Гаситель вибрации

Изобретение относится к электроэнергетике, а более конкретно к гасителям вибрации для проводов воздушных линий электропередачи и волоконно-оптических кабелей линий связи. Гаситель вибрации состоит из многоповивного стального тросика (2), грузов (3, 4) и зажима (5). Каждый груз выполнен в виде шара диаметром D и шара диаметром d<D, соединенных звеном. Звено выполняется в виде цилиндра диаметром d1=(0,46÷0,54)D или конуса с диаметром в основании d2=(0,35÷0,41)D, конусностью в пределах

(1:10÷1:12) и располагается под углом наклона α относительно вертикальной оси большого шара. Диаметр d шара груза (4) находится из соотношения: d=(0,62÷0,68)D. Массы m1 и m2 грузов (3, 4) отличаются друг от друга и их величины выбираются из соотношения, при этом они закрепляются на концах тросика (2). Грузы (3, 4) развернуты относительно вертикальной оси гасителя, проходящей через продольную ось (22) тросика (2), на разные углы α1 и α2 при суммарном угле разворота относительно друг друга. Тросик (2) спрессовывается шестигранной матрицей в отверстии (15) каждого шара большого диаметра посредством цилиндрической втулки (16). Техническим результатом является обеспечение оптимальности частотного диапазона и величины рассеиваемой мощности при различных уровнях вибрации, что позволяет достигнуть высокой эффективности гашения колебаний. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области электроэнергетики, а более конкретно к гасителям вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи.

Известен гаситель вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий упругий демпферный элемент (тросик), грузы, выполненные в виде двух колоколообразных соединенных стержневым звеном тел вращения, закрепленных по концам упругого демпферного элемента, и зажим, предназначенный для подвески грузов на проводе линии [1].

Данный гаситель вибрации обеспечивает достаточно широкий частотный диапазон, а именно форму колебаний, при которой груз перемещается как единое целое одновременно с прогибом тросика на всей его длине, и вторую форму колебаний, при которой груз сам колеблется относительно центра тяжести, прогибаясь в точке крепления тросика к грузу, то есть этот гаситель вибрации имеет две собственные резонансные частоты колебаний и является двухчастотным гасителем. Однако указанная эффективность гашения вибрации в этом гасителе достигается за счет сложной формы грузов, что приводит к увеличению трудоемкости изготовления и стоимости гасителя. Кроме того, зачастую на практике для обеспечения лучшей степени защиты проводов воздушных линий электропередачи от действия вибрации требуются гасители, имеющие более двух собственных резонансных частот колебаний.

Наиболее близким техническим решением по отношению к предложенному является гаситель вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий упругий демпферный элемент с закрепленными по его концам, по меньшей мере, двумя грузами в форме тел вращения и зажим, предназначенный для подвески грузов на проводе или тросе линии [2].

Выбранные в данном гасителе соотношения между массами грузов, расстояния их расположения на упругом демпферном элементе до вертикальной оси зажима, углы расположения грузов относительно друг друга и относительно вертикальной оси гасителя не являются оптимальными с точки зрения обеспечения его наилучших амплитудно-частотных характеристик и повышения надежности, а также улучшения технологичности и снижения трудоемкости изготовления.

Заявитель ставил перед собой задачу разработки новой конструкции гасителя вибрации, свободной от указанных недостатков известных технических решений и позволяющей достичь повышения технологичности и снижения трудоемкости изготовления, а также повышения надежности работы гасителя за счет определения оптимальных соотношений его элементов с тем, чтобы улучшить амплитудно-частотные характеристики и обеспечить более широкую область применения. Этот технический результат был достигнут за счет новой совокупности существенных конструктивных признаков заявленного гасителя вибрации, приведенной в нижеследующей формуле изобретения: «гаситель вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий упругий демпферный элемент с закрепленными по его концам, по меньшей мере, двумя грузами в форме тел вращения и зажим, предназначенный для подвески грузов на проводе или тросе линии; каждый груз состоит из шара диаметром D со срезанным сегментом, выполненным на расстоянии L1 от его центра, второго шара диаметром d<D, расположенного на расстоянии L=(1,45÷1,65)D от первого шара, и соединяющего шары звена с продольной осью, проходящей через их центры, и углом наклона α относительно вертикальной оси большого шара, упругий демпферный элемент закреплен в отверстии каждого шара большого диаметра, расположенным параллельно его вертикальной оси, посредством имеющей конусную часть на конце цилиндрической втулки на длине l, грузы выполнены с соотношением масс m1=(1,01÷1,19)m2, где m1 и m2 - массы первого и второго грузов, соответственно, длина Lтр.1 упругого демпферного элемента от корпуса зажима до точки заделки его в первом грузе не равна длине Lтр.2 упругого демпферного элемента от корпуса зажима до точки заделки его во втором грузе, и указанные длины выбираются из следующего соотношения: Lтр.1=(0,92÷0,99)Lтр.2, причем груз с большей массой m1 закреплен на упругом демпферном элементе меньшей длины Lтр.1, а груз с меньшей массой m1 закреплен на упругом демпферном элементе большей длины Lтр.2, соответственно, груз с большей массой m1 развернут на угол относительно вертикальной оси гасителя, проходящей через продольную ось упругого демпферного элемента, α1=(50°÷80°), а груз с меньшей массой m2 развернут на угол относительно вертикальной оси гасителя, проходящей через продольную ось упругого демпферного элемента, α2=(40°÷70°) таким образом, чтобы грузы были развернуты относительно друг друга на суммарный угол αсум.=(90÷150°); срезанный сегмент шара диаметром D выполнен на расстоянии L1=(0,35÷0,42)D от его центра; диаметр d меньшего шара груза определяется в зависимости от диаметра D большого шара груза из следующего соотношения: d=(0,62÷0,68)D; соединяющее первый и второй шары звено выполнено в виде цилиндра с диаметром d1=(0,46÷0,54)D; соединяющее первый и второй шары звено выполнено в виде конуса с диаметром в основании d1=(0,35÷0,41)D и конусностью в пределах (1:10÷1:12); угол наклона α соединяющего первый и второй шары звена относительно вертикальной оси большого шара составляет α=(8°÷24°); закрепление упругого демпферного элемента в отверстии большого шара производят опрессованием цилиндрической втулки шестигранной матрицей на ее длине 1=(1,05÷1,15)Lотв., где Lотв. - глубина отверстия в большом шаре под цилиндрическую втулку; отверстие в большом шаре груза под упругий демпферный элемент выполнено несколько меньшим диаметра цилиндрической втулки для обеспечения прессовой посадки».

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 - общий вид гасителя вибрации, выполненного согласно настоящему изобретению, вид спереди, перпендикулярно проводам линии; на фиг.2 - то же, что на фиг.1, вид сбоку; на фиг.3 - отдельный укрупненный вид одного груза гасителя с его основными геометрическими размерами.

Заявляемый гаситель вибрации для проводов 1 и тросов воздушных линий электропередачи выполняется в виде упругого демпферного элемента (многоповивного стального тросика) 2, двух грузов 3, 4 и зажима 5. Грузы 3, 4 крепятся по концам тросика 2, а к середине тросика 3 закрепляется корпус зажима 5 и с помощью плашки 6 весь гаситель подвешивается к проводу 1 или тросу воздушной линии электропередачи. Грузы 3, 4 представляют собой тела вращения, состоящие из двух, большого и малого, шаров 7, 8 диаметрами D и d, соответственно, соединенных между собой звеном 9 с продольной осью 10, проходящей через центры 11, 12 шаров 7, 8, выполненным в виде цилиндра диаметром d1=(0,46÷0,54)D или конуса с диаметром в основании d1=(0,35÷0,41)D и конусностью в пределах (1:10÷1:12). Диаметр d меньшего шара 8 грузов 3, 4 зависит от диаметра D большого шара 7 грузов 3, 4 и рассчитывается из следующего соотношения: d=(0,62÷0,68)D. Звено 9, соединяющее шары 7, 8 грузов 3, 4, расположено под углом наклона α относительно вертикальной оси 13 большого шара, который находится в пределах (8°÷24°). Шар 7 выполняется со срезанным сегментом 14, расположенным на расстоянии L1=(0,35÷0,42)D от своего центра 11. Второй малый шар 8 диаметром d<D расположен на расстоянии L=(1,45÷1,65)D от первого шара 7.

Упругий демпферный элемент 2 спрессовывается шестигранной матрицей в отверстии 15 каждого шара 7 большого диаметра, которое расположено параллельно его вертикальной оси 13, посредством цилиндрической втулки 16, имеющей конусную часть на конце, на длине 1=(1,05÷1,15)Lотв., где Lотв. - глубина отверстия 15; причем отверстие 15 в большом шаре 7 грузов 3, 4 под упругий демпферный элемент 2 выполняется несколько меньшего диаметра, чем диаметр цилиндрической втулки 16 для обеспечения прессовой посадки и надежности закрепления грузов 3, 4 гасителя.

Грузы 3, 4 на концах тросика 2 выполняются с различными массами m1 и m2 при расчетном соотношении масс m1=(1,01÷1,19)m2. Длина тросика 2 Lтр.1 от корпуса зажима 5 до точки 17 заделки его в первом грузе 3 отличается по величине от длины Lтр.2 тросика 2 от корпуса зажима 5 до точки заделки 18 его во втором грузе 4, при этом длины этих плеч 19, 20 тросика 2 определяются по следующему соотношению: Lтр.1=(0,92÷0,99) Lтр.2. Груз 3 с большей массой m1 закрепляется на плече 19 тросика 2 меньшей длины Lтр.1, а груз 4 с меньшей массой m1 закрепляется на плече 20 тросика 2 большей длины Lтр.2. Относительно вертикальной оси 21 гасителя, проходящей через продольную ось 22 упругого демпферного элемента 2, грузы 3, 4 развернуты на разные углы α1 и α2, причем груз 3 с большей массой m1 развернут на угол α1=(50°÷80°), а груз 4 с меньшей массой m2 развернут на угол α2=(40°÷70°) таким образом, чтобы грузы были развернуты относительно друг друга на суммарный угол αсум.=(90÷150°).

Изобретение работает следующим образом.

Применение предложенного гасителя вибрации обеспечивает снижение изгибных деформаций провода во всех опасных точках пролета линии до безопасного уровня по принятым в международной практике нормам. При этом наиболее распространенным типом колебаний проводов воздушных линий электропередачи является эолова вибрация, в результате воздействия которой происходит ламинарное обтекание провода ветровым потоком, что становится причиной синхронизированного срыва вихрей с частотой 3÷150 Гц. В результате такого воздействия синхронизированных с формой колебаний нагрузок развивается резонансный процесс и вибрация провода на соответствующей собственной частоте. Амплитуда колебаний при этом не превышает диаметра провода при длине волны от 1 до 20 м во всем диапазоне частот. При этом эффективность гашения колебаний зависит от характеристик гасителя, в частности его частотного диапазона и величины рассеиваемой мощности при различных уровнях вибрации. Геометрические параметры заявленного гасителя и его упругого демпферного элемента, представляющего собой многоповивный стальной тросик с сосредоточенными грузами, закрепленными на его концах, выбраны именно с таким расчетом, чтобы обеспечить оптимальность его вышеуказанных характеристик, что проверено на стендовых испытаниях, по результатам которых данный гаситель вибрации рекомендован к промышленному производству.

Источники информации

[1]. Патент США «Vibration damper (Гаситель вибрации)» № 4,159,393, класс 174-42 (H02G 7/14), опубликован 26.06.1979 г.

[2]. Описание изобретения к патенту Российской Федерации «Унифицированный гаситель вибрации» №2249284, класс H02G 7/14, заявлено 18.08.2003 г., опубликовано 27.03.2005 г. Бюллетень №9.

1. Гаситель вибрации для проводов и тросов воздушных линий электропередачи, содержащий упругий демпферный элемент с закрепленными по его концам, по меньшей мере, двумя грузами в форме тел вращения и зажим, предназначенный для подвески грузов на проводе или тросе линии, отличающийся тем, что каждый груз состоит из шара диаметром D со срезанным сегментом, выполненным на расстоянии L1 от его центра, второго шара диаметром d<D, расположенного на расстоянии L=(1,45÷1,65)D от первого шара, и соединяющего шары звена с продольной осью, проходящей через их центры, и углом наклона α относительно вертикальной оси большого шара груза, упругий демпферный элемент закреплен в отверстии каждого шара большого диаметра, расположенным параллельно его вертикальной оси, посредством имеющей конусную часть на конце цилиндрической втулки на длине 1, грузы выполнены с соотношением масс m1=(1,01÷1,19)m2, где m1 и m2 - массы первого и второго грузов соответственно, длина Lтр.1 упругого демпферного элемента от корпуса зажима до точки заделки его в первом грузе не равна длине Lтp.2 упругого демпферного элемента от корпуса зажима до точки заделки его во втором грузе и указанные длины выбираются из следующего соотношения: Lтp.1=(0,92÷0,99) Lтp.2, причем груз с большей массой m1 закреплен на упругом демпферном элементе меньшей длины Lтp.1, а груз с меньшей массой m2 закреплен на упругом демпферном элементе большей длины Lтp.2 соответственно, груз с большей массой m1 развернут на угол относительно вертикальной оси гасителя, проходящей через продольную ось упругого демпферного элемента, α1=(50÷80°), а груз с меньшей массой m2 развернут на угол относительно вертикальной оси гасителя, проходящей через продольную ось упругого демпферного элемента, α2=(40÷70°) таким образом, чтобы грузы были развернуты относительно друг друга на суммарный угол αсум.=(90÷150°).

2. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что срезанный сегмент шара диаметром D выполнен на расстоянии L1=(0,35÷0,42)D от его центра.

3. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что диаметр d меньшего шара груза определяется в зависимости от диаметра D большого шара груза из следующего соотношения: d=(0,62÷0,68)D.

4. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что соединяющее первый и второй шары звено выполнено в виде цилиндра с диаметром d1=(0,46÷0,54)D.

5. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что соединяющее первый и второй шары звено выполнено в виде конуса с диаметром в основании d2=(0,35÷0,41)D и конусностью в пределах (1:10÷1:12).

6. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что угол наклона α, соединяющего первый и второй шары звена относительно вертикальной оси большого шара, составляет α=(8÷24°).

7. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что закрепление упругого демпферного элемента в отверстии большого шара производят опрессованием цилиндрической втулки шестигранной матрицей на ее длине 1=(1,05÷1,15)Loтв., где Lотв. - глубина отверстия в большом шаре под цилиндрическую втулку.

8. Гаситель по п.1, отличающийся тем, что отверстие в большом шаре груза под упругий демпферный элемент выполнено несколько меньшим диаметра цилиндрической втулки для обеспечения прессовой посадки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к воздушным линиям электропередачи высокого, сверхвысокого и ультравысокого напряжений. .

Изобретение относится к устройствам электроснабжения транспортных средств, содержащим контактные провода, вспомогательные устройства для них, устройства демпфирования механических колебаний проводов и может быть использовано для подавления автоколебаний контактной подвески.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам, предназначенным для крепления проводов линий электропередачи и гашения колебаний проводов при воздействии на них ветровых нагрузок.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в опорных конструкциях для воздушных линий электропередач высокого и сверхвысокого напряжения. .

Изобретение относится к области электроэнергетики. .

Изобретение относится к линиям электроснабжения, контактирующим с токоприемниками транспортных средств. .

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано для дистанционного обнаружения в реальном масштабе времени предвестника пляски провода при мониторинге воздушных линий электропередачи для проведения своевременной плавки гололедно-изморозевых и снеговых отложений на проводах, предотвращающей аварии воздушных линий электропередачи из-за механических перегрузок ее элементов при пляске проводов.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в качестве гасителей вибрации на проводах и грозозащитных тросах воздушных линий электропередачи.

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи в качестве зажимов для закрепления гасителей вибрации на проводах или тросах линий.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано на электрических станциях и подстанциях при передаче и распределении электроэнергии в пределах одной электроустановки

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к гасителям вибрации воздушных линий электропередачи и линий связи

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к гасителям, для защиты от колебаний проводов и оптических кабелей, подвешиваемых на опорах воздушных линий электропередачи и линий связи

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к устройствам для гашения колебаний проводов и грозозащитных тросов линий электропередачи

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к гасителям вибрации, предназначенным для защиты неизолированных проводов и молниезащитных тросов воздушных линий электропередачи, а также самонесущих волоконно-оптических кабелей связи, подвешиваемых на опорах воздушных линий

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть применено для защиты от ветровой вибрации проводов и грозозащитных тросов воздушной линии электропередачи (ВЛ)

Изобретение относится к областям электроэнергетики, связи, аэродромного обеспечения, а именно к гасителям низкочастотных колебаний (пляски) проводов воздушных линий электропередачи, кабелей воздушных линий связи, проводов и тросов антенно-фидерных устройств аэродромного обеспечения. Гаситель содержит корпус с закрепленными на нем демпферным узлом, маятником и средствами для соединения с проводами или кабелями или тросами. Демпферный узел состоит из двух цилиндрических трубок, размещенных на общей оси, внутри которых с зазором расположен стержень, при этом внешние концы цилиндрических трубок неподвижно закреплены во фланцах, а их внутренние концы закреплены в опирающейся на стержень втулке, установленной с возможностью осевого вращения, маятник состоит из, по меньшей мере, двух параллельных стержней и двух грузов, закрепленных соответственно на одних концах параллельных стержней, другие концы которых закреплены диаметрально противоположно на боковой поверхности втулки. Изобретение позволяет повысить эффективность работы гасителя в условиях низких температур, исключить повреждения проводов (кабелей, тросов) от усталостных явлений из-за вибраций, вызванных жестким закреплением гасителя на проводах (кабелях, тросах), удешевить цену и упростить конструкцию гасителя. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано на воздушных линиях электропередачи. Зажим состоит из корпуса 1, имеющего желоб 6, резьбовое отверстие 11 и отверстие 7 для закрепления в нем упругого демпферного элемента. Плашка 2 имеет желоба 8 и 9, выполненные радиусами R4 и R5, и овальное отверстие 10. Желоб 6 выполняется с радиусами кривизны его поверхности R1=(0,51÷0,55)d1max, R2=(0,43÷0,53)d2min , R3=(0,52÷0,56)d2max , где d1max - максимальный диаметр провода или троса из группы монтируемых в гасителе с плашкой 2 меньшего радиуса желоба 8, d2min - минимальный диаметр провода или троса из группы монтируемых в гасителе с плашкой 2 большего радиуса желоба 9, d2max - максимальный диаметр провода или троса из группы монтируемых в гасителе с плашкой 2 большего радиуса желоба 9. Центры радиусов R1, R2, R3 расположены на наклонной прямой 12, проходящей параллельно продольной оси 13 резьбового болта 3 и под углом α, равным от 12° до 25°, к горизонтальной плоскости. Внутренние поверхности желобов 8, 9 выполняются по радиусам R4=(0,505÷0,55)d1max и R5=(0,51÷0,56)d2max , межцентровое расстояние А принимается равным А=d1max+d2max+dболта+(0,5÷3) мм. Поверхности корпуса 1 и плашки 2 в местах перехода 15, 16 с одной плоскости на другую выполняются по радиусу R6, толщина тела корпуса 1 в месте 17 установки болта 3 равна n=(l,l÷1,8)dболта , плашка 2 в месте 18 выполняется толщиной n3=(0,95÷l,4)dболта с выступом 19, высотой n4 и шириной B=(2,6÷3,5)d болта. Зажим обеспечивает снижение трудоемкости при изготовлении, упрощение и облегчение монтажа на воздушных линиях электропередачи. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Использование: в области электротехники. Технический результат - повышение надежности. Устройство содержит фасонную гибкую разомкнутую или замкнутую полностью оболочку с пазом, внутри которого находится гибкая прочная несущая вес оболочки пластина, кабель размещен внутри оболочки, при этом он в нескольких местах по своей длине охвачен хомутами, соединенными между собой в каждом отдельном комплекте жесткими прочными стяжками. При этом хомуты соединены между собой одинаковыми или разными по длине жесткими прочными стяжками с одинаковыми или разными просветами между ними. Причем стяжки, как хомуты и оболочка, выполнены из токонепроводящего материала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к гасителям вибрации проводов, молниезащитных тросов воздушных линий электропередачи, самонесущих волоконно-оптических кабелей связи. Гаситель выполнен в виде полого корпуса 1 любой геометрической формы, внутренняя полость которого заполнена незамерзающей жидкостью или инертным газом. Корпус 1 соединяется с зажимом 2, закрепляемым на проводе, молниезащитном тросе или кабеле связи и разделяется мембранами (пластинами) 3 на несколько камер 4, в которых выполняются дросселирующие отверстия 5; на мембранах 3 крепятся грузы 6, а фиксация мембран 3 в заданном положении обеспечивается металлической витой пружиной 7. Вся эта конструкция мембран 3 с грузами 6 и пружиной 7 образует так называемый демпферный узел, обеспечивающий работу гасителя по предотвращению вибрации на воздушных линиях. Для обеспечения оптимальной работы гасителя по подавлению вибрации выбираются массы (кг) мембран 3 и грузов 6 из следующего соотношения: (0,0001÷0,0025)f, где f (Гц) - максимальная частота вибрации, свойственная проводам, молниезащитным тросам, кабелям связи, для которых предназначен гаситель, отношение диаметра мембраны к ее толщине, составляющее (3÷500), отношение диаметра отверстий в каждой мембране к диаметру каждой мембраны, составляющее (0,001÷0,1). Изобретение обеспечивает гашение вибраций в широком диапазоне частот. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх