Способ предохранения опасных участков магистральных трубопроводов от перенапряжения и устройство для его осуществления

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется для защиты участков трубопроводов, подверженных коррозионному растрескиванию под напряжением. Участок трубопровода содержит сильфонный компенсатор, предохранительную систему задвижек аварийного автоматического закрытия, предохранительную катушку и датчики. Предохранительная катушка снабжена искусственно созданным концентратором напряжений в виде кольцевой проточки, глубина которой определяется прочностью трубы при рабочем давлении. При резком увеличении напряжений происходит разрыв кольцевой проточки на предохранительной катушке, что регистрируется датчиками, и система аварийного автоматического закрытия перекрывает трубопровод с подачей сигнала на диспетчерский пункт. Повышает надежность трубопровода. 2 н.з. п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта и может быть использовано для защиты участков трубопровода, подверженных изменяющимся внешним воздействиям, от возникновения коррозийного растрескивания под напряжением (стресс-коррозия).

Известен способ автоматического перекрытия трубопровода при его повреждение (см. А.А.Андреев и др. “Трубопроводный транспорт нефти”, М., №3, 1996, с.11), в котором обратный клапан и задвижка устанавливаются в опасных местах меньшего диаметра, чем основной трубопровод. При повреждение участка трубопровода происходит срабатывание обратного клапана и перекрывается часть участка трубопровода - обратный клапан - пункт приема перекачиваемого продукта.

Недостаток - не устраняется перенапряжение трубопровода, разрыв может произойти в любом месте, утечка в случае аварии не устраняется.

Известно техническое решение (см. “Трубопроводный транспорт нефти”, М., №4, 1996, с.11), в котором критерием оценки уровня прочности трубопровода является испытание повышенным давлением. Критерием допустимости дефекта принято условие неразрушаемости трубопровода при испытании (СНиП Ш-42.80) Рисп.

где σ0,2 - предел текучести трубной стали;

t - номинальная толщина;

D - наружный диаметр.

Недостаток - тот же самый.

Наиболее близким техническим решением к предполагаемому изобретению является способ (см. патент 2143631, МПК F 16 L 57/00, Бюл. 36, 27.12.99), в котором осуществляют врезку в опасный участок трубопровода предохранительной катушки, выполненной из трубы диаметром, равным диаметру основного трубопровода со сварным контрольным стыком посредине, и толщиной меньше толщины основного трубопровода в пределах от 30 до 60% толщины основного трубопровода.

Предохранительная система включает две задвижки с системой автоматического аварийного закрытия (ААЗ), предохранительную катушку со сварным стыком, датчики контроля напряжений на последнем, датчики передачи сигнала разрушения контрольного шва на систему ААЗ.

Недостаток - разрыв может произойти в любом месте предохранительной катушки, датчик контроля должен быть высокочувствительным или должно быть установлено несколько датчиков.

Цель изобретения - предохранение опасных участков магистральных трубопроводов от напряжений.

Поставленная цель достигается тем, что осуществляют врезку в опасный участок трубопровода предохранительную катушку с концентратором напряжений в виде кольцевой проточки по диаметру трубопровода, при этом предохранительная катушка выполнена из трубы, диаметром и толщиной равными основному трубопроводу.

Предохранительная катушка снабжена искусственно созданным концентратором напряжений в виде кольцевой проточки, при этом глубина проточки определяется прочностью трубы при рабочем давлении.

На чертеже приведена схема общего вида устройства.

Устройство включает основной трубопровод 1, задвижки 2, кольцевую проточку 3, предохранительную катушку 4 и сильфонный компенсатор 5.

Устройство для предохранения опасных участков магистральных трубопроводов от перенапряжений работает следующим образом.

При увеличении напряжений на основном трубопроводе 1 увеличение передается на сильфонный компенсатор 5, предохранительную катушку 4 и на его контрольную кольцевую проточку 3, на которой устанавливаются тензометрические датчики, а также датчики механического действия, сигнал с которых передается на автомат аварийного закрытия. Изменение напряжения на контрольной кольцевой проточке периодически измеряется и регистрируется.

Опасным напряжением на контрольной кольцевой проточке и предохранительной катушке является напряжение, которое превышает предел текучести трубного материала. Сильфонный компенсатор снимает начальные увеличения напряжений.

При достижении на контрольной кольцевой проточке и предохранительной катушке напряжений, равных пределу текучести, предохранительный участок перекрывается с двух сторон задвижками. Затем вырезается предохранительная катушка, при этом на основном участке трубопровода снимается напряжение, и вваривается новая предохранительная катушка большей длины с контрольной кольцевой проточкой. Устанавливаются тензометрические и механические датчики на контрольную кольцевую проточку и участок готов к работе. На период отключения основного участка трубопровода включается резервный участок трубопровода.

При резком увеличении напряжений на основном нефтепроводе происходит разрыв кольцевой проточки на предохранительной катушке, что регистрируется датчиками, установленными на контрольной кольцевой проточке, срабатывают системы автоматического аварийного закрытия и задвижки 2 перекрывают трубопровод и сигналы поступают на диспетчерский пункт.

Использование предлагаемого технического решения позволит не только увеличить срок службы защищаемого участка трубопровода, но и обеспечить практическое отсутствие загрязнения окружающей среды.

1. Способ предохранения опасных участков магистральных трубопроводов от перенапряжения, включающий контроль основного трубопровода с помощью установленных на нем датчиков, отличающийся тем, что осуществляют врезку в опасный участок трубопровода предохранительной катушки с концентратором напряжений в виде кольцевой проточки по диаметру трубопровода, при этом предохранительная катушка выполнена из трубы диаметром и толщиной, равными основному трубопроводу.

2. Устройство для осуществления способа по п.1, содержащее основной трубопровод, сильфонный компенсатор, предохранительную систему, состоящую из двух задвижек автоматического аварийного закрытия, предохранительную катушку и датчики, отличающееся тем, что предохранительная катушка снабжена искусственно созданным концентратором напряжений в виде кольцевой проточки, при этом глубина проточки определяется прочностью трубы при рабочем давлении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов для противокоррозионной защиты отдельных участков внутренних поверхностей труб, трубных секций и трубопроводов.
Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации технологических трубопроводов для транспорта твердых материалов в горно-обогатительной, металлургической, химической и других областях промышленности.

Изобретение относится к трубчатым изделиям с элементами защиты от внутренних механических повреждений и может быть использовано в трубопроводной технике. .
Изобретение относится к строительству и используется для защиты изолированной поверхности трубопроводов при их прокладке в скальных вечномерзлых грунтах, а также в минеральных грунтах с включениями дресвы, гальки, отдельных глыб.

Изобретение относится к способам защиты изделий, работающих в условиях абразивного износа, в частности обечаек магнитных сепараторов, применяемых в горно-металлургической промышленности, и может быть использовано в других отраслях промышленности для антикоррозионной, механической защиты.

Изобретение относится к строительству и используется для защиты от отклонения или предотвращения движения оборванной части трубопровода - линии. .

Изобретение относится к строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов, в частности к освидетельствованию и отбраковке участков трубопроводов, имеющих гофры (вмятины) при их капитальном ремонте.

Изобретение относится к области соединения труб, точнее к защите труб газопроводов от механических повреждений и коррозии, и может быть использовано при подводе газопровода к жилым домам и промышленным зданиям.

Изобретение относится к строительству и используется при ремонте магистральных трубопроводов. .

Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и предназначено для защиты концов труб, а также защиты их внутренней полости от попадания внутрь труб посторонних предметов, грунта атмосферных осадков, особенно снега, а также для предотвращения образования наледи на внутренней поверхности труб при их транспортировании и хранении

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов с трещиноподобными дефектами

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется в целлюлозно-бумажной промышленности для защиты от истирания отвода и для устранения измельчения щепы
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты изолированной поверхности трубопроводов при их прокладке в скальных, вечномерзлых грунтах, а также в минеральных грунтах с включениями, вызывающими повреждение изоляции трубопровода, например с включениями дресвы, гальки, отдельных глыб

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов
Изобретение относится к строительству трубопроводного транспорта и используется для защиты изолированной поверхности трубопровода при его прокладке в скальных, вечномерзлых грунтах, а также в минеральных грунтах с включениями, вызывающими повреждение изоляции трубопровода, например с включениями дресвы, гальки, отдельных глыб

Изобретение относится к гибким восходящим трубопроводам, предназначенным для работы в водах, забитых льдом

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может найти применение при эксплуатации и ремонте трубопроводов для локального снижения кольцевых напряжений от внутреннего давления в местах дефектов трубопроводов (коррозия, трещины, вмятины и т.п.)

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при ремонте трубопроводов с трещинами и коррозионными дефектами
Наверх