме.

Платформа выполнена абсолютно плоскодонной, а не выступающий по всей ширине за пределы габаритов корпуса судна движитель размещен в носовой части судна.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез судна, а на фиг.2 - судно в плане.

Самоходное судно содержит плоскодонный корпус 1, носовая усиленная часть которого выполнена в виде гидролыжи 2, движитель 3, размещенный в передней части корпуса 1, не выходящий по своей ширине за пределы габаритов корпуса судна и приводимый во вращение двигателем 4. Лопасти движителя 3 воздействуют на поверхность воды 5. В кормовой части судна смонтированы рули 6.

При работе движителя 3 создается плоская широкая струя воды, которая, ударяя в переднюю часть обтекаемой гидролыжи 2, обеспечивает подъемную силу. Подъемную силу создают также лопасти движителя 3 при их движении сверху вниз. За счет этого облегчается выход судна в глиссирующий режим. Пена, вырабатываемая движителем, способствует уменьшению трения корпуса о поверхность воды. В режиме глиссирования движитель 3 частично выходит из воды и водяная струя направляется в гидролыжу 2 в ее заднюю, более пологую часть, что уменьшает потерю мощности для подъема носовой части и увеличивает мощность, затрачиваемую на переднее горизонтальное перемещение. Встречающиеся на пути движения судна волны выравниваются движителем, обеспечивая более плавный ход, а рули, расположенные на корме, обладая большим вращающим моментом, улучшают маневренность судна.

Если высокая маневренность не требуется, а нужна устойчивость судна по курсу, допустимо оснащать его скегами в виде длинных узких и тонких ножей, врезающихся в воду по бокам судна. Судно обладает устойчивостью к дифференту на корму или нос, так как при зарывании движителя в воду увеличивается его подъемная сила, а при выходе его из воды сначала теряется подъемная сила, а затем и тяговая сила, что приводит к самопроизвольному падению носовой части в воду, т.е. к автоматической стабилизации корпуса.

В результате использования вышеописанного судна обеспечивается более высокая грузоподъемность, малая осадка и высокая поперечная устойчивость. В результате расположения движителя в носовой части судна увеличивается его скорость и уменьшается расход топлива.

Формула изобретения

Самоходное судно, включающее платформу с плоским днищем, расположенный на платформе двигатель, кинематически соединенный с движителем, не выступающим за пределы габаритов корпуса судна по своей ширине, и рули на корме, отличающееся тем, что носовая часть платформы выполнена в виде гидролыжи, движитель размещен в носовой части судна и выполнен с возможностью создания плоской струи, ударяющей в переднюю часть гидролыжи и создающей подъемную силу, и с возможностью частичного выхода из воды при глиссировании судна, которое выполнено с боковыми скегами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Движитель // 2214944
Изобретение относится к устройствам для перемещения тел в воздушной или водной среде

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения, преимущественно к движителям тихоходных плавсредств: обитаемых подводных аппаратов (научно-исследовательских, туристических, спасения и др.), а также надводных плавсредств каналов, бухт, рек

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движителям с приводом возвратно-поступательного перемещения для тихоходных плавсредств

Изобретение относится к судостроению, а именно к водометным движителям для надводных кораблей и судов, а также для подводных средств движения

Изобретение относится к ускорению и управлению направлением текучей среды с использованием непрерывной динамической поверхности

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к конструируванию гребных винтов и пропеллеров

Изобретение относится к судостроению и касается создания судового движительного комплекса с насадкой на лопастях контрпропеллера

Изобретение относится к судостроению, касаясь создания судов на подводных крыльях для плавания в надводном и подводном положениях

Изобретение относится к судостроению и касается создания двухкорпусных глиссирующих судов с интерцепторами

Изобретение относится к судостроению и касается создания двухкорпусных глиссирующих судов с интерцепторами

Изобретение относится к судостроению и касается создания двухкорпусных глиссирующих судов с интерцепторами

Изобретение относится к судостроению и касается создания быстроходных глиссирующих судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования самоходных судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК)

Изобретение относится к судостроению и касается строительства корпусов судов с устройствами для снижения волнового и вихревого сопротивления воды

Изобретение относится к судостроению и касается создания регуляторов угла атаки подводных крыльев речных и морских судов небольшого водоизмещения

Изобретение относится к судостроению и касается строительства быстроходных судов, движущихся в режиме глиссирования и оборудованных комплексом автоматически управляемых интерцепторов

Изобретение относится к судостроению и касается профилирования обводов корпусов судов
Наверх