Способ определения коэффициента трения

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов. Техническим результатом является повышение точности определения коэффициента трения, без увеличения длины исследуемой поверхности. Поставленный технический результат достигается путем перемещения образца по исследуемой поверхности при помощи груза, подвешенного на перекинутой через блок нити, и фиксации времени перемещения образца на метровом участке. Причем исследуемая поверхность расположена под углом к горизонту, блок установлен в верхней ее части, а коэффициент трения определяют по формуле

где М - масса груза, кг;

m - масса образца, кг;

S - путь, пройденный образцом, м (S=1 м);

t - время перемещения образца на пути S, с;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

α - угол установки исследуемой поверхности к горизонту, град,

при этом массу груза относительно массы образца определяют из условия

1 ил.

 

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов.

Известен способ определения коэффициента трения, заключающийся в перемещении образца по исследуемой горизонтальной поверхности, при помощи груза, подвешенного на нити и перекинутого через блок, при этом коэффициент трения определяется как отношение перемещающей образец силы к нормальному давлению, причем массу груза необходимо подбирать такой, чтобы образец двигался равномерно /1/.

Недостатком данного способа является низкая точность.

Наиболее близким решением к предлагаемому способу определения коэффициента трения является способ, заключающийся в перемещении образца по исследуемой метровой горизонтальной поверхности при помощи груза, подвешенного на нити и перекинутого через блок, при этом коэффициент трения определяют по формуле

где М - масса груза, кг;

m - масса образца, кг;

S - путь, пройденный образцом, м (S=1 м);

t - время перемещения образца на пути S, с;

g - ускорение свободного падения, м/с2,

причем масса груза М больше массы образца m на 10-20% /2/.

Недостатком данного способа является низкая точность, связанная с малыми значениями времени перемещения образца по исследуемой поверхности, причем попытки увеличения этого показателя будут приводить к увеличению габаритов установки.

Задачей настоящего изобретения является повышение точности определения коэффициента трения, без увеличения длины исследуемой поверхности.

Поставленная задача достигается путем перемещения образца по исследуемой поверхности при помощи груза, подвешенного на перекинутой через блок нити, и фиксации времени перемещения образца на метровом участке, причем исследуемая поверхность расположена под углом к горизонту, блок установлен в верхней ее части, а коэффициент трения определяют по формуле

где М - масса груза, кг;

m - масса образца, кг;

S - путь, пройденный образцом, м (S=1 м);

t - время перемещения образца на пути S, с;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

α - угол установки исследуемой поверхности к горизонту, град,

при этом массу груза относительно массы образца определяют из условия

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом.

На чертеже изображена схема устройства для осуществления способа определения коэффициента трения.

Устройство включает исследуемую поверхность 1, расположенную под углом α к горизонту, и размещенный на ней образец 2. Образец 2 соединен с грузом 3 нитью 4, которая перекинута через блок 5, установленный в верхней части исследуемой поверхности 1. В состав устройства также входит электросекундомер 6, с которым через электропроводку связаны датчик включения 7 и датчик выключения 8, установленные соответственно в начале и в конце метрового участка S исследуемой поверхности 1. Кроме того, в нижней части исследуемой поверхности 1 установлен фиксатор 9 образца 2, а в верхней, за датчиком выключения 8 электросекундомера 6 и перед блоком 5, расположен упор 10.

Прелагаемый способ осуществляется следующим образом.

Изначально образец 2 устанавливается на исследуемой наклонной поверхности 1 в фиксаторе 9. Затем фиксатор 9 отпускают, и образец 2 скользит по исследуемой поверхности 1 под действием силы тяжести, действующей на груз 3. Двигаясь, образец 2 последовательно действует на датчик включения 7 электросекундомера 6 и датчик выключения 8 электросекундомера 6, установленные, для упрощения дальнейших расчетов, на метровом расстоянии друг от друга. При этом электросекундомер 6 сначала включается, а затем выключается, фиксируя время перемещения образца 2 по рассматриваемому метровому участку S. Пройдя датчик выключения 8 электросекундомера 6, образец 2 останавливается у упора 10. Коэффициент трения определяют по формуле

где М - масса груза, кг;

m - масса образца, кг;

S - путь, пройденный образцом, м (S=1 м);

t - время перемещения образца на пути S, с;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

α - угол установки исследуемой поверхности к горизонту, град.

Причем соотношение массы груза М, массы образца m и угла α установки исследуемой поверхности к горизонту определяют из условия

Литература

1. Сабликов М.В. Сельскохозяйственные машины. Часть II. / М.В.Сабликов. - М.: Колос, 1968, с.7;

2. RU 2300755 G01N 19/02, опубликовано 10.06.2007, бюл. №16 - прототип.

Способ определения коэффициента трения, заключающийся в перемещении образца по исследуемой поверхности, при помощи груза, подвешенного на перекинутой через блок нити, фиксации времени перемещения образца на метровом участке и применении аналитической зависимости, отличающийся тем, что исследуемая поверхность расположена под углом к горизонту, блок установлен в верхней ее части, а коэффициент трения определяют по формуле

где М - масса груза, кг;
m - масса образца, кг;
S - путь пройденный образцом, м, (S=1 м);
t - время перемещения образца на пути S, с;
g - ускорение свободного падения, м/с2,
α - угол установки исследуемой поверхности к горизонту, град, при этом массу груза относительно массы образца определяют из условия



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для испытаний пар трения, например подшипников качения и скольжения. .

Изобретение относится к области испытательной техники, в частности к образцам для определения коэффициента трения и его составляющих. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для определения коэффициента трения. .

Изобретение относится к области испытания материалов, в частности к устройствам измерения силы трения и оценки пространственного положения вектора трения. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов. .

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов. .

Изобретение относится к технологическому оборудованию, используемому в производстве упаковочных материалов, а именно в производстве тары из полиэтилентерефталата (ПЭТ), и может использоваться при измерении трибологических свойств изготавливаемых изделий, например преформ, используемых в дальнейшем для производства ПЭТ бутылок.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для оценки технологических смазок при листовой штамповке. .

Изобретение относится к кондитерской промышленности, а именно к устройствам для определения адгезионной прочности и коэффициента внешнего трения, возникающих при сдвиге вафельного листа по вафельной начинке.

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и может быть использовано при оценке износостойкости упрочненных поверхностей и покрытий при действии на них абразивных материалов.

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов

Изобретение относится к испытаниям материалов на трение и может быть использовано при оценке фрикционных характеристик поверхностей с анизотропией микрогеометрии

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и может быть использовано при оценке износостойкости материалов упрочненных слоев значительной толщины и/или высокой сопротивляемости износу при действии на них абразивных материалов

Изобретение относится к области механики твердого тела, а именно к способам управления фрикционными и тормозными устройствами

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, а именно к методам исследования коэффициентов трения материалов

Изобретение относится к области трибологии

Изобретение относится к мясной промышленности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для оценки состояния поверхности взлетно-посадочных полос аэродромов, а также для определения коэффициента сцепления дорожных покрытий

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения коэффициента трения между колесом и рельсом
Наверх