Фрикционное изделие

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям. Фрикционное изделие содержит металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент. Фрикционный элемент снабжен выступами, соответствующими отверстиям в каркасе и размещенными внутри отверстий. Фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита, при этом плотность композита в выступах меньше, чем в остальных частях фрикционного элемента. Техническим результатом является повышение прочности соединения каркаса и фрикционного элемента к сдвиговым нагрузкам в условиях переменных термических нагрузок в процессе эксплуатации фрикционного изделия, а также снижение массы фрикционного элемента в целом, что упрощает технологию изготовления. 1 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным изделиям, содержащим армирующий металлический каркас, например, колодкам дисковых тормозов автомобилей, фрикционным изделиям для различных машин и оборудования и т.д.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее металлический каркас и приформованный к нему полимерный композиционный фрикционный элемент, слой которого, примыкающий к каркасу, дополнительно армирован просечно-вытяжным металлическим листом, зафиксированным на каркасе (см. патент РФ №2005619, МПК В 29 D 9/00, 1994). Существенные признаки аналога "металлический каркас, приформованный к нему фрикционный элемент" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность изготовления изделия, обусловленная необходимостью фиксации дополнительного армирующего просечно-вытяжного листа (например, болтовым соединением, сваркой и др.), а также, в ряде случаев, и невозможностью изготовления изделия (например, для имеющих небольшие размеры и толщину колодок дисковых тормозов малолитражных легковых автомобилей).

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, содержащее армирующий металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему полимерный композиционный фрикционный элемент, снабженный выступами, соответствующими отверстиям в каркасе и размещенными внутри отверстий, при этом высота выступов соответствует глубине отверстий (см. М.М.Бородулин и др. Асбестовые технические изделия. Каталог-справочник. М., ЦНИИТЭНефтехим, 1984, сс.74, 75, 79). Существенные признаки прототипа "металлический каркас с отверстиями, приформованный к нему выполненный из полимерного фрикционного композита фрикционный элемент, снабженный выступами, соответствующими отверстиям и размещенными внутри отверстий" совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа является недостаточная прочность соединения каркаса и фрикционного элемента к характерным для фрикционных узлов усилиям, сдвигающим фрикционный элемент относительно каркаса в условиях переменных термических нагрузок (последовательных нагревов и охлаждении изделия). Прочность фрикционного изделия по прототипу к этим усилиям (деформациям) сдвига обусловлена адгезией материала фрикционного элемента к поверхности металлического каркаса, а также прочностью "на срез" выступов фрикционного элемента. При этом прочность "на срез" зависит не только от прочности фрикционного материала. В результате того, что выступы фрикционного элемента находятся в отверстиях каркаса без зазора (в результате приформовки), а их высота соответствует глубине отверстий, отсутствует возможность компенсации напряжений, возникающих в условиях переменных термических нагрузок из-за разницы коэффициентов теплового расширения металла каркаса и полимерного композита, из которого изготовлен фрикционный элемент, причем возможность компенсации отсутствует как со стороны выступов из полимерного композита, которые окружены металлом по всей высоте, так и со стороны отверстий в каркасе, поскольку стенки отверстий контактируют с выступами из полимерного композита по всей глубине. В результате в условиях переменных тепловых нагрузок возможно растрескивание выступов, выкрашивание из них материала и т.п., что приводит к снижению прочности выступов "на срез" и делает опасной дальнейшую эксплуатацию изделия.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение прочности соединения каркаса и фрикционного элемента к сдвиговым нагрузкам в условиях переменных термических нагрузок в процессе эксплуатации фрикционного изделия. Другим техническим результатом, получение которого может обеспечить заявляемое изобретение, является снижение массы фрикционного элемента и изделия в целом, что снижает себестоимость изделия и упрощение технологии изготовления изделия.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, содержащем металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, соответствующими отверстиям в каркасе и размещенными внутри отверстий, а фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита, плотность которого в выступах меньше, чем в остальных частях фрикционного элемента. Существенные признаки заявляемого изобретения "фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита, плотность которого в выступах меньше, чем в остальных частях фрикционного элемента" являются отличительными от признаков прототипа.

Фрикционное изделие содержит металлический каркас, который может быть плоским или криволинейным (например, в виде части цилиндрической обечайки или более сложной формы). В каркасе выполнены отверстия (одно или несколько). Отверстия могут быть круглой, овальной, прямоугольной или другой формы. К каркасу приформован фрикционный элемент, снабженный выступами, соответствующими по своему месторасположению отверстиям в каркасе. Количество выступов может равняться количеству отверстий в каркасе или быть меньшим. Форма выступов может повторять форму отверстий или отличаться от нее, при этом высота выступов равна или меньше глубины отверстий. Фрикционный элемент может изготавливаться, например, из полимерного композиционного фрикционного композита, содержащего полимерную матрицу и дисперсные, в том числе волокнистые наполнители. В выступах композит выполнен с меньшей плотностью (более "рыхлым"), чем в остальном фрикционном элементе. Меньшая плотность композита может быть во всех выступах или в некоторых из них, при этом, как правило, рецептура композита выступов и самого элемента одинаковая. Однако возможно использование композитов с разным рецептурным составом.

На чертеже представлено сечение части фрикционного изделия по конкретному примеру.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля ВАЗ-2107, содержащая плоский металлический каркас 1 с отверстиями 2, 3. Каркас содержит четыре отверстия, толщина Н каркаса ˜5 мм, глубина L отверстий соответственно ˜5 мм. К каркасу приформован фрикционный элемент 4, снабженный выступами 5, соответствующими отверстиям в каркасе. Элемент выполнен из полимерного фрикционного композита ТИИР-109-08-8. Рецептурный состав композита выступов и фрикционного элемента одинаков. Плотность композита выступов составляет 90% от плотности композита фрикционного элемента (накладки).

Изготавливаться заявляемое фрикционное изделие может известными методами. Например, в пресс-форму помещают полимерную композицию и металлический каркас. Далее осуществляют формование и изготовление колодки известными методами, при этом выступы фрикционного элемента образуются в процессе формования за счет выдавливания в отверстия каркаса полимерной композиции. Рецептурный состав композиции подбирается таким образом, чтобы при температуре и давлении формования композиция не переходила в текучее состояние (или переходила, но в состояние с низкой текучестью). В результате удельное давление формования в отверстиях каркаса будет меньше, чем в остальных частях элемента, что обеспечивает меньшую плотность композита. В случае, если состав композита выступов отличается от состава композита элемента (это применяется в случае, когда текучесть композиции основной части фрикционного элемента достаточно высокая), то в пресс-форме размещают два слоя полимерной композиции разного состава, при этом толщина слоя, контактирующего с металлическим каркасом, должна быть достаточной для формирования выступов.

Выполнение выступов менее плотными, чем остальные части фрикционного элемента, повышает возможность компенсации деформаций, повышает возможность компенсации деформаций, возникающих в металлическом каркасе в результате термических деформаций металлического каркаса. В результате снижается воздействие каркаса на выступы, что снижает возможность растрескивания и выкрашивания выступов и, как следствие, повышает прочность соединения каркаса и фрикционного элемента к сдвиговым нагрузкам. Выполнение выступов менее плотными позволяет за счет появления возможности для теплового расширения материала выступа снижать внутренние напряжения в выступе и, соответственно, снижается возможность трещинообразования и разрушения поверхности и тела выступа, то есть также повышается прочность соединения каркаса и фрикционного элемента к сдвиговым нагрузкам в процессе эксплуатации.

Фрикционное изделие, содержащее металлический каркас с отверстиями и приформованный к нему фрикционный элемент, снабженный выступами, соответствующими отверстиям в каркасе и размещенными внутри отверстий, при этом фрикционный элемент выполнен из полимерного фрикционного композита, отличающееся тем, что плотность композита в выступах меньше, чем в остальных частях фрикционного элемента.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования.

Изобретение относится к области фрикционных изделий, а именно к фрикционным изделиям, снабженным визуальными указателями износа. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах с фиксацией изделия заклепками.
Изобретение относится к изделиям, например фрикционным кольцам и шайбам, устанавливаемым в диссипационные элементы демпфера автомобиля. .

Изобретение относится к тормозным колодкам железнодорожного подвижного состава и может быть использовано в железнодорожном транспорте. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для эксплуатации в тормозных узлах барабанного типа, преимущественно грузовых автомобилей, автобусов и т.д.
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся во фрикционных узлах.
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для эксплуатации в различных фрикционных механизмах. .
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для эксплуатации в различных фрикционных механизмах. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для эксплуатации в тормозных узлах барабанного типа, преимущественно грузовых автомобилей, автобусов и т.д.
Изобретение относится к технологии получения безасбестовых фрикционных изделий, предназначенных для эксплуатации в различных фрикционных механизмах (тормозных узлах машин и оборудования и др.)
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным накладкам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, содержащим средства сигнализации износа фрикционного элемента

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным дискам, имеющим на поверхности трения углубления

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, используемым в различных фрикционных узлах
Наверх