Способ восстановления деталей с зубьями

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для восстановления деталей с зубьями. Удаляют изношенные зубья. Изготавливают заготовки зубьев для последующей сварки их с корпусом детали. В корпусе детали вырезают паз. Устанавливают заготовку зуба в указанный паз. Осуществляют сварку по боковым поверхностям паза. Со стороны приложения усилия на зуб сварной шов располагают от основания паза до середины его высоты. С противоположной стороны паза - от открытого края паза до половины его высоты. В результате обеспечивается упрощение проведения процесса восстановления деталей с одновременным повышением их долговечности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам восстановления деталей с применением электрической сварки.

Известен способ восстановления деталей с зубьями, например крупногабаритных звездочек приводных цепей. Данное изобретение включает удаление изношенных зубьев, изготовление новых заготовок зубьев и присоединение их к основанию звездочки. Присоединение зубьев осуществляют путем последовательной сварки вначале к заготовкам зубьев по центру основания, а затем к основанию звездочки по центру ее венца (RU №2173246 В23Р 6/00, 2001 г.).

Данный способ является сложным по его проведению и не обеспечивает высокую прочность и долговечность изделия в процессе эксплуатации.

Задачей изобретения является упрощение проведения процесса восстановления деталей с одновременным повышением их долговечности.

Техническим результатом изобретения является выполнение сварного шва только по боковым поверхностям паза, при этом только в соответствующих зонах.

Поставленная задача и указанный технический результат достигаются за счет использования всех признаков формулы и включает удаление изношенных зубьев, изготовление заготовок зубьев с последующей сваркой заготовок зубьев с корпусом детали, согласно изобретению, после удаления зуба осуществляют вырезку паза в корпусе детали, в котором устанавливают заготовку зуба, а сварку осуществляют по боковым поверхностям паза, при этом со стороны приложения усилия на зуб - от основания паза до середины его высоты, а с противоположной стороны паза - от открытого края паза до половины его высоты.

При эксплуатации детали с зубьями при действии на зуб усилия возникает изгибающий момент, создающий в зонах контакта зуба с корпусом детали опасные растягивающие напряжения. Именно они приводят к развитию трещин в сварных швах или вблизи околошовных зон. Поэтому в зонах, в которых присутствуют растягивающие напряжения, сварных швов вообще нет, что исключает возможность их разрушения.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен трак гусеницы, вид сбоку, состоящий из корпуса 1 и заготовок зубьев 2, которые крепятся к корпусу 1 двумя сварными швами 3 и 4.

Наружная поверхность корпуса 1 трака гусеницы для хорошего сцепления с почвой имеет почвозацепы в форме зуба 2. Внутренняя поверхность трака образует дорожку, по которой перекатываются опорные катки подвески и вместе с ней передвигается остов трактора. При этом тягово-сцепные свойства гусеничных движителей обеспечиваются прочностью зубьев 2, на которые действует сила Р. При действии на зуб 2 усилия возникает изгибающий момент, создающий в зонах контакта зуба 2 с корпусом 1 детали опасные растягивающие напряжения. Именно они приводят к развитию трещин в сварных швах или вблизи околошовных зон.

Способ реализуется следующим образом, удаляют изношенные зубья 2, вырезают в корпусе 1 паз с параметрами вставляемой заготовки зуба. Вырезку паза можно осуществить фрезерованием, строганием или другими способами. Изготовленные новые заготовки зубьев 2 устанавливают в паз с последующей сваркой швами 3 и 4. Причем шов 3 со стороны приложения усилия на зуб 2 сваривают от основания паза до середины его высоты, а шов 4 с противоположной стороны паза сваривают от открытого края паза до половины его высоты. При воздействии силы на зуб 2 действует изгибающий момент, который уравновешивается напряжениями сжатия вдоль MB и CN.

Приведем пооперационное описание способа. Первая операция заключается в том, что срезают изношенные зубья, в корпусе 1 вырезают паз по плоскостям АВ и CD для установки в него вставки - зуба 2.

На второй операции вырезают необходимое количество новых зубьев 2.

Третья операция состоит в том, что зуб 2 запрессовывают в паз. Операцию проводят при обычных температурах 20-30°С, поскольку большие величины натяга не требуются.

Четвертая операция заключается в том, что осуществляют сварку запрессованного зуба 2 к корпусу 1. При этом, например, с применением дуговой сварки сварной шов 3 со стороны вогнутой поверхности зуба 2 наносят только на половине длины зоны контакта зуба 2 с основной деталью - корпусом в нижней части указанной контактной зоны, вдоль MB, а не по всей длине АВ=Н, а со стороны выпуклой поверхности зуба 2 сварной шов наносят не вдоль всей длины CD, а только на половине ее длины контактной зоны в верхней ее части, т.е. не вдоль CD, а только на длине

Пятая операция заключается в зачистке сварных швов. После этого может быть осуществлена шестая, последняя, операция - термическая обработка с отпуском при 560-650°С (для углеродистых сталей), с целью уменьшить остаточные напряжения, возникшие в процессе сварки.

При воздействии силы Р на зуб действует изгибающий момент, Мu которой уравновешивается напряжениями сжатия вдоль MB и CN, эпюры напряжений σx приведены на чертеже.

Если средние напряжения на участке CN равны σx1, а на участке MB σx2, то из условия равновесия сил (проекций на ось х).

Из условия равенства моментов, например, относительно точки А следует: (расчеты сделаны на единицу ширины зуба, такова же сила Р).

В результате получаем

При сварке со сплошными швами вдоль АВ и CD, как делают в известных способах, эпюра напряжений вдоль АВ показана на чертеже справа пунктиром. Опасной является зона у точки А, где растягивающие напряжения максимальны. Именно здесь может возникнуть трещина, которая увеличивается и искривляется, приводя к поломке зуба.

Согласно данному изобретению вдоль линий AM и ND сварных швов нет и возникновение в этих зонах трещин невозможно. В этих зонах после установки зуба 2 в корпус 1 с натягом могут в случае изгибной деформации сохраниться небольшие сжимающие напряжения, как показано на чертеже, либо напряжения, равные нулю в случае раскрытия зазоров. Равновесие зуба обеспечивается только за счет действия напряжений сжатия (вдоль MB и NC), поэтому трещина в этих сварных швах не возникнет. Излом зуба возможен только по сплошному сечению АС, и его прочность значительно повышена.

Пример конкретной реализации способа

Корпус длиной 200 мм из стали 13ГЛ изготовлен литьем и в нем при литье выполнен паз размерами 50×50 мм, ширина корпуса 80 мм. Потом поверхность корпуса фрезеруют, снимая припуск по 5 мм - до размеров 60×60 мм. Зубья изготавливают отдельно из стали 34ХНМ и подвергают после ковки закалке с высоким отпуском (рабочие поверхности зубьев можно наплавить сормайтом), на глубине паза 55 мм с двух сторон после установки в корпус 1 зуба 2 выполняют электродуговую сварку CN и ВМ длинами по 27,5 мм, т.е. половина длины отрезков АВ и CD.

Способ перспективен и при изготовлении новых траков, и при их ремонте после поломок зубьев.

Настоящее изобретение находится на стадии технического предложения.

Способ восстановления деталей с зубьями, включающий удаление изношенных зубьев, изготовление заготовок зубьев с последующей сваркой заготовок зубьев с корпусом детали, отличающийся тем, что после удаления зуба осуществляют вырезку паза в корпусе детали, в котором устанавливают заготовку зуба, а сварку осуществляют по боковым поверхностям паза, при этом со стороны приложения усилия на зуб - от основания паза до середины его высоты, а с противоположной стороны паза - от открытого края паза до половины его высоты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ремонта, а именно к способам ремонта жаровых труб камер сгорания газотурбинных двигателей с дефектами в виде трещин. .

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способу ремонта турбокомпрессоров, и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.
Изобретение относится к области металлургии, в частности к способу ремонта поверхностных дефектов деталей машин, и может найти применение при ремонте деталей машин из высоколегированных жаропрочных сталей и сплавов, имеющих эксплуатационные дефекты: забоины, раковины, локальные износы трущихся поверхностей.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для нанесения антиизносных и противозадирных самоорганизующихся покрытий из пластичных металлов на поверхности трения деталей сочленений узлов и агрегатов машин.

Изобретение относится к сварке и наплавке и может найти применение при восстановлении изношенных частей деталей типа тел вращения, в частности бурильных труб. .

Изобретение относится к сварке и наплавке и может найти применение при восстановлении изношенных частей деталей типа тел вращения, в частности бурильных труб. .

Изобретение относится к области ремонта и восстановления изделий и может быть использовано на ремонтных предприятиях при восстановлении корпусных деталей. .
Изобретение относится к восстановлению поврежденных деталей, в частности к устранению трещин в поверхностном слое детали, и может быть использовано в авиадвигателестроении и других областях техники.

Изобретение относится к области строительства и ремонта магистральных трубопроводов для транспортировки жидкостей и газов и предназначено для ремонта трубопроводов с заменой дефектного участка.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для модификации и восстановления металлических поверхностей узлов трения деталей машин, в частности насосов высокого давления, форсунок распылителей топливных систем дизельных двигателей, двигателей внутреннего сгорания, редукторов и других деталей, условия эксплуатации которых требуют высоких триботехнических свойств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте автомобилей

Изобретение относится к области электротехники и электротехнологии, конкретнее к электроконтактной сварке, и может быть использовано в магистральных насосных агрегатах для трубопроводного транспорта нефти и газа

Изобретение относится к комбинированным методам обработки металлов и может быть использовано для восстановления изделий из чугуна немеханической обработкой

Изобретение относится к способам восстановления металлических поверхностей методом наплавки, может использоваться при устранении дефектов поверхностей деталей машин при их ремонте
Изобретение относится к способам упрочнения или восстановления рабочих поверхностей шеек валов

Изобретение относится к ремонтному производству и может быть использовано для восстановления лопаток турбинных машин

Изобретение относится к наплавке гребешков лабиринтных уплотнений лопаток турбомашин и может быть использовано в авиационной промышленности и энергомашиностроении
Изобретение относится к способу производства слитков-заготовок электрошлаковым переплавом из низкопластичной стали с содержанием бора 1,3-1,8% и прокатки из них на трубопрокатных установках с пилигримовыми станами труб для последующего передела их в шестигранные трубы-заготовки для уплотненного хранения отработанного ядерного топлива
Изобретение относится к способу производства чехловых шестигранных труб-заготовок из низкопластичной стали с содержанием бора 1,3-1,8% для уплотненного хранения отработанного ядерного топлива и может быть использовано при производстве шестигранных труб-заготовок "под ключ" размером 257±2×6 +1,75/-1,0×4300+80-20 мм и восстановлении отбракованных шестигранных заготовок после расточки, обточки и ремонта наружной поверхности по наружным дефектам прокатного происхождения
Наверх