Способ обработки сплавов системы алюминий-магний

 

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам получения полуфабрикатов из алюминиево-магниевых сплавов. Предлагается способ обработки, включающий охлаждение после горячей прокатки со скоростью 0,001 - 0,015oС/с, последующую многократную холодную прокатку с промежуточными отжигами и окончательный отжиг, нагрев под который ведут со скоростью не менее 2oС/с, выдержку осуществляют в течение 4 - 300 с, а охлаждение - со скоростью не менее 0,5oС/с. В случае получения тонкой ленты, охлаждение при последнем промежуточном отжиге в процессе многократной холодной прокатки осуществляют со скоростью 0,001 - 0,015oС/с. Способ согласно изобретению обеспечивают повышенную коррозионную стойкость. 1 з. п. ф-лы, 1 табл.

Изобретение относится к металлургии, в частности к способам получения полуфабрикатов из алюминиево-магниевых сплавов.

Способ термической обработки алюминиево-магниевых сплавов, в основном применяемый в настоящее время в промышленности, включает в себя операцию окончательного отжига, состоящую из нагрева сплава до температуры выше температуры конца рекристаллизации (Трк), выдержки при установленной температуре и охлаждения на воздухе со скоростью не более 120оС/ч (0,033оС/с) (см. "Производственная инструкция МАП; ПИ1.255-83, "Термическая обработка полуфабрикатов и деталей из алюминия и алюминиевых сплавов", с.8). Недостатком известного способа является то, что этот способ является трудоемким и энергоемким, а алюминиево-магниевые сплавы, обработанные этим способом, обладают недостаточно высоким сопротивлением коррозионному растрескиванию.

Известен способ обработки алюминиево-магниевых сплавов, включающий горячую прокатку, охлаждение, многократную холодную прокатку с промежуточными отжигами, нагрев до температуры окончательного отжига, выдержку при этой температуре и охлаждение, принятый за прототип (Промышленные алюминиевые сплавы. М. Металлургия, 1984. Справочник под редакцией А.Ф.Белова и др.). Недостатком известного способа является трудоемкость, энергоемкость. Алюминиево-магниевые сплавы, обработанные по этому способу, обладают пониженным сопротивлением коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии.

Предлагается способ обработки сплавов системы алюминий-магний включает горячую прокатку, охлаждение, многократную холодную прокатку с промежуточными отжигами, нагрев до температуры окончательного отжига, выдержку и охлаждение. Охлаждение после горячей прокатки проводят со скоростью 0,001-0,015оС/с. Нагрев до температуры окончательного отжига ведут со скоростью не менее 2оС/с, выдерживают при этой температуре 4-300 с и охлаждают со скоростью не ниже 0,5оС/с. При многократной холодной прокатке после последнего промежуточного отжига охлаждение проводят со скоростью 0,001-0,015оС/с для получения тонких листов.

Отличие предлагаемого способа от известного заключается в том, что охлаждение после горячей прокатки производят со скоростью 0,001-0,015оС/с. Нагрев до температуры окончательного отжига проводят со скоростью не менее 2оС/с, выдержка окончательного отжига составляет 4-300 с и охлаждение с температуры отжига проводят со скоростью не менее 0,5оС/с. При многократной холодной прокатке, после последнего промежуточного отжига охлаждение проводят со скоростью 0,001-0,015оС/с для получения тонких листов.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение сопротивления коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии для изделий из сплавов алюминий-магний и увеличение срока эксплуатации конструкций.

Предлагаемый режим позволяет формировать структуру с равномерным распределением -фазы по объему зерна. Равномерное распределение -фазы приводит к равномерному протеканию коррозионных процессов и следовательно к уменьшению возможности протекания локальных коррозионных процессов, что и обеспечивает повышенное сопротивление коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии.

Охлаждение после горячей прокатки и промежуточного отжига перед последней стадией холодной прокатки при скоростях меньших чем 0,001оС/с или больших чем 0,015оС/с, нагрев и охлаждение до температуры окончательного отжига со скоростью менее 2 и 0,5оС/с соответственно, длительность отжига более 300 с приводит к выделению -фазы частично по границам зерен в виде сплошной пленки. Такой характер выделения -фазы локализует протекания коррозионных процессов и понижает сопротивление коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии.

При длительности выдержки менее 4 с получают перекристаллизованную структуру, что способствует направленному протеканию коррозионных процессов и снижает сопротивление коррозионному растрескиванию и расслаивающей коррозии.

Верхний предел скоростей нагрева и охлаждения определяется техническими возможностями оборудования.

Примеры осуществления способа.

Слитки размером 140х600х800 мм из сплавов АМг6 и АМг5 нагревали до 400оС, проводили горячую прокатку, после чего полученные горячекатанные листы охлаждали с различными скоростями. Затем листы катали вхолодную со степенью деформации 60% до толщины 2 мм и нагревали до температуры окончательного отжига этого сплава 310оС с различными скоростями, выдерживали при температуре отжига различное время и охлаждали с различными скоростями.

Из части слитков из сплава АМг5 получали тонкую ленту в 1 мм с промежуточными отжигами (пример 4). Для сравнения листы из сплава АМг6 были изготовлены по известному способу-прототипу.

Испытания на коррозионное растрескивание проводили на образцах по методу заданных растягивающих нагрузок по ГОСТ 9.019-74 при напряжении 140 МПа.

Испытания на расслаивающую коррозию проводили по ГОСТ 9.904-82.

Сравнительные данные по сопротивлению коррозионному растрескиванию, расслаивающей коррозии приведены в таблице.

Из таблицы видно, что листы, изготовленные по предлагаемым режимам (примеры 1-4), имеют наиболее высокое сопротивление коррозионному растрескиванию, расслаивающей коррозии. Это позволяет увеличить срок эксплуатации конструкций из сплавов системы алюминий-магний на 18-20%

Формула изобретения

1. СПОСОБ ОБРАБОТКИ СПЛАВОВ СИСТЕМЫ АЛЮМИНИЙ-МАГНИЙ, включающий горячую прокатку, охлаждение, многократную холодную прокатку с промежуточными отжигами, нагрев до температуры окончательного отжига с последующей выдержкой при этой температуре и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение после горячей прокатки ведут со скоростью 0,001 0,015oС/с, нагрев до температуры окончательного отжига проводят со скоростью не менее 2oС/с и выдержкой при этой температуре 4 300 с, а окончательное охлаждение ведут со скоростью не ниже 0,5oС/с.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что охлаждение после последнего промежуточного отжига при многократной холодной прокатке ведут со скоростью 0,001 0,015oС/с.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к металлургии цветных сплавов, а именно к термомеханической обработке плит из сплавов системы Al-Mg-Zi-Sс, и может быть использовано на металлургических и машиностроительных заводах

Изобретение относится к способу изготовления сварных соединений из сплавов системы алюминий-магний-литий и может быть использовано в процессе производства сварных узлов изделий авиационной, новой техники и в других отраслях промышленности

Изобретение относится к способам термической обработки сплавов системы алюминий-магний-литий и может быть использовано в процессе изготовления полуфабрикатов из сплавов этой системы, предназначенных для изделий различных отраслей промышленности, в том числе и для сварных конструкций в авиационной промышленности

Изобретение относится к способам изготовления сварных соединений из сплавов системы алюминий-магний-литий и может быть использовано в процессе производства сварных узлов изделий авиационной и новой техники

Изобретение относится к металлургии цветных сплавов, а именно к термической обработке сплавов системы алюминий - магний - литий - скандий при изготовлении катаных полуфабрикатов

Изобретение относится к способам получения заготовок в форме полос путем непрерьшного литья из алюминиевог го сплава сис темы алюминий-магний- / марганец, пригодных для производства изделий глубокой вытяжкой и вытяжкой с утонением стенок, например баллонов и т.д

Изобретение относится к металлургии сплавов, в частности к способам литья алюминиевых сплавов, алюминиевым сплавам и способам получения из них промежуточных изделий, может быть использовано в производстве деформированных полуфабрикатов (прессованных, катаных, штампованных) из алюминиевых сплавов, а также других ненамагничивающихся сплавов, например медных сплавов, магниевых сплавов, цинковых сплавов и других

Изобретение относится к сплавам на основе алюминия преимущественно системы Al-Li, предназначенных для применения в качестве конструкционного материала в авиакосмической технике, и способу их термической обработки

Изобретение относится к металлургии

Изобретение относится к области металлургии сплавов, в частности, к коррозионно-стойкому сплаву на основе алюминия, способу получения деформированных полуфабрикатов и изделию из него, предназначенных для использования в авиакосмической, судостроительной и автомобильной отраслях промышленности, где важным является вес изделия

Изобретение относится к способу изготовления конструкционных деталей самолетов из сплава алюминий-магний-литий

Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано в производстве калиброванных прутков из сплавов системы алюминий-магний-кремний

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при изготовлении броневых листов и плит на основе алюминия, применяемых в авиа- и судостроении, в производстве наземных бронированных транспортных средств и др

Изобретение относится к области металлургии, а именно к способам термической обработки листов и сварных соединений сплавов системы алюминий - магний - кремний
Изобретение относится к области металлургии сплавов на основе алюминия системы Al-Mg-Li-Cu, используемых в качестве конструкционного материала для авиакосмической техники и транспортного машиностроения в виде обшивки и внутреннего силового набора
Изобретение относится к области металлургии цветных металлов и может быть использовано в металлургической, машиностроительной и авиационной промышленности, в частности для производства сотовых конструкций
Наверх