Способ оценки избирательности внимания и устройство для его осуществления

Изобретение относится к нейрофизиологии и экспериментальной медицине. На экране предъявляют изображения тест-объекта в виде лабиринта со скрытыми объектами поиска, обнаружение которых осуществляют по навигационным ориентирам с помощью целенаправленных двигательных реакций и сопровождают вознаграждением. При этом тест-объект с изображением лабиринта предъявляют в двухмерном, контурном виде, навигационные ориентиры и маскирующие их метки располагают вокруг лабиринта, а обнаружение объектов поиска сопровождают звуковыми, или тактильными сигналами, соответствующими величине вознаграждения. Поле зрения испытуемого ограничивают круговым сектором экрана, а тест-объект предъявляют монокулярно. В центре тест-объекта располагают маркер для исходной фиксации взгляда испытуемых, а тест-объект предъявляют поочередно, в различных ориентациях, различающихся величиной угла поворота на экране, причем значение угла поворота варьируют в случайном порядке с шагом, кратным 30-45 градусам. Местоположение наибольшего вознаграждения периодически меняют. Определяют количество найденных объектов с наибольшим вознаграждением, скорость поиска объектов, регистрируют паттерн саккадических движений и зрачковые реакции глаза, содружественно участвующего в сканировании тест-объекта и по определенным параметрам оценивают уровень избирательности внимания и его динамику в процессе решения задачи. Устройство для осуществления способа оценки избирательности внимания содержит компьютер и связанные с ним средства экспозиции изображения с экраном, средства звукового оповещения, глазные датчики и манипулятор. Устройство снабжено также держателем головы испытуемого, светонепроницаемым цилиндрическим кожухом глазных датчиков со светозащитной блендой, светонепроницаемым тубусом и механостимулятором, при этом держатель головы выполнен разборным, тубус выполнен коническим и снабжен монокуляром. Тубус и кожух глазных датчиков выполнены разъемными, снабжены шарнирным соединением и закреплены на держателе головы испытуемого с возможностью их перемещения. Глазные датчики выполнены фотометрическими, а средствами звукового оповещания являются головные звукоизолирующие телефоны. Механостимулятор, фотометрические датчики и головные телефоны связаны с компьютером, оснащенным программно-машинными средствами, позволяющими изменять конфигурацию лабиринта и количество объектов поиска, число навигационных ориентиров и маскирующих меток, их форму, размер, ориентацию и контрастность, величину их эксцентриситета от маркера, расположенного в центре тест-объекта, время экспозиции изображения тест-объекта на экране и формировать сигналы для обеспечения тактильного воздействия на испытуемого и сопровождения тест-объекта звуковыми эффектами. Использование изобретения позволяет повысить точность диагностики дефицита избирательного внимания при расширении класса решаемых задач, сократить время диагностики испытуемых и упростить процедуру тестирования. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к нейрофизиологии и экспериментальной медицине.

Известен способ тестирования избирательного внимания путем последовательного предъявления испытуемым дифференцируемых сигналов в виде букв, или цифр, требующих от них выполнения адекватной двигательной реакции, или голосового отчета (Dellacqua et. al., 2003). Данный способ дает возможность исследовать лишь общую концентрацию внимания на наличные сенсорные стимулы и время реакции испытуемого.

Известен также способ тестирования избирательности внимания путем предъявления испытуемым на экране монитора тест-объекта в виде трехмерного изображения лабиринта с объектами поиска, обнаружение которых осуществляется по навигационным зрительным ориентирам с помощью целенаправленных двигательных реакций (клавиатура, мышь, манипуляторы) и сопровождается подкреплением (Trauka, Wilson 1994; Maguire et. at 1998). В качестве графической основы таких лабиринтов используют программы серийно выпускаемых компьютерных игр, например DOOM II Software (Maguire et. al 1998, прототип). Способ позволяет исследовать концентрацию внимания испытуемого на заданные объекты поиска (выбор объекта осуществляется по его образцу, представленному на переднем плане экрана). В этом способе оценочной характеристикой внимания является время выполнения поисковой задачи.

Недостатками этого способа являются:

1. Применение для тестирования внимания тест-объектов в виде игровых лабиринтов с многоцветной 3-мерной графикой, сложной конфигурации, постоянно изменяющимся фоновым и предметным рисунком затрудняет введение четких зрительных маркеров, которые могут служить опорными ориентирами для избирательного внимания и формирования оптимальной стратегии поиска объектов в лабиринте.

2. Использование для оценки избирательного внимания тест-объектов в виде лабиринтов, выпускаемых промышленностью в качестве компьютерных игр (DOOM, Quake и др.), может затруднить интерпретацию результатов тестирования, так как известно, что успешность исследования указанных лабиринтов в значительной степени зависит от возраста и предшествующего игрового опыта испытуемых, а также их эмоционального отношения к компьютерным играм.

3. В способе-прототипе, использующем в качестве тест-объекта игровые компьютерные лабиринты, успешность тестирования определяется лишь на конечном этапе задачи - обнаружении объекта поиска, что не позволяет оценивать особенности и динамику избирательного внимания испытуемого в процессе решения задачи, т.е. с момента предъявления лабиринта испытуемым.

4. В способе-прототипе непрерывные быстрые изменения исходных параметров тест-объекта (конфигурации, графики, цвета, фона и звукового сопровождения), наблюдаемые в ходе взаимодействия с ним испытуемых, часто вызывают у них оптико-кинетические эффекты и вестибулярные нарушения, которые влияют на тестируемую избирательность внимания.

5. В указанном способе поиск объектов в виртуальном лабиринте производится по их образцам, представленным на передней панели экрана монитора, что требует постоянного отвлечения внимания испытуемого при исследовании лабиринта для запоминания объектов поиска и сравнения найденных предметов с образцами поиска для принятия положительного решения о найденном объекте.

6. В способе-прототипе при исследовании изображения лабиринта, предъявляемого на экране монитора, в периферическое поле зрения испытуемого попадают стационарно расположенные зрительные раздражители (например, угловые контуры экрана и элементы корпуса монитора и различные фрагменты окружающей испытуемого экспериментальной обстановки), которые могут служить дополнительными навигационными сигналами при ориентации испытуемого в лабиринте и затруднить интерпретацию результатов тестирования.

7. В указанном способе отсутствует приоритетная система поиска объектов в лабиринте, что существенно снижает мотивацию испытуемого к исследованию лабиринта и выбору оптимального способа решения задачи.

8. В используемом способе отсутствует объективный контроль за эмоциональным состоянием и реакциями испытуемых при исследовании лабиринта, обнаружении объекта и получении соответствующего вознаграждения и их влиянии на уровень избирательного внимания испытуемых.

Цель изобретения - повышение точности способа диагностики дефицита избирательного внимания при расширении класса решаемых задач, сокращении времени диагностики испытуемых и упрощении процедуры тестирования.

Сущность способа оценки избирательности внимания, включающего предъявление испытуемым на экране изображения тест-объекта в виде лабиринта со скрытыми объектами поиска, обнаружение которых осуществляют по навигационным ориентирам с помощью целенаправленных двигательных реакций и сопровождают вознаграждением, заключается в том, что тест-объект с изображением лабиринта предъявляют в двухмерном, контурном виде, при этом навигационные ориентиры и маскирующие их метки располагают вокруг лабиринта, а обнаружение объектов поиска сопровождают звуковыми, или тактильными сигналами, соответствующими величине вознаграждения, причем поле зрения испытуемого ограничивают круговым сектором экрана, а тест-объект предъявляют монокулярно, при этом в центре тест-объекта располагают маркер для исходной фиксации взгляда испытуемых, а тест-объект предъявляют поочередно, в различных ориентациях, различающихся величиной угла поворота на экране, причем значение угла поворота лабиринта варьируют в случайном порядке с шагом, кратным 30-45 градусам, а местоположение наибольшего вознаграждения периодически меняют, при этом определяют количество найденных объектов с наибольшим вознаграждением, скорость поиска объектов и регистрируют паттерн саккадических движений и зрачковые реакции глаза, содружественно участвующего в сканировании тест-объекта и по определенным характеристикам оценивают уровень избирательного внимания.

На фиг.1 показана схема заявляемого устройства для осуществления способа. Ближайшим к заявляемому устройству аналогом является устройство, в состав которого входит компьютер, монитор, громкоговорители, глазные датчики-электроды и манипулятор (клавиатура, мышь, джойстик и др.) (Cycowicz, Friedman, Duff, 2003 - прототип устройства).

Недостатками данного устройства являются:

1. В устройстве-прототипе при исследовании лабиринта, предъявляемого на экране монитора, в периферическое поле зрения испытуемого попадают стационарно расположенные зрительные раздражители (например, угловые контуры экрана и элементы корпуса монитора и различные фрагменты окружающей испытуемого экспериментальной обстановки), которые могут служить дополнительными навигационными ориентирами при ориентации испытуемого в лабиринте и затруднить интерпретацию результатов тестирования.

2. Устройство-прототип не позволяет проводить тестирование испытуемых с глухотой.

3. В устройстве-прототипе используются глазные датчики-электроды, наклеиваемые на кожу век, что раздражает испытуемых и затрудняет процесс зрительного сканирования.

4. При использовании наклеиваемых электродов регистрируемые саккадические движения глаз могут быть опосредованы движениями головы испытуемого, что снижает точность регистрации сканирующих движений глаз и затрудняет интерпретацию результатов тестирования.

5. Используемые в устройстве-прототипе накожные датчики-электроды предназначены для регистрации саккадических движений глаз и не могут быть использованы для регистрации зрачковых реакций, как показателя эмоциональных реакций испытуемого.

6. Использование внешних звуковых динамиков для сигнализации о наличии и качестве вознаграждения в устройстве-прототипе не является оптимальным решением, так как не позволяет исключить артефакты глазодвигательных реакций на посторонние звуковые раздражители.

Сущность устройства для осуществления способа оценки избирательности внимания по п.1, содержащего средства экспозиции изображения с экраном, средства звукового оповещения, глазные датчики и манипулятор, заключается в том, что устройство снабжено держателем головы испытуемого, светонепроницаемым цилиндрическим кожухом глазных датчиков со светозащитной блендой, светонепроницаемым тубусом и механостимулятором, причем держатель головы выполнен разборным, глазные датчики выполнены фотометрическими, средства звукового оповещения выполнены в виде головных звукоизолирующих телефонов, а тубус выполнен коническим и снабжен монокуляром, при этом тубус и кожух глазных датчиков выполнены разъемными, снабжены шарнирным соединением и закреплены на держателе головы испытуемого с возможностью их перемещения.

На фиг.1 показана схема устройства для осуществления способа, где

1 - опорная стойка держателя головы,

2 - лоток для фиксации подбородка,

3 - лоток для фиксации лба,

4 - тубус,

5 - окуляр тубуса,

6 - кожух фотометрических глазных датчиков,

7 - светозащитная бленда,

8 - шарнирное крепление тубуса 4 с кожухом 6,

9 - фиксатор тубуса 4 и кожуха 6 на опорной стойке 1,

10 - испытуемый,

11 - головные звукоизолирующие телефоны,

12 - механостимулятор,

13 - манипулятор (мышь),

14 - компьютер,

15 - экран,

16 - маркер исходной фиксации взгляда,

17 - навигационные ориентиры,

18 - маскирующие метки.

На фиг.2 изображена блок-схема заявляемого устройства, где

19 - экспериментатор.

На блок-схеме новые элементы и новые связи между элементами (электрические , оптические , механические , контактно-акустические , дистантно-акустические ) выделены утолщенными линиями.

На фиг.3 изображена блок-схема устройства прототипа, где

20 - накожные глазодвигательные датчики-электроды.

На фиг.1, 2 показана конструкция устройства, содержащего держатель головы, который является разборным и состоит из опорной стойки 1, на которой крепятся с возможностью перемещения лоток для фиксации подбородка 2, лоток фиксации лба 3, тубус 4, выполненный цилиндрическим и снабженный окуляром 5, и кожух с фотометрическими глазными датчиками 6, оснащенный светозащитной блендой 7. Тубус и кожух глазных датчиков выполнены разъемными, снабжены шарнирным соединением 8 и закреплены на опорной стойке 1 держателя головы с помощью фиксатора 9. Голова испытуемого фиксирована в держателе с помощью опорных лотков 2 и 3, шарнирного соединения 8 и фиксатора 9 таким образом, чтобы оптические оси глаз испытуемого, тубуса 4 с окуляром и кожуха глазных датчиков 6 совпадали. Испытуемый 10 оснащен головными звукоизолирующими телефонами 11, мехапостимулятором 12 и манипулятором 13, связанными с компьютером 14. Компьютер, в свою очередь, служит средством экспозиции на экране 15 изображения тест-объекта с маркером 16, навигационными ориентирами 17 и маскирующими их метками 18. Параметры тест-объекта могут изменяться программно экспериментатором 19 с помощью компьютера 14.

Порядок работы с устройством

Подготовка к проведению тестирования (см. фиг.1). У испытуемого определяют ведущий глаз, остроту зрения и помогают ему настроить окуляр тубуса для четкого различения всех элементов лабиринта, предлагаемого в качестве тест-объекта. В соответствии с индивидуальными особенностями испытуемого регулируют положение фиксаторов головодержателя и устанавливают в оптимальное положение тубус и кожух с глазными датчиками, обеспечивая совпадение оптических осей этих приборов и глаз испытуемого. Испытуемому предлагают звукоизолирующие головные телефоны, манипулятор (мышь компьютера) и миниатюрный механостимулятор, который устанавливают на запястье ведущей руки испытуемого.

После настройки оборудования испытуемому дают возможность исследовать с помощью манипулятора все отсеки лабиринта, предъявляемого в качестве тест-объекта для выявления местонахождения наибольшего вознаграждения, которое при обнаружении сопровождается звуковыми и/или тактильными сигналами, соответствующими количеству найденного вознаграждения.

Процедура тестирования испытуемого. Изображение лабиринта убирают с экрана, а указатель манипулятора совмещают с маркером, расположенным в центре тест-объекта, который служит для исходной фиксации взгляда испытуемого. В последующих пробах с предъявлением тест-объекта испытуемому предлагают определить местоположение наибольшего вознаграждения. При проведении тестирования избирательного внимания тест-объект предъявляют поочередно, в различных ориентациях, различающихся величиной угла поворота на экране, причем значение угла поворота варьируют в случайном порядке с шагом, кратным 30-45 градусам, а местоположение наибольшего подкрепления периодически меняют. Оптимальная стратегия поиска в предлагаемых условиях заключается в игнорировании замечаемых испытуемым угловых поворотов лабиринта и переносе избирательного внимания на зрительные ориентиры, расположенные вокруг лабиринта, и выделении из них значимых навигационных ориентиров, однозначно определяющих местоположение наибольшего вознаграждения в лабиринте. При этом реакция испытуемых на предъявление тест-объекта состоит из нескольких саккадических движений глаз, направленных на фиксацию навигационных ориентиров, которые сменяются быстрой целеуказательной реакцией испытуемого. По результатам тестирования у испытуемых определяют количество найденных объектов с наибольшим вознаграждением, скорость нахождения объектов и выявляют паттерн саккадических движений и зрачковых реакций глаза, содружественно участвующего в сканировании тест-объекта и по определенным характеристикам оценивают уровень избирательного внимания испытуемых.

Предложенный способ и устройство для его осуществления позволяют при обследовании некоторых категорий испытуемых снижать (дети, лица пожилого возраста) или повышать (операторы, диспетчеры) сложность тестируемой задачи и вводить бальную оценку уровня избирательного внимания. Эта возможность обеспечивается путем изменения программно-машинным способом конфигурации лабиринта и количества объектов поиска, числа навигационных ориентиров и маскирующих меток, их формы, размера и контрастности, величины их эксцентриситета от маркера, расположенного в центре тест-объекта, а также времени экспозиции изображения тест-объекта на экране.

Преимущества заявляемого способа и устройства для его осуществления

1. Предложенный способ оценки избирательности внимания по сравнению со способами, которые используют в качестве тест-объекта игровые лабиринты, выпускаемые промышленностью в качестве компьютерных игр (DOOM, Quake и др.), имеет преимущество в том, что результаты тестирования не зависят от предшествующего игрового опыта и возраста испытуемых, а также их эмоционального отношения к компьютерным играм. Это преимущество обеспечивается за счет значительного упрощения графического изображения лабиринта и режима его экспонирования (лабиринт предъявляется испытуемым поочередно, в дискретном режиме).

2. Предложенный способ и устройство для его осуществления облегчают введение зрительных маркеров, которые могут служить опорными ориентирами для избирательного внимания и формирования оптимальной стратегии поиска объектов в лабиринте. Это преимущество обеспечивается тем, что изображение лабиринта предъявляют двухмерным, контурным, свободным от непрерывного изменения фонового и предметного рисунка и сопровождающих их звуковых эффектов.

3. Предложенный способ позволяет оценивать особенности и динамику избирательного внимания испытуемого в процессе решения задачи, т.е. с момента предъявления изображения лабиринта испытуемым. Это преимущество обеспечивается за счет введения четких навигационных ориентиров для определения объекта поиска, а также обеспечения возможности регистрации поисковых глазодвигательных реакций испытуемого при исследовании лабиринта.

4. Предлагаемый способ обеспечивает объективный контроль за эмоциональным состоянием и реакциями испытуемого при исследовании лабиринта, обнаружении объекта и получении соответствующего вознаграждения. Это преимущество обеспечивается за счет обеспечения возможности регистрации, наряду с глазодвигательными ответами, зрачковых реакций (расширения и сужения зрачка глаза), являющихся объективным показателем эмоционального состояния испытуемого в ходе тестирования.

5. Предложенный способ обеспечивает возможность использования приоритетной системы поиска объектов в лабиринте, что существенно повышает мотивацию испытуемого к исследованию лабиринта и выбору оптимального решения задачи. Это преимущество обеспечивается тем, что обнаружение объекта поиска сопровождается подачей звуковых или тактильных сигналов, соответствующих количеству получаемого вознаграждения.

6. Предложенный способ исключает возможность влияния на результаты тестирования попадания в периферическое поле зрения испытуемого стационарно расположенных зрительных раздражителей (например, угловых контуров экрана, элементов корпуса монитора и различных фрагментов окружающей испытуемого экспериментальной обстановки), которые могут служить дополнительными навигационными ориентирами при ориентации испытуемого в лабиринте и затруднить интерпретацию результатов тестирования. Это преимущество обеспечивается тем, что поле зрения испытуемого ограничивают круговым сектором экрана.

7. Предложенный способ исключает возможность отвлечения внимания испытуемого при исследовании лабиринта на процесс запоминания объектов поиска, а также освобождает от необходимости размещения на переднем плане экрана образцов объектов поиска. Это преимущество обеспечивается тем, что объекты поиска в лабиринте выполнены виртуальными и скрыты от зрения испытуемого, а маркер для исходной фиксации взгляда испытуемых располагают в центре лабиринта.

8. Устройство обеспечивает возможность неинвазивной регистрации сканирующих движений глаз и зрачковых реакций, исключающей наклеивание электродов на кожу век. Это преимущество обеспечивается тем, что в устройстве используются фотометрические датчики, закрепленные на держателе головы испытуемого.

9. Устройство исключает возможность влияния посторонних раздражителей на тестируемый глаз и фотометрические датчики, что повышает точность зрительного сканирования и регистрации глазодвигательных и зрачковых реакций. Эго преимущество обеспечивается тем, что фотометрические датчики заключены в светонепроницаемый цилиндрический кожух, открытая часть которого снабжена светозащитной блендой.

10. Устройство исключает возможность влияния движений головы испытуемого на регистрацию саккадических движений глаз, что повышает точность их регистрации и облегчает процесс зрительного сканирования. Это преимущество обеспечивается тем, что устройство снабжено держателем головы испытуемого, а глазные датчики закреплены на держателе головы с возможностью их перемещения.

11. Устройство исключает возможность влияния на результаты тестирования попадания в периферическое поле зрения испытуемого стационарно расположенных зрительных раздражителей (например, угловых контуров экрана, элементов корпуса монитора и различных фрагментов окружающей испытуемого экспериментальной обстановки), которые могут служить дополнительными навигационными ориентирами при ориентации испытуемого в лабиринте и затруднить интерпретацию результатов тестирования. Это преимущество обеспечивается тем, что устройство снабжено светонепроницаемым тубусом с монокуляром.

12. Устройство позволяет легко изменять сторону расположения тубуса на стойке держателя головы (справа/слева), приводя его позицию в соответствие с ведущим глазом испытуемого. Это преимущество обеспечивается тем, что держатель головы выполнен разборным, а тубус и кожух глазных датчиков выполнены разъемными и закреплены на держателе головы испытуемого с возможностью их перемещения.

13. Предложенный способ исключает возможность возникновения у испытуемых в ходе тестирования оптико-кинетических эффектов и вестибулярных нарушений. Это преимущество обеспечивается тем, что изображение тест-объекта предъявляют в двухмерном, контурном виде, свободным от изменения фонового и предметного рисунка и сопровождающих их звуковых эффектов, причем тест-объект предъявляется испытуемым поочередно и в дискретном режиме.

14. Предложенный способ и устройство для его осуществления позволяют исключить артефакты глазодвигательных реакций на посторонние звуковые раздражители, а также проводить тестирование испытуемых с глухотой, или с пониженным слухом. Это преимущество обеспечивается использованием головных телефонов-наушников, изолирующих испытуемого в ходе тестирования от посторонних звуковых сигналов, и/или механостимулятора для тактильной сигнализации о наличии и количестве вознаграждения.

15. Предложенный способ и устройство для его осуществления позволяют при обследовании некоторых категорий испытуемых снижать (дети, лица пожилого возраста) или повышать (операторы, диспетчеры) сложность тестируемой задачи и вводить бальную оценку уровня избирательного внимания. Эта возможность обеспечивается путем изменения программно-машинным способом конфигурации лабиринта и количества объектов поиска, числа навигационных ориентиров и маскирующих меток, их формы, размера и контрастности, величины их эксцентриситета от маркера, расположенного в центре тест-объекта, а также времени экспозиции изображения тест-объекта на экране.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Cycowicz Y.M., Friedman D, Duff M. Pictures and Their Colors: What Do Children Remember. J. of Cognitive Neurosci., 2003, 15, pp.759-768 (прототип устройства).

2. Dellacqua R., Jolicoer P., Persciarelli P., Job R., Palomba D. Electrophysiological evi-dence of visual encoding deficits in a cross-modal attentional blink paradigm. Psycho-physiology, 2003, 40, pp.629-639.

3. Maguire E.A., Frith C.D., Burgess N., Donnett J.G., О'Keefe J.Knowing Where Things Are: Parahippocampal Involvement in Encoding Object Locations in Virtual Large-Scale Space. J. of Cognitive Neurosci., 1998, 10, pp.61-76 (прототип способа).

4. Tlauka M., Wilson P.N. The effect of landmarks on route-learning in a computer-simulated environment. J. of Environment Psychology, 1994, 14. pp.305-313.

1. Способ оценки избирательности внимания путем предъявления испытуемым на экране изображения тест-объекта в виде лабиринта со скрытыми объектами поиска, обнаружение которых осуществляют по навигационным ориентирам с помощью целенаправленных двигательных реакций и сопровождают вознаграждением, отличающийся тем, что тест-объект с изображением лабиринта предъявляют в двухмерном, контурном виде, при этом навигационные ориентиры и маскирующие их метки располагают вокруг лабиринта, а обнаружение объектов поиска сопровождают звуковыми, или тактильными сигналами, соответствующими величине вознаграждения, причем поле зрения испытуемого ограничивают круговым сектором экрана, а тест-объект предъявляют монокулярно, при этом в центре тест-объекта располагают маркер для исходной фиксации взгляда испытуемых, а тест-объект предъявляют поочередно, в различных ориентациях, различающихся величиной угла поворота на экране, причем значение угла поворота варьируют в случайном порядке с шагом, кратным 30-45°, а местоположение наибольшего вознаграждения периодически меняют, при этом определяют количество найденных объектов с наибольшим вознаграждением, скорость поиска объектов и регистрируют паттерн саккадических движений и зрачковые реакции глаза, содружественно участвующего в сканировании тест-объекта, и по определенным параметрам оценивают уровень избирательности внимания и его динамику в процессе решения задачи.

2. Устройство для осуществления способа оценки избирательности внимания, содержащее компьютер и связанные с ним средства экспозиции изображения с экраном, средства звукового оповещения, глазные датчики и манипулятор, отличающееся тем, что устройство снабжено держателем головы испытуемого, светонепроницаемым цилиндрическим кожухом глазных датчиков со светозащитной блендой, светонепроницаемым тубусом и механостимулятором, при этом держатель головы выполнен разборным, тубус выполнен коническим и снабжен монокуляром, причем тубус и кожух глазных датчиков выполнены разъемными, снабжены шарнирным соединением и закреплены на держателе головы испытуемого с возможностью их перемещения, глазные датчики выполнены фотометрическими, а средства звукового оповещения выполнены в виде головных звукоизолирующих телефонов, при этом механостимулятор, фотометрические датчики и головные телефоны связаны с компьютером, а компьютер оснащен программно-машинными средствами, позволяющими изменять конфигурацию лабиринта и количество объектов поиска, число навигационных ориентиров и маскирующих меток, их форму, размер, ориентацию и контрастность, величину их эксцентриситета от маркера, расположенного в центре тест-объекта, время экспозиции изображения тест-объекта на экране и формировать сигналы для обеспечения тактильного воздействия на испытуемого и сопровождения тест-объекта звуковыми эффектами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к охране труда и предназначено для повышения безопасности как исполнителя, так и находящихся в опасной зоне людей при выполнении механизированных работ.

Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для определения времени возбуждения зрительного анализатора человека. .

Изобретение относится к экспериментальной медицине и предназначено для диагностики синдрома дефицита внимания в эксперименте на животных. .

Изобретение относится к устройствам для психологических исследований человека-оператора. .

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для исследования параметров зрительной системы человека. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к гигиене труда. .

Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда и профессиональных заболеваний, и может найти применение при подборе кадров по уровню развития психофизиологических показателей.

Изобретение относится к медицине, а именно к аудиологии и сурдологии, и может найти применение в программе «Кохлеарная имплантация» для имитации слухового восприятия имплантированных пациентов и иллюстрации процесса освоения восприятия речи имплантированными пациентами людям с нормальным слухом
Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для профессионального отбора, а также для выявления и количественной оценки степени преобладания различных психологических характеристик личности и прогнозирования возможных психологических реакций личности в различных ситуациях

Изобретение относится к медицине и предназначено для исследования эффективности суггестивного воздействия
Изобретение относится к неврологии и профессиональной патологии и может быть использовано для диагностики токсической энцефалопатии
Изобретение относится к медицине, к анестезиологии и может быть использовано для оценки адекватности лечебной анальгезии у пациентов с ангинозным болевым синдромом
Изобретение относится к области медицины, а именно к психофизиологии
Изобретение относится к области медицины, а именно к кардиологии и неврологии

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а также к спортивным и игровым тренажерам и может быть использовано для сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека на мотивационной основе
Изобретение относится к области медицины, а именно к пульмонологии и гастроэнтерологии
Наверх