Устройство для закрепления рельса на основании

 

Изобретение относится области железнодорожного транспорта. Устройство для закрепления рельса на основании содержит подрельсовую упругую прокладку, выполненную с охватом подошвы рельса с каждой стороны и взаимодействующую своими боковыми гранями с боковыми гранями углубления основания. Расположенный около каждой боковой грани подошвы участок прокладки снабжен твердым образным в поперечном сечении слоем, взаимодействующим верхней гранью с верхней гранью подошвы, а нижней гранью - с нижней гранью подошвы, с образованием зазора с боковой гранью подошвы рельса. Расстояние между боковой гранью подошвы рельса и наружной боковой гранью прокладки выполнено разновеликим с каждой стороны рельса. Суммарная ширина подошвы рельса и смонтированной на подошве рельса прокладки за пределами углубления основания выполнена больше ширины углубления основания. На дно углубления основания установлена регулировочная прокладка. Техническим результатом изобретения является увеличение надежности закрепления рельса относительно основания, возможность регулирования колеи в необходимых пределах и положениях рельса по высоте, упрощение конструкции. 3 з.п.ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта.

Известно упругое крепление рельсов, при котором рельсы удерживаются с двух сторон с помощью геометрически замкнутого эластомерного профиля. Патент 94011279 А 16 Е 01 В 9/60 от 07.04.93, Веселицкая И.А. "Упругое крепление рельсов с открытым или закрытым верхним строением пути". Недостатком этого крепления является ненадежное закрепление рельса, сложность конструкции, большая трудоемкость монтажа-демонтажа.

Известно сплошное плитное подрельсовое основание с непрерывным опиранием рельсов типа Embedded Raue Structype (ERS)- Нидерланды. В этой конструкции основания использованы синтетические опорные блоки из полиуретана, закладываемые под подошву и под головку по обе стороны шейки рельса. Недостатком этой конструкции является многодетальность, невозможность регулирования колеи в широких пределах.

Наиболее близким техническим решением является устройство упругого крепления рельса, снабженное упругой подрельсовой прокладкой, выполненной с приливами, охватывающими подошву сверху с каждой стороны рельса, и крепежные элементы. А. С. 836268 Е 01 В 9/39 от 05.10.77. "Устройство упругого крепления рельса". Авторы В.В.Тютюкин, А.Е.Вовк, А.Н.Чамов и др. (Прототип). Недостатком этого устройства является ненадежное закрепление рельса относительно основания в продольном направлении, невозможность регулирования колеи и положения рельса по высоте, сложность конструкции.

Техническая сущность: увеличение надежности закрепления рельса относительно основания, возможности регулирования колеи в необходимых пределах и положениях рельса по высоте, упрощение конструкции.

Указанный технический результат достигается за счет того, что в устройстве для закрепления рельса на основании, содержащем установленную на основании подрельсовую прокладку, охватывающую нижнюю часть рельса с обеих сторон, прокладка выполнена с охватом шейки с каждой стороны рельса и установлена в продольном углублении основания с возможностью взаимодействия каждой наружной боковой грани с боковой гранью углубления основания, подрельсовая прокладка выполнена упругой, упругая подрельсовая прокладка выполнена с охватом смежной с шейкой грани головки с каждой стороны рельса, суммарная ширина рельса и боковых участков смонтированной на рельсе упругой подрельсовой подкладки по наружным боковым граням за пределами углубления основания выполнена большей ширины углубления основания, углубление основания выполнено двумя ребордами основания, каждый боковой участок упругой прокладки выполнен многослойным, для рельса с подошвой верхний слой каждой охватывающей подошву части многослойной прокладки выполнен твердым, верхняя грань верхнего твердого слоя упругой прокладки снабжена неровностями в виде ориентированных поперек рельса выступов одинаковых поперечного сечения, преимущественно синусоидального, размера и шага в продольном направлении и впадин между ними, либо в виде насечки или накатки, для рельса с подошвой обращенный к подошве слой прокладки с каждой стороны подошвы выполнен твердым образным в поперечном сечении с зазором между указанным слоем и боковой гранью подошвы рельса с возможностью взаимодействия верхней, обращенной к подошве грани твердого слоя с верхней гранью подошвы и нижней, обращенной к подошве, грани твердого слоя с нижней гранью подошвы рельса, рельс выполнен с головкой и шейкой без подошвы, для двухголового рельса и рельса с головкой и шейкой без подошвы, каждый обращенный к шейке слой многослойной упругой прокладки выполнен твердым, для двухголового рельса и рельса с головкой и шейкой без подошвы каждая обращенная к шейке рельса грань подрельсовой прокладки снабжена неровностями четырех типов; по первому типу неровности на обращенной к шейке рельса грани либо на обращенной к шейке рельса грани и на шейке рельса выполнены в виде насечки или накатки; по второму типу неровности на обращенной к шейке рельса грани выполнены в виде ряда ориентированных сверху вниз выступов и впадин между ними одинаковых поперечного, преимущественно синусоидального, сечения, размера и шага между ними в продольном направлении, ответно выполнены неровности на шейке рельса; по третьему типу неровности на обращенной к шейке рельса грани выполнены в виде одного или нескольких параллельных рельсу трапециевидных или трапециевидных с закругленными вершинами пазов с боковыми гранями, выполненными в поперечном сечении под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, на шейке рельса выполнены продольные выступы с боковыми гранями, ответными боковым граням пазов прокладки, и помещены в указанных пазах с возможностью взаимодействия между ними, при этом между вершиной каждого выступа твердого слоя шейки и твердого слоя прокладки и дном каждого паза, в котором он помещен, выполнен зазор; по четвертому типу неровности на обращенной к шейке рельса грани подрельсовой прокладки выполнены в виде ряда продольных выступов и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения, ответно выполнены неровности на боковой грани шейки рельса, расположенный около шейки двухголового рельса боковой участок многослойной упругой прокладки снабжен твердым продольным слоем с верхней гранью, ответной нижней грани верхней головки рельса, и нижней гранью ответной верхней грани нижней головки рельса с возможностью взаимодействия между указанными гранями, между обращенной к шейке гранью твердого слоя и шейкой рельса образован зазор, в котором преимущественно помещен упругий слой, твердый продольный слой около шейки рельса выполнен в виде криволинейной в поперечном сечении пластины вогнутостью к рельсу, наружный боковой слой каждого бокового участка многослойной прокладки выполнен твердым, например из синтетического материала или металла, для рельса с головкой и шейкой без подошвы упругая прокладка в нижней части снабжена выполненным с ней зацело U-образным твердым слоем с обращенными к рельсу боковыми гранями, выполненными в поперечном сечении с расширением вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, между указанными гранями помещен нижний участок шейки с ответными боковыми гранями с возможностью взаимодействия между ними, между нижней гранью шейки и дном твердого слоя выполнен зазор, подрельсовая прокладка выполнена твердой, например синтетической или из металла, между нижней гранью твердой прокладки и дном углубления основания выполнен зазор, наружные боковые грани подрельсовой прокладки в поперечном сечении выполнены с уширением наружу от основания вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, боковые грани углубления основания в поперечном сечении выполнены расширяющимися наружу вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, ширина бокового участка подрельсовой прокладки выполнена разновеликой с каждой стороны рельса, наружные боковые грани подрельсовой прокладки выполнены в плане под углом к обращенным к рельсу боковым граням, при этом наружные боковые грани прокладки и ответные боковые грани углубления основания с каждой стороны подрельсовой прокладки выполнены параллельными между собой одним или несколькими участками одинаковой длины ступенчато с поперечным смещением в плане наружных боковых граней прокладки и боковых граней углубления основания на одинаковую величину, под подрельсовой прокладкой установлена регулировочная прокладка, между установленной в нижнее положение изношенной головкой двухголового рельса и подрельсовой прокладкой установлена компенсационная прокладка, подрельсовая прокладка выполнена многослойной составной в поперечном сечении, например из двух частей, подрельсовая подкладка или ее составная в поперечном сечении часть выполнена зацело с основанием преимущественно электроизоляционной.

На фиг. 1 изображено устройство для рельса с подошвой в поперечном сечении; на фиг. 2 - устройство для двухголового рельса с многослойной подрельсовой прокладкой; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - с одним слева и двумя справа пазами на обращенном к рельсу твердом слое бокового участка подрельсовой подкладки; на фиг.5 - с обращенным к рельсу твердым слоем прокладки в виде вогнутой пластины; на фиг.6 - с компенсационной прокладкой по профилю износа головки рельса; на фиг.7 - устройство для рельса с головкой и шейкой без подошвы; на фиг.8 - с U-образным твердым слоем в нижней части подрельсовой прокладки; на фиг.9 - с подрельсовой прокладкой с боковыми участками шириной в верхней части большей ширины головки и регулировочной прокладкой; на фиг.10 - с U-образным твердым слоем; на фиг.11 - с неровностями на шейке и ответно на прокладке; на фиг.12 - с твердой подрельсовой прокладкой; на фиг.13 - другого типоразмера; на фиг.14 - с упругой прокладкой в верхней части твердой подрельсовой прокладки; на фиг.15 - устройство в плане с наружными боковыми гранями углубления основания под углом к продольному направлению; на фиг.16 - с двухслойной составной подрельсовой и регулировочной прокладками; на фиг.17 - устройство для рельса с подошвой с регулировочной прокладкой.

Пример 1,фиг.1 Устройство содержит упругую подрельсовую прокладку 1 с боковыми участкам 2, охватывающими подошву 3 рельса 4 около боковых граней 5 нижние 6 и верхние 7 грани подошвы с каждой стороны рельса 4. Подрельсовая прокладка 1 с установленным на ней рельсом 4 расположена в продольном углублении 8 основания 9 с возможностью взаимодействия наружной боковой грани 10 подрельсовой прокладки 1 на каждом боковом участке 2 с боковой гранью 11 углубления 8 с каждой стороны рельса. Углубление 8 в верхней части или по всей высоте образовано продольной ребордой 12 с каждой стороны рельса 4. Боковые грани 11 углубления 8 основания 9 в поперечном сечении выполнены расширяющимися наружу вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов. Наружные боковые грани 10 подрельсовой прокладки 1 в поперечном сечении выполнены с уширением наружу от основания 9 вверх под углом, преимущественно равным углу уширения боковых граней 11 углубления 8 или большим для большего сжатия упругих боковых участков 2 в верхней части. Боковой участок 2 упругой подрельсовой прокладки 1 с каждой стороны рельса 4 выполнен многослойным с обращенным к рельсу 4 твердый слоем 13 и наружными твердыми боковыми 14 и верхним 15 слоями и упругого слоя 16 между ними. Наружная боковая грань 17 бокового слоя 14 выполнена с возможностью взаимодействия с боковой гранью 11 углубления 8. Верхняя грань 18 наружного твердого верхнего слоя 15 каждого бокового участка 2 снабжена неровностями в виде ориентированных поперек рельса 4 выступов 19 одинаковых поперечного, преимущественно синусоидального сечения, размера и шага в продольном направлении и впадин между ними либо в виде насечки или накатки для увеличения сцепления с прикрепителем 20. Ответно выполнены неровности на прикрепителе 20.

Наружный верхний слой 152 снабжен направленным в боковую сторону выступом 21 для продольной фиксации прокладки 1 относительно основания 9. Для рельса с подошвой 3 обращенный к рельсу 4 твердый слой 13 каждого бокового участка 2 прокладки 1 выполнен - образным в поперечном сечении с зазором 22 между слоем 13 и боковой гранью 5 подошвы 3 с возможностью взаимодействия верхней, обращенной к подошве 3, грани 23 слоя 13 с верхней гранью 7 подошвы 3 и нижней обращенной к подошве 3 грани 24 слоя 13 с нижней гранью 6 подошвы 3. Ширина С между боковой гранью 5 подошвы 3 и наружной боковой гранью 17 твердого слоя 14 или боковой гранью 10 прокладки 1 с каждой стороны рельса выполнена разновеликой для регулирования колеи. Суммарная ширина подошвы 8 рельса 4 и смонтированной на подошве 3 прокладки 1 между боковыми гранями 10 прокладки 1 или боковыми гранями 16 слоя 13 с каждой сторона рельса 4 за пределами углубления 8 основания 9 выполнена большей ширины углубления 8 основания 9 для обеспечения упругосжатого состояния боковых участков 2 и создания бокового давления на обращенный к подошве 3 твердый слой 13 и его заклинивания на подошве 3. При монтаже прокладку 1 за пределами углубления 8 монтируют снизу на подошву 3. Рельс 4 с прокладкой 1 устанавливают в углубление 8 с охватом выступами 21 верхнего твердого слоя 15 бокового участка 2 реборды 12 или основания 9. При перемещении подошвы 3 с прокладкой 1 вниз в узкую часть углубления 8 твердый боковой слой 14 сжимает упругий слой 16 бокового участка, создавая давление на твердый слой 13, заклинивая его на подошве 3 и обеспечивая продольную фиксацию рельса 4 относительно прокладки 1. Верхний твердый слой 15 прижимают прикрепителем 20. Взаимодействие боковых выступов 21 с ребордой 12 или основанием 9 и выступов 19 или насечки верхнего слоя 18 с ответными неровностями прикрепители 20 обеспечивает продольную фиксацию прокладки 1 относительна основания 9. При динамической нагрузке подошва 3 вместе с твердым образным слоем совершает колебания в упругом материале подрельсовой прокладки 1 вертикальные между дном углубления 8 и верхним твердым слоем 15 и горизонтальные между боковыми твердыми слоями 14. Демонтируют рельс 4 в обратном порядке. Для регулирования колеи рельс 4 с прокладкой 1 демонтируют из углубления 8 и меняют местами на другую сторону подошвы 3 разновеликие по ширине боковые участки 2.

Пример 2, фиг.2, 3 Устройство для двухголового рельса 25 содержит упругую подрельсовую прокладку 26 с боковыми участками 2, охватывающими нижнюю головку 27 с верхними гранями 28, шейку 29 и нижние грани 30 верхней головки 31. Боковые участки 2 выполнены разновеликой ширины С и е между головкой 27 и боковой гранью 10 прокладки 1 или между шейкой 29 и наружной боковой гранью 17 бокового твердого слоя 14. Разность ширины между шейкой 26 и гранью 17 выполнена за счет разновеликой ширины слоя 14 с каждой стороны рельса 25 для обеспечения равной толщины и боковой упругости слоя боковых участков 2. Ширина между гранями 17 смонтированной на рельсе 25 прокладки за пределами углубления 8 больше ширины углубления 8. На каждом боковом участке 2 около шейки 29 в средней по высоте части рельса 25 выполнен обращенный к рельсу твердый слой 32. Обращенная к шейке 29 грань 33 снабжена неровностями в виде ряда ориентированных сверху вниз выступов 34 и впадин между ними одинаковых поперечного, приемущественно синусоидального сечения, размера и шага между ними в продольном направлении. Ответно выполнены неровности на шейке 29. Неровности другого типа на грани 33 и преимущественно на шейке 29 выполнены в виде насечки или накатки. На каждом торце боковой грани 11 углубления 8 выполнен направленный к рельсу 25 поперечный выступ 35 с возможностью взаимодействия с торцовыми гранями 36 наружного твердого слоя 14.

При монтаже прокладку 1 с рельсом 24 опускают в углубление 8 между поперечными заступами 35, нажимая к рельсу на твердые боковые слои 14. В смонтированном положении упругосжатый слой 16 боковых участков 2 обеспечивает давление на обращенный к рельсу твердый слой 13 и на боковой слой 14. В вертикальном направление прокладка 1 зафиксирована за счет самозаклинивания боковой грани 17 слоя 14 и боковой грани 10 между боковыми гранями 11 углубления 8. Взаимодействие выступов 34 на грани 33 прокладки 1 обеспечивает фиксацию в продольной направлении рельса 25 относительно прокладки 1. При демонтаже нажимают к рельсу на твердые боковые слои 14 и поднимает из углубления 8 прокладку 1 с рельсом 25. Другие операции и работа по примеру 1.

Пример 3, фиг.4 Обращенная к шейке 29 грань 33 твердого слоя 30 снабжена неровностями в виде одного /фиг.4, слева/ или нескольких /фиг.4, справа/ параллельных рельсу 25 продольных трапециевидных или остроугольных пазов 37. Боковые грани 38 каждого паза 37 в поперечном сечении выполнены под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов. На шейке 29 рельса 25 выполнены продольные выступы 39 с боковыми гранями 40, ответными боковым граням 39 пазов 37. Выступы 39 помещены в пазах 37 с возможностью взаимодействия между гранями 40 и 38, при этом вершина каждого остроугольного выступа выполнена с закруглением, между вершиной каждого выступа 39 шейки 29 и прокладки 1 и дном каждого паза 37 или паза между выступами 39 выполнен зазор 41 для обеспечения заклинивания. Под действием упругосжатого слоя бокового участка 2 взаимодействие граней 38 паза 37 с гранями 40 выступов 39, заклиненных между собой, обеспечивает продольную фиксацию рельса 24 относительно прокладки 1.

Пример 4, фиг.5 Расположенный около шейки 29 рельса 25 боковой участок 2 прокладки 1 снабжен твердым продольным слоем 42 с верхней гранью 43, ответной нижней грани 30 верхней головки 31 рельса 25, и нижней гранью 44, ответной верхней грани 28 нижней головки 27 рельса 25, с возможностью взаимодействия между ними. Твердый продольный слой 42 выполнен в виде криволинейной в поперечном сечения пластины вогнутостью к рельсу 25. Между обращенной к шейке 29 гранью 45 твердого слоя 42 и шейкой 28 рельса 25 образован зазор 46 /фиг.5, слева/. В зазоре 46 преимущественно помещен упругий слой 47 /фиг.5, справа/. При этом в твердом слое 42 выполнены сквозные проемы 48 для объединения слоя 47 с упругим слоем бокового участка 2.

Под воздействием упругосжатого слоя 16 боковых участков 2 твердый слой 42 от взаимодействия граней 43 и 44 с гранями 30 и 28 головок рельса 25 заклинивается и за счет трения фиксирует рельс 25 в продольной направлении. Упругий слой 47 защищает рельс 25 от засорителей, а сквозные проемы 48 регулируют нажатие слоя 16 на слой 42 и слой 47 и объединяют их. Монтаж, демонтаж и работа по примеру 2.

Пример 5, фиг.6 В двухголовом рельсе 25 после износа верхней головки 31 и установки ее в нижнее положение между нижней головкой 27 и прокладкой 26 по профилю износа головки 27 образован зазор 49, в котором установлена компенсационная прокладка 50, равноупругая с прокладкой 26. Боковые участки 2 прокладки 26 аналогично примером 1-4 выполнены с запасом ширины и на фиг.6 показано пунктиром.

Компенсационной прокладкой 50 восстанавливают исходную форму и упругость прокладки 26, что обеспечивает стабильную работу устройства при изношенной головке рельса 25.

Пример 6, фиг.7 Устройство содержит рельс 51 без подошвы с головкой 52 и шейкой 53, аналогичной шейке в традиционном рельсе с подошвой. Ширина шейки 53 выполнена уменьшающейся от головки 52 книзу, но может быть выполнена равной ширины или переменной на разной высоте. Рельс 51 шейкой 53 помещен в продольном угулублении 8 основания 9. Углубление 8 выполнено в поперечном сечении преимущественно расширяющимся наружу вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, либо равной ширины или разновеликой на разной высоте. Высота шейки 53 и глубина углубления 8 основания 9 выполнены большими их ширины и достаточными для обеспечения поперечной устойчивости и продольной фиксации рельса 51. По линии сопряжения шейки 53 и нижних граней 30 головки 52 с углублением 8 установлена упругая подрельсовая прокладка 26. Ширина между наружными боковыми гранями 17 боковых участков 2 смонтированной на рельсе 51 прокладки 26 за пределами углубления 8 выполнена больше ширины углубления 8 (показано пунктирной линией), то есть боковые участки 2 прокладки 26 выполнены с запасом ширины для обеспечения упругосжатого состояния боковых участков 2 в смонтированном в углублении 8 состоянии. Боковые участки 2 выполнены разновеликой ширины с каждой стороны рельса 51. Боковые участки 2 прокладки 26 могут быть выполнены однослойными или многослойными с неровностями в виде обращенных к шейке 53 выступов 34 и ответных выступов на шейке 53 или насечки аналогично примеру 2. Для регулирования положения рельса 51 по высоте может быть выполнена прокладка 26 другого типоразмера с увеличенными на одинаковую величину толщинами прокладки 26 под нижней гранью 54 шейки 53 и под нижними гранями 30 головки 52.

При монтаже прокладку 26 за пределами углубления 8 монтируют снизу на рельс 51 и нажатием сверху, преодолевая сопротивление от поперечного сжатия боковых участков 2 рельс 51 с прокладкой 26 устанавливают в углубление 8 до упора прокладки 26 в дно углубления 8. Поездная нагрузка передается от рельса 51 давлением нижней грани 54 шейки 53, нижних граней 30 головки 52 и трением боковых граней шейки 53. Для регулирования колеи рельс 51 с прокладкой 26 демонтируют и разновеликие по ширине боковые участки 2 аналогично примеру 2 меняют местами. Для регулирования положения рельса 51 по высоте устанавливают прокладку 26 другого типоразмера.

Пример 7, фиг.8 Для надежного закрепления рельса 51 от перемещения в продольном направлении относительно прокладки 26 в нижней части с внутренней стороны прокладки 26 выполнен зацело с прокладкой 26 твердый, например из металла или синтетический, U-образный слой 55 с расширяющимися наружу вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, обращенными к шейке 53 гранями 56. Между гранями 56 установлен нижний участок 57 шейки 53 с боковыми гранями 58, ответными боковым граням 56 слоя 55, с возможностями взаимодействия между указанными гранями. Между нижней гранью 54 шейки 53 и дном 59 слоя 55 выполнен зазор 60.

При действии поездной и температурной нагрузок взаимодействие заклиненного между гранями 56 участка 57 шейки 53 обеспечивает надежное закрепление рельса 51 от продольного перемещения.

Пример 8, фиг.9 Ширина углубления 8 в верхней части под головкой 52 рельса 51 выполнена больше ширины головки 52 с каждой стороны рельса. Для регулирования положения рельса по высоте на дно углубления под подрельсовую прокладку 26 установлена регулировочная прокладка 61. Прокладка 61 может быть установлена и по другим примерам. Другие элементы выполнены по примеру 6. Уширение боковых участков 2 за пределами углубления 8 показано пунктиром.

Для регулирования положения рельса по высоте устанавливают прокладку 61 необходимой толщины.

Пример 9, фиг.10 Устройство снабжено U-образным слоем по примеру 7 и прокладкой 61 по примеру 8. По ширине углубление 8 и прокладка 26 выполнены по примеру 8. Монтаж-демонтаж и регулирование по примерам 7, 8.

Пример 10, фиг.11
В устройстве для рельса 51 с головкой 52 и шейкой 53 без подошвы на каждой обращенной к шейке 53 грани 33 подрельсовой прокладки 26 выполнены неровности в виде ряда продольных выступов 62 и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения. Ответно выполнены неравности на боковой грани 63 шейки 53 рельса 51. При выполнении прокладки 26 многослойной на обращенной к шейке 53 грани 33 твердого слоя и на шейки 53 выполнены неровности в виде насечки аналогично примеру 2.

Взаимодействие неровностей 62 граней 33 и шейки 53 рельса 51 увеличивает надежность закрепления рельса 51 в вертикальном направлении. Увеличение площади взаимодействия прокладки 26 шейки 53 за счет неравностей 62 улучшает фиксацию рельса 51 в продольном направлении. Неровности в виде насечки увеличивают надежность фиксации в поперечном и продельном направлениях.

Пример 11, фиг.12-14
Подрельсовая прокладка 63 выполнена из твердого материала, преимущественно синтетической, например из полиуритана. Внутренние боковые грани 33 прокладки 63 и ответно боковые грани 64 шейки 53 рельса 51 выполнены в поперечном сечении расширяющимися вверх. Между нижней гранью 59 шейки 53 и дном 65 прокладки 63 выполнен зазор 66 и между верхней гранью 67 бокового участка 2 прокладки 63 и нижней гранью 30 головки 52 выполнен зазор 68 для обеспечения заклинивания шейки 53 в прокладке 63. Между нижней гранью 69 прокладки 63 и дном 70 углубления 8 основания 9 выполнен зазор 71 и между верхней гранью 72 основания 9 и нижней гранью 30 головки 52 выполнен зазор 73 для обеспечения заклинивания прокладки 63 в углублении 8 основания. Ширина С и е бокового участка 2 подрельсовой прокладки 63 выполнена разновеликой с каждой стороны рельса 51 для регулирования колеи. Для регулирования положения рельса по высоте выполнен другой типоразмер прокладки 63 (фиг.13) с другой шириной C+ и e+ боковых участков 2. Для предотвращения попадания влаги на боковые грани прокладки, рельса и углубления основания в верхней части прокладки 63 (фиг.14) установлена упругая прокладка 74, заполняющая зазор 68 и 73. На боковых гранях 64 шейки и внутренних боковых гранях прокладки 63 выполнены неровности, например, в виде насечки для увеличения сцепления между ними и возможности за счет этого демонтажа прокладки 63 вместе с рельсом 51. По примерам 1-11 для регулирования колеи в требуемых пределах необходимо три типоразмера подрельсовой прокладки. Прокладка 63 может быть выполнена зацело с основанием электроизоляционной.

Монтаж-демонтаж, регулирование колеи аналогично примерам 2, 6-9. Для регулирования положения рельса по высоте устанавливают прокладку 63 другого типоразмера с увеличенной C+ и e+ или уменьшенной C- и e- шириной бокового участка 2. Упругая прокладка 74 под головкой 52 рельса 51 предотвращает попадание влаги на боковые грани прокладки 63.

Пример 12, фиг.15
В подрельсовой прокладке 75 наружные боковые грани 10 выполнены в плане параллельными между собой под углом к обращенным к рельсу гранями 33. Прокладка 75 выполнена одним участком или несколькими ступенчатыми участками одинаковой длины со смещением боковых граней 10 в поперечном направлении на одинаковую величину. Боковая грань 11 углубления 8 основания 9 с каждой стороны рельса выполнена ответно грани 10 прокладки 75 под таким же углом в плане. Торцовые грани 78 прокладки 75 и 77 углубления 8 выполнены ответными, преимущественно вертикальными, под прямым углом к боковым граням 10 и 11. При совмещенных торцовых гранях 76 и 77 с одной стороны рельса с другой стороны рельса торцовая грань 76 прокладки 75 выполнена со смещением в продольном направлении от грани 77 с образованием зазора 78 для возможности продольного перемещения прокладки 75. В зазоре 78 помещена боковая прокладка 79 из одного или нескольких, например двух, продольных отрезков. Боковой участок 2 прокладки 75 выполнен с запасом ширины и разновеликой ширины С и е с каждой стороны рельса аналогично вышеописанным примерам.

При эксплуатации для регулирования колеи в требуемых пределах рельс 25, 51 с прокладкой 26, 75 демонтируют из углубления 8 вверх, удаляют из углубления один отрезок боковой прокладки 79. Прокладку 26, 75 перемещают в продольном направлении на длину удаленного отрезка боковой прокладки 79. Удаленный отрезок боковой прокладки 79 устанавливают к боковой грани 11 углубления 8 около торцовой грани 77 ступени углубления 8 с другой стороны углубления. Прокладку 26, 75 с рельсом 25, 51 помещают в углубление 8 между отрезками боковой прокладки 79. В результате продольного смещения прокладки 26, 75 рельс с прокладкой сместились в поперечном направлении. Для дополнительного поперечного смещения рельса операцию повторяют с перестановкой другого отрезка боковой прокладки 79 и продольным перемещением прокладки 26, 75. Для большего поперечного смещения рельса 25, 51 прокладку 26, 75 поворачивают в плане, меняя местами разновеликие по ширине С и е боковые участки 2, а затем переставляют отрезки боковой прокладки 79. Для еще большего регулирования колеи аналогичные операции выполняют на другом рельсе колеи. Затем рельсы колеи меняют местами и повторяют операции, а при двухголовых рельсах 25 меняют местами головки 21 и 31. По примеру 11 для регулирования колеи в требуемых пределах необходимы один типоразмер подрельсовой прокладки и один типоразмер боковых прокладок 79.

Пример 13, фиг.16
Подрельсовая прокладка 26 выполнена многослойной в поперечном сечении составной, например из двух слоев. Углубление 8 основания 9 и наружный слой 80 многослойной составной прокладки по ширине выполнены больше ширины головки 52 с каждой стороны рельса 51 по примеру 8. Ширина боковых участков 2 наружного 80 и внутреннего 81 слоев прокладки 26 выполнены разновеликими с каждой стороны рельса. На дно 70 углубления 8 установлена регулировочная прокладка 61 при необходимости регулирования положения рельса по высоте.

При выполнении составной прокладки 26 трехслойной наружный слой 80 может быть выполнены зацело с основанием 9 электроизоляционным упругим при твердых внутреннем 81 и среднем слоях.

Для регулирования колеи в необходимых пределах меняют местами разновеликие по ширине боковые участки 2 наружного слоя 80 прокладки 26, а затем внутреннего слоя 81 на одном и на другом рельсе 51. По примеру 13 необходимо два типоразмера прокладки 26 и два типоразмера регулировочной прокладки 61.

Пример 14, фиг.17
Однодетальное устройство для закрепления рельса 4 с подошвой 3 содержит упругую подрельсовую прокладку 82 с боковыми участками 2, охватывающими подошву 3, шейку 83 и нижнюю грань 30 головки 31. Обращенный к подошве 3 слой 13 каждого бокового участка 2 прокладки 82 выполнен твердым образным по примеру 1. Ширина С и е выполнена разновеликой с каждой стороны рельса 4. Суммарная ширина рельса 4 и смонтированной на рельсе прокладки 82 между наружными боковыми гранями 10 (показано пунктиром) прокладки 82 за пределами углубления 8 основания 9 выполнена большей ширины углубления 8. На дно 70 углубления 8 установлена регулировочная прокладка 61.

Монтаж-демонтаж и работа по примерам 1, 2, 6, 8
Выполнение подрельсовой прокладки с охватом шейки с каждой стороны рельса и установка в продольном углублении основания с возможностью взаимодействие каждой наружной боковой грани с боковой гранью углубления основания, выполнение подрельсовой прокладки упругой или твердой, выполнение зазора между нижней гранью твердой прокладки и дном углубления основания, выполнение упругой подрельсовой прокладки с охватом смежной с шейкой грани головки с каждой стороны рельса, выполнение суммарной ширины рельса и боковых участков смонтированной на рельсе упругой подрельсовой прокладки по наружным боковым граням за пределами углубления основания больше ширины углубления основания, выполнение углубления основания двумя ребордами основания, выполнение каждого бокового участка упругой прокладки многослойным, выполнение для рельса с подошвой верхнего слоя каждой охватывающей подошву части многослойной прокладки твердым, снабжение верхней грани верхнего твердого слоя упругой прокладки неровностями в виде ориентированных поперек рельса выступов одинаковых поперечного сечения, размера и шага в продольном направлении и впадин между ними, либо в виде насечки или накатки, выполнение для рельса с подошвой обращенного к подошве слоя прокладки с каждой стороны подошвы твердым образным в поперечном сечении с зазором между указанным слоем и боковой гранью подошвы рельса с возможностью взаимодействия верхней, обращенной к подошве, грани твердого слоя с верхней гранью подошвы и нижней, обращенной к подошве, грани твердого слоя с нижней гранью подошвы рельса, выполнение рельса с головкой и шейкой без подошвы, выполнение для двухголового рельса и рельса с головкой и шейкой без подошвы каждого обращенного к шейке слоя многослойного упругой прокладки твердым, для двухголового рельса и рельса с головкой и шейкой без подошвы снабжение каждой обращенной к шейке рельса грани подрельсовой прокладки неровностями четырех типов; по первому типу выполнение неровностей на обращенной к шейке рельса грани либо на обращенной к шейке рельса грани и на шейке рельса в виде насечки или накатки; по второму типу выполнение неровностей на обращенной к шейке рельса грани в виде ряда ориентированных сверху вниз выступов и впадин между ними одинаковых поперечного, преимущественно синусоидального, сечения, размера и шага между ними в продольном направлении, выполнение неровностей на шейке рельса ответно; по третьему типу выполнение неровностей на обращенной к шейке рельса грани в виде одного или нескольких параллельных рельсу трапециевидных или трапециевидных с закругленными вершинами пазов с боковыми гранями, выполненными в поперечном сечении под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, выполнение на шейке рельса продольных выступов с боковыми гранями, ответными боковым граням пазов прокладки, и помещение в указанных пазах с возможностью взаимодействия между ними, выполнение при этом зазора между вершиной каждого выступа шейки и твердого слоя прокладки и дном каждого паза; по четвертому типу выполнение неровностей на обращенной к шейке рельса грани подрельсовой прокладки в виде ряда продольных выступов и впадин между ними преимущественно синусоидального поперечного сечения, выполнение ответных неровностей на боковой грани шейки рельса, снабжение расположенного около шейки двухголового рельса бокового участка многослойной упругой прокладки твердым продольным слоем с верхней гранью, ответной нижней грани верхней головки рельса, и нижней гранью, ответной верхней грани нижней головки рельса, с возможностью взаимодействия между указанными гранями, образование между обращенной к шейке гранью твердого слоя и шейки рельса зазора, в котором преимущественно помещен упругий слой, выполнение твердого продольного слоя около шейки рельса в виде криволинейной в поперечном сечении пластины вогнутостью к рельсу, выполнение наружного бокового слоя каждого бокового участка многослойной прокладки твердым, например из синтетического материала или металла, для рельса с головкой и шейкой без подошвы снабжение упругой прокладки в нижней части выполненным с ней зацело U-образным твердым слоем с обращенными к рельсу боковыми гранями, выполненными в поперечном сечении с расширением вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, помещение между указанными гранями нижнего участка шейки с ответными боковыми гранями с возможностью взаимодействия между ними, выполнение зазора между нижней гранью шейки и дном твердого слоя, выполнение подрельсовой прокладки твердой, например синтетической или из металла, выполнение зазора между нижней гранью твердой прокладки и дном углубления основания, выполнение наружных боковых граней надрельсовой прокладки в поперечном сечении с уширением наружу от основания вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, выполнение боковых граней углубления в поперечном сечении расширяющимися наружу вверх под углом, удовлетворяющим условию самоторможения взаимодействующих материалов, выполнение ширины бокового участка подрельсовой прокладки разновеликой с каждой стороны рельса, выполнение наружных боковых граней подрельсовой прокладки в плане под углом к обращенным к рельсу боковым граням, выполнение при этом наружных боковых граней прокладки и ответных боковых граней углубления основания с каждой стороны подрельсовой прокладки параллельными между собой одним или несколькими участками одинаковой длины ступенчато с поперечным смещением в плане наружных боковых граней прокладки н боковых граней углубления основания на одинаковую величину, установка под подрельсовой прокладкой регулировочной прокладки, установка между установленной в нижнее положение изношенной головкой двухголового рельса и подрельсовой прокладкой компенсационной прокладки, выполнение подрельсовой прокладки многослойной составной в поперечном сечении, например из двух слоев, выполнение подрельсовой прокладки или ее составной в поперечном сечении части зацело с основанием преимущественно электроизоляционной обеспечивает увеличение надежности закрепления рельса относительно основания, возможности регулирования в необходимых пределах колеи и положения рельса по высоте, упрощение конструкции.


Формула изобретения

1. Устройство для закрепления рельса на основании, содержащее подрельсовую упругую прокладку, выполненную с охватом подошвы рельса с каждой стороны и взаимодействующую своими боковыми гранями с боковыми гранями углубления основания, отличающееся тем, что расположенный около каждой боковой грани подошвы участок прокладки снабжен твердым -образным в поперечном сечении слоем, взаимодействующим верхней гранью с верхней гранью подошвы, а нижней гранью - с нижней гранью подошвы, с образованием зазора с боковой гранью подошвы рельса.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что расстояние между боковой гранью подошвы рельса и наружной боковой гранью прокладки выполнено разновеликим с каждой стороны рельса.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что суммарная ширина подошвы рельса и смонтированной на подошве рельса прокладки между наружными боковыми гранями прокладки за пределами углубления основания выполнена больше ширины углубления основания.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на дно углубления основания установлена регулировочная прокладка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15, Рисунок 16, Рисунок 17



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкциям элементов верхнего строения железнодорожного пути

Изобретение относится к конструкциям верхнего строения железнодорожного пути, в частности к креплениям рельсов к шпалам

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при производстве деталей из профильного проката с утолщенными выступающими элементами, в частности, подкладок рельсовых скреплений

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении деталей из профильного проката, преимущественно подкладок рельсовых скреплений, имеющих крепежные отверстия в двух незамкнутых пазах, выполненных в высоких ребордах

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути

Изобретение относится к конструкции железнодорожного пути

Изобретение относится к общей конструкции верхнего строения пути

Изобретение относится к общей конструкции верхнего строения пути, в частности к креплению рельсов к подвижной или пружинящей опоре

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожного пути

Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, а именно к устройствам для крепления рельсов к железобетонным шпалам

Изобретение относится к узкоколейным рельсовым путям, по которым обращается шахтный подвижной состав

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути

Изобретение относится к транспортным конструкциям, а именно к строительству железнодорожного пути

Изобретение относится к транспортным конструкциям, а именно к верхнему строению железнодорожного пути, предназначено для прикрепления рельсов к железобетонному основанию

Изобретение относится к транспортным конструкциям, а именно к верхнему строению железнодорожного пути, предназначено для прикрепления рельсов к железобетонному основанию

Изобретение относится к конструкции верхнего строения железнодорожных путей, точнее к устройствам для закрепления рельса на основании

Изобретение относится к подкрановым конструкциям с тяжелым режимом эксплуатации

Изобретение относится к конструкции верхнего строения бесстыкового железнодорожного пути, в частности к устройствам для прикрепления рельсов к железобетонным и деревянным шпалам

Изобретение относится к конструкции верхнего строения бесстыкового железнодорожного пути, в частности к устройствам для прикрепления рельсов к железобетонным и деревянным шпалам
Наверх