Сталь для валков горячей прокатки

Изобретение относится к литейному производству, а именно к разработке составов сталей для изготовления валков для горячей прокатки. Сталь содержит углерод, кремний, марганец, ванадий, кальций, серу, фосфор и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: углерод 0,55-0,65, кремний 0,20-0,52, марганец 0,40-0,90, ванадий 0,1-0,2, кальций 0,01-0,03, сера до 0,03, фосфор до 0,03, железо остальное. При этом соблюдается соотношение 3,25≤С/V≤5,5. Повышаются значения прочностных и пластических свойств, в частности, временное сопротивление при растяжении, предел текучести, относительное удлинение и ударная вязкость. 1 табл.

 

Изобретение относится к литейному производству, в частности к разработке составов сталей для ответственных деталей машиностроения. Известна сталь [1], содержащая, мас.%:

Углерод0,55-0,65
Кремний0,8-1,10
Хром1,60-1,90
Марганец0,40-0,70
Химический элемент, способствующий интенсификации процесса азотирования (медь или германий)0,40-0,80
Ванадий0,15-0,30
Кальций0,001-0,0025
Железоостальное

Хотя известная сталь содержит ванадий и кальций, но в другом сочетании признаков и в других количествах по сравнению с предлагаемой.

Известную сталь используют при получении ответственных деталей и узлов, применяемых в машиностроении. Для получения высокого комплекса свойств используют как традиционные методы упрочнения (закалка, отпуск), так и низкотемпературное азотирование, т.е. она подвергается довольно сложной термической и термохимической обработке.

Недостатком известной стали является высокое содержание хрома (1,6-1,9), которое приводит к формированию включений указанного элемента неблагоприятной морфологии, что при отсутствии специальной термохимической обработки (закалка, азотирование) ведет к снижению уровня механических свойств стали (прочности, пластичности).

При относительном удлинении 12-14% сталь чувствительна к ударным нагрузкам. В предлагаемой стали этот показатель значительно выше.

Кроме того, известная сталь сложна по составу, а следовательно, дороже.

Учитывая то обстоятельство, что предлагаемая сталь разрабатывалась преимущественно для производства валков горячей прокатки, испытывающих при работе высокие механические и тепловые нагрузки, в качестве прототипа принята более близкая по назначению, технической сущности и достигаемому результату сталь [2], содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, серу, фосфор и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод0,42-0,50
Кремний0,20-0,52
Марганец0,40-0,90
Ванадий0,05-0,10
Серадо 0,03
Фосфордо 0,03
Железоостальное,

при соотношении C/V 8,4-5,0.

Недостатком указанной марки стали является недостаточный уровень механических свойств (прочности, пластичности), что приводит к преждевременному выходу из строя деталей, изготовленных из данной марки стали.

Технический результат изобретения - повышение значений прочностных и пластических свойств для ответственных деталей машиностроения, преимущественно валков горячей прокатки.

Этот технический результат достигается тем, что сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий серу, фосфор и железо, содержит дополнительно кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Углерод0,55-0,65
Кремний0,20-0,52
Марганец0,40-0,90
Ванадий0,10-0,20
Кальций0,01-0,03
Серадо 0,03
Фосфордо 0,03
Железоостальное,

при этом соотношение углерода и ванадия должно находиться в следующих пределах: 3,25≤C/V≤5,5.

Повышение прочностных и пластических свойств стали достигается за счет увеличения содержания углерода и ванадия при соблюдении вышеуказанного соотношения и введения в состав стали кальция.

Увеличение концентрации углерода и ванадия до указанных пределов при соблюдении соотношения 3,25≤C/V≤5,5 приводит к измельчению зерна стали и образованию мелких, равномерно распределенных по границам зерен карбидов VC, следствием чего является увеличение прочностных и пластических характеристик стали. При соотношении C/V>5,5 уменьшается количество карбидов ванадия, процесс измельчения зерна происходит не в полном объеме, в результате чего происходит снижение комплекса механических свойств. При соотношении C/V<3,25 образуется избыточное количество карбидов ванадия, что ведет к снижению пластических свойств стали.

Кальций, обладая повышенным химическим сродством к сере и кислороду, в количестве 0,01-0,03 мас.% очищает границы зерен от неметаллических включений, тем самым повышая механические свойства стали. При содержании в стали кальция менее 0,01 мас.% он не оказывает значительного влияния на количество неметаллических включений. При содержании более 0,03 мас.% происходит загрязнение границ зерен продуктами взаимодействия кальция с серой и кислородом (CaO, CaS), что приводит к снижению прочностных и пластических свойств стали.

Количество кремния и марганца не изменено по сравнению с прототипом, сера и фосфор присутствуют как примеси.

Сравнительный анализ признаков, отличающих данное предложение от известных в данной области технических решений, и в частности от прототипа, показал, что в данном сочетании проявляется новое свойство - повышение прочности и пластичности стали.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления заявляемого изобретения с получением вышеизложенного технического результата, приведены в примере.

Пример.

Выплавку заявляемой стали производили в индукционной тигельной печи ИСТ - 016 с кислой футеровкой. В качестве шихтовых материалов использовались передельные чугуны, стальные отходы, ферросплавы. Для сравнительных испытаний известная сталь выплавлялась из тех же шихтовых материалов и при одинаковых условиях с заявляемой. Образцы для определения механических свойств (по ГОСТ 977-88) заливались в стержневые формы. После охлаждения, выбивки и очистки образцы проходили термическую обработку (нормализацию) по следующему режиму: нагрев до Т=880-920°С, выдержка 4 часа, охлаждение на воздухе. Составы заявляемой и известной сталей и их механические свойства приведены в таблице.

Как следует из результатов испытаний, заявляемая сталь для ответственных деталей машиностроения, в частности валков горячей прокатки, работающих в тяжелых технологических условиях (высокие механические нагрузки и температуры), по сравнению с известной по прототипу, позволила достичь следующего технического результата: повысить временное сопротивление при растяжении в 1,20-1,24 раза, предел текучести в 1,22-1,26 раза, относительное удлинение в 1,3-1,4 раза, ударную вязкость в 1,20-1,22 раза.

Источники информации

1. Конструкционная легированная сталь. Патент РФ. №2082813, кл С22С 38/24. Опубликовано 27.06.1997.

2. Отливки стальные. Общие технические условия. ГОСТ 977-88. Издательство стандартов, Москва, 1989 г.

Таблица
Химический состав и механические свойства углеродистой стали
№№ поз.Химический состав, мас.%Механические свойства
СSiMnVCaSPFeC/VσВ МПаσТ МПаδ, %KCU, кДж/м2
Известная сталь
10,420,200.400,05-0,0280,030ост.8,459741018340
20,500,520,900,10-0,0260,029ост.5,068448013305
Предлагаемая сталь
30,550,200,400,100,010,0200,026ост.5,574050223414
40,600,350,650,150,0150,0180,022ост.4,078955220390
50,650,520,900,200,030,0160,021ост.3,2584860418366

Сталь для валков горячей прокатки, содержащая углерод, кремний, марганец, ванадий, серу, фосфор, железо, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит кальций при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод0,55-0,65
кремний0,20-0,52
марганец0,40-0,90
ванадий0,1-0,2
кальций0,01-0,03
серадо 0,03
фосфордо 0,03
железоостальное,

при соблюдении соотношения 3,25≤C/V≤5,5.



 

Похожие патенты:
Сталь // 2338807
Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к составам сталей, используемых в автомобильной промышленности. .
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к стали, используемой для производства монорельсов шахтных монорельсовых дорог. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству трубной заготовки диаметром от 100 до 180 мм из низкоуглеродистой стали. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению трубной заготовки диаметром от 80 до 180 мм. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству трубной заготовки диаметром от 100 до 180 мм. .

Изобретение относится к области металлургии, в частности к производству трубной заготовки диаметром от 80 до 180 мм для производства бесшовных труб различного назначения.
Изобретение относится к области производства горячекатаной ленты, способной к эмалированию с обеих сторон, в частности, из стали безусадочной пористости IF. .
Сталь // 2330095
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сталей, которые могут быть использованы для изготовления отливок сложных конфигураций. .
Сталь // 2327794
Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано для ремонтных работ методом наплавки. .
Изобретение относится к области металлургии и касается составов сталей, которые могут быть использованы для изготовления крупных и тяжело нагруженных деталей. .

Изобретение относится к металлургии, а именно к производству хладостойких сталей для изготовления сварной трубопроводной арматуры, эксплуатируемой в условиях низких температур
Изобретение относится к литейному производству, а именно к разработке составов графитизированных сталей для изготовления валков холодной и горячей прокатки

Изобретение относится к области металлургии
Изобретение относится к области черной металлургии и касается составов сплавов, используемых для изготовления деталей песковых и грязевых насосов, мельниц, дробилок
Изобретение относится к области металлургии, в частности к получению труб нефтяного сортамента из сталей, микролегированных сильными карбидо- и нитридообразующими элементами
Изобретение относится к производству стали и может быть использовано для изготовления листовой холоднокатаной стали, предназначенной для глубокой штамповки
Сталь // 2361956
Изобретение относится к области металлургии, в частности к составам сталей, которые могут быть использованы для изготовления отливок сложных конфигураций
Сталь // 2361957
Изобретение относится к области черной металлургии, а именно к составам сталей, используемых в автомобильной промышленности
Изобретение относится к черной металлургии, а именно к составам группы сталей, применяемых для изготовления пары трения железнодорожное колесо - железнодорожный рельс при движении колес до 500 км/час

Изобретение относится к области черной металлургии, точнее к производству толстолистового проката повышенной прочности с гарантированной сопротивляемостью слоистым разрушениям, применяемого для топливно-энергетического комплекса, в судостроении и др
Наверх