Сплав на основе алюминия и изделие, выполненное из него

 

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в сварных конструкциях. Такие сплавы могут быть использованы как конструкционные материалы для создания изделий авиакосмической и других отраслей промышленности. Особенно эффективно использование сплава в качестве присадочного материала при изготовлении сварных конструкций из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu. Предложены сплав и изделие, выполненное из него, содержащие следующие компоненты, мас.%: магний 4,0-6,5, цирконий 0,04-0,15, скандий 0,2-0,3, бериллий 0,0001-0,01, бор 0,001-0,01, серебро 0,1-0,5, по крайней мере два элемента из группы, содержащей иттрий, титан, гафний, ванадий 0,01-0,4, алюминий – остальное. Техническим результатом изобретения является разработка алюминиевого сплава, обладающего пониженной склонностью к образованию горячих трещин, высокими характеристиками прочности, пластичности и ударной вязкости, при этом применение предлагаемого сплава в качестве присадочного материала в сварных конструкциях из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, также способствует более высокой трещиностойкости, прочности, пластичности и ударной вязкости сварного соединения. 2 н. з. п. ф-лы, 2 табл.

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в сварных конструкциях (топливные баки, элементы кабины пилота и т.п.) и в виде сварочной проволоки для аргоно-дуговой сварки высокопрочных алюминиевых сплавов типа В95, 1933, 1913 и т.п.

Известен деформируемый термически не упрочняемый сплав на основе алюминия, имеющий химический состав, мас.%:

Магний 5,8-6,8

Цирконий 0,02-0,15

Бериллий 0,0001-0,01

Скандий 0,2-0,5

Церий 0,001-0,01

Бор 0,001-0,01

По крайней мере один

элемент из группы, содержащей

хром, титан и ванадий 0,02-0,2

Алюминий Остальное

Патент РФ №2082809.

Однако известный сплав, применяемый в качестве присадочного материала при сварке плавлением шаробаллонов, стрингеров и т.п. не обеспечивает получения достаточной стойкости к образованию горячих трещин. Критическая скорость деформации сварного соединения по пробе МВТУ им. Н.Э.Баумана (Vкp) составляет менее 0,5 мм/мин.

Известен свариваемый коррозионностойкий алюминиевый сплав, содержащий мас.%:

Магний 3,0-5,0

Цирконий 0,05-0,15

Марганец 0,05-0,12

Титан 0,01-0,2

Скандий 0,05-0,5

По крайней мере

один элемент из группы

лантаноидов 0,05-0,5

Кремний 0,2

Алюминий Остальное

Патент США 6258318.

Недостатком известного сплава является то, что при аргонодуговой сварке элементов обшивки фюзеляжа возникает большое количество дефектов (горячих трещин, пор), превышающих допустимые нормы на 50%.

Применение сплава в качестве присадочного материала при сварке плавлением высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu (типа B95, 1933, 1913 и т.п.) не обеспечивает достаточной трещиностойкости сварного соединения. Пластичность и ударная вязкость сварного соединения находятся на низком уровне.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является сплав следующего химического состава, мас.%:

Магний 5,5-6,5

Цирконий 0,02-0,15

Скандий 0,2-0,3

Бериллий 0,0001-0,005

Бор 0,001-0,01

Марганец 0,5-0,7

Лантан 0,1-0,2

Алюминий Остальное

Патент РФ №2148101.

Причем Sc+La=0,3-0,4.

Недостатком сплава-прототипа является то, что использование его в качестве присадочного материала для сварки высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu недостаточно повышает показатели трещиностойкости. Пластичность и ударная вязкость сварного соединения недостаточно высокие. Изделия авиационной техники (баки, элементы кабины и т.п.) имеют низкую работоспособность и высокую трудоемкость изготовления, что связано с большим количеством дефектов, требующих исправления.

Технической задачей изобретения является разработка алюминиевого сплава, обладающего пониженной склонностью к образованию горячих трещин, высокими характеристиками прочности, пластичности и ударной вязкости. Сварные соединения из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, выполненные с применением предлагаемого сплава в качестве присадочного материала, должны также обладать более высокой трещиностойкостью, прочностью, пластичностью и ударной вязкостью.

Для достижения поставленной технической задачи предлагается сплав на основе алюминия, содержащий: магний, цирконий, скандий, бериллий, бор, в который дополнительно введены серебро и по крайней мере два элемента из группы, содержащей иттрий, титан, гафний и ванадий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний 4,0-6,5

Цирконий 0,04-0,15

Скандий 0,2-0,3

Бериллий 0,0001-0,01

Бор 0,001-0,01

Серебро 0,1-0,5

По крайней мере два элемента из группы

иттрий, титан, гафний, ванадий 0,01-0,4

Алюминий Остальное

и изделие, выполненное из него.

Авторами установлено, что при заявленном содержании и соотношении компонентов в предлагаемом сплаве образуются вторичные выделения дисперсных частиц интерметаллидных фаз, содержащих алюминий, скандий, иттрий, гафний, ванадий, серебро, которые непосредственно упрочняют сварной шов. Образуется мелкозернистая недендритная структура металла шва и зоны взаимной кристаллизации, что обеспечивает повышение значений пластичности и ударной вязкости сварного соединения. Введение дополнительных модификаторов (Ag, Y, Ti, Gf, V) приводит к сужению температурного интервала хрупкости, что положительно сказывается на повышении трещиностойкости сварного соединения. Кроме того, введение в сплав серебра оказывает рафинирующее действие на структуру границ зерен металла сварного шва и также вызывает повышение значений ударной вязкости самого сплава и сварного соединения.

Применение данного сплава в качестве основного материала и присадочного для сварки высокопрочных алюминиевых сплавов позволяет повысить значения трещиностойкости, пластичности и ударной вязкости сварного соединения. Изделия (топливные баки, элементы кабины пилота и т.п.) из этого сплава и сварные конструкции из высокопрочных алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, где он применялся как присадочный материал при автоматической аргоно-дуговой сварке, обладают повышенной надежностью и работоспособностью.

Пример осуществления

В лабораторных условиях были выплавлены сплавы повышенной чистоты по содержанию железа и кремния, состав которых приведен в таблице 1. Слитки размером 70300 мм после гомогенизирующего отжига и механической обработки подвергались осадке и прокатке на лист толщиной 3 мм и горячему прессованию на прутки диаметром 6 мм. Затем проводилось волочение с промежуточными отжигами и травлением поверхности до получения нагартованной проволоки диаметром 2 мм.

Качество присадочных материалов оценивалось по результатам механических испытаний сварных соединений листов сплава 1933 толщиной 2 мм. Склонность к образованию горячих трещин при сварке определялась по методике МВТУ им. Н.Э.Баумана на установке ЛТП1-6 с принудительной поперечной растягивающей деформацией образцов в процессе сварки (Iсв=130 А). Аргоно-дуговую сварку образцов для механических испытаний проводили на автомате АДСВ-7 с исследуемыми присадочными материалами. Режим сварки: Iсв=130 A, Vсв=18 м/ч.

Приведенные в таблице 2 механические свойства предлагаемого сплава показывают, что повышается его прочность на 15-20% и ударная вязкость на 20-30%. Применение предлагаемого сплава в качестве присадочного материала для сварки высокопрочного алюминиевого сплава 1933 позволяет повысить стойкость к образованию горячих трещин при сварке плавлением (в 2-3 раза), пластичность (на 40-60%) и ударную вязкость (в 5-6 раз).

Применение сплава на основе алюминия в качестве присадочного материала при сварке изделий авиационной техники (топливные баки, кабина пилота и т.п.) позволяет повысить надежность и долговечность работы сварных конструкций.

Формула изобретения

1. Сплав на основе алюминия, содержащий магний, цирконий, скандий, бериллий, бор, отличающийся тем, что в него дополнительно введены серебро и по крайней мере два компонента из группы, содержащей иттрий, титан, гафний, ванадий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний 4,0-6,5

Цирконий 0,04-0,15

Скандий 0,2-0,3

Бериллий 0,0001-0,01

Бор 0,001-0,01

Серебро 0,1-0,5

По крайней мере два элемента из группы

иттрий, титан, гафний, ванадий 0,01-0,4

Алюминий Остальное

2. Изделие из сплава на основе алюминия, отличающееся тем, что оно выполнено из сплава по п.1.

РИСУНКИРисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области металлургии сплавов цветных металлов, в частности к получению алюминиево-магниевых сплавов, дисперсионно упрочненных тугоплавкими соединениями

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано в машиностроении, судостроительной и авиационной промышленности, например, при создании деталей двигателей

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции

Изобретение относится к металлургии деформируемых термически неупрочняемых алюминиевых сплавов, предназначенных для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала в судостроении, авиакосмической технике и транспортном машиностроении

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях

Изобретение относится к термически неупрочняемым свариваемым деформируемым сплавам системы алюминий-магний-скандий-цирконий, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях ответственного назначения, длительно работающих в интервале температур от +85 до - 196oС, таких как обшивка, фитинги, детали систем кондиционирования, крышки и т.д

Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемым сплавам пониженной плотности системы Al-Mg-Li, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов
Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в сварных конструкциях изделий ответственного назначения

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к алюминиевым сплавам
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сварочным материалам, и может быть использовано для сварки алюминиевых сплавов системы Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu
Изобретение относится к области деформируемых термически неупрочняемых сплавов, предназначенных для использования в качестве конструкционного материала в виде деформированных полуфабрикатов в различных областях техники: судостроении, авиакосмической и нефтегазодобывающей промышленности и др
Изобретение относится к упрочняемым естественным старением сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в виде полуфабрикатов в качестве конструкционного материала
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора

Изобретение относится к литейному и прокатному производству

Изобретение относится к сплавам типа Al-Zn-Mg, а именно к сплавам, предназначенным для сварных конструкций, таких как конструкции, используемые в области морского строительства, при изготовлении кузовов автомобилей, промышленных транспортных средств и неподвижных или подвижных резервуаров
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству алюминиевого литейного сплава для сварных конструкций массового производства, работающих в условиях знакопеременных нагрузок в различных климатических зонах

Изобретение относится к литейному и прокатному производству
Наверх