Газотурбинная установка

Газотурбинная установка содержит компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления и силовую свободную турбину, а также переходный между турбинами канал с наружным корпусом. Наружный корпус выполнен трехстенным, состоящим из внешнего, среднего и внутреннего цельных корпусов. Между внутренним и средним корпусами размещена теплоизоляция. Между внешним и средним корпусами выполнена кольцевая воздушная полость, соединенная на входе в передней по потоку газа части корпусов с промежуточной ступенью компрессора и на выходе - с проточной частью переходного канала. Средний корпус передней частью жестко соединен с внешним корпусом и телескопически в осевом направлении - с задней по потоку частью. Внутренний корпус установлен относительно внешнего корпуса телескопически в радиальном направлении на радиальных втулках термопар. На внешнем корпусе установлены клапаны перепуска газа, соединенные на входе с проточной частью переходного канала через группы отверстий во внутреннем корпусе. Число групп отверстий равно числу клапанов. Отверстия в группе размещены преимущественно с внешней стороны от проекции запорной части клапана на внутренний корпус и отделены от полости с теплоизоляцией замкнутой по контуру уплотнительной лентой. Число втулок термопар на две больше числа жаровых труб камеры сгорания газотурбинной установки. Изобретение повышает надежность газотурбинной установки и снижает ее стоимость за счет снижения температуры наружного корпуса переходного между турбинами канала и перепуска части газа из переходного канала на режимах запуска. 5 ил.

 

Изобретение относится к газотурбинным установкам для привода электрогенератора или для механического привода.

Известна газотурбинная установка, статор турбины которой выполнен двухслойным и состоящим из наружного цельного корпуса и внутреннего корпуса, ограничивающего проточную часть турбины, причем внутренний корпус состоит из секторов разрезных колец, внутренние полости которых заполнены теплоизоляцией, а наружные полости соединены между собой осенаправленными каналами в единую систему (патент РФ №2151886, F01D 11/24, 25/14, 2000 г.).

Недостатком такой конструкции является ее сложность и высокая стоимость.

Наиболее близкой к заявляемой является газотурбинная установка, внешний корпус переходного канала между турбинами в которой выполнен двухстенным, состоящим из наружного и внутреннего цельных корпусов (патент РФ №2198311, F02C 7/052, 2003 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенной температуры наружного корпуса переходного между турбинами канала, а также отсутствие на наружном корпусе клапанов перепуска газа, что снижает надежность газотурбинной установки при ее запуске.

Технической задачей изобретения является снижение стоимости и повышение надежности газотурбинной установки путем снижения температуры наружного корпуса переходного между турбинами канала и перепуска части газа из переходного канала на режимах запуска газотурбинной установки.

Сущность изобретения заключается в том, что в газотурбинной установке, включающей компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления и силовую свободную турбину, а также переходный между турбинами канал с наружным корпусом, согласно изобретению наружный корпус выполнен трехстенным, состоящим из внешнего, среднего и внутреннего цельных корпусов, между внутренним и средним корпусами размещена теплоизоляция, а между внешним и средним корпусами выполнена кольцевая воздушная полость, соединенная на входе в передней по потоку газа части корпусов с промежуточной ступенью компрессора и на выходе - с проточной частью переходного канала, средний корпус передней частью жестко соединен с внешним корпусом и телескопически в осевом направлении - с задней по потоку частью, а внутренний корпус установлен относительно внешнего корпуса телескопически в радиальном направлении на радиальных втулках термопар, причем на внешнем корпусе установлены клапаны перепуска газа, соединенные на входе с проточной частью переходного канала через группы отверстий во внутреннем корпусе, число групп отверстий равно числу клапанов, а отверстия в группе размещены преимущественно с внешней стороны от проекции запорной части клапана на внутренний корпус и отделены от полости с теплоизоляцией замкнутой по контуру уплотнительной лентой, при этом n=Z+2,

где n - число втулок термопар;

Z - число жаровых труб камеры сгорания газотурбинной установки.

Выполнение наружного корпуса переходного между турбинами канала трехстенным, состоящим из внешнего, среднего и внутреннего цельных корпусов с размещением в кольцевой полости между средним и внутренним корпусами теплоизоляции, а также выполнение между внешним и средним корпусами кольцевой воздушной полости, соединенной на входе с промежуточной ступенью компрессора и на выходе - с проточной частью переходного канала позволяет за счет уменьшения подвода тепла и охлаждения воздухом из-за промежуточной ступени компрессора существенно снизить температуру силового внешнего корпуса, а также среднего корпуса с соответствующим повышением надежности внешнего корпуса с одновременным снижением его стоимости из-за применения менее жаропрочных и более дешевых марок сталей и сплавов при его изготовлении.

Соединение среднего корпуса передней по потоку газа своей частью жестко с внешним корпусом и телескопически в осевом направлении задней по потоку частью, позволяет исключить вибрацию среднего корпуса, наклеп и износ его посадочных поверхностей, а также образование дополнительных напряжений при взаимных термических осевых перемещениях внешнего и среднего корпусов, что повышает надежность среднего корпуса.

Установка внутреннего цельного корпуса относительно внешнего корпуса телескопически в радиальном направлении на радиальных втулках термопар, позволяет исключить при работе газотурбинной установки образование на внутреннем корпусе дополнительных напряжений при взаимной термической деформации корпусов, что повышает надежность внутреннего корпуса. Одновременно повышается надежность термопар за счет их защиты от внешних воздействий со стороны корпусов и теплоизоляции с помощью толстостенных втулок.

Установка на внешнем корпусе клапанов перепуска газа, соединенных на входе с проточной частью переходного канала через группы отверстий во внутреннем корпусе позволяет снизить окружную неравномерность потока газа на входе в свободную силовую турбину, а также уменьшить температуру газа перед турбиной высокого давления при запуске газотурбинной установки, что повышает ее надежность и снижает стоимость ее эксплуатации.

Выполнение числа групп отверстий, равным числу клапанов, и размещение отверстий в группе преимущественно с внешней стороны от проекции запорной части клапана на внутренний корпус, а также отделение отверстий от полости с теплоизоляцией замкнутой по контуру уплотнительной лентой позволяет снизить гидравлическое сопротивление газа на входе в клапаны перепуска и исключить попадание теплоизоляции в силовую свободную турбину и в клапаны перепуска при работе газотурбинной установки, что повышает ее надежность.

Выполнение числа n втулок термопар, равным числу Z жаровых труб плюс 2, позволяет размещать во втулках термопары, контролирующие поле температур на выходе из каждой жаровой трубы. Две дополнительные термопары предназначены для контроля розжига камеры сгорания при запуске, что повышает надежность запуска и работы газотурбинной установки.

На фиг.1 показан продольный разрез газотурбинной установки, на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде. На фиг.3 показано сечение А-А на фиг.2, а на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.3. На фиг.5 представлен вид В на фиг.2.

Газотурбинная установка 1 состоит из компрессора 2, камеры сгорания 3 с жаровыми трубами 4, турбины высокого давления 5, которая служит для привода компрессора 2, силовой свободной турбины 6 и переходного между турбинами 5 и 6 канала 7 с наружным корпусом 8, на котором установлены клапаны перепуска 9 газа из переходного канала 7.

Наружный корпус выполнен трехстенным и состоящим из внешнего 10, среднего 11 и внутреннего 12 цельных корпусов, причем между внешним 10 и средним 11 корпусами выполнена кольцевая воздушная полость 13, соединенная на входе в передней по потоку газа 14 части 15 корпусов 10, 11 с промежуточной ступенью 16 компрессора 2, а на выходе - с проточной частью 17 переходного канала 7. В кольцевой полости 18 между средним 11 и внутренним 12 корпусами размещена теплоизоляция 19, уменьшающая тепловой поток к внешнему 10 и среднему 11 корпусам переходного канала 7.

Средний корпус 11 соединен с внешним корпусом 10 передней своей частью 20 жестко с помощью болтового соединения 21, и телескопически в осевом направлении задней 22 по потоку частью.

Внутренний корпус 12 установлен относительно внешнего корпуса 10 телескопически в радиальном направлении на радиальных втулках 23 термопар 24, с радиальными зазорами 25 и 26 по переднему 27 и заднему 28 установочным фланцам относительно среднего корпуса 11 и внешнего корпуса 10.

Каналы перепуска 9, установленные на наружном корпусе 8 переходного канала 7, соединены на входе с проточной частью 17 канала 7 через группы 29 отверстий 30 во внутреннем корпусе 12, причем отверстия 30 размещены с внешней стороны от проекции 31 запорной части 32 клапана 9 на внутренний корпус 12 и отделены от кольцевой полости 18 с теплоизоляцией 19 замкнутой по контуру уплотнительной лентой 33.

При открытом положении клапана перепуска 9 газа шток 34 с запорной частью 32 клапана 9 устанавливается в положение 35, а при закрытом клапане - в положение 36.

Работает данное устройство следующим образом.

При запуске газотурбинной установки 1 для снижения гидравлического сопротивления газа на выходе из переходного канала 7 клапаны 9 открываются путем установки штока 34 в положение 35 и часть газа из проточной части 17 переходного канала 7 в обход силовой свободной турбины 6 перепускается в атмосферу, что уменьшает время запуска и снижает температуру газа перед турбиной высокого давления 5 с соответствующим повышением ее надежности и газотурбинной установки 1.

Размещение отверстий 30 преимущественно с внешней стороны от проекции 31 запорной части 32 клапана 9 на внутренний корпус 12 снижает гидравлическое сопротивление потока газа 14 при втекании во внутренние полости канала 9, что способствует снижению давления газа в проточной части 17 канала 7, увеличению перепада давления на турбине высокого давления 5 и понижению температуры газа перед турбиной 5 на запуске, что повышает надежность газотурбинной установки 1.

Уплотнительная лента 33, ограничивающая по замкнутому контуру группу 29 отверстий 30 от кольцевой полости 18 с теплоизоляцией 19, препятствует разрушению теплоизоляции 19. После осуществления запуска шток 34 клапана 9 устанавливается в положение 36 и поток газа 14 полностью истекает через турбину 6.

При повышении режима работы газотурбинной установки 1 температура внутреннего корпуса 12 повышается из-за температурной деформации радиальные зазоры 25 и 26 по переднему 27 и заднему 28 установочным фланцам уменьшаются «выбираются», и внутренний корпус 12 центрируется по среднему 11 и внешнему 10 корпусам, что повышает надежность наружного корпуса 8 из-за уменьшения вибрации внутреннего корпуса 12.

Одновременно охлаждающий воздух из-за промежуточной ступени 16 компрессора 2 протекает в воздушной кольцевой полости 13, снижая таким образом температуру внешнего корпуса 10, что повышает его надежность и позволяет изготавливать корпус 10 из менее жаропрочных и жаростойких материалов с соответствующим снижением его стоимости.

Газотурбинная установка, включающая компрессор, камеру сгорания, турбину высокого давления и силовую свободную турбину, а также переходный между турбинами канал с наружным корпусом, отличающаяся тем, что наружный корпус выполнен трехстенным, состоящим из внешнего, среднего и внутреннего цельных корпусов, между внутренним и средним корпусами размещена теплоизоляция, а между внешним и средним корпусами выполнена кольцевая воздушная полость, соединенная на входе в передней по потоку газа части корпусов с промежуточной ступенью компрессора и на выходе - с проточной частью переходного канала, средний корпус передней частью жестко соединен с внешним корпусом и телескопически в осевом направлении - с задней по потоку частью, а внутренний корпус установлен относительно внешнего корпуса телескопически в радиальном направлении на радиальных втулках термопар, причем на внешнем корпусе установлены клапаны перепуска газа, соединенные на входе с проточной частью переходного канала через группы отверстий во внутреннем корпусе, число групп отверстий равно числу клапанов, а отверстия в группе размещены преимущественно с внешней стороны от проекции запорной части клапана на внутренний корпус и отделены от полости с теплоизоляцией замкнутой по контуру уплотнительной лентой, при этом n=Z+2, где

n - число втулок термопар; Z - число жаровых труб камеры сгорания газотурбинной установки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано при создании цилиндров паровых турбин, в которых совмещены проточные части высокого и среднего давления.

Изобретение относится к газотурбостроению, а точнее - к устройствам газотурбинных установок (ГТУ) для привода внешней нагрузки. .

Изобретение относится к газотурбинным установкам наземного применения для механического привода и для привода электрогенератора. .

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к турбинам, реактивным и ракетным двигателям, магнитогазо(гидро)динамическим (МГД) генераторам, где используются трубы, сопла, лопатки, внутри которых протекают или которые обтекают раскаленные газ или плазма.

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей, например к турбинам, и может найти применение в авиадвигателестроении, в том числе при наземном применении двигателей.

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано при конструировании проточных частей цилиндров низкого давления паровых турбин.

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к эксплуатации газотурбинных агрегатов. .

Изобретение относится к теплоэнергетике при ремонте паровых турбин, связанном со снятием крышки цилиндра последних. .

Изобретение относится к применению теплоизолирующего слоя для корпуса паровой турбины, чтобы повысить равномерность деформационного поведения различных деталей вследствие различных нагревов деталей

Изобретение относится к области энергетики, преимущественно к паротурбинным установкам (ПТУ) судов и электростанций

Изобретение относится к области регулирования зазора между вершинами подвижных лопаток и стационарным кольцевым узлом в газовой турбине

Изобретение относится к соединительной структуре корпуса турбины с корпусом подшипника работающего на отработавших газах турбокомпрессора согласно ограничительной части п.1 формулы изобретения и работающему на отработавших газах турбокомпрессору согласно ограничительной части п.11 формулы изобретения

Изобретение относится к осевому компрессору для газовой турбины, содержащему кольцеобразный в сечении тракт течения для сжимаемой среды, причем тракт течения ограничен радиально снаружи наружной стенкой кольцеобразного сечения, корпус, который охватывает наружную стенку с образованием, по меньшей мере, одной промежуточной сборной камеры, по меньшей мере, одно отверстие отбора в наружной стенке для отвода в сборную камеру части протекающей по тракту течения среды и, по меньшей мере, одно отверстие в корпусе для удаления отведенной части среды из корпуса

Изобретение относится к теплоэнергетическому машиностроению, в частности к конструкции турбины высокого давления газотурбинной установки. Турбина высокого давления содержит наружный кожух и торцевую стенку. Торцевая стенка включает верхнюю и нижнюю половины, соединенные между собой по фланцам крепежными элементами, а также уплотнительную обойму. Уплотнительная обойма выполнена с кольцевой проточкой, отверстием для подачи охлаждающей среды в кольцевую проточку и отверстиями для подачи охлаждающего газа из кольцевой проточки на крепежные элементы фланцев торцевой стенки, находящиеся в пространстве между торцевой стенкой и впускной вставкой. Изобретение позволяет повысить надежность газотурбинной установки и предотвратить тепловую деформацию корпуса турбины высокого давления. 6 ил.

Изобретение относится к статорам турбин высокого давления газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор турбины включает установленные на внутреннем корпусе камеры сгорания опору соплового аппарата и передний хвостовик упругого фланца, а также диафрагму. Диафрагма закреплена болтовым соединением на опоре соплового аппарата своим внешним радиальным ребром. Внутренним радиальным ребром диафрагма соединена болтовым соединением с внешним и внутренним сотовыми фланцами и с задним хвостовиком упругого фланца. Центральная часть диафрагмы между внешним и внутренним ребрами выполнена упругой в радиальном направлении и цилиндрической в поперечном сечении, выпуклой в сторону внешнего сотового фланца. Между упругим фланцем и опорой соплового аппарата установлен Г-образный в поперечном сечении фланец, образующий совместно с опорой соплового аппарата щелевую кольцевую полость. Кольцевая полость на входе соединена с воздушной полостью камеры сгорания, а на выходе через каналы в опоре соплового аппарата - с воздушной полостью статора, образованной опорой соплового аппарата, упругим фланцем и диафрагмой. Величина отношения расстояния между болтовыми соединениями крепления диафрагмы к радиусу цилиндрической внутренней поверхности диафрагмы составляет 3…4. Изобретение позволяет повысить надежность статора турбины высокого давления. 1 ил.

Изобретение относится к статорам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор высокотемпературной турбины включает размещенную в промежуточном корпусе сопловую лопатку и установленные ниже по потоку газа сектора разрезного кольца, выполненные с внутренней воздушной полостью. На внешней стороне каждого сектора разрезного кольца размещен полый патрубок, передним осевым цилиндрическим хвостовиком установленный в промежуточном корпусе. Внутренняя полость патрубка на входе соединена с воздушной полостью промежуточного корпуса, а на выходе - с внутренней полостью сектора разрезного кольца. Передний хвостовик сектора разрезного кольца установлен в сопловой лопатке соединением щип - паз с радиальными зазорами, а патрубок размещен по оси симметрии сектора разрезного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность статора высокотемпературной турбины, за счет исключения паразитных утечек охлаждающего воздуха, поступающего на охлаждение секторов разрезного кольца. 5 ил.

Энергетическая установка с комбинированным циклом содержит компонент (66) с внутренним объемом (68), предназначенный для размещения конденсата пара или отработанного газа газовой турбины. Вокруг внешней поверхности компонента (66) энергетической установки с комбинированным циклом расположен материал (72) с фазовым переходом. Установка также содержит ограничительную конструкцию (70), расположенную вокруг компонента (66) с образованием наружного объема между компонентом (66) и указанной конструкцией (70). Материал (72) с фазовым переходом расположен в указанном наружном объеме и выполнен с возможностью поглощения тепла из внутреннего объема (68) при работе установки с комбинированным циклом и высвобождения тепла с обеспечением возможности поддержания повышенной температуры внутреннего объема (68) после отключения газовой турбины. Достигается снижение подвода тепла, необходимого для повторного запуска установки. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх