Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом

 

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена. Техническим результатом изобретения является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса. Устройство управления содержит датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, датчик угла курса, датчик угловой скорости по курсу, первый и второй суммирующий усилители, задатчик сигнала управления по курсу, первый и второй блоки вычитания, нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено для согласования по динамике сигналов управления по курсу и крену и нелинейный элемент с ограничителем. 1 ил.

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с координированными разворотами в боковом канале с большими углами крена.

Известны устройства управления для систем, в которых каналы управления креном и курсом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления в каждом из указанных каналов.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство координированного регулирования углового бокового движения летательного аппарата, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность изменения интенсивности (уровня) управления в канале крена в условиях нагрузки канала курса.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания, дополнительно введены нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания, выход первого блока вычитания через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, выход датчика угла крена соединен со вторым входом второго блока вычитания, а выход второго суммирующего усилителя является вторым выходом устройства.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка угла курса посредством маневров по крену, т.е. расширение зоны разворотов с большими углами крена.

На чертеже представлена структурная схема устройства управления.

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом содержит датчик угла крена 1 (ДУКр), последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену 2 (ДУСКр) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу 4 (ЗСУКур), первый блок вычитания 5 (1 БВ) и второй суммирующий усилитель 6 (2 СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу 7 (ДУСКур), а выход датчика угла курса 8 (ДУКур) соединен со вторым входом первого блока вычитания 5. Кроме этого, устройство содержит нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9 (НЭСЗН), инвертирующий усилитель 10 (ИУ), динамическое звено 11 (ДЗ), нелинейный элемент с ограничителем 12 (НЭСО) и второй блок вычитания 13 (2 БВ), выход первого блока вычитания 5 через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности 9, инвертирующий усилитель 10, динамическое звено 11, нелинейный элемент с ограничителем 12 и второй блок вычитания 13 соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя 3, выход датчика угла крена 1 соединен со вторым входом второго блока вычитания 13, а выход второго суммирующего усилителя 6 является вторым выходом устройства.

Устройство управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах курса и крена формируются соответственно блоками 4, 5, 6, 7, 8 канала курса и 1, 2, 3, 13 канала крена:

где К1 К2 - передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

- сигнал рассогласования по курсу на выходе первого блока вычитания 5;

- сигнал датчика угла курса 8;

зад - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика сигнала управления по курсу 4;

у - сигнал датчика угловой скорости по курсу 7;

К1 , К2 - передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

- сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока вычитания 13;

- сигнал датчика угла крена 1;

упр - управляющий сигнал по крену на выходе нелинейного элемента с ограничителем 12;

х - сигнал датчика угловой скорости по крену 2.

При этом сигнал упр формируется специальным каналом координированного управления, подключенным входом к сигналу , т.е. к выходу первого блока вычитания 5, а выходом ко входу второго блока вычитания 13. Канал содержит последовательно соединенные блоки 9, 10, 11, 12.

Наличие блока 9 - нелинейного элемента с зоной нечувствительности позволяет реализовать избирательное подключение канала координированного управления. А именно: пусть величина зоны нечувствительности этого звена равна . При сигналах | |< канал координированного управления не подключается. Канал курса работает в режиме стабилизации небольших значений зад. Канал крена работает в режиме стабилизации нулевого значения угла крена , поскольку упр=0. При отработке больших сигналов зад, обусловливающих в динамике | | , канал курса работает в режиме управления по отработке зад, а канал крена - в режиме координированного управления с отработкой сигнала упр 0. При завершении переходного процесса канал курса переходит в режим стабилизации заданного значения зад, а для канала крена по достижении | |< управляющий сигнал упр=0, т.е. ведется стабилизация нулевого значения угла крена.

Инвертирующий усилитель 10 этого канала устройства управления позволяет реализовать сам принцип координированного управления благодаря инвертизации входного сигнала, и выбрать оптимальное значение степени усиления. Динамическое звено 11 позволяет корректно, по динамике, сочетать сигнал управления по курсу и крену. Нелинейный элемент с ограничителем 12 обеспечивает требуемое ограничение сигнала упр для канала крена в соответствии с техническими ограничениями на летательный аппарат по углу крена.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство управления позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить точность управления.

Источники информации

1. И.А. Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. М.: Машиностроение, 1987 г., с. 174.

2. В.А. Боднер. Теория автоматического управления полетом. М.: Наука, 1964 г., с. 113.

Формула изобретения

Устройство управления для системы координированного управления летательным аппаратом, содержащее датчик угла крена, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, выход которого является первым выходом устройства, и последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, а выход датчика угла курса соединен со вторым входом первого блока вычитания, отличающееся тем, что оно содержит нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено для согласования по динамике сигналов управления по курсу и крену, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания, выход первого блока вычитания через последовательно соединенные нелинейный элемент с зоной нечувствительности, инвертирующий усилитель, динамическое звено, нелинейный элемент с ограничителем и второй блок вычитания соединен со вторым входом первого суммирующего усилителя, выход датчика угла крена соединен со вторым входом второго блока вычитания, а выход второго суммирующего усилителя является вторым выходом устройства.

РИСУНКИРисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области управления движением самолетов и предназначено для комплексного вычисления резервного пространственного положения и резервного курса с помощью имеющихся на самолете данных

Изобретение относится к области систем управления летательными аппаратами и может быть использовано в авиационной и ракетной технике

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса

Изобретение относится к устройствам управления и стабилизации измерительных устройств на качающемся основании и может быть использовано для управления лучами антенн двухкоординатной мобильной РЛС обнаружения и РЛС сопровождения

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета

Изобретение относится к области техники, занимающейся разработкой бортовой аппаратуры и бортовых систем летательных аппаратов (ЛА), обеспечивающих безопасность полетов и безопасность наземных объектов особой важности при несанкционированном использовании ЛА недоброжелателем

Изобретение относится к системам автоматического регулирования полета и может быть использовано для уменьшения отклонения высоты полета экраноплана от балансировочного значения, а также для сокращения времени переходных процессов экраноплана по углу тангажа и высоте

Изобретение относится к бортовым системам автоматического управления летательными аппаратами с самолетной схемой с реализацией возможности режимов с разворотами в продольном канале с большими углами тангажа и координированных разворотов в боковом канале с большими углами крена и курса

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам обеспечения посадки маневренных летательных аппаратов (ЛА) с помощью оптических систем на взлетно-посадочной полосе (ВПП)

Изобретение относится к области авиационной техники, а именно к способам обеспечения посадки маневренных летательных аппаратов (ЛА) с помощью оптических систем на взлетно-посадочной полосе (ВПП)

Изобретение относится к области управления и может быть использовано при непосредственном управлении полетами и в районе аэродрома и на трассах
Изобретение относится к технике контроля за перемещением транспортных средств и может быть использовано для оперативного определения места нахождения, в том числе падения, летательных аппаратов

Изобретение относится к способам управления полетом беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)

Изобретение относится к области авиационного приборостроения

Изобретение относится к технике управления беспилотными летательными аппаратами (ЛА) при возникновении нештатной (аварийной) ситуации на трассах полета, проходящих через густонаселенные районы
Изобретение относится к самоходному транспортному средству, которое движется сначала, возможно с помощью водителя, выбранным маршрутом от места старта до места финиша, причем транспортное средство принимает от системы позиционирования сигналы положения и хранит их в памяти данных
Наверх