Способ усиления эффекта магнуса

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к конструированию ветроэнергетических установок с горизонтальной осью вращения с использованием эффекта Магнуса. Способ усиления эффекта Магнуса характеризуется использованием ветроколеса с горизонтальным валом и обтекателем, радиальных лопастей в виде цилиндрических роторов, приводов для вращения роторов и электрогенератора, электродвигателя привода роторов. В ветроколесе устанавливают дополнительные профилированные плоскости в виде лопасти вдоль каждого цилиндрического ротора, которые по отношению к самим роторам делают неподвижными и крепят с корневой стороны непосредственно к передней части вращающегося обтекателя ветроколеса и/или по периметру окружности цилиндрического ротора вдоль его длины выполняют выемки в количестве не менее 8. По ходу движения встречного потока устанавливают, соответственно, лопасть переднего рассекателя потока, лопасть уплотнителя потока со стороны ускорения потока и реактивную лопасть. Дополнительно со стороны зоны торможения ротора может быть установлена лопасть торможения набегающего потока. В уплотнителе потока и/или реактивной лопасти, и/или лопасти торможения набегающего потока образуют специальные щели. Выемки могут быть выполнены параболической формы. Изобретение обеспечивает увеличение КПД ветроколеса на эффекте Магнуса в несколько раз. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область применения

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к конструированию ветроэнергетических установок с горизонтальной осью вращения с использованием эффекта Магнуса, и предназначено для усиления эффекта Магнуса.

Уровень техники

Известны ВЭУ с горизонтальной осью вращения с радиальными лопастями в виде принудительно вращаемых цилиндров (роторов Магнуса // пат. СССР 10198, F03D 7/02, 1927; пат. США 4366386, F03В 5/00, F30D 7/06, 1982; заявка ФРГ 3246694, F03D 5/00, 1984; а.с. 1677366, F03D 1/02, СССР, 1991 и др.).

Основные недостатки этих ВЭУ - достаточно сложные приводы для вращения цилиндров, что удорожает изготовление и снижает надежность работы установки, а также невозможность практического применения их в водной среде на течении и в переносном виде.

Известно устройство по патенту GB 248471 от 05.12.1924. Недостатком данного устройства следует считать отсутствие указаний на тип привода роторов от мотора, который выполнен по низкоэффективной червячной передаче крутящего момента, через полую громоздкую станину на конический редуктор. Такой принцип привода роторов приводит к возникновению обратной реакции ветроколеса, которая будет стремиться некоторое время, особенно на начальном этапе раскрутки, следовать за основным валом установки. Эта же сила будет присутствовать постоянно как вредная, забирающая часть энергии раскрутки на себя. При этом в устройстве не указаны принципы отбора крутящего момента.

Известно устройство по патенту DE 3800070 A1 от 13.07.1989. Недостатком данного типа установки, работающей на принципе раскрутки роторов от встроенного спирального ускорителя, поток которого высвобождается через выпускные окна на концах цилиндров, следует считать то обстоятельство, что мощность установки такого типа будет достаточно низкой, т.к. раскрутка роторов от энергии ветра малоэффективна.

Известно устройство по патенту UA 63018 C2 от 15.01.2004. Недостатком является то, что для раскрутки роторов ветроколеса промышленного типа, когда необходимо достижение большого крутящего момента, данное устройство не эффективно, т.к. во-первых, автоматически возрастает громоздкость подобных конструкций при увеличении размеров ветроустановки, во-вторых, возникает вредная парусность, которая недопустима при шквалистых ветрах. Такие установки при ураганных ветрах становятся огромным парусом, и их конструкция может не выдержать напора воздуха. Кроме того, значительное усложнение конструкции приведет к повышению материалоемкости и цене всей установки. Чем больше деталей в конструкции, тем больше ее сложность и вероятность отказов. Установки такого типа пригодны только в качестве маломощных ветрогенераторов.

Известно устройство по патенту DE 3501807 A1 от 24.07.1986. Недостатком данного типа устройства является то, что сам способ раскрутки роторов в плане работоспособности находится под большим сомнением, т.к. есть некоторые противоречия в использовании эффекта Магнуса в данной конструкции.

Известно устройство по патенту AU 573400. Недостатком данного типа устройства следует считать то, что привод раскрутки роторов приводит во вращение и саму установку. У установки нет силовых элементов, предотвращающих вибрацию роторов. Приведены некоторые варианты раскрутки роторов, однако не предложена конкретная схема.

К близкому аналогу следует отнести устройство по патенту US 4366386 от 28.12.1982. Недостатком данного типа устройства является максимальное усложнение конструкции при помощи огромного количества дифференциалов и систем шестеренок. В заявляемом устройстве этот момент обойден одним простым решением: электропривод роторов установлен непосредственно на редукторе самих роторов, максимально быстро и без потери энергии передавая крутящий момент.

К недостаткам всех вышеупомянутых аналогов следует отнести тот факт, что ни один из авторов данных патентов не выразил основную теоретическую сущность эффекта Магнуса, а именно то, что в его принципе скрыта очень неприметная деталь: взаимосвязь (по закону Бернулли) между статическим и динамическим давлениями на поверхности роторов. С помощью скоростного напора (pv2/2) в заявляемом способе происходит управление изменением «оболочки» - давления воздуха на ротор, то есть статической структуры.

Технический результат

В заявляемом изобретении достигается усиление эффекта Магнуса.

Достижение результата

Данный технический результат в способе усиления эффекта Магнуса, характеризующемся использованием ветроколеса с горизонтальным валом и обтекателем, радиальных лопастей в виде цилиндрических роторов, приводов для вращения роторов и электрогенератора, электродвигателя привода роторов, достигается за счет того, что устанавливают дополнительные профилированные плоскости в виде лопасти вдоль каждого цилиндрического ротора, которые по отношению к самим роторам делают неподвижными и крепят с корневой стороны непосредственно к передней части вращающегося обтекателя ветроколеса и/или по периметру окружности цилиндрического ротора вдоль его длины выполняют выемки в количестве не менее 8.

Концевые части лопастей закрепляют и фиксируют в посадочных ложементах между двумя пластинами, на которых по ходу движения встречного потока устанавливают, соответственно, лопасть переднего рассекателя потока, лопасть уплотнителя потока со стороны ускорения потока и реактивную лопасть.

Дополнительно со стороны зоны торможения ротора устанавливают лопасть торможения набегающего потока.

В уплотнителе потока и/или реактивной лопасти, и/или лопасти торможения набегающего потока образуют специальные щели таким образом, чтобы достигалась возможность всасывания дополнительной порции воздуха либо предотвращения более раннего возникновения зоны срыва потока воздуха.

Выемки выполняют имеющими параболическую форму.

Краткое описание чертежей

На Фиг.1 показано общее конструктивное устройство ветроколеса (вид спереди).

На Фиг.2 показано конструктивное устройство и расположение и форма неподвижных лопастей (вид сбоку), а также принцип действия набегающего потока на конструкции ветроколеса, где 1 - основной вал ветроколеса установки, 2 - вал ротора, 3 - обтекатель ветроустановки, 4 - цилиндр-ротор, 5 - пластина для закрепления неподвижных лопастей и рассекателя потока, 6 - лопасть переднего рассекателя потока, 7 - лопасть уплотнителя потока, 8 - реактивная лопасть, 9 - лопасть торможения набегающего потока, 10 - аэродинамическое кольцо или кольцо, состоящее из частей его окружности, соединенное между участками дюралевыми трубками со встроенными антивибраторами (аэродинамический антивибратор), 12 - щели в лопастях.

На Фиг.3 показана условная струйка, объясняющая принцип распределения скорости и давления воздуха в зависимости от входного и выходного сечения струи.

На Фиг.4 показан принцип образования воздушных потоков при работе установки только с способом усиления эффекта Магнуса за счет выемок на цилиндрах.

На Фиг.5 показаны возможные варианты выполнения выемок в цилиндрическом роторе.

Сущность изобретения

Основным элементом ветроустановки, работающей на основе эффекта Магнуса, является цилиндрический ротор (4) сложной формы (см. Фиг.1, 2).

Каждый цилиндр (4) ротора крепится на оси вращения (2), исходящей от редуктора с шестернями конического типа. Само крепление роторов к осям вращения, как и многая доля компонующих деталей и механизмов, не является предметом защиты настоящего изобретения и на чертежах не показана.

Крутящий момент, создаваемый раскрученным цилиндром, дает крутящий момент на порядок больший, чем лопасть обычного винта ветроустановки. Более того, изменение формы поверхности крутящегося цилиндра дает увеличение КПД ветроколеса на эффекте Магнуса в несколько раз.

Это объясняется физическими законами уравнений неразрывности струйки воздушного потока (см. Фиг.3) (постоянства расхода воздуха) - уравнением аэродинамики, вытекающим из основных законов физики (сохранение массы и энергии) и устанавливающим взаимосвязь между плотностью, скоростью и площадью поперечного сечения струи воздушного потока.

При рассмотрении его принимают условие, что изучаемый воздух не обладает свойством сжимаемости (см. Фиг.3).

В струйке переменного сечения, через сечение I протекает за определенный промежуток времени секундный объем воздуха. Этот объем равен произведению скорости воздушного потока на поперечное сечение F.

Секундный массовый расход воздуха m равен произведению секундного расхода воздуха на плотность воздушного потока струйки ρ. Согласно закону сохранения энергии масса воздушного потока m1, протекающего через сечение I (F1), равна массе m2 данного потока, протекающего через сечение F2, при условии, если воздушный поток установившийся: то есть m1=m2=const, m1·F1·V1=m2·F2·V2=const.

Это уравнение называется уравнением неразрывности струи воздушного потока струйки.

Так как мы рассматриваем несжимаемый воздушный поток, где плотность струи ρ1, сечения F1, равна плотности струи ρ2, сечения F2, то есть ρ12=const, то уравнение можно записать в следующем виде: F1·V1=F2·V2=const.

Теперь обратимся к принципу обтекания цилиндра. Если прочертить цилиндр в двух проекциях: при виде его в плане «по длине» и с торца, то получим следующую математическую картину.

Согласно вышесказанному (см. Фиг.3, 4) видно, что мощность ветроустановок на основе эффекта Магнуса зависит не только от диаметра ветроколеса, но и зависит от диаметра самого цилиндра.

Динамика изменения статического давления и скоростного напора показывает, что статическое давление на полуроторе, с разгоном скоростного потока, падая примерно в 20 раз, изменяет свое значение по сложной кривой. Она соразмерна тенденции изменения кривизны, образующей цилиндр. При этом динамическое давление изменяется примерно в 400 раз. Такая картина изменения давления имеет сложность вычисления еще и потому, что угол встречи скоростного потока с ламинарным слоем все время меняется. При этом круговой вектор ламинарного потока, касаясь по нормали к рассматриваемой точке, все время изменяет угол по отношению к вектору скоростного потока, до вершины ускорения динамики. До вершины он уменьшается, а затем, перевалив ее, увеличивается. Но здесь тенденция скоростного потока изменяется не потому же закону, как до достижения своего максимального значения (см. Фиг.4, от зоны р1-р2, до зоны р3-р4 и далее, к зоне р8-р9-р10).

В аэродинамике обычного воздушного винта доказано, что скоростной напор получает свое максимальное значение на удалении от воздушного винта не менее, чем на 1/2 его диаметра. И лишь потом возникает обратная реакция потока. Появляется сила тяги. С обратной стороны полуротора величина изменения статики и динамики следующая. Набегающий поток тормозится вращающимся навстречу ламинарным потоком.

Вычислить теоретически величину торможения и саму зону (см. Фиг.3, зона р1-р7-р6-р12-р11-р10) невозможно. Необходима продувка в аэродинамической трубе.

Однако, основываясь на теории аэродинамики, можно с уверенностью предположить, что величина статического и динамического давления на ротор будет значительно выше при изменении формы поверхности ротора с гладкой на многогранную, а особенно в том случае, когда форма граней нелинейная.

Как вывод, на общий крутящий момент, создаваемый ротором-цилиндром, влияет не только скорость набегающего потока и размах ветроколеса, но и диаметр отдельно взятого цилиндра. Не меньшее значение имеет его продольная форма и форма сечения. Важным фактором также является и скорость вращения цилиндра.

При нелинейной форме граней скорость вращения ротора должна быть не менее скорости набегающего потока ветра, т.к. появляется эффект торможения потока за счет завихрения пограничного слоя. Скорость вращения ротора может регулироваться автоматически, путем снятия показаний датчика скорости ветра.

Достижение заявляемого технического результата производится за счет того, что применяют дополнительные профилированные плоскости вдоль каждого цилиндра ротора, которые по отношению к самим роторам неподвижны.

Схема совмещения вращающегося цилиндра (4) с неподвижными лопастями (6, 7, 8, 9), которые прикреплены с корневой стороны непосредственно к передней части вращающегося обтекателя (3) ветроустановки, показана на Фиг.1 и 2.

Концевые части этих лопастей (6, 7, 8, 9) прикреплены и зафиксированы в посадочных ложементах между двумя пластинами (5). На пластинах (5) по ходу движения встречного потока могут быть закреплены, соответственно: передний рассекатель потока (6), уплотнитель потока со стороны ускорения потока (7), служащий для расширения зоны охвата набегающего потока, его упорядочения и ускорения до очень значительных величин, а за уплотнителем потока может быть установлена реактивная лопасть (8), которая служит для создания дополнительной силы вращения всего ветроколеса. Дополнительно со стороны зоны торможения ротора может быть установлена лопасть торможения (9) набегающего потока, служащая для усиления торможения набегающего потока, расширения самой зоны турбулентности, так и для создания дополнительной силы вращения ветроколеса.

Все лопасти (7, 8, 9), за исключением переднего рассекателя (6), могут быть выполнены со специальными щелями (12) (см. Фиг.2), которые способствуют либо всасыванию дополнительной порции воздуха, либо предотвращению более раннего возникновения зоны срыва потока.

Каждая из лопастей (6, 7, 8, 9) может использоваться как по отдельности, так и все лопасти одновременно. В последнем случае усиление эффекта Магнуса становится максимальным. Лопасти могут в некоторых случаях крепиться непосредственно к аэродинамическому кольцу, при этом упрощается и сама конструкция ветроколеса, а комлевые части лопасти могут крепиться непосредственно к вращающейся части обтекателя.

Таким образом, схема обтекания вращающегося ротора находит законченный вид максимально возможного использования кинетической энергии набегающего потока. Пределы использования воздушного потока в сторону малых значений резко расширяются, т.е. для малых ветряных зон, где скорость ветра не превышает 2-3 м/с, установки, с использованием заявляемого изобретения, становятся наиболее эффективны, в сравнении с ветроустановками классического типа.

А при скорости ветра порядка 10 м/с и более на раскрутку роторов потребление собственной энергии резко снижается, а КПД установки повышается.

Кроме того, с использованием заявляемого изобретения становится возможным создавать малогабаритные ветроустановки больших мощностей.

Усиление эффекта Магнуса дополнительно может быть обеспечено путем изменения формы вращающегося цилиндра ротора.

Длина ротора находится в квадратной зависимости от диаметра всего ветроколеса. Тем не менее, можно получить еще одну зависимую величину, влияющую на общую мощность, которая присуща только активному методу обработки воздушного потока: зависимость мощности не только от размаха всего ветроколеса, но и от диаметра отдельно взятого цилиндра, а также от его формы. Объясняется это следующим образом (см. Фиг.4). При вращении цилиндра вязкий воздух «прилипает» к поверхности цилиндра, и прилегающие слои воздуха циркулируют вместе с вращающейся поверхностью цилиндра. Чем дальше от цилиндра отстоит набегающая масса воздуха, тем меньшую зависимость она имеет от вращающегося цилиндра. При этом поток начинает приобретать упорядоченную форму обтекания цилиндра, и его скоростные характеристики повышаются, т.е. скорость набегающего потока складывается со скоростью частиц воздуха непосредственно прилегающих к поверхности цилиндра. В итоге получается пограничный слой воздуха (смотри Фиг.4).

Скорость воздуха внизу цилиндра меньше (здесь V2 набегающего потока вычитается при торможении ее пограничным слоем цилиндра), а значит, давление повышается.

С обратной стороны скорость потока и цилиндра складывается, а это значит, что скорость повышается, что ведет к понижению давления. Из-за разности давлений возникает результирующая сила давления на цилиндр, который будет перемещаться в сторону меньшего давления, т.е. (в нашем случае) вверх.

Исходя из вышеизложенного, если по периметру окружности цилиндра вдоль длины цилиндра будут образованы выемки, то будет обеспечен эффект усиления вращения ротора, будет обеспечен эффект как ускорения, так и торможения потока вокруг ротора-цилиндра, а изменение величины диаметра взаимосвязано с объяснением характеристик параметров согласно закону сохранения массы в условной струйке.

Таким образом, заявляемый результат по усилению эффекта Магнуса также может быть реализован путем использования цилиндра, содержащего по всему периметру окружности вдоль всей его длины выемки, как показано на Фиг.4.

Размеры и форма выемок не принципиальны, но предпочтительно, чтобы выемки имели параболическую форму. Количество расположенных выемок по периметру окружности цилиндра зависит от значения скорости встречного потока ветра и может варьироваться от 8 и более, как показано на Фиг.5.

Величина суммарного крутящего момента при использовании эффекта Магнуса в совокупности с неподвижными лопастями может быть выражена следующим образом:

∑Мкр=Мкр.м.+Мкр.л.,

где Мкр.м. - величина крутящего момента, создаваемого чисто по эффекту Магнуса,

Мкр.л. - величина крутящего момента, создаваемого с помощью лопастей.

В свою очередь, сила, создаваемая только площадью реактивной лопасти, определяется по формуле:

где

Сy - аэродинамический коэффициент; - скоростной напор, S - площадь лопасти, из которой ясно, что основная составляющая этой силы - это (в нашем случае) величина скоростного напора, где скорости потока могут достигать сотен м/с, что выше штормовых значений.

Величина силы, создаваемая лопастью сжимающего потока, определяется экспериментальным путем, т.к. величина скоростного напора имеет сложный характер образования и поведения между самой лопастью и вращающимся цилиндром. Кроме того, сама лопасть находится в режиме вращения, а это значит, что угол атаки набегающего потока имеет сложный характер.

Принцип работы

Принцип работы энергоустановки, основанный на использовании эффекта Магнуса, заключается в следующем.

При включении электродвигателя (на чертежах не показан) его вращение передается на основной конический редуктор цилиндра (4) ротора или на ведомые шестерни приводов вала (2) ротора. Ведущая шестерня приводит во вращение ведомые шестерни с валами (2) роторов. При раскрутке роторов возникает эффект Магнуса.

Принципиально сам эффект заключается в том, что при обтекании вращающегося цилиндра (4) возникает разность давлений (если смотреть на схему) над и под цилиндром.

Это обусловлено тем, что набегающий поток, совпадающий с направлением вращения цилиндра, накладывается на ламинарный слой воздуха на самом цилиндре. При этом скорость потока и скорость вращения цилиндра складываются, то есть общая скорость обтекания цилиндра увеличивается. С обратной стороны картина обратная.

В результате этого возникает сила, направленная вверх, т.е. в область меньшего давления. Это, в свою очередь, приводит во вращение ветроколесо.

Крутящий момент, создаваемый раскрученным цилиндром, дает крутящий момент на порядок больший, чем лопасть обычного винта. Более того, изменение формы поверхности крутящегося цилиндра дает увеличение КПД ветроколеса на эффекте Магнуса в несколько раз.

1. Способ усиления эффекта Магнуса, характеризующийся использованием ветроколеса с горизонтальным валом и обтекателем, радиальных лопастей в виде цилиндрических роторов, приводов для вращения роторов и электрогенератора, электродвигателя привода роторов, отличающийся тем, что устанавливают дополнительные профилированные плоскости в виде лопасти вдоль каждого цилиндрического ротора, которые по отношению к самим роторам делают неподвижными и крепят с корневой стороны непосредственно к передней части вращающегося обтекателя ветроколеса и/или по периметру окружности цилиндрического ротора вдоль его длины выполняют выемки в количестве не менее 8.

2. Способ усиления эффекта Магнуса по п.1, отличающийся тем, что концевые части лопастей закрепляют и фиксируют в посадочных ложементах между двумя пластинами, на которых по ходу движения встречного потока устанавливают, соответственно, лопасть переднего рассекателя потока, лопасть уплотнителя потока со стороны ускорения потока и реактивную лопасть.

3. Способ усиления эффекта Магнуса по любому из пп.1 или 2, отличающийся тем, что дополнительно со стороны зоны торможения ротора устанавливают лопасть торможения набегающего потока.

4. Способ усиления эффекта Магнуса по любому из пп.1 или 2, отличающийся тем, что в уплотнителе потока, и/или реактивной лопасти, и/или лопасти торможения набегающего потока образуют специальные щели таким образом, чтобы достигалась возможность всасывания дополнительной порции воздуха либо предотвращения более раннего возникновения зоны срыва потока воздуха.

5. Способ усиления эффекта Магнуса по п.1, отличающийся тем, что выемки выполняют имеющими параболическую форму.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано для выработки электроэнергии с помощью ветра. .

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано в ветродвигателях с осью вращения, совпадающей с направлением ветра. .

Изобретение относится к области ветроэнергетики и может быть использовано в качестве электрогенератора для преобразования механической энергии ветра в электрическую.

Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано в ветровых электрогенераторах на основе эффекта Магнуса. .

Изобретение относится к устройствам преобразования механической энергии в текучей среде и может быть использовано в качестве гребных и воздушных винтов двигателей и движителей.

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к ветроэнергетическим установкам с использованием эффекта Магнуса. .

Изобретение относится к области энергетики, а более точно касается ветровых энергетических установок, производящих электрическую энергию за счет использования силы потока воздуха.

Изобретение относится к ветроэнергетике, а именно к усовершенствованию роторных ветроэлектрических установок /ВЭУ/. .

Изобретение относится к ветроэнергетике, сельскому и лесному хозяйству, в частности к использованию ветроэнергетических установок (ВЭУ) в комплексе с лесонасаждениями.

Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано в качестве установки для выработки электроэнергии с использованием энергии ветра

Изобретение относится к ветроэнергетическим установкам с преимущественно вертикальной осью вращения ротора и может быть использовано в народном хозяйстве для получения электрической и/или механической энергии

Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть использовано для превращения энергии ветра, а также гравитационной энергии, в механическую

Изобретение относится к конструктивным элементам ветряных двигателей, а конкретно - к конструкции лопастей и ступиц ветроколес

Изобретение относится к ветроэнергетике и может быть применено в ветродвигателях с вертикальной или горизонтальной осью вращения

Изобретение относится к энергетике, в частности к ветроэнергетическим установкам для преобразования энергии ветра в электрическую или иную энергию, и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и т.п

Изобретение относится к энергетике, в частности к ветроэнергетическим установкам для преобразования энергии ветра в электрическую или иную энергию, и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и т.п

Изобретение относится к энергетике, в частности к ветроэнергетическим установкам для преобразования энергии ветра в электрическую или иную энергию, и может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве и т.п

Изобретение относится к энергетике и может использоваться для преобразования кинетической энергии ветра в механическую или электрическую энергию
Наверх