Способ транспортировки наливных грузов (варианты)

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров. Способ транспортировки наливных грузов включает загрузку груза в или разгрузку груза из танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием поворотной главной двигательной установки с поворотной осью, отклоненной от вертикали в диаметральной плоскости танкера, и снабженной движителем с осью вектора тяги, также отклоненной от нормали к поворотной оси главной двигательной установки. При плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх параллельно наклону нижележащего участка поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки. При плавании по открытой акватории движение танкера выполняют носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют параллельно плоскости контура ватерлинии. Технический результат, обеспечиваемый как первым, так и вторым вариантом изобретения, состоит в повышении эффективности и экономичности транспортировки наливных грузов. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и/или спиртосодержащих жидкостей, в том числе танкерами.

Из уровня техники известен способ эксплуатации судна, предназначенного для транспортировки наливных грузов, в том числе нефти с морских месторождений (см. RU 2144611 С1, 20.01.2000, Е 21 В 43/01, В 63 В 22/02), причем используемое судно выполнено в виде транспортного танкера, который соединяется с погрузочным буем, или транспортного танкера, который соединяется с погрузочными рукавами, протянутыми по палубе танкера.

Также известен способ транспортировки наливных грузов, в том числе нефти в танкере, при котором наливные грузы транспортируют в полностью заполненных танках, причем используемый танкер содержит палубу, грузовые танки, отстойно-грузовые и балластные танки и систему трубопроводов и клапанов. Балластные танки заполнены балластом во время балластного рейса, а во время транспортировки груза они пусты. Отстойно-грузовые танки во время рейса транспортировки содержат наливные грузы, например нефть, а во время балластного рейса после разгрузки, если грузовые танки очищали водой, то балластные танки содержат смесь воды и нефти (RU 2103197, 27/01/1998, В 63 В 25/12).

Известен способ транспортировки груза, в том числе жидкого, заключающийся в размещении груза в танкерах, доставку и выгрузку (см. RU 2125947 С1, 10.02.1999, В 63 В 21/66, В 63 В 35/68), причем каждый используемый танкер выполняют открытым сверху, груз размещают в герметичных контейнерах, которые после загрузки в танкер крепят в нем, заполняют внутреннюю полость танкера водной средой и добиваются отрицательной плавучести танкера при общей положительной плавучести танкера с поплавками, а при выгрузке груза танкер поднимают тросами управляемых лебедок и удаляют воду из внутренней полости танкера до его всплытия на поверхность. Контейнеры для танкера выполнены размерами, которые позволяют их транспортировать наземным транспортом, например железнодорожным (RU 2112691, 18.01.1993, В 63 В 35/42).

Недостатком известных способов транспортировки наливных грузов при транспортировке их танкером является ограниченная акватория перевозки, в то время как задачей водного транспорта является транспортировка, например, наливных грузов как по открытой воде, так и по территории, покрытой льдами, например за полярным кругом, где наливные грузы типа нефти, нефтесодержащих и спиртсодержащих продуктов, а также синтетического топлива имеют особое значение.

Задачей, на решение которой направлены оба варианта изобретения, является повышение экономичности и эффективности транспортировки наливных грузов за счет оптимизации их перевозки, в том числе танкером с расширенной акваторией плавания.

Поставленная задача в части первого варианта решается за счет того, что способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей включает их транспортировку от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным, транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза в танкер с носовой, кормовой оконечностями и грузовым отсеком, содержащим систему танков, расположенных порядно с образованием до четырех, преимущественно двух, рядов, оборудованных грузовым оборудованием с манифольдами, обеспечивающим возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух, предпочтительно четырех, видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере, предпочтительно в его кормовой оконечности поворотной главной двигательной установки двойного действия с поворотной осью, отклоненной от вертикали на угол α, преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера, и снабженной, по крайней мере, одним движителем, ось вектора тяги которого также отклонена на угол α от нормали к поворотной оси главной двигательной установки, причем направление вектора тяги движителя изменяют путем поворотов главной двигательной установки вокруг наклонной поворотной оси, причем при плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят преимущественно кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх в сторону от центра по длине танкера, преимущественно параллельно нижележащему участку поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки, а при плавании по открытой акватории движение танкера выполняют преимущественно носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии в сторону к центру по длине танкера, а угол α удовлетворяет условию 0<α≤β/2, где β угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища в месте расположения главной двигательной установки к плоскости контура ватерлинии танкера.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков составляет 1,8-3%, предпочтительно 2,2-2,4% от суммарного объема грузовых танков.

Передвижение танкера по покрытой льдами акватории могут осуществлять с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение могут осуществлять носовой оконечностью вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью вперед.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе и имеющий максимальный вылет стрелы через борт - около 5,5 м; по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью соответственно 4-6 т и 1-3 т.

При транспортировке наливных грузов рекомендуется использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта, а также подогрев груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 суток.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух, подруливающих устройств мощностью 1000-3000 кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей с независимым питанием.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный якорным устройством с двумя якорями, соединенными с судном якорными цепями; швартовным устройством с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами; двумя аварийными буксирными устройствами, расположенными одно в носовой оконечности, а другое в кормовой.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный шлюпочными устройствами в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами, включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием буксировки другим судном, например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

До погрузки наливных грузов в танкер рекомендуется осуществлять мойку танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке стационарные, полностью программируемые машинки для мойки танков производительностью 45-65 м3/час.

При транспортировке наливных грузов рекомендуется использовать танкер, оснащенный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения не менее чем с двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Поставленная задача в части второго варианта решается за счет того, что способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей включает загрузку груза в или разгрузку груза из танкера с носовой, кормовой оконечностями и грузовым отсеком, содержащим систему танков, расположенных порядно с образованием до четырех, преимущественно двух, рядов, оборудованных грузовым оборудованием с манифольдами с обеспечением возможности загрузки-выгрузки одновременно до четырех наливных грузов с любого борта и/или оконечности танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере, предпочтительно в его кормовой оконечности, поворотной главной двигательной установки двойного действия с поворотной осью, отклоненной от вертикали преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера и снабженной, по крайней мере, одним движителем с осью вектора тяги, также отклоненной от нормали к поворотной оси главной двигательной установки, причем направление вектора тяги движителя изменяют путем поворотов главной двигательной установки вокруг наклонной поворотной оси, при этом при плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят преимущественно кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх в сторону от центра по длине танкера преимущественно параллельно углу наклона нижележащего участка поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки, а при плавании по открытой акватории движение танкера выполняют преимущественно носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии в сторону к центру по длине танкера.

При транспортировке наливных грузов танкером рекомендуется использовать главную двигательную установку, наклонная поворотная ось которой отклонена на угол α, при этом вектор тяги движителя главной двигательной установки также отклонен от нормали к поворотной оси главной двигательной установки на угол, равный α, причем угол α удовлетворяет условию 0<α≤β/2, где β угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища в месте расположения главной двигательной установки к плоскости контура ватерлинии танкера.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков составляет 1,8-3%, предпочтительно 2,2-2,4% от суммарного объема грузовых танков.

Передвижение танкера по покрытой льдами акватории могут осуществлять с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение могут осуществлять носовой оконечностью вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью вперед.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе и имеющий максимальный вылет стрелы через борт - около 5,5 м; по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью соответственно 4-6 т и 1-3 т.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта или разгрузку груза и загрузку балласта, а также подогрев груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 суток.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух, подруливающих устройств мощностью 1000-3000 кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей с независимым питанием.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный якорным устройством с двумя якорями, соединенными с судном якорными цепями; швартовным устройством с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами; двумя аварийными буксирными устройствами, расположенными одно в носовой оконечности, а другое в кормовой.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный шлюпочными устройствами в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами, включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием буксировки другим судном, например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

До погрузки наливных грузов в танкер могут осуществлять мойку танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке стационарные, полностью программируемые машинки для мойки танков производительностью 45-65 м3/час.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения не менее, чем с двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Технический результат, обеспечиваемый как первым, так и вторым вариантом изобретения, состоит в повышении экономичности транспортировки наливных грузов за счет оптимально разработанных и отрегулированных по пропускной способности для многоцелевой загрузки/выгрузки и перевозки различных наливных грузов и их сочетаний системой манифольдов, а также за счет расширения акватории плавания танкера, используемого для транспортировки наливных грузов за счет оптимизации тяговых характеристик по отношению к обводами судна при прохождении танкера как по открытой, так и по покрытой льдами акватории.

Выполнение движительного узла с поворотной осью, отклоненной от вертикали на угол от близкого к нулю до половины величины среднего угла наклона поверхности днища танкера к плоскости контура ватерлинии судна одновременно с отклоненной на тот же угол осью вектора тяги движителя, обеспечивает указанный технический результат с увеличением КПД движителя, за счет сочетания более оптимального отклонения от горизонта вектора тяги движителя и снижения турбулентного сопротивления воды перед наклонным участком днища танкера во время преодоления ледовых преград и обеспечения горизонтального направления вектора тяги при движении танкера по открытой воде.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг.1 изображено судно - танкер двойного действия ледового класса;

на фиг.2 - кормовая оконечность ледокольного судна в положении главной двигательной установки, предназначенной для движения судна преимущественно носовой оконечностью вперед;

на фиг.3 - то же, в положении главной двигательной установки, предназначенной для движения судна преимущественно кормовой оконечностью вперед;

на фиг.4 - узел А на фиг.2 в варианте главной двигательной установки с углом между осью вектора тяги движителя и поворотной осью установки, составляющим 90°+α;

на фиг.5 - узел В на фиг.3 в варианте главной двигательной установки с углом между осью вектора тяги движителя и поворотной осью установки, составляющим 90°+α;

на фиг.6 - то же, что и на фиг.4, в варианте главной двигательной установки с углом между осью вектора тяги движителя и поворотной осью установки, составляющим 90° - а;

на фиг.7 - то же, что и на фиг.5, в варианте главной двигательной установки с углом между осью вектора тяги движителя и поворотной осью установки, составляющим 90°-α.

Сущность изобретения поясняется нижеприведенными примерами, которые не ограничивают, а тем более не охватывают весь объем притязаний данного изобретения.

Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей включает их транспортировку от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища (на чертежах не показано), оборудованного трубопроводами (на чертежах не показано) и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза в танкер 1 с носовой 2, кормовой 3 оконечностями и грузовым отсеком 4, содержащим систему танков 5, расположенных порядно с образованием до четырех, преимущественно двух, рядов, оборудованных грузовым оборудованием 6 с манифольдами 7, обеспечивающим возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух, предпочтительно четырех, видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности 2, 3 танкера 1, передвижение танкера 1 по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере 1, предпочтительно в его кормовой оконечности 3, поворотной главной двигательной установки 8 двойного действия с поворотной осью 9, отклоненной от вертикали 10 на угол α преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера 1 и снабженной, по крайней мере, одним движителем 11, ось 12 вектора тяги 13 которого также отклонена на угол α от нормали 14 к поворотной оси 9 главной двигательной установки 8, причем направление вектора тяги 13 движителя 11 изменяют путем поворотов главной двигательной установки 9 вокруг наклонной поворотной оси 9, причем при плавании по занятой льдами акватории движение танкера 1 производят преимущественно кормовой оконечностью 3 вперед, при этом вектор тяги 13 движителя 11 направляют под углом к плоскости контура ватерлинии 15 вверх в сторону от центра 16 по длине танкера 1, преимущественно параллельно нижележащему участку поверхности днища 17 танкера 1 у места размещения главной двигательной установки 9, а при плавании по открытой акватории движение танкера 1 выполняют преимущественно носовой оконечностью 2 вперед, при этом вектор тяги 13 движителя 11 направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии 15 в сторону к центру 16 по длине танкера 1, а угол α удовлетворяет условию 0<α≤β/2, где β - угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища 17 в месте расположения главной двигательной установки 9 к плоскости контура ватерлинии 15 танкера 1.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер 1, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков 5 и дополнительно два отстойных танка 18, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции (на чертежах не показано), при этом суммарная вместимость грузовых танков 5 составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков 18 составляет 1,8-3%, предпочтительно 2,2-2,4% от суммарного объема грузовых танков 5.

Передвижение танкера 1 по покрытой льдами акватории могут осуществлять с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение могут осуществлять носовой оконечностью 2 вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью 3 вперед.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер 1, оснащенный грузовым оборудованием 6, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран 19 грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе 20 и имеющий максимальный вылет стрелы 21 через борт - около 5,5 м; по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана (на чертежах не показано) для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью соответственно 4-6 т и 1-3 т.

При транспортировке наливных грузов рекомендуется использовать танкер 1, оснащенный грузовым оборудованием 6, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта, а также подогрев груза в грузовых 5 и отстойных 18 танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 суток.

Передвижение танкера 1 могут осуществлять с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух, подруливающих устройств 21 мощностью 1000-3000 кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей (на чертежах не показано) с независимым питанием.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер 1, оснащенный якорным устройством 22 с двумя якорями (на чертежах не показано), соединенными с танкером 1 якорными цепями (на чертежах не показано); швартовным устройством (на чертежах не показано) с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами; двумя аварийными буксирными устройствами (на чертежах не показано), расположенными одно в носовой оконечности 2, а другое в кормовой 3.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер 1, оснащенный шлюпочными устройствами (на чертежах не показано) в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами (на чертежах не показано), включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Передвижение танкера 1 могут осуществлять с использованием буксировки другим судном (на чертежах не показано), например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

До погрузки наливных грузов в танкер 1 рекомендуется осуществлять мойку танков 5 и 18 как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос (на чертежах не показано) центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель (на чертежах не показано) производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке 5 стационарные, полностью программируемые машинки (на чертежах не показано) для мойки танков производительностью 45-65 м3/час.

При транспортировке наливных грузов рекомендуется использовать танкер 1, оснащенный системой обнаружения пожара (на чертежах не показано), а также системами пожаротушения (на чертежах не показано), включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения не менее чем с двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер 1, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа (на чертежах не показано), поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

Другой вариант изобретения иллюстрируется теми же чертежами с использованием тех же позиций.

По другому варианту изобретения способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей включает загрузку груза в или разгрузку груза из танкера с носовой, кормовой оконечностями и грузовым отсеком, содержащим систему танков, расположенных порядно с образованием до четырех, преимущественно двух, рядов, оборудованных грузовым оборудованием с манифольдами с обеспечением возможности загрузки-выгрузки одновременно до четырех наливных грузов с любого борта и/или оконечности танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере, предпочтительно в его кормовой оконечности, поворотной главной двигательной установки двойного действия с поворотной осью, отклоненной от вертикали преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера и снабженной, по крайней мере, одним движителем с осью вектора тяги, также отклоненной от нормали к поворотной оси главной двигательной установки, причем направление вектора тяги движителя изменяют путем поворотов главной двигательной установки вокруг наклонной поворотной оси, при этом при плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят преимущественно кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх в сторону от центра по длине танкера преимущественно параллельно углу наклона нижележащего участка поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки, а при плавании по открытой акватории движение танкера выполняют преимущественно носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии в сторону к центру по длине танкера.

При транспортировке наливных грузов танкером рекомендуется использовать главную двигательную установку, наклонная поворотная ось которой отклонена на угол α, при этом вектор тяги движителя главной двигательной установки также отклонен от нормали к поворотной оси главной двигательной установки на угол, равный α, причем угол α удовлетворяет условию 0<α≤β/2, где β - угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища в месте расположения главной двигательной установки к плоскости контура ватерлинии танкера.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков составляет 1,8-3%, предпочтительно 2,2-2,4% от суммарного объема грузовых танков.

Передвижение танкера по покрытой льдами акватории могут осуществлять с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение могут осуществлять носовой оконечностью вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью вперед.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе и имеющий максимальный вылет стрелы через борт - около 5,5 м; по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью соответственно 4-6 т и 1-3 т.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный грузовым оборудованием, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта или разгрузку груза и загрузку балласта, а также подогрев груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 суток.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух, подруливающих устройств мощностью 1000-3000 кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей с независимым питанием.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный якорным устройством с двумя якорями, соединенными с судном якорными цепями; швартовным устройством с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами; двумя аварийными буксирными устройствами, расположенными одно в носовой оконечности, а другое в кормовой.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный шлюпочными устройствами в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с, преимущественно, дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами, включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

Передвижение танкера могут осуществлять с использованием буксировки другим судном, например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

До погрузки наливных грузов в танкер могут осуществлять мойку танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке стационарные, полностью программируемые машинки для мойки танков производительностью 45-65 м3/час.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения не менее чем с двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

При транспортировке наливных грузов могут использовать танкер, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

1. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает их транспортировку от места добычи, хранения или переработки трубопроводами по суше и/или наземным, преимущественно железнодорожным, транспортом, перевалку грузов в накопительные емкости временного хранилища, оборудованного трубопроводами и устройствами для загрузки-выгрузки и накопительного хранения наливных грузов, загрузку груза в танкер с носовой, кормовой оконечностями и грузовым отсеком, содержащим систему танков, расположенных порядно с образованием до четырех, преимущественно двух рядов, оборудованных грузовым оборудованием с манифольдами, обеспечивающим возможность загрузки-выгрузки одновременно не менее двух, предпочтительно четырех видов наливных грузов с любого борта и/или любой оконечности танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере, предпочтительно в его кормовой оконечности поворотной главной двигательной установки двойного действия с поворотной осью, отклоненной от вертикали на угол α, преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера и снабженной, по крайней мере, одним движителем, ось вектора тяги которого также отклонена на угол α от нормали к поворотной оси главной двигательной установки, причем направление вектора тяги движителя изменяют путем поворотов главной двигательной установки вокруг наклонной поворотной оси, причем при плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят преимущественно кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх в сторону от центра по длине танкера преимущественно параллельно нижележащему участку поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки, а при плавании по открытой акватории движение танкера выполняют преимущественно носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии в сторону к центру по длине танкера, а угол α удовлетворяет условию 0<α<β/2, где β угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища в месте расположения главной двигательной установки к плоскости контура ватерлинии танкера.

2. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков составляет (1,8-3)%, предпочтительно (2,2-2,4)% от суммарного объема грузовых танков.

3. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что передвижение танкера по покрытой льдами акватории осуществляют с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение осуществляют носовой оконечностью вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью вперед.

4. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный грузовым оборудованием, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе и имеющий максимальный вылет стрелы через борт - около 5,5 м, по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью, соответственно, (4-6) т и (1-3) т.

5. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный грузовым оборудованием, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта, а также подогрев груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 сут.

6. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что передвижение танкера осуществляют с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух подруливающих устройств мощностью (1000-3000) кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей с независимым питанием.

7. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный якорным устройством с двумя якорями, соединенными с судном якорными цепями, швартовным устройством с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами, двумя аварийными буксирными устройствами, расположенными одно в носовой оконечности, а другое в кормовой.

8. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный шлюпочными устройствами в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с преимущественно дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами, включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

9. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что передвижение танкера осуществляют с использованием буксировки другим судном, например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

10. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что до погрузки наливных грузов в танкер осуществляют мойку танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке стационарные, полностью программируемые машинки для мойки танков производительностью 45-65 м3/ч.

11. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

12. Способ транспортировки наливных грузов по п.1, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.

13. Способ транспортировки наливных грузов типа нефти, нефтепродуктов, синтетического топлива, жиров, спирта и спиртосодержащих жидкостей, характеризующийся тем, что он включает загрузку груза в или разгрузку груза из танкера с носовой, кормовой оконечностями и грузовым отсеком, содержащим систему танков, расположенных порядно с образованием до четырех преимущественно двух рядов, оборудованных грузовым оборудованием с манифольдами с обеспечением возможности загрузки-выгрузки одновременно до четырех наливных грузов с любого борта и/или оконечности танкера, передвижение танкера по открытой и/или покрытой льдами акватории к месту доставки груза с использованием, по крайней мере, одной установленной на танкере предпочтительно в его кормовой оконечности поворотной главной двигательной установки двойного действия с поворотной осью, отклоненной от вертикали, преимущественно в диаметральной или параллельной ей плоскости танкера, и снабженной, по крайней мере, одним движителем с осью вектора тяги также отклоненной от нормали к поворотной оси главной двигательной установки, причем направление вектора тяги движителя изменяют путем поворотов главной двигательной установки вокруг наклонной поворотной оси, при этом при плавании по занятой льдами акватории движение танкера производят преимущественно кормовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют под углом к плоскости контура ватерлинии вверх в сторону от центра по длине танкера, преимущественно параллельно углу наклона нижележащего участка поверхности днища танкера у места размещения главной двигательной установки, а при плавании по открытой акватории движение танкера выполняют преимущественно носовой оконечностью вперед, при этом вектор тяги движителя направляют преимущественно параллельно плоскости контура ватерлинии в сторону к центру по длине танкера.

14. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке танкером используют главную двигательную установку, наклонная поворотная ось которой отклонена на угол α, при этом вектор тяги движителя главной двигательной установки также отклонен от нормали к поворотной оси главной двигательной установки на угол, равный α, причем угол α удовлетворяет условию 0<α<β/2, где β угол, величина которого равна величине максимального угла наклона нижележащей поверхности днища в месте расположения главной двигательной установки к плоскости контура ватерлинии танкера.

15. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, содержащий, по крайней мере, десять грузовых танков и дополнительно два отстойных танка, причем танки имеют, по крайней мере, продольные и поперечные переборки и днище плоской конструкции, при этом суммарная вместимость грузовых танков составляет 70000-90000 м3, предпочтительно 83000-85000 м3, суммарный объем отстойных танков составляет (1,8-3)%, предпочтительно (2,2-2,4)% от суммарного объема грузовых танков.

16. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что передвижение танкера по покрытой льдами акватории осуществляют с устойчивой скоростью не менее 3 узлов, причем в условиях молодого годовалого льда толщиной до 0,5 м передвижение осуществляют носовой оконечностью вперед, а в условиях молодого годовалого льда толщиной до 1,2 м и со снежным покровом до 20 см передвижение осуществляют кормовой оконечностью вперед.

17. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный грузовым оборудованием, которое включает, по крайней мере, один электрогидравлический кран грузоподъемностью не менее 10 т, установленный на миделе и имеющий максимальный вылет стрелы через борт около 5,5 м, по крайней мере, два электрогидравлических рабочих крана для машинного отделения и провизионной кладовой грузоподъемностью соответственно (4-6) т и (1-3) т.

18. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при транспортировке используют танкер, оснащенный грузовым оборудованием, обеспечивающим одновременную загрузку груза и слив балласта или разгрузку груза и загрузку балласта, а также подогрев груза в грузовых и отстойных танках до температур от 44 до 66°С в течение не более 4 сут.

19. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что передвижение танкера осуществляют с использованием, по крайней мере, одного, предпочтительно двух подруливающих устройств мощностью (1000-3000) кВт каждое, приводимое в действие от электродвигателей с независимым питанием.

20. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный якорным устройством с двумя якорями, соединенными с судном якорными цепями, швартовным устройством с двенадцатью швартовными лебедками с разъемными барабанами, двумя аварийными буксирными устройствами, расположенными одно в носовой оконечности, а другое в кормовой.

21. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный шлюпочными устройствами в виде одной моторной спасательной шлюпки сбрасываемого типа вместимостью не менее тридцати человек, одной моторной дежурной шлюпки с преимущественно дизельным двигателем, по крайней мере, двух сбрасываемых спасательных плотов, а также оснащенный спасательными средствами, включающими спасательные круги, жилеты и термокостюмы.

22. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что передвижение танкера осуществляют с использованием буксировки другим судном, например ледоколом, в том числе на жесткой сцепке.

23. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что до погрузки наливных грузов в танкер осуществляют мойку танков как сырой нефтью, так и забортной холодной или горячей водой по закрытому или открытому циклу, для чего используют, по крайней мере, один насос центробежного типа с электроприводом производительностью предпочтительно не менее 150 м3/ч каждый, а для подогрева моечной воды до 60°С в грузовом насосном отделении используют, по крайней мере, один подогреватель производительностью около 200 м3/ч, а также используют в каждом грузовом танке стационарные, полностью программируемые машинки для мойки танков, производительностью 45-65 м3/ч.

24. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный системой обнаружения пожара, а также системами пожаротушения, включающими систему углекислотного пожаротушения, систему пенотушения и систему водяного пожаротушения с не менее чем двумя пожарными насосами и одним аварийным пожарным насосом с самовсасывающим устройством, причем система водяного пожаротушения предназначена также для подачи воды для обмыва якорных цепей якорного устройства.

25. Способ транспортировки наливных грузов по п.13, отличающийся тем, что при их транспортировке используют танкер, оснащенный системами жизнеобеспечения экипажа, поддержания экологического комфорта в жилых, обитаемых, грузовых отсеках и помещениях, и системами, обеспечивающими предотвращение ухудшения экологической чистоты окружающей среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к несущим системам для судовых пропульсивных установок, способам монтажа двигательных модулей этих установок и штыревым соединителям стыковочных средств, обеспечивающих проведение указанного монтажа.

Изобретение относится к судостроению, в частности к приводной системе гребного винта, а также к способу обеспечения движения судна и управления им по курсу. .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованной движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования обводов кормовой оконечности судна, оборудованного движительно-рулевым комплексом (ДРК). .

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым движительно-рулевым комплексам. .

Изобретение относится к области судовых движительно-рулевых комплексов. .

Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым движительно-рулевым комплексам. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к движительно-рулевым комплексам судов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для разрушения ледяного покрова. .

Изобретение относится к ледокольной технике. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам разрушения ледового покрова и конструкции ледокольных приставок судов. .

Изобретение относится к судостроению и касается создания ледоколов с устройствами для килевой качки и резки льда. .

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии проводки во льдах судов тримаранного и ледокольного типа. .

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для конструирования тримаранов ледокольного типа. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым устройствам для очистки воды ото льда. .

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании ледоколов и судов ледокольного типа. .

Изобретение относится к гидроускорителям и может быть использовано для создания водяного потока, с помощью которого происходит таяние льда и освобождение акватории водоема от ледяного покрова.

Изобретение относится к разрушению льдов рек и морей, особенно в целях экологической безопасности территорий от наводнений в условиях ледовых заторов. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям переборок танкеров. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу транспортировки наливных грузов с использованием танкеров

Наверх