Сплав на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, способ получения слитков из сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги и способ изготовления конструкционной фольги из сплава на основе алюминия

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и авиационной промышленности, в частности для производства сотовых конструкций. Данный сплав содержит следующие компоненты, мас.%: магний 8-10, марганец 0,1-0,15, цирконий 0,15-0,2, кобальт 0,05-0,2, бор 0,005-0,007, бериллий 0,001-0,02, железо 0,15-0,2, кремний 0,15-0,2, титан 0,1-0,2, алюминий - остальное. Слиток для производства конструкционной фольги получен полунепрерывным литьем во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении 4-20 град/сек. Способ изготовления конструкционной фольги включает гомогенизацию, горячую прокатку, отжиг, холодную прокатку с последующим отжигом в воздушной атмосфере, повторную холодную прокатку с последующим отжигом и окончательную холодную прокатку. Техническим результатом изобретения является создание сплава и способа производства конструкционной фольги, которые обеспечивают повышенную прочность при комнатной и повышенной температурах, а также улучшают технологичность при прокатке. 3 н.п. ф-лы, 3 табл.

 

Изобретение относится к области металлургии цветных металлов и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и авиационной промышленности, в частности для производства сотовых конструкций, где требуется достаточно высокая жесткость конструкций в сочетании с их легкостью.

Известен сплав на основе алюминия для производства конструкционной фольги, содержащий следующие компоненты, вес.%: магний 1,8-2,6, марганец 0,2-0,6, цирконий 0,05-0,15, бериллий 0,002-0,005, железо не более 0,4, кремний не более 0,4, титан не более 0,4, скандий 0,1-0,19, водород 0,0179774-0,035948, медь не более 0,1, цинк не более 0,2, алюминий - остальное (RU 2081933, С22С 21/06, опубл. 20.06.1997).

Данное техническое решение принято в качестве прототипа для заявленного сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги.

Из этого же источника известен способ получения слитков из сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, который может быть принят за наиболее близкий аналог к заявленному способу получения слитков из сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, включающий отливку слитков из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан.

Из этого же источника способ изготовления конструкционной фольги из сплава на основе алюминия, включающий отливку слитков, гомогенизацию, горячую и холодную прокатку слитка из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан.

Этот известный способ из RU 2081933 принят в качестве прототипа для третьего заявленного объекта - способа изготовления конструкционной фольги из сплава на основе алюминия.

Недостатками известного решения, используемого для изготовления фольги из сплава на основе алюминия, является то, что листы обладают недостаточной технологической пластичностью при холодной деформации, поэтому изделия, выполненные из этого сплава, недостаточно технологичны и требуют значительных трудозатрат при получении, например, стрингеров.

Фольга из этих сплавов находит широкое применение в авиационной и судостроительной промышленности и производится по следующей технологии: отливка слитков полунепрерывным литьем, прокатка фольги.

Основным недостатком известного сплава является низкая технологичность данного сплава при прокатке, что связано с нестабильностью твердого раствора, а также с наличием крупных интерметаллидных фаз, которые при соизмеримости с толщиной приводят к образованию дырчатости. Кроме того, предел прочности на фольге из данных сплавов не превышает 40 кг/мм, что не может удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к изделиям новой техники.

Другим недостатком известного сплава является высокое содержание железа, невозможность повторного использования отходов производства для других целей: действительно, изготовление сверхтонких лент является очень сложной операцией, требующей большого количества сырья и сопровождающейся большим количеством отходов. Одним из способов устранения этого недостатка является использование для производства заготовок установки для непрерывного литья, например непрерывного литья между цилиндрами, что позволяет сразу же использовать обрезки и отходы непрерывного литья в качестве сырья для загрузки в печь установки. Это преимущество неразрывно связано с другими преимуществами непрерывного литья, в частности с высокой инвестиционной рентабельностью.

Так же недостатком известного способа является низкая технологичность при прокатке, что связано с нестабильностью твердого раствора, а также с наличием крупных интерметаллидных фаз, которые при соизмеримости с толщиной приводят к образованию дырчатости. Кроме того, предел прочности на фольге из данных сплавов не достаточен для требуемых целей по применению, что не может удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к изделиям новой техники, особенно, если эти изделия авиационной или космической промышленности.

Поэтому данное изобретение направлено на решение технической задачи по созданию такого способа производства конструкционной фольги из сплава на основе алюминия, который обеспечил бы повышенную прочность при комнатной и повышенной температурах, а также улучшил технологичность при прокатке.

Достигаемый при этом технический результат заключается в улучшении технологичности при прокатке фольги и повышении уровня механических свойств на фольге при комнатной и повышенной температурах.

Указанный технический результат для первого объекта достигается тем, что сплав на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, содержащий магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, дополнительно содержит кобальт и бор, при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

магний 8-10
марганец 0,1-0,15
цирконий 0,15-0,2
кобальт 0,05-0,2
бор 0,005-0,007
бериллий 0,001-0,02
железо 0,15-0,2
кремний 0,15-0,2
титан 0,1-0,2
алюминий остальное

Указанный технический результат для второго объекта достигается тем, что в способе получения слитков из сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, включающем отливку слитков из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, сплав дополнительно содержит кобальт и бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

магний 8-10
марганец 0,1-0,15
цирконий 0,15-0,2
кобальт 0,05-0,2
бор 0,005-0,007
бериллий 0,001-0,02
железо 0,15-0,2
кремний 0,15-0,2
титан 0,1-0,2
алюминий остальное,

отливку слитков осуществляют полунепрерывным литьем во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении 4-20 град/с.

Указанный технический результат для третьего объекта достигается тем, что в способе изготовления конструкционной фольги из сплава на основе алюминия, включающем отливку слитков, гомогенизацию, горячую и холодную прокатку слитка из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, сплав дополнительно содержит кобальт и бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

магний 8-10
марганец 0,1-0,15
цирконий 0,15-0,2
кобальт 0,05-0,2
бор 0,005-0,007
бериллий 0,001-0,02
железо 0,15-0,2
кремний 0,15-0,2
титан 0,1-0,2
алюминий остальное,

отливку слитков осуществляют полунепрерывным литьем во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении 4-20 град/с, затем проводят гомогенизацию при температуре 480°С в течение до 10 ч, горячую прокатку при температуре 340-350°С до толщины 6 мм, отжиг при температуре 360-390°С в течение до 2 ч, холодную прокатку до толщины 3 мм с последующим отжигом при температуре 360°С в течение до 40 мин в воздушной атмосфере, повторную холодную прокатку до 800 мкм с последующим отжигом при температуре 310-330°С в течение до 30 мин и окончательную холодную прокатку до 100 мкм.

Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.

В отношении заявленных объектов поставленная задача может быть достигнута тем, что:

1) в сплав на основе алюминия, содержащий магний, марганец, титан, кремний, железо, вводится кобальт, цирконий, бериллий, бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

магний 8-10
марганец 0,1-0,15
цирконий 0,15-0,2
кобальт 0,05-0,2
бор 0,005-0,007
бериллий 0,001-0,02
железо 0,15-0,2
кремний 0,15-0,2
титан 0,1-0,2
алюминий остальное

2) отливку слитков из предлагаемого сплава следует производить во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении со скоростью 4-20 град/с.

Увеличение содержания магния позволит одновременно с увеличением уровня механических свойств понизить удельный вес сплава,

Уменьшение содержания марганца позволит уменьшить размер интерметаллидных фаз, что будет способствовать улучшению качества фольги за счет исключения дырчатости и улучшения технологичности при прокатке.

Добавка кобальта позволяет уменьшить параметр кристаллической решетки и тем самым повысить технологичность при прокатке.

Добавка циркония позволит вместе с бериллием повысить коррозионную стойкость, а совместно с кобальтом - жаропрочность.

Бор, являясь поверхностно-активным материалом, будет способствовать модификации избыточных фаз и соответственно более полному введению магния в твердый раствор, что будет способствовать повышению прочности и уменьшению количества В-фаэы, что положительно повлияет на коррозионную стойкость.

Для экспериментальной проверки предлагаемого изобретения было отлито 6 композиций сплава (табл.1) с получением слитков.

Отливка слитков осуществлялась во вращающемся кристаллизаторе в интервале скоростей 4-20 град/с. Затем после гомогенизации 480° - 10 час была проведена прокатка по схеме:

1) горячая прокатка 340-350°С до толщины 6 мм;

2) отжиг при 360-390°С - 2 ч;

3) холодная прокатка до толщины 3 мм;

4) отжиг 360°С - 40 мин - воздух;

5) холодная прокатка до 800 мкм;

6) отжиг при 310-330°С - 30 мин;

7) холодная прокатка до 100 мкм.

Настоящий способ был опробован, изготовлена фольга толщиной 100 мкм из сплава на основе алюминия следующего состава, вес.%:

магний 8-10
марганец 0,1-0,15
цирконий 0,15-0,2
кобальт 0,05-0,2
бор 0,005-0,007
бериллий 0,001-0,02
железо 0,15-0,2
кремний 0,15-0,2
титан 0,1-0,2
алюминий остальное

Результаты испытаний представлены в таблицах 1 и 2 (в таблице 2 представлены результаты испытаний механических свойств фольги толщиной 100 мкм).

Таблица 1
№ хим. составаМагнийМарганецКобальтЦирконийБорБериллийТитанЖелезоКремний
1120,20,10,110,0040,00090,0750,150,15
2100,20,10,150,0050,0010,10,150,15
390,150,050,120,070,0150,150,150,15
480,150,120,20,010,020,20,150,15
570,10,20,30,080,030,30,150,15
6Извест.

5,5
0,3----0,150,150,15
Таблица 2
№ хим. составаПредел прочности, МПаПредел текучести, МПаОтносительное удлинение, %
20°С300°С20°С300°С20°С300°С
14801603301206,018
26263505562924,06
35943385142834,56,2
45733245172814,76,4
55503164822655,17,0
6Извест.

402
1652811242,016

В таблице 3 представлены результаты испытаний предлагаемого способа и сплава на технологичность при прокате.

Таблица 3
№ хим. составаСкорость охлаждения, град/сПредельно допустимая степень деформации, %
11Растрескиваются при горячей прокатке
4
7
10
12
21Растрескиваются
449
753
1047
12Потрещали
31Потрещали
453
752
1052
12Растрескиваются
41Растрескиваются
452
752
1052
12Растрескиваются
51Растрескиваются
452
752
1052
12Растрескиваются

Из приведенных в таблицах 1 и 2 данных следует, что предлагаемый способ производства конструкционной фольги позволяет значительно улучшить технологичность при прокатке фольги и повысить уровень механических свойств на фольге при комнатной и повышенной температурах.

1. Сплав на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, содержащий магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, отличающийся тем, что он дополнительно содержит кобальт и бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

Магний8-10
Марганец0,1-0,15
Цирконий0,15-0,2
Кобальт0,05-0,2
Бор0,005-0,007
Бериллий0,001-0,02
Железо0,15-0,2
Кремний0,15-0,2
Титан0,1-0,2
АлюминийОстальное

2. Способ получения слитков из сплава на основе алюминия для изготовления конструкционной фольги, включающий отливку слитков из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, отличающийся тем, что сплав дополнительно содержит кобальт и бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

Магний8-10
Марганец0,1-0,15
Цирконий0,15-0,2
Кобальт0,05-0,2
Бор0,005-0,007
Бериллий0,001-0,02
Железо0,15-0,2
Кремний0,15-0,2
Титан0,1-0,2
АлюминийОстальное

а отливку слитков осуществляют полунепрерывным литьем во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении 4-20 град/с.

3. Способ изготовления конструкционной фольги из сплава на основе алюминия, включающий отливку слитков, гомогенизацию, горячую и холодную прокатку слитка из сплава на основе алюминия, содержащего магний, марганец, цирконий, бериллий, железо, кремний и титан, отличающийся тем, что сплав дополнительно содержит кобальт и бор при следующем соотношении ингредиентов, вес.%:

Магний8-10
Марганец0,1-0,15
Цирконий0,15-0,2
Кобальт0,05-0,2
Бор0,005-0,007
Бериллий0,001-0,02
Железо0,15-0,2
Кремний0,15-0,2
Титан0,1-0,2
АлюминийОстальное

а отливку слитков осуществляют полунепрерывным литьем во вращающемся кристаллизаторе при объемном охлаждении 4-20 град/с, затем проводят гомогенизацию при температуре 480°С в течение до 10 ч, горячую прокатку при температуре 340-350°С до толщины 6 мм, отжиг при 360-390°С в течение до 2 ч, холодную прокатку до толщины 3 мм с последующим отжигом при температуре 360°С в течение до 40 мин в воздушной атмосфере, повторную холодную прокатку до 800 мкм с последующим отжигом при температуре 310-330°С в течение до 30 мин и окончательную холодную прокатку до 100 мкм.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам термической обработки листов и сварных соединений сплавов системы алюминий - магний - кремний. .

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении броневых листов и плит на основе алюминия, применяемых в авиа- и судостроении, в производстве наземных бронированных транспортных средств и др.

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в производстве калиброванных прутков из сплавов системы алюминий-магний-кремний. .

Изобретение относится к способу изготовления конструкционных деталей самолетов из сплава алюминий-магний-литий. .

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия.

Изобретение относится к металлургии. .

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия преимущественно системы Al-Li, предназначенных для применения в качестве конструкционного материала в авиакосмической технике, и способу их термической обработки.

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности к способам литья алюминиевых сплавов, алюминиевым сплавам и способам получения из них промежуточных изделий, может быть использовано в производстве деформированных полуфабрикатов (прессованных, катаных, штампованных) из алюминиевых сплавов, а также других ненамагничивающихся сплавов, например медных сплавов, магниевых сплавов, цинковых сплавов и других.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам получения полуфабрикатов из алюминиево-магниевых сплавов. .

Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия на основе системы Al-Mg-Mn, применяемых для изготовления броневых полуфабрикатов и изделий из него, используемых в авиа- и судостроении, в производстве наземных бронированных транспортных средств и других объектов гражданского и специального назначения.
Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности к деформируемым термически упрочняемым, высокотехнологичным, коррозионно-стойким и свариваемым сплавам на основе системы Al-Mg-Si и изделиям из них.

Изобретение относится к металлургии, в частности к получению композиционных материалов с матрицей из алюминиевого сплава, армированной стальными волокнами, для изготовления элементов планера самолета, стрингерного набора, обшивки и т.д.

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности деформируемых термически неупрочняемых сплавов, предназначенных для использования в виде деформированных полуфабрикатов в качестве конструкционного материала.

Изобретение относится к способу изготовления конструкционных деталей самолетов из сплава алюминий-магний-литий. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам термически неупрочняемых деформируемых алюминиевых сплавов системы алюминий-магний-марганец с содержанием магния больше 3% по массе.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно-стойкому алюминиево-магниевому сплаву с высоким содержанием магния, содержащему в качестве важного компонента трехкомпонентную алюминий-скандий-циркониевую фазу.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно стойкому алюминиево-магниевому сплаву, содержащему в качестве важного компонента трехкомпонентную алюминий-скандий-циркониевую фазу.
Изобретение относится к обладающему свариваемостью коррозионно-стойкому алюминиево-магниевому сплаву с высоким содержанием магния, в состав которого в качестве важного компонента входит трехкомпонентная алюминиево-скандиево-циркониевая фаза.

Изобретение относится к области металлургии, в частности к алюминиевым сплавам системы алюминий-магний-кремний, в том числе для изготовления массивных полуфабрикатов, получаемых прессованием, прокаткой, штамповкой, и может быть использовано в индустриальном машиностроении, строительстве, автомобильной промышленности.

Изобретение относится к производству изделий из высокоустойчивого к повреждениям алюминиевого катаного сплава
Наверх