Способ получения топливных фракций

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме. Способ включает разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркуляционным орошением (ПЦО), отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны. Часть сконденсированных паров подают на орошение верхней части ректификационной колонны, а избыток бензиновой фракции направляют на блок компаундирования. По предложенному уравнению рассчитываются основные параметры режима перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок. Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

где Gop - количество острого орошения, кг/ч; qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг; Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг; qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг; Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число. Далее перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки в соответствии с расчетными оптимальными параметрами перегонки Rопт и Nопт. Технический результат - оптимизация технологического режима перегонки газового конденсата по одноколонной схеме. 8 табл.

 

Изобретение относится к способу получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья по одноколонной схеме.

Известен способ получения топливных фракций путем однократного испарения углеводородного сырья в одной ректификационной колонне (см. Багиров И.Т. Современные установки первичной переработки нефти. М.: Химия, 1974; см. Мановян А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М.: Химия, 2001).

В известном способе отсутствует постановка задачи, обуславливающая оптимальный режим технологии перегонки углеводородной смеси.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является способ получения топливных фракций путем однократного испарения газового конденсата в одной ректификационной колонне (см. Майоров В.И., Павлова С.П., Пак Д.А. Установка получения дизельных топлив из газового конденсата Уренгойского месторождения. Серия "Подготовка и переработка газа и газового конденсата". ВНИИЭгазпром, №12, 1980, с.15-21; см. Глазов Г.И., Гараиев А.М., Тимерханов Р.В. Малотоннажные модульные установки. Химия и технология топлив и масел. №1-2, 2003 год, с.25-47).

Установка УПКМ-50 разработана институтом ВНИИгаз и введена в эксплуатацию на Крайнем Севере для переработки 50 тыс. тонн в год стабильного газового конденсата валанжинской залежи Уренгойского ГКМ. Пределы выкипания этого сырья 32 - 300÷340°С.

В известном способе газовый конденсат нагревается в трубчатой печи до 300°С и поступает на разделение в ректификационную колонну.

С верха ректификационной колонны выводится головной погон (пары бензиновой фракции), которые конденсируют и охлаждают, часть потока головного погона подают в качестве острого орошения верхней части ректификационной колонны, а избыток выводят с установки. Боковым погоном в отпарную колонну выводится фракция дизельного топлива, а с низа колонны выводится остаток - фракция котельного топлива. Паровой отгон отпарной колонны возвращается в ректификационную колонну. Тепловой баланс ректификационной колонны в связи с избытком поступающего в колонну тепла регулируется промежуточным циркулирующим орошением (ПЦО) путем его регенерации потоком холодного сырья.

В прототипе вопрос определения оптимальных параметров технологии перегонки газового конденсата не рассматривается.

Оптимальный расчет процесса ректификации в проектных разработках выполняется на основе анализа приведенных затрат. Вместе с тем на практике в связи с конъюнктурными условиями производства, изменением поставок сырья и ассортимента вырабатываемой продукции, а также в связи с модернизацией оборудования и реконструкцией технологической схемы все установки обычно работают на режиме, значительно отличающемся от проектного и оптимального. Это ухудшает конечные результаты производства, поэтому оптимизация технологическою режима в рабочей постановке задачи является наиболее актуальной.

Задачей изобретения является оптимизация технологии перегонки газового конденсата по одноколонной схеме.

Решение поставленной задачи и технический результат изобретения достигается тем, что в известном способе получения топливных фракций из газового конденсата, включающем разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла ПЦО, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции на блок компаундирования - по методике авторов рассчитываются основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.

Острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле:

где Gор - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и ПЦО в материальном балансе установки.

Заявляемый способ соответствует критерию "существенные отличия" и имеет все признаки новизны.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом.

Для расчета оптимальных параметров перегонки газового конденсата необходимо располагать мольным составом ИТК ректификата Хi, D и флегмы Xi, W. На практике отбор ректификата не представляет трудности, но для отбора флегмы необходимо дополнительное устройство на перетоке флегмы в отпарную колонну.

За исходную информацию для расчета наряду с массовым составом ИТК ректификата и флегмы принимают основные показатели технологического режима бензиновой секции колонны: температуры tcp, tF, Тср, ТF, давления рср, рF; флегмовые числа Rcp и RF.

Для известного способа рассчитывают материальный и тепловой баланс установки (табл.1) и гидродинамическую характеристику работы ректификационной колонны (табл.2).

Затем рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата (табл.3). Из приведенных в табл.3 данных следует, что расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт в известном способе отличаются от рабочих R и N. Последние меньше соответственно на 15,4 и 26,5% оптимальных показателей.

В предлагаемом изобретении это различие нивелируется путем изменения рабочих параметров R и N до пределов оптимальности в зависимости от количества флегмы, поступающей в качестве острого орошения данной секции, которое определяется по формуле (1).

На основании полученного материального потока флегмы, острого орошения перераспределяют все материальные и тепловые потоки в материальном балансе предлагаемого способа. Затем рассчитывают основные параметры перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт.

Сопоставительная оценка данных, приведенных в табл.1 для известного и предлагаемого способов, позволяет отметить следующее.

Количество потока острого орошения ректификационной колонны, рассчитанного по формуле (1), на 18,4% больше в предлагаемом способе по сравнению с известным способом. Вместе с тем, это позволило сократить расход потока ПЦО ректификационной колонны в предлагаемом способе на 32%; снизить затраты тепла на переработку газового конденсата на 0,423091 млн. кДж/ч и уменьшить расход топлива на 115,5 тонн в год по сравнению с известным способом.

В связи с перераспределением материальных и тепловых потоков топливных фракций изменяется их выход и качество. Бензиновая фракция по предлагаемому способу получается более высокого качества, ее детонационная стойкость составляет 68 пунктов по моторному методу (ММ).

Выход целевой фракции - фракции дизельного топлива - в предлагаемом способе увеличивается по сравнению с известным способом на 0,65% и по всем своим характеристикам отвечает требованиям ГОСТ. Ректификационная колонна в предлагаемом способе работает с максимальной нагрузкой по парам - 100% от допустимой.

Оптимальные условия перегонки газового конденсата оказывают значительное влияние на конструктивное оформление установки. По известному способу флегма целевой фракции арктического дизельного топлива отбирается из кармана 10-й тарелки, считая от верха колонны, а в предлагаемом способе из кармана 6-й тарелки при одинаковой четкости погоноразделения (ηт=26%). Следовательно, затраты на конструктивное оформление ректификационной колонны и системы теплообмена (ПЦО) в предлагаемом способе меньше по сравнению с известным способом.

Таким образом, по предлагаемому способу установка работает в оптимальном технологическом режиме по сравнению с известным способом. Об этом свидетельствуют и расчетные оптимальные флегмовые числа Rопт и числа теоретических тарелок Nопт, которые в предлагаемом способе практически одинаковы с рабочими R и N.

Ниже приводится методика расчета параметров многокомпонентной ректификации минимального Rм и оптимального Rопт флегмовых чисел и чисел теоретических тарелок Nм, Nт, и Nопт.

Для простоты и наглядности вместо программы и блок-схемы расчета на ЭВМ в таблице приведены основные уравнения алгоритма: их последовательность и условия расчета, не требующие дополнительных пояснений.

Расчетные уравнения для определения основных параметров ректификации при оптимизации технологии перегонки нефтяных и газоконденсатных смесей.
Последовательность выполнения работыУравненияНазначения индекса уравнения и условия расчета
Доля отгона в дистиллят, εRF - флегмовое число для низа секции
Мольный состав парового питания секции, Yi, Fxi, D и хi, W - мольный состав ректификата и флегмы секции
Относительный коэффициент летучести lgαi, tΔt - разность температур кипения смеси и компонента, °С.
Т - температура кипения смеси, К
Р - парциальное давление нефтяных паров, кПа
Минимальное число теоретических тарелок, Nmlgαi, j, t - рассчитываются при средней температуре кипения смеси tcp и парциальном давлении нефтяных паров Рср в секции
Корень уравнения Андервуда, θαi, F - рассчитывается при температуре tF и парциальном давлении РF для низа секции
Минимальное флегмовое число, Rm
Коэффициент распределения k-тых компонентов в ректификате и флегме, ψKхK, D и хK, W - мольный состав k-тых компонентов в ректификате и флегме
Коэффициент распределения компонентов при рабочем орошении, n
Относительная летучесть начала разделения парового питания на ректификат и флегмуlgαHK(YK, F)lgαHK(YK, F) - рассчитывается по уравнению (3) при средней температуре и давлении в секции
Δt - разность температур кипения смеси и начала разделения парового питания YK, F на ректификат хK, D и флегму хK, W
Число теоретических тарелок, NT если n>1, то
Оптимальное флегмовое число, Rопт
Оптимальное число тарелок, Nопт
Коэффициент полезного действия тарелки, θ RmNф - фактическое число тарелок в секции

Таблица 1

Материальный и тепловой баланс переработки газового конденсата валанжинской залежи
Статьи балансаИзвестный способПредлагаемый способ
Выход, мас.%Температура,

°С
Количество, кг/чЭнтальпия,

млн. кДж/ч
Выход, мас.%Температура, °СКоличество, кг/чЭнтальпия, млн. кДж/ч
ПОСТУПИЛО:
Газовый конденсат в том числе:
- паровая фаза91,330057065,56280091,330057065,562800
- жидкая фаза8,73005440,3866228,73005440,386022
Острое орошение4034830,2840384041240,336312
Итого6,2328596,285134
ПЦО15046331,48709715031521,011792
Всего10062507,71995610062507,296926
ПОЛУЧЕНО:
Бензиновая фракция37,1513023221,39403636,512522801,357330
Острое орошение13034832,09105412541242,455099
Фракция дизельного топлива51,1820031981,43649451,8319632401,425600
Котельное топливо11,672807300,48455911,672807300,484559
Итого5,4061435,722588
ПЦО22046332,31380222031521,574266
Всего10062507,71994510062507,296854

Таблица 2

Гидродинамическая характеристика работы бензиновой секции ректификационных колонн
ПоказательСпособы
ИзвестныйПредлагаемый
Диаметр колонны, м1,01,0
Флегмовое число2,472,92
Давление, МПа0,30,3
Объемная скорость паров, м30,2420,290
Плотность, кг/м3:
- паров9,238,26
- жидкости642,7638,0
Линейная скорость паров, м/с:
- рабочая0,3090,369
- допустимая 0,3510,369
Паровая нагрузка в верхней части ректификационной колонны, %88100

Таблица 3

Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по известному способу (бензиновая секция) tср=165°С; Тср=438 К; Рср=307,4 кПа; Rср=1,91; ε=0,4237; Nф=10; tF=200°C; ТF=473 К, РF=310,7 кПа; RF=1,36; θ=7,2145.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgαi, t (3)Nm (4)lgαi, F (3)θ (5)Rm (6)ψK (7)n (8)lgαHK (YK, F) (3)Nт (9)Rопт (10)Nопт (11)η (12)
xi, Dxi, WYi, F
32-600,07617-0,032261,0983700,075980,17932
60-900,26032-0,110290,710000,710,891541,493013,523831,8621,3690,59172,62,931,9126,0
90-1200,319170,111120,199270,473360,67757-0,38635-0,61881
120-1500,184810,129630,153010,46360-0,10332-0,12480
150-1800,159620,115620,134260,24963-0,04387-0,05216
180-210-0,180490,104010,03566-0,01842
210-240-0,145150,08365-0,17831-0,00847
240-270-0,161120,09285-0,40180-0,00540
270-300-0,156870,09040-0,60624-0,00321
Всего1,000001,000001,000000,999950Rm=1,91

Таблица 4

Расчет оптимальных параметров перегонки газового конденсата по предлагаемому способу (бензиновая секция) tср=160,5°С; Тср=433,5 К; Рср=307,4 кПа; Rср=2,16; ε=0,415; Nф=6; tф=196°С; Тф=469 К; РF=310,7 кПа; RF=1,41; θ=6,79215.
Температура выкипания фракции, °СМольный состав, долиlgαi, t (3)Nm (4)lgαi, F (3)θ (5)Rm (6)ψK (7)n (8)lgαHK (YK, F) (3)Nт (9)Rопт (10)Nопт (11)η (12)
xi, Dxi, WYi, F
32-600,09063-0,037611,0789700,086720,20897
60-900,30973-0,128540,681540,570,870371,520423,663672,8061,990,5621,5673,001,6726,1
90-1200,379970,098680,215320,442400,65457-0,42669-0,75252
120-1500,219880,115080,158580,43878-0,10766-0,14928
150-180-0,214670,125580,22298-0,04098
180-210-0,160280,093760,00719-0,01651
210-240-0,128900,07541-0,20860-0,00756
240-270-0,143080,08370-0,424390,00491
270-300-0,139310,08150-0,640190,00283
Всего1,000001,000001,000001,000000Rm=1,97

Таблица 5

Основные параметры фракционирования бензиновой секции ректификационных колонн
ПоказателиСпособы
ИзвестныйПредлагаемый
Флегмовые числа:
- минимальное1,911,97
- оптимальное2,472,92
- рабочее2,923,00
Число теоретических тарелок:
- минимальное0,710,57
- рабочее2,61,57
- оптимальное1,911,67
Фактическое число тарелок106
КПД тарелки, %2626,1

Таблица 6

Физико-химическая характеристика бензиновых фракций
ПоказательСпособыГОСТ 2084-77 на бензин марки А-76
ИзвестныйПредлагаемый
Выход, мас.%37,1536,5-
Плотность при 20°С, кг/м3730716-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:
НК3836не <35
106458не >70
5010092не >115
90145128не >180
КК164144не >195
Выход, об.%9898
Давление насыщенных паров, Па4000050600не >66661
Октановое число по моторному методу65,868,0не <76
Содержание: серы, мас.%
фактические смолы,0,0010,001не >0,1
мг/100 мл0,020,02не >5,0
Кислотность, мгКОН/100 мл0,050,03не >3,0
Групповой углеводородный состав, мас.%:
алканов5454-
нафтенов3540
аренов116,0

Таблица 7

Физико-химическая характеристика фракций дизельного топлива
ПоказательСпособыГОСТ 305-82 для марки (А)
ИзвестныйПредлагаемый
Выход, мас.%51,1851,83-
Плотность при 20°С, кг/м3790785-
Фракционный состав по ГОСТ 2177-99, °С, об.%:
НК120122-
10144146-
50188187не >255
96300295не >330
Выход, об.%9696
Вязкость кинематическая при 20°С, мм21,651,55не <1,5
Температура, °С:
застывания-56-58не >55
вспышки3836не <30
Содержание:
серы, мас.%0,080,004не >0,2
фактических смол, мг/100 мл1,02,0не >3,0
Кислотность, мг КОН/100 мл0,080,004не >5,0
Цетановое число4846не <45

Способ получения топливных фракций из газового конденсата, включающий разделение газового конденсата путем однократного испарения в одной ректификационной колонне, вывод топливных фракций и отвод избытка тепла промежуточным циркулирующим орошением, отведение паров бензиновой фракции в верхней части ректификационной колонны, конденсацию и подачу части сконденсированных паров на орошение верхней части ректификационной колонны, а избытка бензиновой фракции - на блок компаундирования, отличающийся тем, что по методике авторов рассчитывают основные параметры технологии перегонки газового конденсата: минимальное Rм и оптимальное Rопт флегмовые числа и числа теоретических тарелок Nм, Nт и Nопт, острое орошение подают на верх ректификационной колонны в количестве, рассчитанном по формуле

где Gop - количество острого орошения, кг/ч;

qi - скрытая теплота испарения паров, кДж/кг;

Gn и qn - количество и энтальпия паров ректификата, кг/ч и кДж/кг;

qж - энтальпия холодного орошения, кДж/кг;

Rопт - расчетное оптимальное флегмовое число,

и перераспределяют материальные и тепловые потоки топливных фракций и промежуточного циркулирующего орошения в материальном балансе установки, согласно оптимальных параметров перегонки Rопт и Nопт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии переработки нефти и нефтепродуктов и может быть использовано на установках с атмосферными и вакуумными колоннами, предназначенными для фракционной перегонки нефти.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к получению моторного и котельного топлива. .

Изобретение относится к области переработки углеводородного сырья, к устройствам для переработки кубовых остатков, гудронов, битумов, мазутов и т.д. .

Изобретение относится к технологии переработки нефти и может быть использовано для депарафинизации нефтепродуктов и выделения из них парафиновых углеводородов. .

Изобретение относится к технологии переработки нефти и может быть использовано для депарафинизации нефтепродуктов и выделения из них парафиновых углеводородов. .
Изобретение относится к химической технологии переработки нефти и газа и может быть использовано для депарафинизации нефтепродуктов и выделения из них парафиновых углеводородов.

Изобретение относится к области получения бензола и высокооктановых смесей. .

Изобретение относится к области защиты оборудования от коррозии, а именно к защите оборудования в условиях переработки нефти и нефтепродуктов, и может быть использовано при атмосферной ректификации в процессах первичной переработки нефти и каталитического риформинга.

Изобретение относится к способам получения депарафинированных масел и твердых парафинов из нефтяного парафинсодержащего сырья и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано в промышленных процессах перегонки нефтяного сырья - мазута. .

Изобретение относится к способу получения топливных фракций по двухколонной схеме и может быть использовано в переработке нефти, газового конденсата и нефтегазоконденсатной смеси

Изобретение относится к переработке нефти на малотоннажных модульных установках для получения моторных и котельно-печных топлив

Изобретение относится к переработке нефтяных или нефтегазоконденсатных смесей для получения топливных фракций

Изобретение относится к процессам вакуумной перегонки, преимущественно нефтяного сырья, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности для перегонки мазута в вакуумной ректификационной колонне
Изобретение относится к области модификации парафинов нефти, а именно к получению сернистых соединений, используемых в качестве добавок в нефтехимии для производства битумов

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, к малотоннажным установкам для переработки нефти и газового конденсата

Изобретение относится к установке первичной дистилляции нефтей и способу ее эксплуатации

Изобретение относится к технологии переработки углеводородных жидкостей и непосредственно касается способа и установки для фракционирования путем дистилляции углеводородной жидкости и используемого для этого роторного гидродинамического возбудителя
Изобретение относится к химической технологии переработки нефти и газа и может быть использовано для депарафинизации нефтепродуктов и выделения из них парафиновых углеводородов
Наверх