Токоприемник

 

Изобретение относится к области электротранспорта и заключается в усовершенствовании токоприемников, взаимодействующих с контактной сетью, преимущественно двухпроводной троллейбусной. Токоприемник содержит установленную на основании с возможностью поворота на горизонтальной и вертикальной осях подпружиненную штангу, связанную с гидроцилиндром, который соединен с напорной и сливной магистралями электромагнитным распределителем, токовое реле, концевой выключатель и автономный источник питания. Для повышения безопасности работы привода токоприемника шток гидроцилиндра связан со штангой, а корпус с основанием. Для исключения ложных срабатываний привода токоприемника он дополнительно снабжен реле давления и реле с нормально замкнутым и нормально разомкнутым контактами. Кроме того, электромагнитный распределитель выполнен трехпозиционным с двумя электромагнитами, причем один электромагнит включен в цепь из последовательно соединенных контакта реле давления, которое соединено с полостью гидроцилиндра, противоположной штоку, контакта токового реле, нормально замкнутого контакта реле и источника питания, а другой электромагнит подключен к источнику питания через нормально разомкнутый контакт реле, а обмотка реле соединена с источником питания концевым выключателем. Технический результат - повышение безопасности при сходе штанги с контактного провода вследствие самоустановки штанги в безопасное положение, что снижает вероятность аварийной ситуации на линии. 2 ил.

Изобретение относится к электротранспорту, который содержит токоприемники, взаимодействующие с контактной сетью, преимущественно двухпроводной троллейбусной.

Известен штанговый токоприемник РТ-6И (1), содержащий установленную на основании с возможностью поворота на горизонтальной и вертикальной осях подпружиненную штангу, несущую токосъемную головку и связанную с приводом опускания штанги в виде штангоуловителя (1). Недостатком указанного токоприемника является то, что канат, связывающий штангу токоприемника с приводом опускания штанги (штангоуловителем), при маневрировании троллейбуса на большом отклонении от контактных проводов препятствует проезду крупногабаритного транспорта по соседним полосам движения, создавая аварийные ситуации обрывов каната, схода токоприемников и обрывов контактной сети.

Отмеченный недостаток может быть устранен путем иного исполнения механизма опускания токоприемника при его сходах с контактной сети. Из таких устройств наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к данному изобретению является токоприемник (2), снабженный приводом, обеспечивающим управление штангой токоприемника относительно вертикальной и горизонтальной осей. Однако данное техническое решение, как и предыдущее, незначительно снижает аварийные ситуации, так как затрудняет контроль за положением штанги относительно вертикальной оси. Кроме того, в соответствии с (3) при сходе токоприемника предусматривается экстренное торможение, что не позволяет водителю одновременно отслеживать дорожную ситуацию и управлять положением токоприемника относительно вертикальной оси. К тому же, фиксация токоприемника в нижнем положении электромагнитной муфтой при выходе штанги за габарит троллейбуса значительно повышает вероятность создания аварийной ситуации.

Изобретение направлено на повышение безопасности токосъема штанговым токоприемником. Это достигается тем, что после схода с контактного провода штанга токоприемника устанавливается в безопасное положение одновременно по вертикальной и горизонтальной оси гидроцилиндром. Указанное решение обеспечивается конструктивной особенностью связи штока гидроцилиндра со штангой, а корпуса гидроцилиндра с основанием. Кроме того, предусмотрена схема его защиты от ложных срабатываний за счет последовательного включения контактов реле давления и токового реле.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлен вид на токоприемник сбоку; на фиг.2 - вид на токоприемник сверху.

Позиции на чертежах обозначают: основание токоприемника - 1; штанга токоприемника - 2; гидроцилиндр - 3; напорная магистраль - 4; сливная магистраль - 5; электромагнитные распределитель - 6; токовое реле - 7; концевой выключатель - 8; источник питания - 9; реле давления - 10; реле с нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми контактами - 11; шток гидроцилиндра - 12; корпус гидроцилиндра - 13; электромагниты электромагнитного распределителя - 14, 15.

Токоприемник состоит из основания 1, на котором установлена подпружиненная штанга 2 с возможностью поворота вокруг вертикальной и горизонтальной осей. Между штангой и основанием установлен гидроцилиндр 3, который соединен с напорной 4 и сливной 5 магистралями электромагнитным распределителем 6. При этом шток 12 гидроцилиндра связан со штангой, а его корпус 13 с основанием. Электромагнитный распределитель выполнен трехпозиционным с двумя электромагнитами 14 и 15, причем электромагнит 14 включен в цепь из последовательно соединенных контакта реле давления 10, которое соединено с полостью гидроцилиндра, противоположной штоку, контакта токового реле 7, нормально замкнутого контакта реле 11 и источника питания 9. Электромагнит 15 подключен к источнику питания через нормально разомкнутый контакт реле, обмотка которого подключена к источнику питания через концевой выключатель 8.

Токоприемник работает следующим образом. При движении троллейбуса штанга токоприемника поднята, концевой выключатель 8 разомкнут, контакт токового реле 7 разомкнут, контакт реле давления 10 разомкнут, нормально замкнутый контакт реле 11 замкнут, а электромагниты 14 и 15 электромагнитного распределителя 6 обесточены, при этом гидроцилиндр находится в плавающем положении и не препятствует отслеживанию штангой токоприемника контактного провода. При сходе штанги токоприемника с контактного провода она под действием натяжных пружин движется вверх. В полости гидроцилиндра, противоположной штоку, возникает скачок давления, который приводит к срабатыванию реле давления, замыкая его контакт, одновременно при потере контакта головки токоприемника с контактной сетью срабатывает токовое реле и замыкается его контакт. При этом, источник питания через нормально замкнутый контакт реле 11 оказывается подключенным к электромагниту 14, который переводит электромагнитный распределитель 6 в позицию, когда магистраль высокого давления 4 оказывается связанной с полостью гидроцилиндра, противоположной штоку, а штоковая полость со сливной магистралью 5. Гидроцилиндр опускает штангу, одновременно доворачивая ее в горизонтальной плоскости за счет момента, возникающего на плече Е (фиг.2), размещая ее вдоль продольной оси троллейбуса. При достижении нижнего положения штангой срабатывает концевой выключатель 8, который подает питание на обмотку реле 11, которое, разрывая нормально замкнутые контакты, обесточивает цепь питания электромагнита 14 и через нормально разомкнутые контакты подключает источник питания к электромагниту 15, что переводит электромагнитный распределитель в позицию замка, фиксируя штангу в нижнем положении. При необходимости постановки штанги на контактный провод отключают источник питания от электросхемы токоприемника.

В целом изобретение обеспечивает защиту комплекса токоприемник - контактная сеть при сходах штанги с контактного провода.

Источники информации

1. Г.В.Вишник, В.И.Шабалин, И.Г.Осипов, В.М.Березин, Н.Г.Пидяш, А.Н.Дементьев. Троллейбус пассажирский ЗиУ-682Б. М.: Транспорт, 1977, стр. 113-117, 149-154.

2. Авторское свидетельство №770869 от 15.10.80. Авторы: А.А.Чугунов, А.С.Паштала, Л.Л.Мильштейн, Н.С.Борзова. Токоприемник.

3. Правила технической эксплуатации троллейбуса. М.: 1993, стр. 64.

Формула изобретения

Токоприемник преимущественно для троллейбуса, содержащий установленную на основании с возможностью поворота на горизонтальной и вертикальной осях подпружиненную штангу, связанную с гидроцилиндром, который соединен с напорной и сливной магистралями электромагнитным распределителем, токовое реле, концевой выключатель и источник питания, отличающийся тем, что токоприемник дополнительно снабжен реле давления и реле с нормально замкнутым и нормально разомкнутым контактами, при этом шток гидроцилиндра связан со штангой, а корпус - с основанием, электромагнитный распределитель выполнен трехпозиционным с двумя электромагнитами, причем один электромагнит включен в цепь из последовательно соединенных контакта реле давления, которое соединено с полостью гидроцилиндра, противоположной штоку, контакта токового реле, нормально замкнутого контакта реле и источника питания, другой электромагнит подключен к источнику питания через нормально разомкнутый контакт реле, а обмотка реле соединена с источником питания концевым выключателем.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электрическому транспорту и может быть использовано в качестве токосъемного элемента, например, на трамваях или электровозах

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава, и предназначено для стабилизации контактного нажатия при высоких скоростях движения и снижения лобового сопротивления за счет ограничения воздействия аэродинамических сил на токоприемник

Изобретение относится к городскому электротранспорту, а именно к устройствам для автоматического улавливания штанг токоприемников троллейбуса при их сходе с контактного провода

Изобретение относится к области изготовления устройств для скользящего токосъема, которые могут быть использованы для городского электротранспорта, скоростных электрокар, пластин пантографов и др

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к электрическому транспорту, в частности к устройствам для токосъема на электрическом транспорте

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам наземного электротранспорта

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токоприемникам наземного электротранспорта

Изобретение относится к способу пропитки пористых заготовок, может применяться при производстве подшипников скольжения или скользящих электрических контактов

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности токоприемникам электроподвижного состава

Изобретение относится к наземному электротранспорту, в частности к устройству троллейбусных токосъемников, позволяющих троллейбусам производить обгон /объезд/ друг-друга без наличия дополнительной троллейбусной линии электропередач и без перерыва подачи электроэнергии к тяговым двигателям обгоняющего и обгоняемого троллейбусов

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к получению электроконтактных материалов

Изобретение относится к воздушным транспортно-энергетическим системам

Изобретение относится к устройствам для скользящего токосъема и предназначено для использования на городском электрическом транспорте

Изобретение относится к токоприемникам транспортных средств с электротягой
Изобретение относится к способам изготовления устройств для контактного токосъема и может использоваться в электротехнике для изготовления контактных вставок для железнодорожного транспорта и городского электротранспорта
Наверх