Беспороговый способ обнаружения сигнальной информации

Изобретение относится к гидроакустическим и радиолокационным средствам наблюдения. Техническим результатом изобретения является повышение достоверности и помехозащищенности результатов измерений. Беспороговый способ обнаружения сигнальной информации заключается в том, что обнаружение сигнальной информации производится за счет измерения средних значений амплитуд спектров и выявления изменений этих значений во времени. 1 ил.

 

1. Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к гидроакустическим и радиолокационным средствам наблюдения.

2. Уровень техники.

Аналогом является применяемый в гидроакустических, радиолокационных и других технических средствах наблюдения способ выделения сигнальной информации, основанный на общеизвестной теории обнаружения, согласно которой за сигнал принимается любое возмущение, превышающее установленный порог обнаружения.

3. Раскрытие изобретения.

Теория обнаружения исходит из того, что изменяющийся во времени (t) сигнал (C(t)) складывется с изменяющимися во времени шумами среды (ШС(t)), т.е. процесс описывается уравнением: f(t)=C(t)+ШС(t).

Если установить идеальный порог обнаружения ПО(t)=ШС(t), то задача обнаружения сигнальной информации сводится к решению уравнения:

C(t)=f(t)-ПО(1).

На практике задача определения идеального порога обнаружения недостижима, поэтому ограничиваются определением оптимального порога, в наибольшей степени приближающегося к идеальному. При этом, если уровень ПО больше уровния ШС, то увеличивается вероятность пропуска цели. Если же ПО меньше ШС, то увеличивается вероятность ложной тревоги.

На чертеже приведена распечатка результатов спектрального анализа записи натурного эксперимента, когда шумоизлучающий объект удалялся от измерительного приемника. Панорамный обзор обеспечен за счет отображения по оси X частоты, по оси У - времени, а по оси Z - амплитуд текущих спектров, путем их квантования по градациям яркости.

На чертеже, прежде всего, обращает на себя внимание интерференционная структура (позиция 1), образованная за счет сложения "прямого" сигнала и отраженного от водной поверхности. В зависиммости от фазовых соотношений между составляющими шумоподобного сигнала они, на соответствующих частотах, могут складываться либо вычитаться, образуя экстремумы, хорошо наблюдаемые на чертеже. Поскольку отражающая поверхность является, практически, идеальным зеркалом, то в точках минимальных значений, где эти сигналы вычитаются, амплитуда составляющей спектра, практически, соответствует уровню шумов среды, который может быть принят за оптимальный порог обнаружения. На позиции 2 чертежа приведены результаты выделения сигнала в соответствии с приведенным выше алгоритмом, когда средние значения выявленных величин сигналов соответствующих реализаций отображались в выбранном масштабе в виде отрезков горизонтальной линии.

На позиции 3 чертежа приведены в виде графика средние значения амплитуд спектров соответствующих реализаций, подтверждающие очевидное: средние значения амплитуд спектров в отсутствии сигнала меньше этих значений при его наличии.

Это обстоятельство позволяет, не прибегая к достаточно сложной процедуре поиска оптимального порога обнаружения, выявить присутствие сигнальной информации по наличию изменений во времени средних значений амплитуд спектров.

В качестве примера на позиции 4 чертежа приведены в виде графика скорости изменения средних значений амплитуд спектра, определенные известным в технике статистических расчетов методом наименьших квадратов [1].

На позиции 5 чертежа в соответствии с логикой да - нет отражены моменты, когда скорости изменения средних значений амплитуд спектров не равны нулю (логика да). Причем периоды, когда скорость меньше нуля, т.е. сигнал уменьшается, либо больше нуля, разделяются по градациям яркости. Следует заметить, что вероятность ложной тревоги в рассматриваемом случае может быть сведена к нулю за счет значительного увеличения времени накопления информации (на чертеже видно, что отображение результатов измерений приведенных на позициях 4 и 5 происходит не от начала координаты "Y").

Как видно на чертеже, при достаточном удалении шумоизлучающего объекта от измерительного приемника на результаты измерений, выполненных в соответствии с положениями теории обнаружения (позиция 2), существенное влияние оказывают помехи, наблюдаемые в виде 3-х доминирующих дискрет, в то время как на позиции 3 видно, что влияние этих дискрет на результаты измерений существенно меньше. Это означает, что помехозащищенность рассматриваемого способа выявления сигнальной информации значительно выше, чем у традиционно используемого.

Поскольку при определении оптимального порога обнаружения задача, как было показано выше, может быть решена приблизительно, а спектральный анализ обеспечивает достаточно высокую точность измерений, то достоверность результатов, получаемых при использовании рассмотренного способа, гораздо выше, что, в частности, подтверждается результатами, приведенными на чертеже.

Таим образом, за счет использования возможностей, предоставляемых спектральным анализом, решение задачи обнаружения сигнальной информации, в том числе и в автоматическом режиме, обеспечивается без применения достаточно сложной процедуры определения оптимального порога обнаружения.

Литература

1. Справочник по вероятностным расчетам. М., Воениздат, 1970, с.320.

Беспороговый способ обнаружения сигнальной информации, заключающийся в том, что обнаружение сигнальной информации производится за счет измерения средних значений амплитуд спектров и выявления изменений этих значений во времени.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству для автомобиля (1), содержащему, по меньшей мере, один датчик (2) расстояния для измерения в основном бокового расстояния (у) между автомобилем (1) и объектами (3) и управляющее устройство (4) для управления датчиком (2) расстояния, при этом датчик (2) расстояния во время (Т1) активирования передает измерительные сигналы (М) и в течение времени (Т2) приема при измерении принимает отраженный, по меньшей мере, от одного объекта (3) измерительный сигнал (М).

Изобретение относится к средствам подводной навигации, в частности к определению местоположения или для точной координатной привязки точек постановки стационарных маяков гидроакустических навигационных систем, стартовых точек или точек зависания автономных подводных роботов и других подводных технических средств, оснащенных источниками навигационных сигналов.

Изобретение относится к гидроакустике и обеспечивает возможность эффективного излучения направленных сигналов на частотах диапазона первых сотен герц при больших глубинах погружения.

Изобретение относится к способам определения гидрометеорологических параметров, а именно к комплексному определению таких параметров как скорость ветра на акватории, волнение поверхности моря и динамический подводный шум на акватории с предварительной обработкой информации, передачи информации потребителю для освещения гидрометеорологической обстановки при проведении работ на морских акваториях.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано для защиты водозаборных сооружений. .

Изобретение относится к области гидролокации и может быть использовано при создании системы обнаружения рыболовных судов в охраняемой морской экономической зоне или системы охраны от айсбергов морских платформ нефтедобычи.

Изобретение относится к области подводной навигации, а именно к определению координат подводного объекта. .

Изобретение относится к области геофизических исследований, а именно к устройство зондирования гидросферы и может быть использовано в составе зондирующих стационарных, якорных, дрейфующих и донных станций.

Изобретение относится к гидролокации и может быть использовано для идентификации целей сложной геометрической формы по конструкции ее корпуса. .

Изобретение относится к области радиофизики и может быть использовано в системах противоракетной обороны и контроля за воздушным и космическим пространством. .

Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано для обеспечения безопасности полета вертолетов на малых высотах, а именно для предупреждения пилотов вертолетов об опасности столкновений с высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП).

Изобретение относится к бортовым системам пассивной и активной радиолокации миллиметрового диапазона, работающим совместно при наблюдении и распознавании неподвижных объектов на поверхности.

Изобретение относится к пассивной радиолокации, а именно к радиотеплолокационным станциям (РТЛС) наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на базе подвижных или неподвижных носителей РТЛС со сканирующими совмещенными по центру антеннами радиометрических каналов с различными характеристиками диаграмм направленности антенн (ДН).

Изобретение относится к системам активной и пассивной радиолокации наблюдения за наземными и воздушными объектами на базе подвижных и неподвижных носителей станций с антенными решетками.

Изобретение относится к радиолокации и может быть использовано для разрешения отдельных целей из состава групповой в импульсном объеме. .

Изобретение относится к области поисково-спасательных работ и может быть использовано для дистанционного определения местоположения погибших, или находящихся в беспомощном состоянии горнорабочих, спелеологов, или альпинистов, застигнутых, например, обрушением мощных пластов породы, вследствие аварии (взрыва метана или угольной пыли, выброса угля), землетрясений, снежных лавин и т.д.

Изобретение относится к организации и управлению движением на железных дорогах, в частности к путевым устройствам, взаимодействующим с поездом, и может быть использовано в различных автоматизированных системах.

Изобретение относится к области радиотехники и может быть использовано в бортовых и наземных радиолокационных станциях с инверсным синтезированием апертуры антенны (ИРСА).

Изобретение относится к пассивным бортовым системам наблюдения за движущимися объектами на поверхности
Наверх