Устройство одноканального управления в продольном движении легкого экраноплана

 

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета и может быть использовано для уменьшения отклонения высоты полета экраноплана от балансировочного значения, а также для сокращения времени переходных процессов экраноплана по углу тангажа и высоте. Технический результат заключается в уменьшении отклонения от опорной высоты полета и балансировочного значения угла тангажа под действием возмущения и сокращении времени возвращения экраноплана на опорную высоту полета и к балансировочному значению угла тангажа по окончании действия возмущения путем формирования сигнала нелинейного управления. Устройство одноканального управления в продольном движении легкого экраноплана содержит датчик угла тангажа, датчик угловой скорости, датчик углового ускорения, первый сумматор, рулевой агрегат, блок формирования нелинейного управляющего сигнала, содержащий блок вычисления модуля, блок усиления, второй блок умножения с релейным блоком, первый блок умножения, инвертор, третий блок умножения и второй сумматор. 5 ил.

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета и может быть использовано для уменьшения отклонения высоты полета экраноплана от балансировочного значения, а также для сокращения времени переходных процессов экраноплана по углу тангажа и высоте.

Известно устройство двухканального управления в продольном движении экраноплана при помощи канала руля высоты и канала закрылков (Диомидов В.Б. Автоматическое управление движением экранопланов. - СПБ: ГНЦ РФ - ЦНИИ "Электроприбор", 1996) - [1, с.174]. Оно содержит в себе датчик угла для получения значения угла тангажа, датчик угловой скорости для определения угловой скорости z, радиовысотомер для получения сигнала H, пропорционального высоте полета над подстилающей поверхностью, усилители для формирования управляющих сигналов и рулевые агрегаты, воздействующие на руль высоты и закрылки соответственно.

Известное устройство двухканального управления в продольном движении экраноплана применимо в основном на экранопланах больших размеров, полет которых осуществляется на достаточно больших высотах. Вследствие того, что погрешность измерения текущей высоты полета радиовысотомерами, предназначенными для экранопланов, составляет около 0,1 м в диапазоне высот 0-15 м (Небылов А.В. Измерение параметров полета вблизи морской поверхности, СПбГААП. СПб., 1994) - [2, с. 79], то такая погрешность измерения неприемлема для легких экранопланов, летающих на высотах 0,3-1 м над поверхностью.

Двухканальная схема управления не всегда приемлема, так как у легких экранопланов могут отсутствовать закрылки, предназначенные для непосредственного управления высотой полета (обладающие возможностью отклоняться в противоположные направления от нейтрального). Введение двухканальной схемы управления также ограничивается и требованиями массо-габаритных показателей для легких экранопланов.

Для сравнительного анализа с заявляемым изобретением принято устройство одноканального управления угловым движением тангажа (использовалось в автопилоте АП - 15Т), содержащее датчик угла тангажа, выход которого соединен с первым входом сумматора, датчик угловой скорости, соединенный со вторым входом сумматора, датчик углового ускорения, подключенный к третьему входу сумматора, последовательно соединенные усилитель, вход которого соединен с выходом сумматора, и рулевой агрегат (Бортовые системы управления полетом. /Под ред. Ю.В. Байбородина - М.: Транспорт, 1975) - [3, с. 254].

Указанное устройство одноканального управления можно непосредственно применить и на легком экраноплане. При этом в силу собственного свойства экраноплана возвращаться к опорной высоте полета, будет косвенно осуществляться и стабилизация опорной высоты, значение которой однозначно определяется скоростью полета и балансировочным отклонением руля высоты. Но при этом способе и устройстве управления будут достаточно большие отклонения экраноплана от опорной высоты полета и балансировочного значения угла тангажа под действием возмущений. Уменьшить отклонения экраноплана от балансировочной (опорной) высоты полета и балансировочного значения угла тангажа под действием возмущений можно, не меняя структуру автопилота, увеличением коэффициента демпфирования экраноплана относительно поперечной оси. В этом случае возмущения, действующие относительно поперечной оси (удар волны), не вызовут большого отклонения угла тангажа относительно балансировочного положения, а поэтому и экраноплан мало отклонится от опорной высоты полета, так как вертикальная скорость при этом в силу соотношения будет достаточно мала. Но при наличии большого демпфирования относительно поперечной оси экраноплан будет медленнее возвращаться к балансировочному значению угла тангажа. Следовательно, более длительное время будет существовать вертикальная скорость центра масс экраноплана , что вызовет большее отклонение экраноплана по высоте после окончания действия возмущения. Для уменьшения отклонения экраноплана по высоте после прекращения действия возмущения на этапе возвращения экраноплана к балансировочному значения угла тангажа желательно иметь меньшее значение коэффициента демпфирования.

Ставится задача уменьшения отклонения от опорной высоты полета и балансировочного значения угла тангажа под действием возмущения и сокращения времени возвращения экраноплана на опорную высоту полета и к балансировочному значению угла тангажа по окончании действия возмущения путем формирования сигнала нелинейного управления.

Поставленная задача достигается тем, что в устройство одноканального управления в продольном движении экраноплана, содержащее датчик угла тангажа, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, датчик угловой скорости, датчик углового ускорения, соединенный с третьим входом первого сумматора, рулевой агрегат, вход которого соединен с выходом первого сумматора, дополнительно введен блок формирования нелинейного управляющего сигнала, первый вход которого соединен с выходом датчика угла тангажа, второй вход соединен с выходом датчика угловой скорости и выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, содержащий последовательно соединенные блок вычисления модуля, блок усиления, и второй блок умножения с релейным блоком, первый блок умножения, инвертор, вход которого соединен с выходом первого блока умножения, первый и второй вход которого соединены соответственно с выходами блока усиления и релейного блока, первый вход третьего блока умножения соединен с выходом инвертора, выход третьего блока умножения соединен с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен со вторым входом третьего блока умножения и вторым входом второго блока умножения, являющимися вторым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала, первым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала является вход блока вычисления модуля, соединенный с первым входом второго блока умножения, а выходом блока формирования нелинейного управляющего сигнала является выход второго сумматора.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1 и 2.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства одноканального управления в продольном движении легкого экраноплана; на фиг.2 - блок-схема реализации блока формирования нелинейного управляющего сигнала.

Устройство содержит: 1 - датчик угла тангажа; 2 - датчик угловой скорости; 3 - датчик углового ускорения; 4 - блок формирования нелинейного управляющего сигнала; 5 - первый сумматор; 6 - рулевой агрегат.

Приняты следующие обозначения: k - сигнал, снимаемый с датчика угла тангажа 1; iz - сигнал, снимаемый с датчика угловой скорости 2; - сигнал, снимаемый с датчика углового ускорения 3;
в - угол поворота руля высоты.

Выход датчика угла тангажа 1 и выход датчика углового ускорения 3 соответственно соединены с первым и третьим входами первого сумматора 5. Первый и второй вход блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4 соединены с выходами датчика угла тангажа 1 и датчика угловой скорости 2 соответственно. Выход блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4 соединен со вторым входом первого сумматора 5. Выход первого сумматора 5 соединен с входом рулевого агрегата 6.

Блок формирования нелинейного управляющего сигнала (фиг.2) содержит:
7 - блок вычисления модуля;
8 - блок усиления;
9 - первый блок умножения;
10 - второй блок умножения;
11 - релейный блок;
12 - инвертор;
13 - третий блок умножения;
14 - второй сумматор.

Блок формирования нелинейного управляющего сигнала содержит последовательно соединенные блок вычисления модуля 7, блок усиления 8, и второй блок умножения 10 с релейным блоком 11, первый блок умножения 9, инвертор 12, вход которого соединен с выходом первого блока умножения 9, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами блока усиления 8 и релейного блока 11, первый вход третьего блока умножения 13 соединен с выходом инвертора 12, выход третьего блока умножения 13 соединен с первым входом второго сумматора 14, второй вход которого соединен со вторым входом третьего блока умножения 13 и вторым входом второго блока умножения 10, являющимися вторым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4, первым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4 является вход блока вычисления модуля 7, соединенный с первым входом второго блока умножения 10, а выходом блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4 является выход второго сумматора 14.

Работа устройства происходит следующим образом.

При появлении возмущения, действующего относительно оси OZ экраноплана, появляется угловая скорость z. Сигнал, пропорциональный угловой скорости z, снимается с выхода датчика 2 и поступает на второй вход блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4. Действие возмущения будет вызывать и отклонение угла тангажа от балансировочного значения. Сигнал с выхода датчика 1, пропорциональный отклонению угла тангажа от балансировочного значения, поступает на первый вход первого сумматора 5 и на первый вход блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4. При наличии углового ускорения датчиком 3 формируется сигнал, поступающий на третий вход первого сумматора 5. Блок формирования нелинейного управляющего сигнала 4 формирует сигнал вида
i*ωz = i(l-k)z,
где i - расчетное значение коэффициента демпфирования в линейной системе, z - угловая скорость;

где М - некоторый постоянный коэффициент; - текущее значение угла тангажа.

Формирование нелинейного управляющего сигнала происходит следующим образом.

Сигнал, пропорциональный текущему значению угловой скорости, со второго входа блока формирования нелинейного управляющего сигнала 4 поступает на второй вход второго блока умножения 10, второй вход третьего блока умножения 13 и на второй вход второго сумматора 14. Сигнал, пропорциональный углу тангажа, поступает на вход блока вычисления модуля 7 и первый вход второго блока умножения 10. Вычисленный модуль текущего значения угла тангажа с выхода блока 7 поступает через блок усиления 8 с коэффициентом усиления М на первый вход первого блока умножения 9. С выхода второго блока умножения 10 произведение сигналов, пропорциональных текущим значениям угла тангажа и угловой скорости, поступает на вход релейного блока 11. Релейный блок 11 формирует сигнал, равный либо нулевому, либо единичному значению, в зависимости от знаков текущих значений угла тангажа и угловой скорости. С выхода релейного блока 11 сигнал поступает на второй вход первого блока умножения 9. В зависимости от значения сигнала на выходе релейного блока 11 коэффициент К на выходе первого блока умножения 9 принимает либо нулевое значение, либо значение, пропорциональное текущему значению угла тангажа. С выхода первого блока умножения 9 через инвертор 12 сигнал поступает на первый вход третьего блока умножения 13. С выхода третьего блока умножения 13 сигнал поступает на первый вход второго сумматора 14. С выхода второго сумматора 14 сформированный управляющий сигнал поступает на второй вход первого сумматора 5.

На первом сумматоре 5 происходит суммирование поступающих со своими коэффициентами усиления управляющих сигналов. С выхода первого сумматора 5 полученный сигнал поступает на вход рулевого агрегата 6. Рулевой агрегат непосредственно воздействует на руль высоты и отклоняет его в направлении противодействия внешнему возмущению.

Таким образом, устройство одноканального управления в продольном движении легкого экраноплана уменьшает отклонение экраноплана от опорной высоты, вызванное действием возмущения, и сокращает время возврата к опорной высоте полета за счет введения нелинейного управления коэффициентом демпфирования. Это утверждение подтверждается графиками переходных процессов, представленными на фиг.3-5. Эти графики получены в результате математического моделирования системы "Экраноплан - Система Управления" с привлечением ЭВМ. В качестве типовых возмущающих воздействий приняты удар волны и вертикальный ветер.

На фиг. 3 представлено изменение значения угла тангажа при воздействии вертикальной скорости 5 м/с. Цифрой 1 обозначен переходный процесс при использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала, а цифрой 2 обозначен переходный процесс при линейном способе управления. Явно видно уменьшение отклонения значения угла тангажа от балансировочного значения в случае применение блока формирования нелинейного управляющего сигнала. При использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала отклонение угла тангажа от балансировочного значения уменьшается более чем в два раза. При возмущении в виде вертикального порыва ветра со скоростью 5 м/с переходный процесс по относительной высоте полета при использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала не имеет существенного отличия от переходного процесса при использовании линейной системы управления.

На фиг. 4 представлены переходные процессы по тангажу при воздействии возмущения в виде угловой скорости 5 град/с. Угловая скорость вызвана ударом экраноплана о взволнованную водную поверхность. Цифрой 1 обозначен переходный процесс при использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала, а цифрой 2 обозначен переходный процесс при линейном способе управления. Заметно как уменьшение отклонения под действием возмущения, так и сокращение времени возврата на углы, близкие к балансировочному значению при использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала.

На фиг.5 представлены переходные процессы по относительной высоте полета при воздействии возмущения в виде угловой скорости 5 град/с. Цифрой 1 обозначен переходный процесс при использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала, а цифрой 2 обозначен переходный процесс при линейном способе управления. При использовании блока формирования нелинейного управляющего сигнала уменьшается как отклонение под действием возмущения, так и сокращение времени возврата к опорной высоте полета.

Устройство включает в себя простые в реализации схемы, состоящие из общедоступных элементов, и характеризуется малыми габаритными размерами и небольшим энергопотреблением.

Данное устройство может применяться не только на легких экранопланах, но и на летательных аппаратах, при управлении угловым движением и высотой полета, где также будет эффективным введение блока формирования нелинейного управляющего сигнала.


Формула изобретения

Устройство одноканального управления в продольном движении легкого экраноплана, содержащее датчик угла тангажа, выход которого соединен с первым входом первого сумматора, датчик угловой скорости, датчик углового ускорения, соединенный с третьим входом первого сумматора, рулевой агрегат, вход которого соединен с выходом первого сумматора, отличающееся тем, что дополнительно введен блок формирования нелинейного управляющего сигнала, первый вход которого соединен с выходом датчика угла тангажа, второй вход соединен с выходом датчика угловой скорости и выход которого соединен со вторым входом первого сумматора, содержащий последовательно соединенные блок вычисления модуля и блок усиления, а также второй блок умножения с релейным блоком, первый блок умножения, инвертор, вход которого соединен с выходом первого блока умножения, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами блока усиления и релейного блока, первый вход третьего блока умножения соединен с выходом инвертора, выход третьего блока умножения соединен с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен со вторым входом третьего блока умножения и вторым входом второго блока умножения, являющимися вторым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала, первым входом блока формирования нелинейного управляющего сигнала является вход блока вычисления модуля, соединенный с первым входом второго блока умножения, а выходом блока формирования нелинейного управляющего сигнала является выход второго сумматора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судовождения, в частности к системам автоматического управления продольным движением судна

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к системам контроля, управления и спасения летательного аппарата и экипажа

Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучом антенны двухкоординатной мобильной РЛС обнаружения

Изобретение относится к средствам управления стационарными или подвижными объектами

Изобретение относится к летательным аппаратам военного назначения

Изобретение относится к летательным аппаратам военного назначения

Изобретение относится к системам посадки летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к области систем управления беспилотными летательными аппаратами (БЛА) и может быть использовано в авиационной и ракетной технике

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой бортовой аппаратуры и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих безопасность полетов и безопасность наземных объектов особой важности при несанкционированном использовании ЛА недоброжелателем

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета

Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучами антенн двухкоординатной мобильной РЛС обнаружения и РЛС сопровождения

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и может быть использовано в авиационной и ракетной технике

Изобретение относится к области управления движением самолетов и предназначено для комплексного вычисления резервного пространственного положения и резервного курса с помощью имеющихся на самолете данных

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса
Наверх