Устройство для подъема затонувших объектов

 

Изобретение относится к судоподъему и может быть использовано при создании устройств для подъема затонувших объектов. Устройство для подъема затонувших объектов имеет надводное судно с лебедками, канаты которых связаны с траверсами, на которых шарнирно закреплены захваты. На захватах закреплены шарнирно концы телескопической штанги с внутренней штангой, на одном конце которой имеется резьба со стяжной гайкой. Обе штанги телескопической штанги имеют для их соединения сквозные отверстия и выдергиваемый из них шкворень. Соседние захваты для соединения их между собой выполнены с проушинами для крепления к ним звеньев цепи и имеют штанги с грузами, выполненными с возможностью их перемещения по этим штангам. Устройство выполнено с глубоководным самоходным аппаратом с манипулятором для стяжной гайки и шкворня. Захваты могут быть выполнены ложкообразными. Технический результат реализации изобретения заключается в упрощении и в ускорении подводных работ, в улучшении конструкции захватов и в возможности использования устройства для подъема затонувших объектов с больших глубин. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Относится к судостроительной технике.

близким аналогом является устройство по а.с. СССР 718329 В 63 С 7/20, имеющее захваты с насадками для активного внедрения захватов в грунт, выполненные в виде пороховых газогенераторов, причем сопла насадок направлены в противоположные стороны. Недостаток устройства в его высокой стоимости, которая резко возрастает с глубиной погружения, на которую рассчитано устройство.

Ближайшим аналогом является подводный аппарат по патенту России №2176966 В 63 С 7/00, который имеет дополнительные понтоны, связанные канатами со скобами клещевых захватов, закрепленных на раме. На раме закреплен и корпус с энергетическим и технологическим оборудованием. Недостатком подводного аппарата является то, что его корпус и понтоны не могут выдерживать большое давление воды, быстро нарастающее с глубиной погружения аппарата.

Цель - упрощение и ускорение подъемных работ, улучшение конструкции захватов, возможность использования устройства для подъема затонувших объектов с больших глубин.

Возможность достижения цели обеспечивается тем, что устройство для подъема затонувших объектов, содержащее надводное судно с лебедками, штаты которых связаны с траверсами, на которых шарнирно закреплены захваты, отличается тем, что на захватах закреплены шарнирно концы телескопической штанги с внутренней штангой, на одном конце которой имеется резьба со стяжной гайкой, при этом обе штанги телескопической штанги имеют для их соединения сквозные отверстия и выдергиваемый из них шкворень, при этом соседние захваты для соединения их между собой выполнены с проушинами для крепления к ним звеньев цепи и имеют штанги с грузами, выполненными с возможностью их перемещения по этим штангам, а устройство выполнено с глубоководным самоходным аппаратом с манипулятором для стяжной гайки и шкворня; при этом устройство отличается тем, что захваты выполнены ложкообразными.

На фиг.1 изображен пример выполнения устройства: вид сбоку, захваты сомкнуты под влиянием собственного веса и дополнительных грузов.

На фиг.2 - то же, захваты раздвинуты; величина раскрытия захватов зафиксирована шкворнем с выровным кольцом; пунктиром показан вид захватов, стянутых стяжной гайкой; пунктиром справа показан манипулятор глубоководного самоходного аппарата с инструментами.

На фиг.3 - схематическое изображение захватов в поперечном сечении через телескопическую штангу.

На фиг.4 показано расположение множества захватов, закрепленных на общей длинной траверсе для захвата крупных протяженных объектов.

На фиг.5 - то же, вид по стрелке А на фиг.4.

Устройство для подъема затонувших объектов имеет надводное судно /не показано/ с лебедками, канаты 1 которых связаны траверсами 2, на которых шарнирно закреплены захваты 3, 4, при этом на захватах закреплены шарнирно концы телескопической штанги 5 с внутренней штангой 6, на одном конце которой имеется резьба со стяжной гайкой 7, при этом обе штанги телескопической штанги имеют для их соединения сквозные отверстия 8 и выдергиваемый из них шкворень 9, при этом соседние захваты для соединения их между собой выполнены с проушинами 10 для крепления к ним звеньев цепи 11 и имеют штанги 12 с грузами 13, выполненными с возможностью их перемещения по этим штангам, а устройство выполнено с глубоководным самоходным аппаратом с манипулятором 14 для взаимодействия со стяжной гайкой 7 и шкворнем 9. Захваты 3, 4 могут быть выполнены ложкообразными, что позволяет опускать или поднимать со дна объекты шарообразной формы. Глубоководное судно 14 имеет манипулятор с нужными инструментами, например, имеет гайковерт 15 и вспомогательную штангу 16, которая, взаимодействуя с штангами 12, нейтрализует вращающий момент, возникающий при вращении стяжной гайки 7. С целью удобства выдергивания шкворня 9 головка шкворня снабжена кольцом 17 и гибкой петлей 18. Траверса 2 через растяжки 19 соединена с подъемными канатами 2. Шарниры штанг 5, 6 закреплены на арматуре захватав 3, 4. Шарниры штанг 5, 6 имеют две степени свободы, причем шарнир штанги 5 дает возможность телескопической штанге перемещаться внутри захвата 4 в нужных пределах, когда захваты будут стягиваться гайкой 7.

Устройство используется следующим образом.

После обнаружения затонувшего объекта и осмотра его с помощью глубинного аппарата надводное судно на больших глубинах ставят над затонувшим объектом и динамическими методами удерживают на месте. После осмотра положения затонувшего объекта на грунте и составления программы работ готовят траверсу 2 с нужным числом и нужным расположением захватов, при этом ставится нужная величина раскрытия захватов, учитывая форму поднимаемого объекта. Руководствуясь указаниями и помощью глубоководного аппарата траверсу с захватами опускают и ставят нужным образом над затонувшим объектом, при этом концы захватов погружаются в ил или опираются на скальный грунт.

Затем чеки 9, соединяющие внешние и внутренние трубы телескопической штанги с помощью манипулятора глубоководного аппарата выдергивают и после этого глубоководный аппарат, двигаясь вдоль захватов, стягивает захваты вращением гаек 7. Эта операция может производиться довольно быстро, если ил мягок и засасывание объекта невелико. Стягиванию захватов способствуют и грузы 13. В сложных случаях могут использоваться для сближения концов захватов и другие известные способы, включая глубоководные пороховые газогенераторы, закрепленные на концах захватов.

Достигнув нужной степени стягивания захватов, надводный корабль приступает к отрыву засоса и под наблюдением глубоководного аппарата производит подъем с наблюдением и контролем за креном, дифферентом и другими параметрами затонувшего объекта и надводного судна.

На основе предварительного обследования затонувшего объекта может быть разработана и другая программа работ. Например, с надводного судна на отдельных канатах спускают последовательно каждый захват, соответствующим образом разведенных и соответствующий по размерам и форме месту посадки на корпус затонувшего объекта. При этом каждый захват встречается глубоководным аппаратом, который, ведя непрерывную связь с надводным судном, ставит захват на нужное место затопленного объекта. Проушины 10 соседних захватов соединяют цепью 11, для чего звенья цепи надевают на проушины и фиксируют их чеками, имеющимися на проушинах.

Положительный эффект устройства заключается в следующем:

- при наличии глубоководного аппарата с манипулятором, подъем может осуществляться с больших глубин;

- конструкция захватов, имеющих штанги с перемещающимися грузами позволяет придать захватам нужный исходный наклон и обеспечивает первоначальное стягивание захватов после выдергивания из штанг шкворней 9;

- конструкция захватов позволяет не прибегать к выполнению вспомогательных отверстий в теле поднимаемых объектов, что существенно упрощает и ускоряет спасательные и подъемные работы;

- наличие на захватах проушин с вынимающимися шкворнями позволяет соединить цепью ряд захватов, установленных на поднимаемом объекте, позволяет скрепить куском цепи две проушины одного захвата, что не позволяет губкам одного захвата разогнуться при больших нагрузках.

Формула изобретения

1. Устройство для подъема затонувших объектов, содержащее надводное судно с лебедками, канаты которых связаны с траверсами, на которых шарнирно закреплены захваты, отличающееся тем, что на захватах закреплены шарнирно концы телескопической штанги с внутренней штангой, на одном конце которой имеется резьба со стяжной гайкой, при этом обе штанги телескопической штанги имеют для их соединения сквозные отверстия и выдергиваемый из них шкворень, при этом соседние захваты для соединения их между собой выполнены с проушинами для крепления к ним звеньев цепи и имеют штанги с грузами, выполненными с возможностью их перемещения по этим штангам, а устройство выполнено с глубоководным самоходным аппаратом с манипулятором для стяжной гайки и шкворня.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что захваты выполнены ложкообразными.

РИСУНКИ



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов с наружными ребрами жестокости

Изобретение относится к судоподъемной технике

Изобретение относится к области водных транспортных средств

Изобретение относится к области водных транспортных средств

Изобретение относится к техническим средствам для проведения подводных работ

Изобретение относится к технике для подъема затонувших объектов, в частности объектов, снабженных штоком с фигурной головкой

Изобретение относится к средствам для проведения подводно-технических работ

Изобретение относится к судоподъемной технике, в частности к устройствам для подъема затонувших объектов с наружными ребрами жестокости

Изобретение относится к судоподъемным и аварийно-спасательным работам на морских и внутренних водоемах

Изобретение относится к поиску и спасению аварийных подводных объектов и может быть использовано при создании технических систем обнаружения аварийного подводного объекта, лежащего на грунте, а также для создания средств спасения и оказания помощи экипажу и пассажирам аварийного подводного объекта

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна, в частности при ремонте и утилизации судов

Изобретение относится к технике судоподъемно-спасательного дела и предназначено для извлечения из больших глубин крупных судов, надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, искусственных спутников Земли, в первую очередь взрыво- и экологически опасных объектов, например, преднамеренно затопленных в акваториях морей судов с химическими боеприпасами, исчерпавших свой ресурс ядерных реакторов и т.д
Наверх