Способ снижения вибраций амортизированных блоков оборудования на вертолетах

Изобретение относится к вертолетостроению и решает задачу уменьшения амплитуды вибраций амортизированных блоков оборудования на вертолетах путем увеличения собственной частоты вибрации блоков выше лопастной частоты колебаний вертолета. Для увеличения собственной частоты определяют условные веса амортизируемого блока К·G и (К-1)G, где К≥1,8, G - фактический вес амортизируемого блока. По условным весам выбирают типоразмер соответственно нижних и верхних амортизаторов. При установке обеспечивают предварительное обжатие верхних амортизаторов на величину, обеспечивающую уход резонансной частоты вибрации амортизируемого блока от лопастной частоты вертолета, например, равную не менее половины их хода. Величину обжатия верхних амортизаторов обеспечивают путем задания расстояния между плоскостями установки нижних и верхних амортизаторов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к вертолетостроению и касается вопроса снижения уровня вибрации амортизированного оборудования на вертолетах.

Особенностью вертолетных вибраций является обязательное наличие вибраций с так называемой “лопастной частотой”, равной произведению частоты вращения несущего винта на число лопастей (Михеев Р.А. Прочность вертолетов. М., Машиностроение, 1984, стр.34-40) - [1]. Эти вибрации имеют наибольшую амплитуду и их частота у разных вертолетов составляет около (10-25) Гц, например, у МИ-8 она составляет 16 Гц.

Для проведения сравнительного анализа с заявляемым изобретением принят известный способ проведения виброизоляции блоков оборудования вертолетов путем установки блоков на амортизаторы (ГОСТ 21467-81. Амортизаторы бортового оборудования летательных аппаратов) - [2]. ГОСТом установлены типоразмеры амортизаторов, каждый из которых соответствует определенному диапазону весовых нагрузок. Так, согласно ГОСТу [2, п.1.3] имеем таблицу 1

Таблица 1
Типоразмер1234567
Диапазоны весовых нагрузок, кгс0,03-0,120,1-0,350,3-1,00,8-2,52-54,5-109-16

из которой следует, что вес амортизированного блока, приходящийся на один амортизатор соответствующего типоразмера 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т.д., должен соответствовать рекомендуемому диапазону весовых нагрузок (0,03-0,12) кгс, (0,1-0,35) кгс, ..., (9-16) кгс и т.д.

Виброзащитные характеристики амортизаторов должны соответствовать графику, приведенному на фиг.1.

Здесь: f - частота колебаний (Гц), λ - коэффициент динамичности, равный отношению амплитуды колебаний амортизированного груза к амплитуде колебаний основания. Кривые А, В, С определяют виброзащитные характеристики соответственно низко-, средне- и высокочастотных амортизаторов, причем для амортизации вертолетного оборудования рекомендованы низкочастотные амортизаторы с характеристикой А. Такие амортизаторы при f=16 Гц (вариант МИ-8) обеспечили бы значение коэффициента динамичности λ, равное 1,5.

Известны амортизаторы, например, АПН, АФД, по своим характеристикам близкие к типу В. На фиг.2 представлена зависимость коэффициента динамичности амортизатора АПН от частоты, а в Таблице 2 - рекомендованная весовая нагрузка в зависимости от типоразмера амортизатора.

Таблица 2
Типоразмер АПН123456
Нагрузка, кг0,5-11-2,52-54-76-109-15

Согласно фиг.2 при f=16 Гц λ равна около 2, т.е. амплитуда колебаний амортизированного блока в 2 раза выше амплитуды колебаний основания, что является недостатком, а в ряде случаев недопустимо.

Изобретение решает задачу уменьшения амплитуды колебаний вибраций амортизированных блоков оборудования на вертолетах с лопастной частотой путем увеличения собственной частоты вибрации блоков выше лопастной частоты колебаний вертолета.

Поставленная задача достигается тем, что по способу снижения вибраций амортизированных блоков оборудования на вертолетах, по которому подбирают типоразмер верхних и нижних амортизаторов, исходя из веса амортизированного блока, приходящегося на один амортизатор, определяют условные веса амортизируемого блока как K·G и (K-1)·G, где G - фактический вес амортизируемого блока и К≥1,8, по которым выбирают типоразмер нижних и верхних амортизаторов соответственно, а при их установке обеспечивают предварительное обжатие верхних амортизаторов на величину, обеспечивающую уход резонансной частоты вибрации амортизируемого блока от лопаточной частоты вертолета.

Предварительное обжатие верхних амортизаторов обеспечивают на величину, равную не менее половины их хода, путем задания расстояния между плоскостями установки нижних и верхних амортизаторов.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1 - фиг.3, где:

фиг.1 - График значений коэффициентов динамичности амортизаторов согласно ГОСТу 21467-81;

фиг.2 - График значений коэффициентов динамичности амортизаторов AПH;

фиг.3 - Схема установки амортизации блока.

Здесь: 1 - амортизируемый блок; 2 - этажерка; 3 - нижние амортизаторы; 4 - верхние амортизаторы; А - расстояние между плоскостями нижних и верхних амортизаторов.

На этажерке 2 закрепляют nнижн и nверх амортизаторов 3 и 4 соответственно, на которые устанавливают амортизируемый блок 1. Нижние амортизаторы 3 подбирают на нагрузку (G/n)·К, а верхние 4 - на нагружу (G/n)·(К-1), К - коэффициент ≥1,8. При установке амортизаторов 3 и 4 на расстоянии А, величину которого можно регулировать прокладками под амортизаторы, обеспечивают обжатие верхних амортизаторов 4 на величину, обеспечивающую уход резонансной частоты вибрации блока от лопастной частоты вертолета и равную не менее 1/2 их хода.

Пример. Пусть вес G амортизируемого блока 1 равен 30 кг, коэффициент К=1,9. Установлено четыре нижних 3 амортизатора АПН-6 на нагрузку 30/4·1,9=14,25 кг и четыре верхних 4 амортизатора АПН-4 на нагружу 30/4·(1,9-1)=6,75 кг. Жесткость амортизаторов в вертикальном направлении возрастает не менее, чем в К+(К-1)=(2К-1)=2,8 раза, а собственная частота - не менее, чем в раза и будет ≥23 Гц вместо 14 Гц, получаемых при установке оборудования согласно действующим методикам (т.е. при подборе нижних амортизаторов по фактическому весу блока и без поджатия блока сверху верхними амортизаторами).

Проведенные летные испытания блока, установленного по предложенному способу, показали, что коэффициент динамичности по предложенному способу λ не превышал 1 при лопастной частоте на вертолете МИ-8 16 Гц.

1. Способ снижения вибраций амортизированных блоков оборудования на вертолетах, по которому подбирают типоразмер верхних и нижних амортизаторов исходя из веса амортизированного блока, приходящегося на один амортизатор, отличающийся тем, что определяют условные веса амортизируемого блока как K·G и (K-1)·G, где G - фактический вес амортизируемого блока и К≥1,8, по которым выбирают типоразмер нижних и верхних амортизаторов соответственно, а при их установке обеспечивают предварительное обжатие верхних амортизаторов на величину, обеспечивающую уход резонансной частоты вибрации амортизируемого блока от лопастной частоты вертолета

2. Способ снижения вибраций по п.1, отличающийся тем, что предварительное обжатие верхних амортизаторов осуществляют путем задания расстояния между плоскостями установки нижних и верхних амортизаторов.

3. Способ снижения вибраций по п.1, отличающийся тем, что предварительное обжатие верхних амортизаторов обеспечивают на величину, равную не менее половины их хода.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для динамической балансировки деталей машин. .

Изобретение относится к демпфированию колебаний упругих элементов конструкции объектов и может быть преимущественно использовано при проектировании и создании перспективных систем управления объектами нежесткой конструкции.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента между валами с возможностью плавного включения и выключения потока мощности.

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в ветроэнергетических установках, а также в других устройствах. .

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, в частности к устройствам для предотвращения образования предельных концентраций напряжений в колонне насосно-компрессорных труб.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для многократной автоматической балансировки роторов преимущественно для колес автотранспорта.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для устранения паразитных крутильных и поперечных колебаний вращающихся тел, в частности, в зубчатых передачах, двигателях внутреннего сгорания.

Изобретение относится к цельному элементу конструкции для крепления на валу двигателя внутреннего сгорания, разъемному маховику и способу изготовления элемента конструкции.

Маховик // 2237206
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве аккумулятора кинетической энергии, уменьшения неравномерности вращения валов различных машин.

Изобретение относится к способу автоматического изменения дисбаланса в автобалансирующих устройствах с перемещением корректирующей массы и может быть использовано в бытовых стиральных машинах с вертикальной осью вращения.

Изобретение относится к области систем защиты от резонансных колебаний, в частности подвешенных аэростатных платформ с вращающимися антеннами радиолокационных станций

Изобретение относится к роторным установкам с вертикальной осью вращения ротора и может найти применение в различных отраслях машиностроения

Изобретение относится к области строительной техники и касается виброзащитных средств навесных молотов, например, с пневматическим ударным узлом, применяемых для разрушения мерзлых грунтов, скальных пород и подобных им искусственных и естественных материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ориентации и стабилизации положения в пространстве материальных объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для устранения паразитных колебаний вращающихся тел

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для устранения паразитных колебаний вращающихся тел

Изобретение относится к устройствам для снижения изгибных колебаний, в частности для применения в ротационных печатных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано как локальное антивибрационное средство

Изобретение относится к устройствам, позволяющим гасить крутильные колебания

Изобретение относится к области машиностроения, а именно, гасителям вибраций машиностроительного оборудования
Наверх