Транспортное средство



Владельцы патента RU 2360821:

Институт прикладной механики УрО РАН (RU)

Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим возможность прыгания. Транспортное средство включает корпус (2) и основание (1), колеса (7), закрепленные на основании (1). Импульсный движитель установлен на основании (1) и состоит из упругого силового элемента (5) и рабочего колеса (4) с переменным эксцентриситетом, которое приводит в действие двигатель (3). Основание (1) опирается на колеса (7) при помощи Z-образных опор (8) с упругими элементами, работающими на кручение. Привод к колесам (7) осуществляется через Z-образную передачу от двигателя (3). Упругий силовой элемент (5) может быть выполнен в виде подвижной пластинчатой рессоры, закрепленной под углом к основанию (1) на направляющих (6), с возможностью полной его уборки внутрь корпуса (2). Упругий силовой элемент (5) имеет возможность поворачиваться относительно основания (1). Решение направлено на снижение динамических нагрузок при прыжке и возможность использования любого двигателя с вращающимся выходным валом для привода импульсного и колесных движителей. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для использования в условиях сложного рельефа местности.

Известен импульсный движитель для транспортного средства с преобразователем вращения инерционных масс в однонаправленное линейное движение и приводом от двух автономных двигателей [Патент РФ №2131059, МПК F03G 3/08].

Недостатками известного импульсного движителя являются сложность конструкции и наличие двух независимых двигателей.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является прыгающее транспортное средство, включающее корпус и основание, с закрепленными на нем с помощью пружин колесами и прыжковым импульсным двигателем. Прыжковый импульсный двигатель представляет собой соленоид с магнитным сердечником-толкателем [Патент РФ №2259299, МПК B62D 57/02, бюл. №24, 27.08.2005].

Недостатками известного прыгающего транспортного средства являются большие динамические нагрузки в начальный момент прыжка, обусловленные ударным действием сердечника-толкателя при взаимодействии его с грунтом, на котором находится транспортное средство.

Задачей изобретения является обеспечение возможности снижения динамических нагрузок. Указанная цель достигается тем, что в транспортном средстве, включающем корпус и основание, колеса и импульсный движитель, закрепленные на основании, импульсный движитель состоит из упругого силового элемента, рабочего колеса с переменным эксцентриситетом и двигателя, приводящего рабочее колесо, а основание опирается на колеса при помощи Z-образных опор с упругими элементами, работающими на кручение.

Привод к колесам осуществляется через Z-образную передачу от двигателя, расположенного на основании.

Упругий силовой элемент выполнен в виде подвижной пластинчатой рессоры, закрепленной под углом к основанию на направляющих, с возможностью полной его уборки внутрь корпуса. Упругий силовой элемент имеет возможность поворачиваться относительно основания.

На чертеже изображен общий вид транспортного средства.

Сущность изобретения. На основании 1 транспортного средства смонтирован корпус 2, двигатель 3, импульсный движитель, состоящий из рабочего колеса 4 и упругого силового элемента 5, закрепленного в направляющих 6. Рабочее колесо 4 закреплено на оси с возможностью его радиального смещения, чем достигается изменение эксцентриситета колеса 4. Упругий силовой элемент 5 имеет возможность перемещаться вдоль направляющих 6. При этом меняется его свободная длина и жесткость выступающей части. Основание транспортного средства опирается на колеса 7 через Z-образные опоры 8. Каждая Z-образная опора 8 своим верхним концом закреплена к основанию 1 через упругий элемент 9, работающий на кручение. При этом один конец упругого элемента 9 жестко закреплен на основании 1, а другой - на опоре 8, что позволяет опоре 8 качаться вокруг оси упругого элемента 9 при его скручивании. Кроме того, Z-образная опора дает возможность осуществить механический привод установленного на ней колеса 7 от двигателя 3. Привод может быть цепным либо с использованием конических зубчатых колес, либо иным другим.

Транспортное средство работает следующим образом.

Движение по ровной местности происходит при помощи колес 7.

Привод к колесам 7 осуществляется от двигателя 3 через Z-образные опоры 8. При этом вращающий момент можно подводить как ко всем колесам одновременно, так и к отдельным из них. Для изменения направления движения колеса 7 могут поворачиваться.

Для преодоления препятствий прыжком в действие вводится импульсный движитель. Для этого по направляющим 6 из-под основания 1 выдвигается упругий силовой элемент 5 до соприкосновения его с грунтом, на котором находится транспортное средство. В зависимости от направления дальнейшего движения упругий силовой элемент 5 поворачивается на определенный угол относительно основания 1. В зависимости от необходимой дальности единичного прыжка изменяется эксцентриситет рабочего колеса 4. Рабочее колесо приводится в движение от двигателя 3 и, приходя в соприкосновение с упругим силовым элементом 5, отклоняет его, тем самым отталкивает транспортное средство от грунта. Для снижения потерь на трение, внешняя поверхность рабочего колеса 4, воздействующая на упругий силовой элемент 5, может быть выполнена в виде подшипника качения. Транспортное средство отрывается от опоры и совершает прыжок. При посадке транспортного средства упругие элементы 9 каждой опоры 8 и упругий силовой элемент 5 выполняют функции амортизаторов.

Управление транспортным средством может осуществляться бортовым компьютером. Для повышения экономичности транспортного средства двигатель 3 может работать в прерывистом режиме только в начальный момент прыжка. Дальнейший полет осуществляется с выключенным двигателем. Причем двигатель транспортного средства может быть как тепловым, так и электрическим или любого другого рода, в зависимости от условий эксплуатации.

Упругий силовой элемент 5 в начальный момент прыжка упруго деформируется, тем самым устраняя ударные нагрузки на все транспортное средство. Дальность полета транспортного средства может варьироваться изменением степени эксцентриситета рабочего колеса 4 или путем регулировки жесткости упругого силового элемента 5. Изменение жесткости упругого силового элемента 5 осуществляется перемещением его по направляющим 6. При этом изменяется свободная длина упругого силового элемента 5, а также имеется возможность полностью убирать упругий силовой элемент внутрь корпуса для достижения лучшей проходимости транспортного средства при движении на колесах.

1. Транспортное средство, включающее корпус и основание, колеса и импульсный движитель, закрепленные на основании, отличающееся тем, что импульсный движитель состоит из упругого силового элемента, рабочего колеса с переменным эксцентриситетом и двигателя, приводящего рабочее колесо, а основание опирается на колеса при помощи Z-образных опор с упругими элементами, работающими на кручение.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что упругий силовой элемент закреплен на основании подвижно, с возможностью полной его уборки внутрь корпуса.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что упругий силовой элемент имеет возможность поворота относительно основания.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что привод к колесам осуществляется через Z-образную передачу от двигателя, расположенного на основании.



 

Похожие патенты:

Механизм // 2054593
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования качательного или возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования движения в механизмах приводов поршней насосов, например, плунжерных. .

Изобретение относится к кривошипным механизмам с регулируемой длиной кривошипа и может применяться в устройствах, где требуется изменение законов движения выходных звеньев без остановки механизма.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих регулировки величины хода ведомого звена или скорости его перемещения в процессе работы устройства.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования непрерывного вращения ведущего звена в прерьшистое вращение ведомого. .

Изобретение относится к транспортным устройствам и может быть применено в шагающем роботе. .

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости. .

Изобретение относится к колесно-шагающим транспортным средствам высокой проходимости. .

Движитель // 2344961
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости. .

Изобретение относится к транспортным средствам на гусеничном ходу, использующим эластичные, надувные гусеницы, предназначенные для движения по грунтам с низкой несущей способностью.

Изобретение относится к машиностроению и использованию машин в различных отраслях, включая обработку земли. .

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости. .

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно инвалидным креслам-коляскам, предназначенным для перемещения человека или груза по лестницам или ровной поверхности.

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается шагающих транспортных средств и созданных на этой базе автомобилей. .

Изобретение относится к транспортным устройствам с дистанционным управлением, способным передвигаться по поверхностям различных объектов (сосудов, резервуаров, стенам сооружений и т.п.) для выполнения различных работ, таких как контроль состояния металла, сварка, резка, зачистка поверхности и др.

Изобретение относится к области автомобильного транспорта с инерционным движителем. .
Наверх