Способ вибродиагностики технического состояния поршневых машин по спектральным инвариантам

Способ может быть использован для диагностирования состояния узлов и деталей поршневых компрессоров двухстороннего действия, а также для оценки их технического состояния, а также может найти применение в информационно-диагностических системах автоматической диагностики и мониторинга поршневых машин. Техническим результатом изобретения является повышение достоверности диагностики. Согласно способу, вибродиагностику технического состояния поршневых машин по спектральным инвариантам проводят путем измерения вибрации поршневой машины, определения амплитудно-частотного спектра вибрации, оценки амплитуды информативных частотных составляющих спектра, по которым судят о состоянии машины. Вибрацию измеряют в точках корпуса, близлежащих к зонам расположения диагностируемых узлов поршневой машины, выделяют информативные составляющие в виде гармоник частоты повторения полного цикла поршневой машины, оценивают их дисперсии, формируют совокупности гармоник и определяют спектральные инварианты в виде отношения дисперсий соответствующих совокупностей гармоник. 1 з.п. ф-лы, 15 ил.

 

Изобретение относится к способам вибрационной диагностики механизмов периодического действия, в частности к диагностированию технического состояния поршневых компрессоров двухстороннего действия по вибрации корпуса, и может быть использовано для оценки их технического состояния.

Известен способ виброакустической диагностики поршневых машин, основанный на анализе и нормировании параметров абсолютной вибрации [5] как по общему уровню в местах установки датчика, так и путем нормирования вибропараметров, например амплитуды вибрации в определенные моменты или отрезки времени по углу поворота коленчатого вала. Недостатком данного способа является оценка только общего технического состояния узлов без указания конкретных причин повышенной вибрации.

Известен способ виброакустической диагностики механизмов периодического действия, реализованный в патенте РФ [1], по которому о состоянии механизма судят по пропорциональности отношения K=Wp/WH, мощностей периодической Wp и шумовой WH составляющих, при этом проводят нормирование виброакустического сигнала по общему уровню.

В этом способе не указана связь между использованием указанного отношения и конкретными неисправностями или дефектами диагностируемого объекта.

Известен способ виброакустической диагностики механизмов периодического действия, реализованный в патенте РФ [2], по которому о состоянии механизма судят по пропорциональности отношения Кшпш, мощностей периодической Рп и шумовой Рш составляющих, при этом проводят нормирование виброакустического сигнала по уровню шумовой составляющей.

В этом способе также не приводится связь между использованием указанного отношения и конкретными неисправностями или дефектами диагностируемого объекта.

Наиболее близким аналогом [3, 4] является способ вибрационной диагностики поршневых компрессоров по соотношению спектральных составляющих периодической части сигнала, определяемой циклическим рабочим процессом,

где А1, Аi - амплитуды соответственно 1ой, iой (i=2,...,15) гармоник в амплитудно-частотном спектре вибрации диагностируемой поршневой машины.

Недостатком данного способа является то, что оценивается состояние только клапанов поршневой машины, причем отношение спектральных составляющих зависит от общего уровня спектральных составляющих и может изменяться от десятых долей до нескольких единиц, что существенно затрудняет нормирование этого параметра для разных типов машин.

Целью изобретения является повышение достоверности диагностики, которое достигают путем анализа уровня спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса диагностируемой поршневой машины с учетом зависимости уровня спектральных инвариант от технического состояния узла поршневой машины, в частности клапанов поршневого компрессора, крейцкопфа, деталей цилиндропоршневой группы поршневой машины, дисбаланса вращающихся масс, несоосности валов поршневой машины и привода, дефекта муфты между ними.

Поставленная цель в способе вибродиагностики технического состояния поршневых машин по спектральным инвариантам, включающем измерение вибрации поршневой машины, определение амплитудно-частотного спектра вибрации, оценку амплитуды информативных частотных составляющих спектра, по которым судят о состоянии машины, достигают тем, что вибрацию измеряют в точках корпуса, близлежащих к зонам расположения диагностируемых узлов поршневой машины, выделяют информативные составляющие в виде гармоник частоты повторения полного цикла поршневой машины, оценивают их дисперсии, формируют совокупности гармоник и определяют спектральные инварианты в виде отношения дисперсий соответствующих совокупностей гармоник:

где Аi, Аm - амплитуды соответственно iой, mой гармоник в амплитудно-частотном спектре вибрации диагностируемой поршневой машины;

- спектральный инвариант, равный отношению суммы дисперсий гармоник с номерами m=p,...,r,...,s к сумме дисперсий с номерами гармоник i=1,...,k,...,l,

строят базу знаний в виде табличной зависимости, связывающей место измерения вибрации, узел диагностируемой машины, вид неисправности, соответствующий спектральный инвариант и его значения для различных оценок технического состояния, обусловленную причинно-следственными связями между ними и состоянием машины:

База знаний

Место измерения вибрацииУзлы поршневой машиныКлассы неисправностейСпектральный инвариантСостояние
ТПМНДП
1КрейцкопфКривошипно-ползунный механизм (КПМ)Зазоры, состояние поверхностей скольжения ползуна, состояние поверхности втулки и подшипника верхней головки шатуна, жесткость крепления штока>0,33>0,76
2КрейцкопфКривошипно-шатунный механизм (КШМ)Зазоры, состояние шатунной шейки коленчатого вала и ее подшипников, жесткость крепления нижней головки шатуна, состояние коренных подшипников коленчатого вал>0,51>0,76
3Клапан; цилиндр в зоне клапановКлапанПоломка пластин, пружин, уменьшение параметра «время-сечение», гидроудар, нарушение технологического процесса>0,33>0,51
4Крышка цилиндраДетали цилиндро-поршневой группыЗазор между поршнем и гильзой, износ поршневых колец, износ поверхности гильзы, ослабление крепления штока к поршню (зазоры втулка-поршень), гидроудар, нарушение технологического процесса>0,33>0,51
5Подшипник поршневой машины со стороны привода или маховикаВращающиеся детали вала, муфтаДисбаланс>0,51>0,76
6Вал поршневой машины, вал приводаНесоосность>0,51>0,76
7МуфтаПовышенные зазоры, ослабление крепления, ослабление жесткости>0,51>0,76

Поставленная цель в способе диагностики технического состояния поршневых машин по вибрации корпуса достигается также тем, что длительность исходного сигнала вибрации для выделения спектральных инвариант составляет не менее периода одного полного цикла работы поршневой машины.

Анализ отличительных признаков предлагаемого способа диагностики технического состояния поршневых машин по вибрации корпуса и обеспечиваемых ими технических результатов показал, что:

- виброактивность поршневой машины определяется, во-первых, гармониками частоты вращения вала, которая, как правило, совпадает с полным циклом работы поршневой машины, и, во-вторых, высокочастотной шумовой составляющей вибрации, которая, как правило, промодулирована гармониками частоты вращения вала, при этом именно гармонические составляющие как в прямом спектре, так и в спектре огибающей, являются наиболее сильными, стабильными и характерными составляющими вибрации поршневой машины независимо от конструктивных, массогабаритных и других показателей поршневой машины. Поэтому использование гармонических составляющих виброакустического сигнала в качестве компонент диагностических признаков позволяет получать стабильные результаты анализа виброакустической активности поршневой машины, в противоположность высокочастотной шумовой составляющей, в значительной степени зависящей от газодинамических процессов в поршневой машине, технологических параметров ведения процесса компримирования и места установки вибродатчиков;

- использование спектральных инвариант в виде отношения дисперсий гармонических составляющих позволяет провести нормирование уровней диагностических признаков неисправностей, лежащих в диапазоне от 0 до 1;

- использование спектральных инвариант, которые в общем виде математически можно описать следующим образом:

где Ai, Am - амплитуды соответственно iой, mой гармоник в амплитудно-частотном спектре вибрации диагностируемой поршневой машины;

- спектральный инвариант, равный отношению суммы дисперсий гармоник с номерами m=p,...,r,...,s к сумме дисперсий с номерами гармоник i=1,...,k,...,l, позволяет обобщенно и единообразно решить задачу диагностирования различных узлов и механизмов поршневой машины;

- одноименные спектральные инварианты, полученные по амплитудно-частотному спектру вибрации корпуса с датчиков, установленных в различных точках поршневой машины, позволяют получать информацию о состоянии различных узлов и механизмов поршневой машины;

- использование в качестве амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины спектра огибающей виброакустического сигнала и выделение гармонических составляющих дает возможность проводить анализ спектральных инвариант в различных частотных диапазонах виброакустической активности, характерных для различных узлов и деталей поршневой машины;

- наличие базы знаний, полученной путем многолетнего мониторинга состояния нескольких десятков поршневых машин, позволяет повысить достоверность диагностики узлов и деталей поршневой машины и обеспечивает быструю, полную и достоверную диагностику поршневых машин, применяемых в различных отраслях промышленности, без проведения трудоемких предварительных исследований каждой машины. При этом база знаний позволяет по уровню различных спектральных инвариант, вычисленных по амплитудно-частотному спектру вибрации, полученному с датчиков, установленных в различных местах поршневой машины, определять состояние узлов и деталей поршневой машины:

- при измерении вибрации в зоне крейцкопфа уровень спектрального инварианта определяет состояние кривошипно-ползунного механизма (КПМ), в частности зазоры, состояние поверхностей скольжения ползуна, состояние поверхности втулки и подшипника верхней головки шатуна, жесткость крепления штока. При этом, если больше 0,33, но меньше 0,76, состояние КПМ - требует принятия мер (ТПМ), а если больше 0,76, то состояние КПМ - недопустимо (НДП) и дальнейшая эксплуатация поршневой машины может привести к аварии;

- при измерении вибрации в зоне крейцкопфа уровень спектрального инварианта определяет состояние кривошипно-шатунного механизма (КШМ), в частности зазоры, состояние шатунной шейки коленчатого вала и ее подшипников, жесткость крепления нижней головки шатуна, состояние коренных подшипников коленчатого вала. При этом, если больше 0,51, но меньше 0,76, состояние КШМ - требует принятия мер, а если больше 0,76, то состояние КШМ - недопустимо;

- при измерении вибрации на цилиндре в зоне клапанов или непосредственно на клапанах уровень спектрального инварианта определяет состояние клапанов и качество протекания процесса компримирования. К неисправностям клапанов и нарушению качества протекания процесса компримирования относят, в частности поломку пластин, пружин, уменьшение параметра «время-сечение», нарушение технологического процесса, возникновение гидроударов. При этом, если больше 0,33, но меньше 0,51, состояние клапанов и технологического процесса - требует принятия мер, а если больше 0,51, то состояние клапанов и технологического процесса - недопустимо;

- при измерении вибрации на крышке цилиндра уровень спектрального инварианта определяет состояние деталей цилиндропоршневой группы и качество протекания процесса компримирования. К неисправностям деталей цилиндропоршневой группы и нарушению качества протекания процесса компримирования относят, в частности, увеличение зазора между поршнем и гильзой, износ поршневых колец, износ поверхности гильзы, ослабление крепления штока к поршню (зазоры втулка-поршень), нарушение технологического процесса, гидроудар. При этом, если больше 0,33, но меньше 0,51, состояние деталей цилиндропоршневой группы и технологического процесса - требует принятия мер, а если больше 0,51, то состояние деталей цилиндропоршневой группы и технологического процесса - недопустимо;

- при измерении вибрации на подшипнике поршневой машины со стороны привода или маховика уровень спектрального инварианта определяет наличие дисбаланса вращающихся деталей вала или муфты. При этом, если больше 0,51, но меньше 0,76, уровень дисбаланса таков, что необходимо принимать меры по его устранению, а если больше 0,76, то уровень дисбаланса - недопустим;

- при измерении вибрации на подшипнике поршневой машины со стороны привода или маховика уровень спектрального инварианта определяет наличие несоосности вала поршневой машины и вала привода. При этом, если больше 0,51, но меньше 0,76, уровень несоосности таков, что необходимо принимать меры по ее устранению, а если больше 0,76, то уровень несоосности - недопустим;

- при измерении вибрации на подшипнике поршневой машины со стороны привода или маховика уровень спектрального инварианта определяет наличие неисправности муфты между валом поршневой машины и валом привода. К неисправностям муфты относят, в частности, повышенные зазоры, ослабление крепления, ослабление жесткости муфты и ее деталей. При этом, если больше 0,51, но меньше 0,76, то состояние муфты - требует принятия мер, а если больше 0,76, то состояние муфты - недопустимо.

Физическая сущность предлагаемого способа диагностики технического состояния поршневых машин по вибрации корпуса объясняется следующим образом. Виброактивность каждого изолированного цилиндра идеальна, т.е. полностью соответствующей конструкторской документации и эксплуатируемой в заданных нормативной документацией условиях (техническими условиями) поршневой машины пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При этом основной возмущающей силой является вторая гармоника частоты вращения вала, величина которой пропорциональна силовому воздействию при движении поршня сначала от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки и, затем в обратном направлении - от нижней мертвой точки до верхней мертвой точки, когда завершается полный цикл работы поршневой машины. Любое нарушение структуры узлов машины приводит к появлению силовых возмущений, отличающихся от удвоенной частоты вращения коленчатого вала. Например, отказ одного из клапанов поршневого компрессора двухстороннего действия приводит к нарушению симметрии силовых воздействий и, соответственно, к перераспределению виброактивности на гармониках частоты вращения. Аналогично, появление нерасчетных зазоров в движущихся и вращающихся узлах приводит к нарушению симметрии сил и изменению виброактивности на гармониках частоты вращения вала машины.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

фиг.1 - данные из спектров и расчетные соотношения параметров виброакустической характеристики поршневой машины виброакустического сигнала с датчика, установленного в зоне крейцкопфа, которые ранжированы

фиг.2 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного над крейцкопфом диагностируемой поршневой машины;

фиг.3 - амплитудно-частотные спектры вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного над крейцкопфом диагностируемой поршневой машины в трех случаях:

а) исправные узлы кривошипно-ползунного механизма (КПМ) и кривошипно-шатунного механизма (КШМ);

б) несправен узел КПМ;

в) неисправен узел КШМ.

фиг.4 - данные из спектров и расчетные соотношения по виброакустическим сигналам с датчиков, установленных на клапанах поршневых машин типа «4М16-22,4/23-64», которые ранжированы по

фиг.5 - данные из спектров и расчетные соотношения по виброакустическим сигналам с датчиков, установленных на клапанах поршневых машин типа «2М10-11/42-60», которые ранжированы по

фиг.6 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на клапане поршневой машины;

фиг.7 - данные из спектров и расчетные соотношения по виброакустическим сигналам с датчиков, установленных на крышке цилиндра поршневых машин типа «4М16-22,4/23-64», которые ранжированы по

фиг.8 - данные из спектров и расчетные соотношения по виброакустическим сигналам с датчиков, установленных на крышке цилиндра поршневых машин типа «2М10-11/42-60», которые ранжированы по

фиг.9 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на крышке цилиндра поршневой машины;

фиг.10 - амплитудно-частотные спектры вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении дисбаланса масс (деталей) коленчатого вала (неуравновешенность коленчатого вала). Размерность по оси Х приведена в номерах гармоник частоты вращения вала (порядковая шкала). Частота вращения вала составляет 6,25 Гц (1·RPM=6,25 Гц);

фиг.11 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении дисбаланса масс (деталей) коленчатого вала (неуравновешенность коленчатого вала);

фиг.12 - амплитудно-частотные спектры вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении несоосности коленчатого вала поршневой машины и вала привода. Размерность по оси Х приведена в номерах гармоник частоты вращения вала (порядковая шкала). Частота вращения вала составляет 6,25 Гц (1·RPM=6,25 Гц);

фиг.13 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении несоосности коленчатого вала поршневой машины и вала привода;

фиг.14 - амплитудно-частотные спектры вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении неисправности муфты - повышенные зазоры. Размерность по оси Х приведена в номерах гармоник частоты вращения вала (порядковая шкала). Частота вращения вала составляет 6,25 Гц (1·RPM=6,25 Гц);

фиг.15 - нормированные значения спектральных инвариант амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, полученные с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении неисправности муфты.

Реализуемость способа проверялась путем анализа параметров вибрации корпуса поршневой машины при возникновении реально возникающих в процессе эксплуатации поршневой машины дефектов и неисправностей. Выборочные накопленные данные по оценкам состояния узлов поршневых машин, выполненным специалистами ремонтных подразделений, с одной стороны, а с другой - сигналы, полученные непосредственно перед остановкой поршневой машины для оценки состояния ее узлов, сведены в таблицы по местам установки датчиков вибрации на определенные узлы и типам машин (фиг.1, 4, 5, 7, 8). Номера строк данных соответствуют порядку их накопления. Состояние узлов поршневых машин оценивалось по следующим критериям:

ДОПУСТИМО - «Д» - состояние узла позволяет эксплуатировать машину продолжительное время;

ТРЕБУЕТ ПРИНЯТИЯ МЕР - «ТПМ» - состояние узла можно оценить как удовлетворительное, однако во время ближайшей остановки машины целесообразно провести ремонт узла. Машину можно эксплуатировать ограниченное время, при этом необходимо периодически контролировать состояние этого узла;

НЕДОПУСТИМО - «НДП» - состояние узла не позволяет эксплуатировать машину, необходимо незамедлительно провести ремонт данного узла;

Д-ТПМ - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ДОПУСТИМО и ТПМ;

ТПМ-НДП - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ТПМ и НДП.

При оценке состояния крейцкопфного узла приняты следующие обозначения:

Т-КПМ, Н-КПМ - оценивалось состояние поверхностей скольжения ползуна, жесткость крепления штока, состояние поверхности втулки и подшипника верхней головки шатуна - состояние деталей кривошипно-ползунного механизма. В таблицах далее приняты следующие обозначения:

Т-КПМ соответствует состоянию ТПМ; Н-КПМ - состоянию НДП; Д-Т-КПМ - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ДОПУСТИМО и ТПМ; Т-Н-КПМ - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ТПМ и НДП;

Т-КШМ, Н-КШМ - оценивалось состояние шатунной шейки коленчатого вала и ее подшипников, жесткость крепления нижней головки шатуна, состояние коренных подшипников коленчатого вала - состояние деталей кривошипно-шатунного механизма. В таблицах далее приняты следующие обозначения: Т-КШМ соответствует состоянию ТПМ, Н-КШМ - состоянию НДП;

Д-Т-КШМ - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ДОПУСТИМО и ТПМ; Т-Н-КШМ - специалисты ремонтных подразделений оценивали состояние узла как граничное между ТПМ и НДП.

Для анализа зависимости уровня спектральных инвариант от состояния узла машины выбраны следующие виды спектральных инвариант:

где A1, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А8, А9 - амплитуда 1ой, 2ой, 3ей, 4ой, 5ой, 6ой, 7ой, 8ой, 9ой гармоник в амплитудно-частотном спектре вибрации диагностируемой поршневой машины.

Анализ полученных данных (фиг.1) показывает, что по оценке специалистов при нахождении спектрального инварианта в диапазоне от 0,33 до 0,76 детали КПМ находятся в состоянии «ТПМ». Если инвариант находится в диапазоне от 0,51 до 0,76, то детали КШМ находятся в состоянии «ТПМ». При превышении уровня 0,76 детали КПМ находятся в состоянии «НДП», а при превышении величины 0,76 - детали КШМ находятся в состоянии «НДП». Статистическая обработка полного набора накопленных данных позволила выявить среднестатистические пороговые значения спектральных инвариант для различных узлов и их состояний (Фиг.2). Здесь необходимо заметить, что оценка реального состояния подшипников (коренных, шатунных) и втулок (шеек вала) затруднена при кратковременной остановке поршневой машины, в то же время значительные износы и неисправности подтверждены в результате разборки узлов. В качестве примера на фиг.3 приведены амплитудно-частотные спектры вибрации диагностируемой поршневой машины в трех случаях:

а) исправные узлы КПМ и КШМ;

б) несправен узел КПМ;

в) неисправен узел КШМ.

Анализ гармонических составляющих амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины, в данном случае - спектра огибающей виброакустического сигнала с датчиков, установленных на клапанах, диагностируемой поршневой машины и спектрального инварианта показывает, что уровень спектрального инварианта от 0,33 до 0,51 соответствует состоянию клапанов «ТПМ» для машины типа «4М16-22,4/23-64» (фиг.4), а превышение уровня инварианта величины 0,51 соответствует состоянию клапанов «НДП». Для машины типа «2М10-11/42-60» уровень спектрального инварианта от 0,33 до 0,51 соответствует состоянию клапанов «ТПМ», превышение уровня величины 0,51 соответствует состоянию клапанов «НДП» (фиг.5).

Статистическая обработка полного набора накопленных данных выявила среднестатистические пороговые значения уровней спектральных инвариант для различных состояний клапанов поршневых машин (фиг.6).

Анализ гармонических составляющих амплитудно-частотного спектра вибрации корпуса поршневой машины с датчиков, установленных на крышке цилиндра, диагностируемой поршневой машины и спектрального инварианта показывает, что уровень спектрального инварианта от 0,33 до 0,51 соответствует состоянию деталей цилиндропоршневой группы «ТПМ» для машины типа «4М16-22,4/23-64» (фиг.7), а превышение уровня инварианта величины 0,51 соответствует состоянию деталей цилиндропоршневой группы «НДП». Для машины типа «2М10-11/42-60» уровень спектрального инварианта от 0,33 до 0,51 соответствует состоянию деталей цилиндропоршневой группы «ТПМ», превышение уровня инварианта величины 0,51 соответствует состоянию деталей цилиндропоршневой группы «НДП» (фиг.8).

Статистическая обработка полного набора накопленных данных позволила определить среднестатистические пороговые значения уровней спектральных инвариант для различных состояний деталей цилиндропоршневой группы (фиг.9).

Статистическая обработка накопленных данных по спектрам вибрации (фиг.10) с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении дисбаланса масс (деталей) коленчатого вала (неуравновешенность коленчатого вала), позволила определить среднестатистические пороговые значения (фиг.11) уровней спектральных инвариант при различных величинах дисбаланса (неуравновешенности коленчатого вала).

Статистическая обработка накопленных данных по спектрам вибрации (фиг.12) с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении несоосности коленчатого вала поршневой машины и вала привода, позволила определить среднестатистические пороговые значения (фиг.13) уровней спектральных инвариант при различных величинах несоосности.

Статистическая обработка накопленных данных по спектрам вибрации (фиг.14) с датчика, установленного на подшипник поршневой машины со стороны привода диагностируемой поршневой машины, при возникновении неисправности муфты позволила определить среднестатистические пороговые значения (фиг.15) уровней спектральных инвариант при различных состояниях муфты.

Общая сводка правил диагностирования поршневых машин приведена в базе знаний:

База знаний

Место измерения вибрацииУзлы поршневой машиныКлассы неисправностейСпектральный инвариантСостояние ТПМ НДП
1КрейцкопфКривошипно-ползунный механизм (КПМ)Зазоры, состояние поверхностей скольжения ползуна, состояние поверхности втулки и подшипника верхней головки шатуна, жесткость крепления штока>0,33>0,76
2КрейцкопфКривошипно-шатунный механизм (КШМ)Зазоры, состояние шатунной шейки коленчатого вала и ее подшипников, жесткость крепления нижней головки шатуна, состояние коренных подшипников коленчатого вала>0,51>0,76
3Клапан; цилиндр в зоне клапановКлапанПоломка пластин, пружин, уменьшение параметра «время-сечение», гидроудар, нарушение технологического процесса>0,33>0,51
4Крышка цилиндраДетали цилиндро-поршневой группыЗазор между поршнем и гильзой, износ поршневых колец, износ поверхности гильзы, ослабление крепления штока к поршню (зазоры втулка-поршень), гидроудар, нарушение технологического процесса>0,33>0,51
5Подшипник поршневой

машины со стороны привода или

маховика
Вращающиеся детали вала, муфтаДисбаланс>0,51>0,76
6Вал поршневой машины, вал приводаНесоосность>0,51>0,76
7МуфтаПовышенные зазоры, ослабление крепления, ослабление жесткости>0,51>0,76

Таким образом, предлагаемый способ диагностики технического состояния поршневых машин по вибрации корпуса, основанный на базе знаний, связывающей спектральные инварианты амплитудно-частотного спектра вибрации в виде соотношений предложенной структуры и их нормированные величины, независимо от типа и параметров поршневых машин, с конкретными классами дефектов, позволяет повысить достоверность диагностики.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №1107002, МКИ G01H 1/00. Устройство для виброакустической диагностики механизмов периодического действия./Костюков В.Н. и Морозов С.А.//Заявл. 17.04.80; Опубл. 07.08.84; Бюл. - №29.

2. Патент РФ №1343259, МКИ G01M 7/00. Устройство для виброакустической диагностики механизмов периодического действия./Костюков В.Н.//Заявл. 24.02.86; Опубл. 07.10.87.; Бюл.- №37.

3. Костюков В.Н. Мониторинг безопасности производства. - М.: Машиностроение, 2002. - С.93-103.

4. Костюков В.Н., Бойченко С.Н., Костюков А.В. Автоматизированные системы управления безопасной ресурсосберегающей эксплуатацией оборудования нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (АСУ БЭР - КОМПАКС®)./Под ред. В.Н.Костюкова. - М.: Машиностроение, 1999. - С.90-97.

5. Костюков В.Н., Науменко А.П. Нормативно-методическое обеспечение мониторинга технического состояния поршневых компрессоров./Контроль. Диагностика. 2005 г. №11. - С.20-23.

1. Способ вибродиагностики технического состояния поршневых машин по спектральным инвариантам, заключающийся в том, что измеряют вибрацию поршневой машины, определяют амплитудно-частотный спектр вибрации, оценивают амплитуды информативных частотных составляющих спектра, по которым судят о состоянии машины, отличающийся тем, что вибрацию измеряют в точках корпуса, близлежащих к зонам расположения диагностируемых узлов поршневой машины, выделяют информативные составляющие в виде гармоник частоты повторения полного цикла поршневой машины, оценивают их дисперсии, формируют совокупности гармоник и определяют спектральные инварианты в виде отношения дисперсий соответствующих совокупностей гармоник:

,

где Ai, Am - амплитуды соответственно i-й, m-й гармоник в амплитудно-частотном спектре вибрации диагностируемой поршневой машины;

- спектральный инвариант, равный отношению суммы дисперсий гармоник с номерами m=p,...,r,...,s к сумме дисперсий с номерами гармоник i=1,...,k,...,l,

строят базу знаний в виде табличной зависимости, связывающей место измерения вибрации, узел диагностируемой машины, класс неисправности, соответствующий спектральный инвариант и его значения для различных оценок технического состояния, обусловленную причинно-следственными связями между ними и состоянием машины.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что длительность исходного сигнала вибрации для выделения спектральных инвариант составляет не менее периода одного полного цикла работы поршневой машины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области усовершенствований, касающихся устройств, предназначенных для испытаний металлических элементов под нагрузкой, а также связанных с ними способов и систем.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при разработке автоматических устройств управления врезной подачей шлифовальных станков, а также при анализе нестационарных процессов в механических системах.

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин и может быть использовано для мониторинга технического состояния в информационно-диагностических системах автоматической диагностики и мониторинга.

Изобретение относится к системам калибровки устройств, измеряющих вибрацию по таким ее параметрам, как виброскорость, виброускорение. .

Изобретение относится к испытательной технике. .

Изобретение относится к машиностроению. .

Изобретение относится к области испытания турбореактивных двигателей на стенде в условиях, близких к полетным. .

Изобретение относится к технике испытания в эксплуатационных условиях двс с воспламенением горючей смеси от сжатия. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкциям испытательных стендов, связанных с доводкой и определением ресурса автомобилей, строительно-дорожных машин, колесных тракторов, и может быть использовано на заводах производителях автомобилей, колесных тракторов, дорожно-строительных машин, а также в сфере сервиса и ремонта перечисленной техники.
Изобретение относится к области создания абразивных смесей для испытания рабочих органов сельскохозяйственных орудий на износ и направлено на повышение прочностных и износостойких свойств имитируемой почвы.

Изобретение относится к акустике автотранспортных средств (АТС) и может быть использовано для идентификации источников шума АТС и их ранжирования. .

Изобретение относится к техническим средствам для автоматизации испытаний электрических мотор-редукторов и предназначено для измерения параметров электрических микромашин.

Изобретение относится к космической и силоизмерительной технике и может быть использовано в системах замера тяги преимущественно однокомпонентного реактивного микродвигателя (МД), в частности электротермического МД, при его наземной отработке в атмосфере и в вакууме, перед установкой и применением на КА.

Изобретение относится к области электротехники, электроники и теплотехники и может быть использовано для определения технического состояния дизель-электрических станций, применяемых в различных системах.

Изобретение относится к области экспериментальной газодинамики и может быть использовано при исследовании рабочего процесса в машинах объемного действия. .

Изобретение относится к стендовым испытаниям систем автоматического управления и контроля газотурбинных двигателей (САУК ГТД). .

Изобретение относится к области испытательной техники, предназначенной для экспериментальных исследований биротативных и однорядных вентиляторов авиационных двигателей и двигателей других летательных аппаратов, например наземных и надводных летательных аппаратов на воздушной подушке и других
Наверх