Способ оценки качества противоизносных присадок к моторным маслам

Изобретение относится к области испытательной техники и его техническим результатом является повышение точности оценки качеств присадок, применяемых в машинных маслах. Этот результат обеспечивается за счет того, что при оценке качества противоизносных присадок к моторным маслам отбирают пробу эталонного масла и заливают в емкость с помещенной внутри струбциной, в струбцине закрепляют одним концом металлический образец, другой конец образца подвергают механическим колебаниям, фиксируют количество циклов до излома образца. Затем в эталонное масло добавляют исследуемую присадку, закрепляют металлический образец, идентичный по составу и строению использованному, обратный конец образца снова подвергают механическим колебаниям тех же амплитуды и частоты, фиксируют новое значение выносливости, по показаниям выносливости эталонного масла и эталонного масла с исследуемой присадкой оценивают качество присадки.

 

Изобретение относится к технической диагностике механизмов и машин, работающих с различными жидкостными системами, и может быть использовано для анализа значения выносливости образца в работающих жидкостях.

Известен способ определения качества минеральных моторных масел и причин, вызывающих его изменения, заключающийся в измерении при данной температуре (от 10 до 90°С) значения электропроводности и диэлектрической проницаемости образцового и исследуемого масел. Масло пригодно к эксплуатации, если оно удовлетворяет условию 1<n<N<SUB>КРИТИЧ<SUB>критическое, где n и nкритическое - отношения электропроводностей образцового и исследуемого масел и образцового и непригодного к эксплуатации масла. Если n≥nкритическое, масло в объекте целесообразно заменить. Причины изменения качества масла устанавливаются по отношению диэлектрических проницаемостей образцового и исследуемого масел. Технический результат способа состоит в том, чтобы надежно, оперативно, без затрат различных ресурсов определить степень пригодности масел к эксплуатации. Кроме того, анализ может проводиться непосредственно на объектах эксплуатации. (Пат. №2207556, опуб. 27.06.2003 г.).

Этот способ не обеспечивает получение достоверных диагностических сведений. Параметры диэлектрической проницаемости и электропроводности не дают достоверную оценку ресурса моторного масла, а зачастую могут иметь допустимые величины, но принадлежать к маслу с противоизносными свойствами не соответствующими требованиям, предъявляемым к ним, или не обеспечивающими безопасной работы машины.

Наиболее близким к предлагаемому является способ контроля качества находящегося в передаточном механизме или в станке смазочного масла с присадками, заключающийся в отборе пробы смазочного масла, являющегося эталоном, или выделяющихся из смазочного масла паров, пробу выделяющихся из смазочного масла паров направляют в мобильный ионный спектрометр, производят анализ пробы в отношении веществ, находящихся в паровой фазе над смазочным маслом, и изменение содержания и вида анализированных веществ в пробе оценивают путем сравнения с предварительно определенными веществами в паровой фазе смазочного масла, не бывшего в употреблении, для определений фактического состояния старения смазочного масла.

Смазочное масло после оценки полученных результатов измерений путем сравнения с заданными предельными значениями классифицируют.

К смазочному маслу после оценки полученных результатов измерений путем сравнения с заданными предельными значениями добавляют присадки.

После оценки полученных результатов путем сравнения с заданными предельными значениями производят замену смазочного масла (заявка №2003124188, опуб. 27.12.2005 г.).

Недостатком способа является технологическая сложность, высокая трудоемкость и низкая оперативность.

Все это относится не только к маслам, но и к любым другим технологическим жидкостям и присадкам, служащим для обеспечения надежной работы трибосистем.

Задачей изобретения является повышение точности оценки качеств присадок, применяемых в машинных маслах.

Решение задачи заключается в отборе проб эталонного масла и заполнении пробами емкости с помещенной внутри струбциной. В струбцине закрепляют одним концом металлический образец, другой конец образца подвергают механическим колебаниям, фиксируют количество циклов до излома образца, именуемых выносливостью. После чего в эталонное масло добавляют исследуемую присадку и снова закрепляют металлический образец, идентичный по составу и строению использованному. Обратный конец образца снова подвергают механическим колебаниям тех же амплитуде и частоте, фиксируют новое значение выносливости. По показаниям выносливости эталонного масла и эталонного масла с исследуемой присадкой оценивают качество присадки.

Данный способ может быть осуществлен устройством, опубликованном в монографии: Кукоз В.Ф. «Вопросы теории и практики трибоэлектрохимии», изд. Известия высших учебных заведений Сев.-Кав. регион, Ростов-на-Дону, 2004. В устройстве, описанном в монографии в качестве металлического образца, использовали медную проволоку, изучая влияние различных агрессивных сред на износостойкость металла. По полученным результатам выносливости можно с точностью определить степень негативного или позитивного влияния того или иного раствора на износостойкость.

Примером решения данной задачи может послужить способ определения качества противоизносной присадки к минеральным маслам «Аспект-модификатор». Для осуществления оценки было выбрано минеральное моторное масло М6з/14Г. Брали стакан емкостью 200 мл, закрепляли на дне стакана пластмассовую струбцину, наполняли стакан маслом, закрепляли в струбцине медную проволоку длиной 30 мм и диаметром 1 мм, свободный конец проволоки закрепляли на штоке механического вибратора, включали вибратор в работу и считали количество возвратно-поступательных циклов до излома проволоки, при частоте штока равной 1 Гц и амплитуде колебаний равной 2 см это число, характеризуемое термином «выносливость», составило 28 колебаний. Затем добавляли в масло присадку «Аспект-модификатор» концентрацией 5%, тщательно перемешивали и снова закрепляли в струбцине медную проволоку длиной 30 мм и диаметром 1 мм. В масле с присадкой значение выносливости уже составило 142 циклов с момента включения вибратора в работу до разрыва медной проволоки. По полученным данным можно сделать вывод, что исследуемая присадка «Аспект-модификатор» при концентрации 5% в смазочном масле М6з/14Г увеличивает противоизносные свойства масла в 5 раз.

Способ оценки качества противоизносных присадок к моторным маслам, заключающийся в сравнении качеств технологических жидкостей с качествами эталонных жидкостей, отличающийся тем, что отбирают пробу эталонного масла и заливают в емкость с помещенной внутри струбциной, в струбцине закрепляют одним концом металлический образец, другой конец образца подвергают механическим колебаниям, фиксируют количество циклов до излома образца, именуемых выносливостью, после чего в эталонное масло добавляют исследуемую присадку и снова закрепляют металлический образец, идентичный по составу и строению использованному, обратный конец образца снова подвергают механическим колебаниям тех же амплитуды и частоты, фиксируют новое значение выносливости, по показаниям выносливостей эталонного масла и эталонного масла с исследуемой присадкой оценивают качество присадки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрооборудованию испытательных стендов для испытания деталей машин, а более конкретно для испытания цепных передач и предохранительных муфт.

Изобретение относится к области испытательной техники и может использоваться, в частности, для испытания главных вертолетных редукторов. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для исследования вибраций в зубчатых передачах. .

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного измерения и непрерывного контроля амплитуды колебаний турбинных и компрессорных лопаток в эксплуатационных условиях.

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам. .

Изобретение относится к области спектроскопии. .

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в конструкциях испытательных стендов. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для экспериментальных исследований упругих муфт. .

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования свойств материалов, применяемых в радиальных парах трения, в частности в подшипниках скольжения погружных центробежных насосов.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к установкам для испытания подшипников с комбинированным нагружением, и может найти применение для испытания подшипников качения и скольжения, работающих в условиях динамического нагружения.

Изобретение относится к неразрушаемому контролю и может быть использовано для определения точек контакта шарика с ободом шарикоподшипника и вычисления угла контакта шарикоподшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики и отбраковки подшипников качения

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для диагностики зубчатых передач

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к стендам вибрационных испытаний роторных систем

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на снижение затрат электроэнергии при проведении испытаний цепных передач

Изобретение относится к способам контроля степени износа смазываемых деталей двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области испытательной техники и направлено на повышение достоверности контроля качества узлов трения, расширение диапазона типономиналов контролируемых объектов

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к испытанию радиальных подшипников качения на долговечность при местном нагружении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности, для определения базовой статической грузоподъемности (допустимой статической нагрузки) подшипниковых узлов машин с подшипниками качения
Наверх