Зажим для закрепления гасителя вибрации

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи в качестве зажимов для закрепления гасителей вибрации на проводах или тросах линий. Зажим состоит из корпуса и плашки, которые скрепляются между собой болтом, в желобах корпуса и плашки при их скреплении фиксируется провод (трос). Внутренняя поверхность желоба корпуса выполняется с переменной кривизной разными радиусами R1, R2, R3. Центры этих радиусов расположены на горизонтальной оси провода, отстоят каждый на расчетную величину от вертикальной оси 16 зажима, а сами величины радиусов определяются из следующих соотношений: R1=(0,44÷0,49)·dпр.мин.; R2=(0,5÷0,53)·dпр.макс., R3=(0,515÷0,575)·dпр.макс., где dпр.мин. - минимальное значение диаметра провода (троса), при котором они могут быть смонтированы в зажиме, dпр.макс. - максимальное значение диаметра провода (троса). Корпус может быть выполнен с пазом шестигранной формы, в котором заподлицо с внешней поверхностью корпуса жестко закреплена гайка болта стяжного устройства. Изобретение позволяет существенно унифицировать процесс изготовления гасителей вибрации, уменьшить количество их типоразмеров. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к гасителям вибрации, которые устанавливаются с помощью специальных зажимов на проводах и тросах воздушных линий электропередачи для предупреждения повреждений их от усталостных напряжений, вызываемых вибрационными колебаниями.

Известен зажим для закрепления гасителя вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи, выполненный в виде корпуса, плашки и резьбового болта, с помощью которого в их желобах крепятся провод или трос воздушной линии электропередачи [1].

Конструкция, а конкретно кривизна желоба корпуса, этого известного зажима такова, что гаситель вибрации с ним может быть смонтирован только на ограниченную группу проводов воздушной линии; в то же время диапазон применяемых проводов и тросов на воздушных линиях электропередачи очень широк: от минимальных диаметров до максимальных диаметров и сечений (тяжелых проводов). То есть, гасители вибрации с зажимами известного типа будут иметь существенно ограниченный диапазон применений.

Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному решению является зажим для закрепления гасителя вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи, содержащий корпус, выполненный в виде профиля, имеющего с одного конца желоб, а с другого отверстие для закрепления в нем упругого демпферного элемента с грузами гасителя, плашку с ответным желобом, и стяжное устройство, скрепляющее корпус с плашкой таким образом, что в их желобах закрепляются провод или трос линии [2].

Для данного зажима характерны практически те же недостатки, что недостатки у вышеотмеченного известного технического решения. В гасителях рассматриваемого типа зажимы не могут обеспечить нормативную величину прочности заделки одновременно, как для группы проводов минимальных диаметров, так и для группы проводов максимальных диаметров, то есть эти гасители вибрации годны для практического использования только для каких-то одних типоразмеров проводов и тросов воздушных линий электропередачи.

Заявитель ставил перед собой задачу создания конструкции гасителя вибрации, пригодной для применения на воздушных линиях электропередачи фактически со всеми находящимися в эксплуатации размерами проводов и тросов. Последнего авторы добиваются за счет конструкции зажима гасителя, имеющего внутреннюю поверхность желоба корпуса переменной кривизны. Положительный результат от использования предложенного технического решения заключается в разработке гасителя вибрации, отличающегося универсальностью, возможностью монтажа его на проводах и тросах с большим разбросом их технических характеристик. Этот результат стал достижим за счет новой совокупности существенных конструктивных признаков заявленного технического решения, которая приведена в следующей редакции формулы изобретения, а именно: "зажим для закрепления гасителя вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи, содержащий корпус, выполненный в виде профиля, имеющего с одного конца желоб, а с другого отверстие для закрепления в нем упругого демпферного элемента с грузами гасителя, плашку с ответным желобом, и стяжное устройство, скрепляющее корпус с плашкой таким образом, что в их желобах закрепляются провод и трос линии; внутренняя поверхность желоба корпуса выполнена с переменной кривизной, по крайней мере, тремя радиусами R1, R2, R3, центры которых лежат на горизонтальной оси провода и троса, при этом дно желоба корпуса, выполненное радиусом R1, отстоит от центральной вертикальной оси зажима на расстояние А=(0,48÷0,55)·dпр.макс., центр радиуса R2 отстоит от центральной вертикальной оси зажима в сторону от дна желоба корпуса на расстояние A2=0,5÷2 мм, центр радиуса R3 лежит на расстоянии А3 от дна желоба корпуса, определяемом из выражения: А3=(1,10÷1,3)·А, соединение кривых, образованных указанными радиусами осуществляется прямыми отрезками линий, причем величины этих радиусов выбираются в следующих пределах: R1=(0,44÷0,49)·dпр.мин., R2=(0,5÷0,53)·dпр.макс., R3=(0,515÷0,575)·dпр.макс., где dпр.мин - минимальное значение диаметра провода и троса, при котором они могут быть смонтированы в зажиме, dпр.макс. - максимальное значение диаметра провода и троса, при котором они могут быть смонтированы в зажиме, А - расстояние от центральной вертикальной оси зажима до дна желоба корпуса, измеренное по горизонтальной оси провода и троса; центр радиуса R3 отстоит от центра радиуса R2 в сторону от дна желоба корпуса на расстояние от 0,5 до 2,5 мм; корпус выполнен с пазом шестигранной формы, в котором заподлицо с внешней поверхностью корпуса жестко закреплена гайка болта стяжного устройства.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид зажима для закрепления гасителя вибрации, выполненного согласно настоящему изобретению; на фиг.2 - показано схематически расположение в желобе корпуса зажима на фиг.1 как провода минимального диаметра, так и провода максимального диаметра.

Заявляемый зажим для закрепления гасителя вибрации на проводах или тросах воздушных линий электропередачи выполняется в виде плашки 1 и корпуса 2, скрепляемых между собой болтом 3 (например, резьбовым, для чего в корпусе также предусматривается резьба), продольная ось 4 которого располагается наклонно по отношению к горизонтали. Как вариант корпус 2 зажима может быть выполнен с пазом 5 шестигранной формы, в котором заподлицо с внешней поверхностью корпуса 2 жестко запрессована гайка 6 под болт 3 стяжного устройства. Корпус 2 и плашка 1 представляют собой стандартные профили, в которых выполнены желоба 7, 8, 9; в корпусе 2 предусмотрено также отверстие 10, в которое вставляется и закрепляется упругий демпферный элемент с грузами (не показаны) гасителя вибрации. На внутренние поверхности желобов 7, 8, 9 могут быть нанесены насечки для обеспечения лучшего закрепления зажима на проводе (тросе). Кроме того, плашка 1 может быть развернута вокруг болта 3 и в этом случае зажатие провода (троса) осуществляется между желобами 7 и 9.

Основная особенность предложенного зажима заключается в оригинальном варианте выполнения желоба 7 корпуса 2. Внутренняя поверхность желоба 7 корпуса 2 зажима имеет переменную кривизну. От одного конца до другого конца внутренняя поверхность желоба 7 имеет три участка 11, 12, 13 различной кривизны, соединяемых между собой прямыми отрезками линий 14 и выполняемых тремя различными радиусами: R1, R2, R3. Центры каждого из этих радиусов лежат на горизонтальной оси 15 (фактически горизонтальной оси провода или троса, располагающихся в желобе 7 корпуса 2). Участок (дно) 11 желоба 7 выполняется радиусом R1 и отстоит от центральной вертикальной оси 16 зажима, проходящей через центр отверстия 10, на величину А, определяемую из выражения А=(0,48÷0,55)·dпр.макс.; при этом центр радиуса R1 находится на расстоянии A1 от оси 16 в сторону ко дну 11 желоба 7 корпуса 2 по горизонтальной оси 15. Участок 12 желоба 7 выполняется радиусом R2, центр которого лежит на горизонтальной оси 15 провода (троса) и отстоит от центральной вертикальной оси 16 зажима на величину A2=0,5÷2 мм. Участок 13 желоба 7 выполняется радиусом R3, центр которого лежит на расстоянии А3 от дна 11 желоба 7, определяемом из выражения: А3=(1,10÷1,3)·А, где А - расстояние от центральной вертикальной оси 16 зажима до дна 11 желоба 7, измеренное по горизонтальной оси 15. Или, как вариант, центр радиуса R3 может лежать на расстоянии 0,5÷2,5 мм от центра радиуса R2 в сторону от дна 11 желоба 7 корпуса 2. Величины радиусов R1, R2, R3 определяются в зависимости от минимального и максимального значений диаметра проводов(тросов), наиболее употребительных типоразмеров для отечественных воздушных линий электропередачи. Эти значения следующие: R1=(0,44÷0,49)·dпр.мин., R2=(0,5÷0,53)·dпр.макс., R3=(0,515÷0,575)·dпр.макс., здесь dпр.мин. - минимальное значение диаметра провода и троса, при котором они могут быть смонтированы в зажиме, dпр.макс. - максимальное значение диаметра провода и троса 16, 17, при котором они могут быть смонтированы в зажиме (см. фиг.2).

Предлагаемый зажим собирается и монтируется на проводе (тросе) линии следующим образом.

Корпус 2 зажима желобом 7 заводится на провод 18, затем снизу на провод накладывается плашка 1, в нее вставляется болт 3 и ключом болт 3 затягивается в гайке 6 с усилием и моментом затяжки, которые обеспечивают расчетную прочность заделки провода 18 в зажиме.

Новая конструкция зажима для закрепления гасителя вибрации благодаря оригинальной форме выполнения внутренней поверхности желоба корпуса, (например, имеющей три криволинейных участка с радиусами различной величины, соединяемых прямолинейными отрезками), позволяет разработать гаситель вибрации, отличающийся высокой степенью унификации и универсальности, не требующий существенных затрат при установке на линиях с проводами и тросами различных технических характеристик. Гасители вибрации с такими зажимами могут фактически перекрывать практически весь диапазон применяемых на воздушных линиях электропередачи проводов и тросов, а именно, от небольших диаметров до больших диаметров и поперечных сечений. Кроме того, технология производства данного зажима проста и не требует значительных затрат, так как корпус и плашка зажима изготавливаются из стандартных профилей посредством одной операции вырубки.

В ЗАО "МЗВА" проводятся полномасштабные испытания новых конструкций зажимов для закрепления гасителей вибрации с целью дальнейшего их серийного производства.

Источники информации

1. Европейский патент №0159536А2, кл. Н 02 G 7/14, опубл. 21.04.1986 г.

2. Каталог "Изоляторы воздушных линий электропередачи и открытых распределительных устройств", Внешторгиздат, Изд. №56006Э, 1976 г., рис.146, стр.155.

1. Зажим для закрепления гасителя вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи, содержащий корпус, выполненный в виде профиля, имеющего с одного конца желоб, а с другого отверстие для закрепления в нем упругого демпферного элемента с грузами гасителя, плашку с ответным желобом и стяжное устройство, скрепляющее корпус с плашкой таким образом, что в их желобах закрепляются провод и трос линии, отличающийся тем, что внутренняя поверхность желоба корпуса выполнена с переменной кривизной, по крайней мере, тремя радиусами R1, R2, R3, центры которых лежат на горизонтальной оси провода и троса, при этом дно желоба корпуса, выполненное радиусом R1, отстоит от центральной вертикальной оси зажима на расстояние A=(0,48÷0,55)·dпр.макс.; центр радиуса R2 отстоит от центральной вертикальной оси зажима в сторону от дна желоба корпуса на расстояние А2=0,5÷2 мм, центр радиуса R3 лежит на расстоянии A3 от дна желоба корпуса, определяемом из выражения: А3=(1,10÷1,3)·А, соединение кривых, образованных указанными радиусами, осуществляется прямыми отрезками линий, причем величины этих радиусов выбираются в следующих пределах: R1=(0,44÷0,49)·dпр.мин., R3=(0,5÷0,53)·dпр.макс., R3=(0,515÷0,575)·dпр.макс., где dпр.мин. - минимальное значение диаметра провода и троса, при котором они могут быть смонтированы в зажиме, dпр.макс. - максимальное значение диаметра провода и троса, при котором они могут быть смонтированы в зажиме, А - расстояние от центральной вертикальной оси зажима до дна желоба корпуса, измеренное по горизонтальной оси провода и троса.

2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что центр радиуса R3 отстоит от центра радиуса R2 в сторону от дна желоба корпуса на расстояние от 0,5 до 2,5 мм.

3. Зажим по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен с пазом шестигранной формы, в котором заподлицо с внешней поверхностью корпуса жестко закреплена гайка болта стяжного устройства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в качестве зажимов для закрепления демпферов гасителей вибрации на проводах и тросах воздушных линий электропередачи.

Изобретение относится к конструкции и изготовлению демпферов колебаний Стокбриджа для воздушных линий электропередачи. .

Изобретение относится к области электроэнергетики, а более конкретно к ограничителям гололедообразования и колебаний проводов воздушных линий электропередачи. .

Изобретение относится к области электроэнергетики, а более конкретно к унифицированным гасителям вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи различных классов напряжения.

Изобретение относится к области электроэнергетики, в частности к гасителям вибрации, монтируемым на проводах воздушных линий электропередачи или на самонесущих волоконно-оптичеких кабелях линий связи.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при монтаже воздушных линий (ВЛ) электропередачи для защиты их проводов и грозотросов от усталостных вибрационных повреждений.

Изобретение относится к линейной арматуре спирального типа и может быть использовано в шлейфах спусков от сборных шин подстанций для защиты полых алюминиевых проводов таких шлейфов от разрушения, которые вызываются действием ветровых нагрузок.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано на линиях связи с самонесущими волоконно-оптическими кабелями. .

Изобретение относится к области электроэнергии и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи и линиях связи с самонесущими волоконно-оптическими кабелями.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи. .

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в качестве гасителей вибрации на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для дистанционного обнаружения в реальном масштабе времени предвестника пляски провода при мониторинге воздушных линий электропередачи для проведения своевременной плавки гололедно-изморозевых и снеговых отложений на проводах, предотвращающей аварии воздушных линий электропередачи из-за механических перегрузок ее элементов при пляске проводов

Изобретение относится к линиям электроснабжения, контактирующим с токоприемниками транспортных средств

Изобретение относится к области электроэнергетики

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорных конструкциях для воздушных линий электропередач высокого и сверхвысокого напряжения

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам, предназначенным для крепления проводов линий электропередачи и гашения колебаний проводов при воздействии на них ветровых нагрузок

Изобретение относится к устройствам электроснабжения транспортных средств, содержащим контактные провода, вспомогательные устройства для них, устройства демпфирования механических колебаний проводов и может быть использовано для подавления автоколебаний контактной подвески

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к воздушным линиям электропередачи высокого, сверхвысокого и ультравысокого напряжений

Изобретение относится к электроэнергетике, а более конкретно к гасителям вибрации для проводов воздушных линий электропередачи и волоконно-оптических кабелей линий связи
Наверх