Состав присадочной проволоки

Изобретение относится к области металлургии, а именно к сварочным материалам, и может быть использовано для сварки алюминиевых сплавов системы Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu. Предложен состав присадочной проволоки, содержащий магний, цирконий, скандий, бериллий, бор, марганец, алюминий, неодим и по крайней мере два элемента из группы, содержащей тербий, олово, ванадий. Технический результат - разработка материала присадочной проволоки, обеспечивающей повышение стойкости к расслаивающей коррозии и стойкости к образованию горячих трещин сварных соединений алюминиевых сплавов системы Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu. 2 табл.

 

Изобретение относится к технологии сварки, в частности к сварочным материалам, и может быть использовано для изготовления присадочной проволоки для сварки алюминиевых сплавов систем AI-Mg, AI-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu.

Известен деформируемый сплав на основе алюминия, имеющий химический состав, мас.%:

Магний3,9-4,9
Титан0,01-0,1
Бериллий0,0001 -0,005
Цирконий0,05-0,15
Скандий0,2-0,5
Церий0,001-0,004
АлюминийОстальное

Патент РФ № 2085607

Однако известный сплав, применяемый в качестве присадочного материала при сварке плавлением сплава системы Al-Zn-Mg-Cu (1913), не обеспечивает коррозионной стойкости сварных соединений, особенно при испытаниях на расслаивающую коррозию (РСК). РСК по шву, зоне термического влияния сварного соединения составляет 6-7 баллов.

Известен свариваемый коррозионностойкий алюминиевый сплав, содержащий, мас.%:

Магний3,0-5,0
Цирконий0,05-0,15
Марганец0,05-0,12
Титан0,01-0,2
Скандий0,15

и/или

Тербий0,005-0,15

и/или один элемент из

лантаноидов

Кремний≤0,2
АлюминийОстальное

Патент США 6258318

Применение проволоки из этого сплава в качестве присадочного материала при сварке плавлением сплава 1913 не обеспечивает достаточной стойкости к образованию горячих трещин и РСК. Критическая скорость деформации сварного соединения по пробе МВТУ им. Н.Э.Баумана составляет менее 1 мм/мин, РСК>6 баллов.

Наиболее близким аналогом, принятым за прототип, является сплав на основе алюминия, который может использоваться как присадочная проволока следующего химического состава, мас.%:

Магний5,5-6,5
Цирконий0,02-0,15
Скандий0,2-0,3
Бериллий0,0001-0,005
Бор0,001-0,01
Марганец0,5 -0,7
Лантан0,1-0,2
АлюминийОстальное

Патент РФ № 2148101

Причем ∑Sc+La=0,3-0,4

Недостатком сплава - прототипа является то, что использование его в качестве присадочной проволоки для сварки сплавов систем Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu, в частности сплава 1913 системы Al-Zn-Mg-Cu, не дает возможности повысить коррозионную стойкость сварного соединения. РСК по зоне термического влияния >6 баллов.

Технической задачей изобретения является разработка состава присадочной проволоки, обеспечивающей повышение стойкости к расслаивающей коррозии и к образованию горячих трещин сварных соединений алюминиевых сплавов системы Al-Zn-Mg-Cu, Al-Mg, Al-Mg-Li.

Для достижения поставленной технической задачи предлагается состав присадочной проволоки, содержащий: магний, цирконий, скандий, бор, бериллий, марганец, алюминий, в который дополнительно введены неодим и по крайней мере два компонента из группы, содержащей тербий, олово, ванадий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний5,5-6,5
Цирконий0,002-0,15
Скандий0,1-0,3
Бериллий0,0001-0,005
Бор0,001-0,01
Марганец0,2-0,4
Неодим0,1-0,2

По крайней мере два компонента из группы:

Тербий0,005-0,15
Олово0,01-0,05
Ванадий0,05-0,15
Алюминийостальное

При заявленном содержании и соотношении компонентов в присадочном материале образуются вторичные выделения дисперсных частиц интерметаллидов, содержащих алюминий, скандий, неодим, тербий, ванадий. Интерметаллиды этих металлов, действуя как центры распада твердого раствора, изменяют расположение выделений цинковистых фаз (MgZn2AlnMgmZnp) по границам зерен и тем самым позволяют снизить склонность к расслаивающей коррозии по шву и зоне сплавления сварного соединения. Кроме того, комплексное легирование скандием, неодимом и, по крайней мере, двумя компонентами из группы, содержащей тербий, олово, ванадий при заявленном соотношении компонентов позволяет уменьшить температурный интервал хрупкости металла шва и снизить склонность к образованию горячих трещин при сварке плавлением алюминиевых сплавов систем Al-Mg, Al-Mg-Li, Al-Zn-Mg-Cu.

Примеры осуществления

В лабораторных условиях были выплавлены сплавы, состав которых приведен в таблице 1. Слитки после гомогенизации и механической обработки подвергались горячему прессованию на прутки диаметром 6 мм. Затем осуществлялось волочение с промежуточными отжигами до получения проволоки диаметром 2 мм. Оценивалась стойкость к РСК и образованию горячих трещин. Последний показатель определялся по методике МВТУ им. Н.Э.Баумана на установке ЛПТ1-6 с принудительной поперечной растягивающей деформацией образцов в процессе сварки, которая производилась с присадочной проволокой предлагаемого состава по режиму: Iсв=130A, Аргонно-дуговую сварку для коррозионных испытаний осуществляли автоматически (автомат АДСВ-7) с исследуемыми присадочными материалами по режиму Iсв=145А, Vсв=18 м/ч.

Как видно из таблицы 2, применение заявленного состава присадочной проволоки позволяет в два раза повысить стойкость к расслаивающей коррозии и трещиностойкость сварного соединения сплава 1913 системы Al-Zn-Mg-Cu примерно на 30%. Такие же свойства получены и в сварном соединении сплава Al-Mg-Li.

Применение предлагаемой присадочной проволоки позволит использовать высокопрочные и литийсодержащие алюминиевые сплавы в сварных конструкциях авиакосмической техники, повысить их эксплуатационную надежность и долговечность. Снизить вес изделия примерно на 15% (за счет замены клепаных соединений сварными).

Таблица 1
Присадочная проволока№ состава п/пХимический состав, мас.%
MgZrScBeВMnNdTbSnVAl
Предлагаемая15,50,0020,10,00010,0010,20,10,0050,010,05Остальное
26,50,150,30,0050,010,40,20,150,050,15-
36,00,080,20,00250,0050,350,150,080,0250,08-
46,00,080,20,00250,0050,350,150,080,025--
56,00,080,20,00250,0050,350,150,08-0,08-
66,00,080,20,00250,0050,350,15-0,0250,08-
Прототип76,00,080,250,00250,0050,6La 0,1----

Таблица 2
Присадочная поволока№ состава п/пКритическая скорость деформации, Vкр, мм/мин.Расслаивающая коррозия, балл.
Зона сплавления сварного соединенияСварной шов
Предлагаемая14,034
23,643
34,043
43,8543
54,133
63,8533
Прототип72,7576

Состав присадочной проволоки, содержащий магний, цирконий, скандий, бериллий, бор, марганец, алюминий, отличающийся тем, что он дополнительно содержит неодим и по крайней мере два элемента из группы, содержащей тербий, олово, ванадий, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Магний5,5-6,5
Цирконий0,002-0,15
Скандий0,1-0,3
Бериллий0,0001-0,005
Бор0,001-0,01
Марганец0,2-0,4
Неодим0,1-0,2

по крайней мере два компонента из группы

Тербий0,005-0,15
Олово0,01-0,05
Ванадий0,05-0,15
АлюминийОстальное



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к алюминиевым сплавам. .
Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для изготовления катаных, прессованных и кованых полуфабрикатов, используемых в качестве конструкционного материала в сварных конструкциях изделий ответственного назначения.

Изобретение относится к металлургии сплавов на основе алюминия, предназначенных для применения в сварных конструкциях. .

Изобретение относится к области металлургии сплавов цветных металлов, в частности к получению алюминиево-магниевых сплавов, дисперсионно упрочненных тугоплавкими соединениями.

Изобретение относится к области цветной металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия, и может быть использовано в машиностроении, судостроительной и авиационной промышленности, например, при создании деталей двигателей.

Изобретение относится к металлургии, в частности к сплавам на основе алюминия системы Al-Mn, для производства тонких холоднокатаных листов, используемых для последующей холодной формовки в изделиях сложной формы, таких как сосуды, емкости, банки и др., в том числе сварные конструкции.

Изобретение относится к металлургии деформируемых термически неупрочняемых алюминиевых сплавов, предназначенных для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала в судостроении, авиакосмической технике и транспортном машиностроении.

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия, в частности сплавов системы AL-Li-Mg-Be, используемых в качестве конструкционного материала для панелей, стрингеров и других деталей в авиакосмической технике, судостроении и наземном транспортном машиностроении, в том числе и в сварных конструкциях.

Изобретение относится к термически неупрочняемым свариваемым деформируемым сплавам системы алюминий-магний-скандий-цирконий, используемым в качестве конструкционных материалов в изделиях ответственного назначения, длительно работающих в интервале температур от +85 до - 196oС, таких как обшивка, фитинги, детали систем кондиционирования, крышки и т.д.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно-стойкому алюминиево-магниевому сплаву с высоким содержанием магния, содержащему в качестве важного компонента трехкомпонентную алюминий-скандий-циркониевую фазу.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно стойкому алюминиево-магниевому сплаву, содержащему в качестве важного компонента трехкомпонентную алюминий-скандий-циркониевую фазу.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно-стойкому алюминиево-магниевому сплаву с высоким содержанием магния, в состав которого в качестве важного компонента входит трехкомпонентная алюминиево-скандиево-циркониевая фаза.

Изобретение относится к области металлургии алюминиевых сплавов. .

Изобретение относится к области пайки, в частности к составу припоя для пайки изделий из черных металлов и твердых сплавов, а также к способу изготовления припоя. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к области создания сварочных проволок на основе алюминия для износостойкой наплавки, с целью упрочнения наиболее нагруженных зон отдельных деталей современных машин и, в частности поршней двигателей.

Изобретение относится к пайке, в частности к составу припоя, применяемого для пайки меди и ее сплавов, цинка, стали, и может быть использовано при пайке радиаторов в автомобилестроении.
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при получении припоя для соединения термоупрочняемых алюминиевых сплавов
Наверх