Сплав на основе алюминия

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в сварных конструкциях изделий ответственного назначения. Предложен сплав, содержащий следующие компоненты, мас.%: магний 4,0-5,6, литий 1,3-1,8, цирконий 0,08-0,15, титан 0,05-0,1, бор 0,0001-0,0005, бериллий 0,001-0,01, висмут 0,01-0,1, алюминий - остальное. Техническим результатом изобретения является создание сплава с повышенными характеристиками пластичности основного металла и сварных соединений, а также удовлетворительной свариваемостью и прочностью сварных соединений. 3 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в сварных конструкциях изделий ответственного назначения.

Известен сплав марки 1420 (ОСТ 1.90048-77) следующего состава, мас. %:

Магний 4,5-6,0

Литий 1,8-2,3

Цирконий 0,08-0,15

Железо не более 0,2

Кремний не более 0,15

Медь не более 0,05

Титан не более 0,1

Натрий не более 0,0006

Алюминий остальное

В настоящее время детали из сплава марки 1420 применяются в авиационной и аэрокосмической технике, где необходимы малая плотность в сочетании с высокой жесткостью и прочностью. Недостатком данного сплава является низкая пластичность полуфабрикатов (катаных - в продольном, кованых - в поперечном по толщине направлении) и пониженный предел текучести (не более 28 кгс/мм2).

Известны алюминиевые сплавы с литием, которые характеризуются пониженной плотностью и высоким значением предела текучести, но обладают пониженной вязкостью разрушения и невысокой пластичностью.

Одним из таких сплавов, наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту, взятым за прототип, является сплав по патенту США №4584173 от 22.04.86, кл. 420-533, который имеет следующий химический состав, мас.%:

Магний 3,0-5,5

Литий 2,1-2,9

Медь 0,2-0,7,

и один или более элементов из группы, содержащей цирконий, гафний, ниобий и бор:

Цирконий 0,05-0,25

Гафний 0,10-0,50

Ниобий 0,05-0,30

Бор 0,0001-0,0005

и один или более элементов из группы

Цинк 0-2,0

Титан 0-0,5

Марганец 0-0,5

Никель 0-0,5

Хром 0-0,5

Германий 0-0,2

Алюминий остальное.

Данный сплав не обладает достаточной пластичностью основного металла и сварных соединений для получения сложных сварных конструкций типа ферм и рам.

Решаемой задачей настоящего изобретения является создание сплава с повышенными характеристиками пластичности основного металла и сварных соединений, а также свариваемостью и прочностью сварных соединений на достаточно высоком уровне, что позволит получать тонкостенные прессованные и кованые полуфабрикаты различной формы и сложные сварные конструкции.

Для решения поставленной задачи в известный сплав на основе алюминия дополнительно введены бериллий и висмут при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний 4,0-5,6

Литий 1,3-1,8

Цирконий 0,08-0,15

Титан 0,05-0,1

Бор 0,0001-0,0005

Бериллий 0,001-0,01

Висмут 0,01-0,1

Алюминий остальное

Содержание магния в пределах 4,0-5,6 мас.% обеспечивает необходимый уровень прочностных характеристик и свариваемость сплава. При уменьшении содержания магния менее 4,0% значения временного сопротивления и предела текучести снижаются, повышается склонность сплава к горячим трещинам как при литье сплава, так и при сварке. При увеличении содержания магния более 5,6 мас.% технологичность и пластичность полуфабрикатов сплава снижаются.

Содержание лития выбрано в пределах 1,3-1,8 мас.% для обеспечении технологичности при деформации и получения требуемого комплекса механических свойств. При снижении содержания лития в сплаве (ниже 1,3 мас.%) уменьшается модуль упругости и повышается плотность сплава. Увеличение содержания лития выше 1,8 мас.% ухудшает технологичность и свариваемость сплава.

Цирконий вводится в алюминиевые сплавы в качестве модифицирующей добавки. Являясь переходным элементом, он обеспечивает получение полигонизованной структуры в горячедеформированных полуфабрикатах. При содержании циркония ниже 0,08 мас.% положительных воздействий не проявляется, при его содержании выше 0,15 мас.% выделяются грубые первичные частицы нерастворимой в алюминиевом твердом растворе фазы Аl3 Zr, что приводит к резкому снижению пластичности полуфабрикатов.

Титан и бор совместно улучшают структуру сплава и увеличивают его прочность. Введение титана более 0,1% и бора более 0,0005%, т.е. в количествах, превышающих допустимые пределы, приводит к снижению пластичности сплава.

Бериллий в количестве 0,001-0,01 мас.% предохраняет сплав от окисления в процессах плавки, литья, сварки, а также при технологических нагревах под деформацию и термическую обработку. Бериллий в количестве менее 0,001 мас.% не оказывает заметного влияния на свойства сплава, а введение бериллия более 0,01 мас.% не рекомендуется с точки зрения гигиены труда.

Висмут улучшает пластичность алюминиевых сплавов как основного металла, так и сварных соединений, связывая натрий, являющийся вредной примесью в алюминии, в соединения Na3Bi. При содержании этого элемента ниже указанного (0,01 мас.%) положительного воздействия не выявлено. При введении висмута в больших, чем предложено, количествах (0,1 мас.%) он образует сложную легкоплавкую фазу, выделяющиеся в виде глобулей по границам зерен, что снижает значения относительного удлинения материала.

Таким образом, в случае отклонения от указанных пределов как в сторону меньших, так и больших значений содержания компонентов или исключения какого-либо компонента из состава поставленная задача не решается.

Изобретение иллюстрируется примером.

В таблице 1 приведены химические составы опробованных композиций предлагаемого и известного сплавов. Составы сплавов 1-3 соответствуют предлагаемому. Сплав 1 легирован по нижнему пределу, сплав 2 легирован по среднему пределу, сплав 3 - по верхнему.

Таблица 1
Химический состав сплавов
СплавМагнийЛитийМедьЦирконийТитанБорБериллийВисмутЦинкАлюминий
14,01,3-0,080,050,00010,0010,01-Основа
24,81,5-0,10,080,00030,0050,05-Основа
35,61,8-0,150,10,00050,010,1-Основа
43,50,8-0,050,020,000010,00080,007-Основа
56,32,3-0,220,150,00060,030,15-Основа
64,22,40,30.120,2   0,5Основа

Сплав 4 легирован ниже нижнего предела, сплав 5 - выше верхнего предела. Сплав 6 - известный сплав (прототип).

Плавку готовили в электрической печи, слитки диаметром 70 мм отливали полунепрерывным способом. Плавление шихты, рафинирование расплава и литье слитков проводили при температуре 700-730°С. Отлитые слитки гомогенизировали по режиму 380-400°С. Гомогенизированные слитки прессовали на полосу 15×60 мм. После термической обработки полос вырезали образцы для определения механических свойств. Определение механических свойств основного металла при температуре 20ΔС проводили по ГОСТ 1497-84. Сварные соединения выполняли аргонодуговой сваркой с использованием присадочной проволоки. Свариваемость оценивали по пробе “рыбий скелет”, механические свойства сварных соединений при температуре 20°С определяли на образцах по ГОСТ 1497-84. Определение ударной вязкости сварных соединений при пониженной и комнатной температуре проводили по ГОСТ 9454-78. Испытания на угол изгиба (α) выполняли по ГОСТ 6996-66.

Механические свойства основного металла и сварных соединений приведены в таблицах 2 и 3.

Сплавы предлагаемого состава (1-3) обладают прочностными характеристиками на уровне прототипа, но большими значениями относительного удлинения по сравнению с ним.

Предлагаемые сплавы обладают хорошей свариваемостью, что позволяет использовать их при изготовлении сварных конструкций. Прочность сварных соединений сплавов находится на уровне 32,0-33,5 кгс/мм2. Значения характеристик пластичности (угла изгиба и ударной вязкости) у предлагаемого сплава при комнатной температуре и при минус 196°С выше, чем у прототипа.

Снижение содержания легирующих компонентов (сплав 4) ниже предлагаемого состава приводит к снижению свойств, особенно пластичности, сварных соединений.

Увеличение содержания легирующих компонентов: магния выше 5,6 мас.% и лития выше 1,8 мас.% (сплав 5) приводит к снижению пластичности сплава, особенно при температуре минус 196°С. Введение в сплав большего количества циркония, висмута и бора приводит к образованию грубых включений, снижающих качество материала.

Таким образом, предлагаемый состав сплава является оптимальным. Сплавы, имеющие запредельные содержания компонентов, не обладают необходимым комплексом свойств.

Таблица 2
Механические свойства прессованных полос
СплавσВ, кгс/ммδ0,2, кгс/ммδ, %
144,033,011,5
244,533,511,8
345,034,511,3
440,028,512,0
543,532,06,0
644,032,58,0
Таблица 3
Свойства сварных соединений.
СплавσВ, кгс/мм2α, градKCU, кгс м/см2
   20°С-196°С
132,0800,900,89
233,0780,920,90
332,5800,880,79
429,0800,880,87
533,0550,650,50
632,0560,740,50

Сплав на основе алюминия, содержащий магний, литий, цирконий, титан, бор, отличающийся тем, что он дополнительно содержит бериллий и висмут при следующем содержании элементов, мас.%:

Магний 4,0-5,6

Литий 1,3-1,8

Цирконий 0,08-0,15

Титан 0,05-0,1

Бор 0,0001-0,0005

Бериллий 0,001-0,01

Висмут 0,01-0,1

Алюминий Остальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в сварных конструкциях. .

Изобретение относится к области металлургии сплавов цветных металлов, в частности к получению алюминиево-магниевых сплавов, дисперсионно упрочненных тугоплавкими соединениями.

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано в машиностроении, судостроительной и авиационной промышленности, например, при создании деталей двигателей.

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции.

Изобретение относится к металлургии деформируемых термически неупрочняемых алюминиевых сплавов, предназначенных для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала в судостроении, авиакосмической технике и транспортном машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях.

Изобретение относится к термически неупрочняемым свариваемым деформируемым сплавам системы алюминий-магний-скандий-цирконий, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях ответственного назначения, длительно работающих в интервале температур от +85 до - 196oС, таких как обшивка, фитинги, детали систем кондиционирования, крышки и т.д.

Изобретение относится к металлургии, а именно к свариваемым сплавам пониженной плотности системы Al-Mg-Li, предназначенным для применения в качестве конструкционных материалов в авиакосмической технике.

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия.

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к алюминиевым сплавам
Изобретение относится к области металлургии, а именно к сварочным материалам, и может быть использовано для сварки алюминиевых сплавов системы Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu
Изобретение относится к области деформируемых термически неупрочняемых сплавов, предназначенных для использования в качестве конструкционного материала в виде деформированных полуфабрикатов в различных областях техники: судостроении, авиакосмической и нефтегазодобывающей промышленности и др
Изобретение относится к упрочняемым естественным старением сплавам на основе алюминия, предназначенным для использования в виде полуфабрикатов в качестве конструкционного материала
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора

Изобретение относится к литейному и прокатному производству

Изобретение относится к сплавам типа Al-Zn-Mg, а именно к сплавам, предназначенным для сварных конструкций, таких как конструкции, используемые в области морского строительства, при изготовлении кузовов автомобилей, промышленных транспортных средств и неподвижных или подвижных резервуаров
Изобретение относится к области металлургии, а именно к производству алюминиевого литейного сплава для сварных конструкций массового производства, работающих в условиях знакопеременных нагрузок в различных климатических зонах

Изобретение относится к литейному и прокатному производству
Изобретение относится к области металлургии, в частности к деформируемым термически неупрочняемым алюминиевым сплавам, предназначенным для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала преимущественно для теплообменников системы терморегулирования космических летательных аппаратов
Наверх