Способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике диагностики исполнительных агрегатов на основе измерения спектра частот амплитудной модуляции тока, потребляемого электрическим двигателем. Технический результат - повышение достоверности. Для достижения данного результата измеряют спектр частот амплитудной модуляции электрического тока, потребляемого исполнительным электрическим двигателем. При этом на каждой частоте амплитудной модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции тока. По измеренной частоте амплитудной модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине амплитудной модуляции определяют величину этого дефекта. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к диагностике агрегатов, механизмов и систем, в которых приводом является электрический двигатель.

Известны способы диагностики работы механизмов и агрегатов, в которых состояние агрегата оценивается с помощью измерения потребляемого электрическим двигателем электрического тока.

Измерение величины тока потребляемого электрическим двигателем, который приводит в действие агрегаты, механизмы и системы позволяет оценить состояние этих систем. Увеличение потребляемого тока свидетельствует о повышении нагрузки на двигатель, что косвенно свидетельствует о состоянии агрегата или механизма. В качестве примеров таких способов можно привести патент RU 2206794, "Способ диагностирования погружного электрического центробежного насоса", МПК F 04 D 13/10, опубл. 20.06.03; патент DE 3844960 "Диагностический соединитель для электрического насоса", МПК G 01 M 15/00, опубл. 20.11.97.

Известны способы диагностики работы механизмов и агрегатов, в которых состояние механизма и агрегата оценивается путем анализа потребляемого электрическим двигателем тока.

В патенте JP 05-018813 "Измеритель механических вибраций", МПК G 01 H 17/00, опубл. 26.01.93, производится сравнение спектров вибраций и частоты вращения двигателя при нормальной работе механизмов и текущей, что позволяет заметить появление дополнительной вибрации.

В патенте RU 2213270 "Способ определения технического состояния электропогружных установок для добычи нефти", МПК F 04 D 13/10, опубл. 27.09.03, регистрируют сигнал от переменной составляющей суммы фазных токов питания двигателя, анализируют форму и амплитуду измеренного сигнала и сравнивая со значениями предыдущих измерений, оценивают возможность дальнейшей эксплуатации установки.

Все перечисленные способы диагностики по потребляемому току электродвигателя не позволяют судить о состоянии отдельных агрегатов или частей механизма или системы, работающих под действием электрического двигателя.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является способ по патенту RU 2213270 "Способ определения технического состояния электропогружных установок для добычи нефти".

В данном способе регистрируют сигнал от переменной составляющей суммы фазных токов питания двигателя путем установки датчика тока (токовых клещей) одновременно на три фазы питающего кабеля. Анализ формы и амплитуды полученного сигнала производят сравнением с ранее выполненными измерениями. В описании утверждается, что причиной изменений могут являться дефекты обмоток электродвигателя или увеличение тормозного момента. Более точную дефектоскопию, то есть выявление дефектного узла, данным способом выполнить невозможно.

Заявляемый способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем решает техническую задачу выявления дефектного узла (агрегата) механизма или системы, а также определения величины этого дефекта.

Способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем состоит в том, что измеряют частоты амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока и для каждой частоты модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции. По измеренной частоте модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине модуляции определяют величину этого дефекта.

Отличие данного способа от известных состоит в том, что измеряют параметры амплитудной модуляции основной составляющей электрического тока, потребляемого электрическим двигателем. Частота модуляции характеризует дефектный агрегат механизма или системы потому, что каждый агрегат механизма или системы имеет свои характерные частоты вращения или перемещения отдельных элементов, и возникающий дефект дает амплитудную модуляцию тока именно этими частотами. По глубине амплитудной модуляции тока можно судить о величине дефекта агрегата. Таким образом, способ позволяет установить дефектный агрегат механизма или системы вне зависимости от того, какой тип электрического двигателя применяется в механизме.

Данный способ также позволяет определять дефекты не только агрегатов, но их составных частей.

Для того чтобы ускорить диагностику механизма или системы данным способом, можно предварительно создать перечень характерных частот вращения или перемещения элементов агрегата.

Способ диагностики поясняется чертежами.

На Фиг.1 представлен спектр потребляемого бездефектным электронасосом электрического тока в диапазоне частот от 0 до 400 Гц.

На Фиг 2 приведен спектр потребляемого тока у дефектного электронасоса.

На Фиг.3 показан спектр потребляемого тока у бездефектного, а на Фиг.4 - у дефектного конвейеров, приводимых в движение синхронным электродвигателем с трехступенчатым понижающим редуктором и звездочкой на последней оси.

На Фиг.5 показан спектр переменной составляющей тока якоря привода постоянного тока бездефектной, а на Фиг.6 - дефектной клети прокатного стана.

Асинхронный двигатель, входящий в состав электронасоса, имеет частоту вращения 24,5 Гц, а рабочее колесо центробежного насоса имеет семь лопастей. Основная составляющая потребляемого тока имеет частоту ƒ1=50 Гц. Кроме нее в спектре тока есть и несколько кратных по частоте слабых гармоник, определяемых магнитными свойствами сердечника двигателя и дискретностью обмоток статора.

При появлении дефектов в насосе спектр потребляемого тока резко усложняется. На фиг.2 приведен спектр потребляемого тока у дефектного электронасоса той же модели, в котором один из подшипников насоса имел дефект сепаратора, в результате которого вал сместился относительно оси насоса и лопасти рабочего колеса начали касаться неподвижных частей направляющего аппарата. Характерной частотой подшипника является частота вращения сепаратора ƒc, составляющая около 40% от частоты вращения подшипника, а характерной частотой рабочего колеса является лопастная частота ƒл, которая у этой модели насоса в 7 раз выше частоты вращения рабочего колеса. В спектре тока двигателя появились признаки дефекта сепаратора подшипника в виде амплитудной модуляции основной составляющей тока с частотой ƒ1, периодическим процессом с частотой ƒс, т.е. появились боковые составляющие тока с частотами ƒ1±ƒс. Кроме этого, появились признаки амплитудной модуляции тока седьмой гармоникой частоты вращения, т.е. составляющие тока с частотами ƒ1л=122,5 Гц и ƒ1л=222,5 Гц, а из-за того, что лопасти не идентичны и задевают неподвижные части насоса с разной силой, все составляющие тока двигателя пробрели дополнительную амплитудную модуляцию частотой вращения ротора (рабочего колеса) ƒвр.

Важным обстоятельством является то, что при указанных дефектах ни потребляемый двигателем ток (мощность), ни величина скольжения ротора не изменились на величину, превышающую статистическую ошибку измерения.

Аналогичные результаты могут быть получены и в механизмах с синхронным двигателем. Так, на фиг.3 показан спектр потребляемого тока бездефектного, а на фиг.4 - дефектного конвейеров, приводимых в движение синхронным двигателем с трехступенчатым понижающим редуктором и звездочкой на последней оси.

Износ цепи, приводящей в движение детали, установленные на конвейере, приводит к импульсным нагрузкам на звездочку с характерной частотой зацепления звездочки и цепи, равной ƒZ4=222,5 Гц, а неравномерный износ звездочки - к амплитудной модуляции импульсной нагрузки частотой вращения выходной ƒвр4=3,7 Гц оси редуктора. В результате фазный ток синхронной машины оказывается модулированным по амплитуде и частотой ƒZ4, и частотой ƒвр4. Степень износа цепи определяется отношением амплитуд составляющих тока на боковых частотах ƒ1±ƒZ4 к амплитуде основной составляющей на частоте ƒ1. Степень износа звездочки - аналогичным отношением составляющих тока, но на боковых частотах ƒ1±ƒвр4, к основной составляющей на частоте ƒ1. Кроме указанных дефектов по представленному спектру тока двигателя видно, что в редукторе есть еще и дефект зубьев на второй оси, который стал причиной амплитудной модуляции основной составляющей тока двигателя частотой вращения второй оси редуктора ƒ1±ƒвр2.

Несколько иначе в спектре тока якоря проявляется амплитудная модуляция потребляемого тока в машинах постоянного тока, в которых модулирующий процесс представляет собой переменную составляющую тока якоря. Так, на фиг.5 показан спектр переменной составляющей тока якоря привода постоянного тока бездефектной клети прокатного стана. Машина постоянного тока питается от электромашинного преобразователя, и в токе якоря не должно быть переменных составляющих. Однако из-за двухсекционного промежуточного вала, имеющего несколько опор вращения, соосность которых не может быть полностью обеспечена, ток якоря оказывается модулирован частотой вращения первой оси редуктора kƒвр1, и, незначительно, зубцовой частотой первой ступени ƒZ1.

Одним из опасных дефектов клетей является перекос шестерен выходного вала, возникающий, например, из-за более быстрого износа подшипников с одной стороны клети. Характерной частотой - признаком такого дефекта - является вторая гармоника частоты вращения вала, одна из шестерен которого имеет перекос. На фиг.6 представлен спектр переменных составляющих тока якоря при таком дефекте клети. В спектре тока появляется ряд гармоник частоты вращения выходного (дефектного) вала kƒвр3, причем наибольшую амплитуду имеет вторая гармоника. В данном конкретном случае перекос шестерни привел и к росту пульсирующих нагрузок на двигатель с частотой зацепления дефектной шестерни и ее гармониками kƒZ2, причем эти нагрузки также оказались модулированными второй гармоникой частоты вращения вала, т.е. в спектре тока якоря появилось большое количество составляющих с частотами kƒZ2±2k1ƒвр3.

Для оценки величины дефекта необходимо определять глубину модуляции тока якоря, т.е. отношение переменной составляющей тока якоря с частотой 2ƒвр3 или 2ƒZ2 к постоянной составляющей тока якоря.

1. Способ диагностики механизмов и систем с электрическим двигателем, заключающийся в том, что измеряют частоты амплитудной модуляции потребляемого электрическим двигателем электрического тока и для каждой частоты модуляции измеряют глубину амплитудной модуляции тока, по измеренной частоте модуляции определяют дефектный агрегат механизма или системы, вызывающий появление переменной нагрузки на электрический двигатель, а по измеренной глубине модуляции определяют величину этого дефекта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительно создают перечень характерных частот вращения или перемещения агрегатов механизма или системы, а также их отдельных элементов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к стендам для диагностики, ремонта и обкатки двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к приборостроению, в частности к приборам для технического диагностирования и инструментального контроля двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям и регулированию двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к стендам для испытаний и обкатки, преимущественно двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к контролю технического состояния силовой установки транспортного средства, преимущественно тепловоза, в которую входят двигатель внутреннего сгорания, главный генератор, вспомогательные агрегаты и топливная система с топливным баком.
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к сельскохозяйственному приборостроению. .

Изобретение относится к области технического диагностирования и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания по расходу газов, прорывающихся в картер из камеры сгорания через кольцевые уплотнения поршней.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для определения технического состояния цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС) по величине развиваемой в цилиндре компрессии, остаточного вакуума, а также вакуума в динамике, т.е

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к измерительной технике, и может быть использовано для определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателестроению, в частности устройствам для измерения параметров систем двигателя внутреннего сгорания, и может быть использовано для диагностирования двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению, в частности к измерительной и испытательной технике, и может быть использовано для определения энергоресурса и технического состояния двигателей внутреннего сгорания в эксплуатационных условиях

Изобретение относится к стендовому оборудованию и может быть использовано для испытаний рабочих органов почвообрабатывающих и землеройных машин и изучения процессов, происходящих при их взаимодействии с почвой и грунтом

Изобретение относится к области испытаний деталей машин на прочность и исследований ударных воздействий на непробиваемость корпусов и может быть использовано для проведения прочностных и сертификационных испытаний корпусов вентиляторов, компрессоров, турбин газотурбинных двигателей и других турбомашин в машиностроении, в том числе сертификационных испытаний натурного авиадвигателя на соответствие АП-33 по локализации повреждений при обрыве рабочей лопатки вентилятора авиадвигателя
Изобретение относится к двигателестроению и может применяться при диагностике различных двигателей, в частности двигателей внутреннего сгорания
Наверх