Способ определения содержания дизельного топлива в смазочном масле двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к способу определения содержания дизельного топлива в смазочном масле двигателя внутреннего сгорания, включающему следующие стадии: составление смеси, содержащей образец масла и углеводород C5, такой как алкан C5, впрыскивание смеси в инжектор (11) газового хроматографа (10); получение хроматограммы образца; определение первого параметра М, характеризующего площадь пика, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5, определение второго параметра C, характеризующего площадь, по меньшей мере, одного пика, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо; и определение содержания Т дизельного топлива по следующей формуле (I):

где a и b являются константами, определяющими уравнение y=ax+b калибровочной прямой линии соотношения между вторым и первыми параметрами как функции содержания дизельного топлива. Достигается повышение точности и надежности анализа. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к анализу смазочных масел, и в особенности к определению содержания топлива в масле двигателя внутреннего сгорания.

Уровень техники

Способы анализа содержания дизельного топлива в смазочном масле известны, но являются не вполне удовлетворительными, особенно в отношении точности результата анализа. Причина заключается в трудности дифференцирования между дизельным топливом, которое содержит преимущественно насыщенные и ненасыщенные углеводороды от C6 до C25, и смазочным маслом, которое содержит преимущественно насыщенные и ненасыщенные углеводороды от C20 до C50. Требуется очень высокая степень надежности результатов, в особенности для разработки двигателей, оборудованных фильтрами частиц.

Раскрытие изобретения

Целью изобретения является решение некоторых из данных проблем. Таким образом, изобретение предлагает способ определения содержания дизельного топлива в смазочном масле двигателя внутреннего сгорания, включающий следующие стадии:

- образование смеси, содержащей образец анализируемого смазочного масла, и углеводорода C5, такого как алкан C5, в заранее определенном соотношении;

- впрыскивание смеси в инжектор газового хроматографа;

- получение хроматограммы анализируемого образца;

- определение первого параметра М, характеризующего площадь пика хроматограммы, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5,

- определение второго параметра C, характеризующего площадь, по меньшей мере, одного пика хроматограммы, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо;

- определение содержания Т дизельного топлива в анализируемом образце по следующей формуле:

где a и b являются константами, определяющими уравнение y=ax+b калибровочной прямой линии соотношения между вторым и первыми параметрами как функции содержания дизельного топлива.

Другие особенности и преимущества изобретения будут ясны из описания, которое дается для него далее в настоящем документе с целью свидетельства, но не ограничения, со ссылкой на прилагаемые чертежи, в которых:

- фиг.1 схематично поясняет хроматограф согласно известному уровню техники;

- фиг.2 поясняет примеры параметров хроматографа, используемых в контексте изобретения;

- фиг.3 поясняет пример калибровочной прямой линии.

Изобретение предлагает определение содержания дизельного топлива в образце смазочного масла двигателя внутреннего сгорания. Для этого составляют смесь, содержащую образец анализируемого смазочного масла и углеводород C5, такой как

C5 алкан, в заранее определенном соотношении. Образец вводят в хроматограф и получают хроматограмму образца. Определяют параметр, характеризующий площадь пика углеводорода C5, который является параметром, характеризующим пик, связанный с углеводородом, характеризующим дизельное топливо. На основании результатов калибровки данных параметров определяют содержание дизельного топлива в образце.

В данной патентной заявке термин "углеводород Cn" относится к семейству изомерных соединений с n более 5.

Фиг.1 поясняет хроматограф известного уровня техники. Хроматограф 10 содержит инжектор 11 для анализируемых продуктов, разделительную колонку 12 для разделения анализируемых продуктов, детектор 13 упомянутых продуктов и устройство 14 для получения газообразных продуктов сгорания.

Различные соединения анализируемых продуктов проходят через разделительную колонку 12 в различные моменты времени. Детектор 13 является, например, пламенно-ионизационным детектором, известным специалистам, и имеет пламя, питаемое газами, образующимися в устройстве 14. Данное устройство 14 имеет, например, резервуар дистиллированной воды и устройство электролиза, содержащее дистиллированную воду, в которую погружены два электрода 16 и 17. Данные электроды снабжены источником электрической энергии 18. Водород и кислород образуются на электродах и снабжают пламенно-ионизационный детектор кислородом и водородом через трубку 19. Детектор 13 также получает газ для переноса продуктов в разделительной колонке, например водород, гелий или азот. Детектор 13 измеряет интенсивность, вырабатываемую во время сжигания соединения, полученного из колонки 12. Вырабатываемая интенсивность изменяется согласно наличию или отсутствию соединения в камере. Хроматограмма составляется так, чтобы представить, например, интенсивность как функцию времени.

Изобретение предлагает составлять смесь, содержащую образец анализируемого смазочного масла и углеводорода C5, такого как алкан C5, в заранее определенном соотношении. Смесь вводят в инжектор хроматографа. Получают хроматограмму анализируемого образца. Определяют первый параметр, характеризующий площадь пика, связанного с углеводородом C5. Определяют также второй параметр, характеризующий площадь, по меньшей мере, одного пика, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо. Содержание Т дизельного топлива в анализируемом образце вычисляют по следующей формуле:

где a и b являются константами, определяющими калибровочную прямую линию хроматографа, обычно определяемые по C/M=a×T+b. Например, параметры пропорциональны амплитудам или площадям пиков хроматограммы.

Второй параметр может, например, быть функцией высоты или площади пика, связанного с углеводородом, принадлежащим к группе от C6 до C25.

Предварительно можно предположить расчетное приблизительное содержание дизельного топлива, учитывая второй параметр, являющийся функцией только пика углеводорода С20. Затем по данному приближению можно определить пики, в которых углеводороды будут учитываться в параметре C для расчета содержания дизельного топлива. Количество учитываемых пиков может, таким образом, быть функцией расчетного приближения.

Преимущественно, второй параметр может характеризовать площадь нескольких пиков, связанных с соответствующими углеводородами, принадлежащими к группе от C20 до C25.

Для учета относительной площади различных соединений в различных условиях хроматографирования коэффициент С преимущественно исправляют так, чтобы установить связь концентрации соединения C5 с желательным значением. В частности, C можно определять по следующей формуле: C=α·C0/[С5],

C0 является площадью пика, связанного с углеводородами C5, такими как алкан C5, (является поправочным коэффициентом на концентрацию стандарта, а [C5] является концентрацией углеводорода C5 в образце.

Образованная смесь может содержать заранее определенную долю сероуглерода. Функция сероуглерода заключается в разбавлении чистой смеси масло+C5 с целью их однородного смешивания и получения жидкости и текучей среды, разделение которых облегчается. Кроме того, сероуглерод преимущественно невидим для детектора, даже в большом количестве. Поэтому сероуглерод не мешает обнаружению дизельного топлива и масла.

Калибровочную прямую линию предпочтительно готовят заранее с таким же типом дизельного топлива и таким же типом масла, как в анализируемом образце.

Для предварительного определения уравнения калибровочной прямой линии могут осуществляться следующие стадии. Составляют несколько стандартных смесей, содержащих смазочное масло и дизельное топливо в различных заранее определенных соотношениях, и углеводород C5, такой как алкан C5 в заранее определенном соотношении.

Содержание дизельного топлива в стандартном образце будет впоследствии обозначаться Т0. Для каждой стандартной смеси:

- в инжектор газового хроматографа вводят стандартную смесь;

- получают хроматограмму стандартной смеси;

- определяют первый параметр М0, характеризующий площадь пика хроматограммы, связанной с углеводородом C5, таким как алкан C5;

- определяют второй параметр C0, характеризующий площадь пика хроматограммы, связанной с углеводородом, характеризующим дизельное топливо.

Из пар параметров, полученных для различных полученных смесей (которые могут быть представлены точками Т0 по оси Х и C0/М0 по оси Y), определяют константы a и b. Константы a и b получают, например, если принять в качестве калибровочной прямой линии прямую линию, лучше всего соответствующую различным полученным парам.

Хроматограмма может быть получена с использованием пламенно-ионизационного детектора, что позволяет расчетному узлу осуществлять интегрирование хроматограммы с целью вычисления площади каждого пика.

Пример условий для осуществления способа согласно изобретению будет далее дан подробно.

Может использоваться следующее устройство:

- газовый хроматограф, предпочтительно обеспечивающий точное программирование и регулирование температуры и давления в колонке. Хроматограф предпочтительно снабжается гелием, воздухом промышленного качества и водородом качества N55;

- неполярная капиллярная колонка, продаваемая компанией Chrompack под маркой СР Syl 19 cb, имеющая длину 10 м, диаметр 0,53 мм, толщину покрытия 1 мкм;

- 2-метровая предколонка, свободная от диоксида кремния, оборудованная стеклянной соединительной деталью, образующей соединение с капиллярной колонкой;

- пламенно-ионизационный детектор (FID);

- устройство интегрирования в форме компьютера, использующего программное обеспечение, продаваемое под ссылкой НРСНЕМ в версии, следующей после А.04.02;

- низкотемпратурный инжектор в колонку, преимущественно обеспечивающий регулирование давления, и автоматизированное инжекционное устройство, имеющее, по меньшей мере, 8 позиций, рекомендуется 100-позиционный переключатель;

- весы с точностью 0,1 мг;

- вибрационный стол для перемешивания и гомогенизирования образцов.

Могут использоваться следующие реагенты:

- сероуглерод (CS2), такой как продаваемый компанией Prolabo аналитического качества Normapur;

- пентан (C5), имеющий чистоту более 99%;

- промышленное дизельное топливо без добавок;

- свежее масло типа ALEA A2/B2 15W40.

Могут использоваться следующие стандартные образцы. Готовят смеси свежее масло/дизельное топливо, имеющие следующие относительные массовые содержания дизельного топлива: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12 и 15%.

Для увеличения точности калибровки предпочтительно использовать для данных стандартов свежее дизельное топливо и свежее масло, которые соответствуют, соответственно, дизельному топливу и маслу, которые использовались для получения анализируемых образцов.

Для каждого стандартного образца осуществляются следующие стадии приготовления:

- навеску масла, соответствующую его титру по массе, отбирают в колбу и взвешивают. Его масса будет обозначаться m1;

- отбирают и помещают в колбу объем дизельного топлива, необходимый для получения его титра по массе. Масса смеси масло-дизельное топливо будет обозначаться m2;

- смесь энергично взбалтывают, по меньшей мере, в течение 10 минут на вибрационном столе для ее гомогенизирования.

Затем стандартные образцы подвергаются процессу, описанному ниже для анализируемых образцов.

Для каждого образца анализируемого масла осуществляются следующие стадии приготовления:

- отбирают 1,7 мл анализируемого образца и затем взвешивают. Масса данного образца будет обозначаться m3. Возможно, будет взят дополнительный образец, если масса не соответствует интервалу ожидаемых значений;

- к анализируемому образцу добавляют 20 мкл пентана. Пентан хранят и отбирают при температуре окружающей среды. Масса полученной смеси будет обозначаться m4;

- смесь практически немедленно разбавляют добавлением 5 мл сероуглерода (CS2), колбу, содержащую полученную смесь практически немедленно герметично запечатывают для ограничения испарения растворителя CS2;

- полученную смесь перемешивают с помощью вибрационного стола приблизительно в течение 1 минуты так, чтобы гомогенизировать смесь. Затем полученную таким образом смесь разбавляют CS2 на 75% по объему, и она готова для инжектирования в хроматограф;

- необязательно, для увеличения времени хранения полученной смеси последнюю вливают в пробоотборник объемом 2 мл так, чтобы обеспечить настолько малый мертвый объем, насколько возможно. Герметичную крышку можно отогнуть при открытии пробоотборника. Заполняют столько пробоотборников, сколько необходимо для данной анализируемой смеси;

- инжектируют 0,5 мкл с помощью автоматического инжектора.

Разумеется, объемы и массы даны только в качестве ориентира, специалист может использовать другие значения.

Далее будет подробно описан пример хроматографического анализа. В ходе данного анализа газом-носителем в разделительной колонке является гелий. Температуру термостата хроматографа и программу давления гелия можно задавать по диаграмме, показанной на фиг.2. Температуру инжектора контролируют так, чтобы заранее отследить температурную программу 10°C в соответствии с ходом термостата. Скорость потока газа-носителя в колонке обусловлена программой давления гелия. Хроматограф управляется регулированием давления.

Для хроматографа, используемого заявителем во время его испытаний, скорость потока водорода в детекторе была равна приблизительно 30 мл/мин, а скорость потока воздуха в данном детекторе была равна 400 мл/мин, с точностью до 10 мл/мин.

Для интегрирования пиков различных соединений использовали следующие стадии хроматографического цикла:

- интегрирование части стандарта пентана осуществлялось между t=22 секундами и t=33 секундами;

- интегрирование части сероуглерода (CS2) осуществлялось, исключая C20, между t=33 сек и t=37 мин и 40 сек. Соединения между C5 и С20 принадлежат исключительно дизельному топливу;

- интегрирование между соединениями C20 и C22 части дизельного топлива исключительно осуществлялось между t=37 мин и 40 сек и t=44 мин и 15 сек;

- интегрирование между соединениями C22 и C24 части дизельного топлива исключительно осуществлялось между t=44 мин и 15 сек и t=51 мин и 15 сек;

- интегрирование между соединениями C24 и C25 части дизельного топлива исключительно осуществлялось между t=51 мин и 20 сек и t=54 мин и 20 сек;

- интегрирование в промежутке части масла от C25 осуществлялось между t=54 мин и 20 сек и t=97 мин.

Преимущественно, времена интегрирования для различных соединений корректируются в соответствии с ухудшением качества колонки.

Полученные хроматограммы анализируют с целью выделения площадей пиков, связанных с различными соединениями. Принимая, что A0 является площадью, выделенной для стандарта пентана, A1 является площадью, связанной с сероуглеродом, A2 является площадью, связанной с вплоть до C20 исключительно, A3 является площадью, связанной с вплоть до C22 исключительно, A4 является площадью, связанной с вплоть до C24 исключительно, и A5 является площадью, связанной с вплоть до C25 исключительно.

Преимущественно, концентрация стандарта пентана связана с введенным значением. Площадь, относящаяся к различным соединениям (или семейству соединений), может таким образом быть вычислена независимо от условий хроматографирования.

Исправленная площадь A0' вычисляется следующим образом:

Масса пентана равна m4-m3. Тогда концентрация пентана [C5]=(m4-m3)/m4. Считая [Ci] введенной концентрацией (например, 0,0066), тогда: A0′=A0·[Ci]/[C5].

Получение калибровочной кривой осуществляется следующим образом:

- взвешенное реальное содержание дизельного топлива составляет g=(m2-m1)/m2;

- для каждой площади Ai, где i между 1 и 4, строят график прямой линии, соответствующей приблизительно функции

например, по методу наименьших квадратов. Выражая уравнения прямой линии в виде y=aix+bi, определяют значения ai и bi. Из тех же самых стандартов таким образом получаются 4 калибровочные прямые линии. Пример точек и калибровочной кривой дан на фиг.3.

Аналогичным образом осуществляют интегрирование для анализируемого образца с целью определения площадей A0′, A1, A2, A3 и A4. Затем для i между 1 и 4 рассчитывают отношения

На основании полученных отношений и калибровочных прямых линий, определяют содержание дизельного топлива по следующей формуле:

Если смазочный материал известен, учитывают только вычисление содержания дизельного топлива для i=1.

Для определенных масел, которые незначительно перекрываются с тяжелыми компонентами дизельного топлива, результат, который должен быть принят во внимание, определяют в соответствии с содержанием дизельного топлива, полученного для i=1. Например, если данное значение находится между 0 и 2%, учитывают значение, полученное для i=1; если данное значение находится между 2 и 10%, учитывают значение, полученное для i=2; если данное значение между 10 и 20%, учитывают значение, полученное для i=3; если данное значение более 20%, учитывают значение, полученное для i=4. Также учитывают совместное элюирование дизельного топлива.

Поскольку определенные масла обладают характерной структурой (например, если в основной смеси присутствует C16), может потребоваться селективное интегрирование. Такое интегрирование может, в частности, исключать площадь пиков, соответствующих рассматриваемому соединению, и требует отдельной калибровки.

Преимущественно, температурный профиль и профиль давления хроматографа периодически исправляют согласно стандартам, влияющим на раствор, содержащий углеводороды C5, C20-C26 и C30. Например, алканы C5, C20-C26 и C30 могут использоваться с, например, 60 мг каждого из данных соединений в 5 мл CS2. Также учитывают износ колонки и изменения во временах удерживания.

Преимущественно, новые калибровочные прямые линии получают для каждой новой колонки, используемой в хроматографе.

Данный метод позволяет отделить масло от дизельного топлива путем разделения их углеводородов Cn, n изменяется от 6 до 50, на углеводороды, объединяющиеся в семейство насыщенных и/или ненасыщенных соединений. Данный метод не является разделением соединения за соединением, а является разделением семейства углеводородов, основанного на соединениях (насыщенных и/или ненасыщенных) от семейства углеводородов, основанного на соединениях (насыщенных и/или ненасыщенных).

1. Способ определения содержания дизельного топлива в смазочном масле двигателя внутреннего сгорания, отличающийся тем, что он включает следующие стадии:
составление смеси, содержащей образец анализируемого смазочного масла и углеводород C5, такой как алкан C5, в заранее определенном соотношении;
введение смеси в инжектор (11) газового хроматографа (10);
получение хроматограммы анализируемого образца;
определение первого параметра М, характеризующего площадь пика хроматограммы, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5,
определение второго параметра C, характеризующего площадь, по меньшей мере, одного пика хроматограммы, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо;
определение содержания Т дизельного топлива в анализируемом образце по следующей формуле:

где a и b являются константами, определяющими уравнение y=ax+b калибровочной прямой линии соотношения между вторым и первыми параметрами как функции содержания дизельного топлива.

2. Способ по п.1, в котором второй параметр С характеризует площадь, по меньшей мере, одного пика хроматограммы, связанного с углеводородом группы от
C6 до C25.

3. Способ по п.2, в котором приближение содержания дизельного топлива вычисляют как функцию второго параметра C, характеризующего площадь пика, связанного с углеводородом C20 хроматограммы, и затем исправленное содержание дизельного топлива вычисляют как функцию второго параметра C, характеризующего площади нескольких пиков, связанных с соответствующими углеводородами, выбранными из группы от C20 до C25, при этом число данных пиков является функцией рассчитанного приближения.

4. Способ по п.2, в котором второй параметр характеризует площади нескольких пиков, связанных с соответствующими углеводородами, выбранными из группы от C20 до C25.

5. Способ по п.1, в котором второй параметр получают по следующей формуле: C=α·C0/[C5], где C0 является площадью пика, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5, α является поправочным коэффициентом на концентрацию стандарта и [C5] является концентрацией углеводорода C5 в образце.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что образованная смесь содержит сероуглерод в заранее определенном соотношении.

7. Способ по любому из предшествующих пунктов, включающий предварительную стадию определения уравнения калибровочной прямой линии, во время которой:
составляют несколько стандартных смесей, содержащих смазочное масло и дизельное топливо в различных заранее определенных соотношениях, и углеводород C5, такой как алкан C5 в заранее определенном соотношении;
для каждой стандартной смеси:
стандартную смесь вводят в инжектор (11) газового хроматографа (10);
получают хроматограмму стандартной смеси;
определяют первый параметр М0, характеризующий площадь пика хроматограммы, связанного с углеводородом C5, таким как алкан C5;
определяют второй параметр C0, характеризующий площадь пика хроматограммы, связанного с углеводородом, характеризующим дизельное топливо;
на основании пар первых и вторых параметров, полученных для различных стандартных смесей, определяют параметры a и b калибровочной прямой линии.

8. Способ по п.1, в котором каждую хроматограмму получают с помощью пламенно-ионизационного детектора (13) и в котором расчетный узел осуществляет интегрирование хроматограммы так, чтобы рассчитать площадь каждого пика хроматограммы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологии для определения температурной стойкости смазочных масел. .

Изобретение относится к области измерительной техники. .

Изобретение относится к области испытаний смазочных материалов, а именно к оценке влияния граничных слоев смазочного материала на свойства металлической поверхности, и может быть использовано для прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов для опор буровых долот на стадии лабораторных испытаний.

Изобретение относится к экспресс-методам определения диспергирующе-стабилизирующих свойств и загрязненности работающих масел. .

Изобретение относится к области исследования смазочных масел и может быть использовано при замене масел в маслосистемах авиационных двигателей и агрегатов для газоперекачки, а также при оценке совместимости масел с различными компонентами, применяемыми при подборе присадок.

Изобретение относится к области диагностики состояния моторного масла и предназначено для определения качества моторного масла в процессе работы и его пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Изобретение относится к исследованиям и контролю смазочных материалов и систем смазки и может быть использовано при исследовании процессов аэрации и последующей дегазации любых жидкостей для определения физического состояния жидких сред.
Изобретение относится к аналитической химии и может быть использовано в качестве средства метрологического обеспечения методик выполнения измерений при определении общего щелочного числа моторных масел и смазочных материалов.
Изобретение относится к экспресс-методам определения наличия и качества диспергирующе-стабилизирующих свойств, типа дисперсанта у смазочных масел и определения среди других типов масел моторных.

Изобретение относится к способам и устройствам для исследования свойств моторных масел, в частности для определения их эксплуатационных групп, и может применяться во всех отраслях промышленности, где используются моторные масла.

Изобретение относится к устройствам для разделения смесей газов и паров методом газовой хроматографии и может быть использовано при глубокой переработке углеводородного сырья, его крекинге и риформинге.

Изобретение относится к хроматографу, предназначенному для анализа газообразного вещества. .

Изобретение относится к газовой хроматографии, в частности к использованию жидкокристаллических неподвижных фаз, обеспечивающих разделение близкокипящих оптических и структурных изомеров органических веществ, например изомеров пара- и метаксилолов, оптически активных форм 2,3-бутандиола, и может быть использовано при анализе сложных смесей различных веществ природного и техногенного происхождения в химической, нефтехимической, медицинской, пищевой и других отраслях промышленности.

Изобретение относится к газовой хроматографии и может быть использовано для эффективного экспресс-анализа сложных смесей различных веществ природного и техногенного происхождения в различных отраслях промышленности: химической, нефтяной, газовой, нефтехимической, металлургии, экологии и др.

Изобретение относится к газовой хроматографии и может быть использовано для количественного анализа сложных смесей вредных для здоровья органических и неорганических веществ, образующихся при работе бензиновых двигателей внутреннего сгорания различных легковых автомобилей.

Изобретение относится к устройствам для разделения смеси газов и паров методом газовой хроматографии. .
Изобретение относится к хроматографии, предназначено для определения суммарного содержания нефтепродуктов в воде и может использоваться для измерения концентрации примесей нефтепродуктов в природных и сточных водах при экологическом мониторинге и других исследованиях объектов окружающей среды.

Изобретение относится к устройствам для разделения смеси газов и паров методом газовой хроматографии. .

Изобретение относится к химической промышленности, а именно к получению жидких кристаллов, в частности к 4-(4-цианофенил)-4'-(4-гидроксигексилокси)-бензилиденанилину, который может быть использован в качестве жидкокристаллической фазы для газовой хроматографии.

Изобретение относится к аналитической химии, а именно к газовой хроматографии, и может быть использовано в лабораторной практике, органическом синтезе, экологических исследованиях, а также для определения подлинности пищевых продуктов, лекарственных препаратов и т.д.

Изобретение относится к способу и устройству для анализа сахаридов
Наверх