Способ контроля утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей, в частности к определению при испытаниях расхода воздуха на утечки в воздушном тракте компрессора и камере сгорания и расхода воздуха на охлаждение турбины, и может быть использовано в авиадвигателестроении. Способ контроля утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины, в двухконтурном газотурбинном двигателе включает определение расхода воздуха Gвк на входе в компрессор, расхода воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины и расхода Gву воздуха на утечки и на охлаждение турбины, при этом расход воздуха Gву через сопловой аппарат турбины определяют математической обработкой замеренных в процессе испытания двигателя величин расхода топлива, температуры и давления воздуха перед и за компрессором, числа оборотов ротора компрессора, расход воздуха Gвк на входе в компрессор определяют по характеристике компрессора, связывающей расход воздуха, число оборотов и степень повышения давления, с учетом степени повышения давления компрессора и приведенных оборотов компрессора, вычисленных по замеренным в результате испытаний двигателя параметрам, а расход Gвк воздуха на утечки и на охлаждение турбины определяют по разности между расходом воздуха Gвк на входе в компрессор и расходом воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины. Изобретение позволяет повысить достоверность контроля утечек и расхода воздуха, отбираемого на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе. 1 ил.

 

Изобретение относится к испытаниям газотурбинных двигателей, в частности к определению при испытаниях расхода воздуха на утечки в воздушном тракте компрессора и камере сгорания и расхода воздуха на охлаждение турбины и может быть использовано в авиадвигателестроении.

Известно, что при проектировании двигателя для определения величины утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе используют математические формулы, в которые входят расчетные газодинамические параметры и геометрические размеры данного типа двигателя (см. Г.С.Жирицкий, В. И. Локай «Газовые турбины двигателей летательных аппаратов, М. Машиностроение, 1971, стр.178-182,336-342).

Однако при определении утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе расчетным путем невозможно учесть все неизбежные в производстве двигателей технологические отклонения, приводящие к отклонению от заданной геометрии и изменению газодинамических параметров. В связи с этим для достоверной оценки качества изготовления и сборки двигателя необходимо определить фактические утечки и расход воздуха на охлаждение турбины каждого экземпляра двигателя.

Технический результат - повышение достоверности контроля утечек и расхода воздуха, отбираемого на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе.

Указанный результат достигается тем, что способ контроля утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе включает определение расхода воздуха Gвк на входе в компрессор, расхода воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины и расхода Gву воздуха на утечки и на охлаждение турбины, при этом расход воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины определяют математической обработкой замеренных в процессе испытания двигателя величин расхода топлива, температуры и давления воздуха перед и за компрессором, числа оборотов ротора компрессора, расход воздуха Gвк на входе в компрессор определяют по характеристике компрессора, связывающей расход воздуха, число оборотов и степень повышения давления, с учетом степени повышения давления компрессора и приведенных оборотов компрессора, вычисленных по замеренным в результате испытаний двигателя параметрам, а расход Gву воздуха на утечки и на охлаждение турбины определяют по разности между расходом воздуха Gвк на входе в компрессор и расходом воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины.

Под характеристикой компрессора понимаются графические или аналитические зависимости, связывающие расход газа, число оборотов, степень повышения давления и кпд для различных режимов работы.

На чертеже представлен график изменения степени повышения давления πк от расхода воздуха Gв.

Способ реализуется следующим образом.

Проводят испытание двухконтурного газотурбинного авиационного двигателя. При испытании используют известные испытательные установки, см., например, Г.М. Горбунов, Э.Л. Солохин «Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей», М, Машиностроение, 1967, стр.25-28. Во время проведения испытания двигателя замеряют температуру и давление воздуха перед и за компрессором, частоту вращения ротора высокого давления и расход топлива с помощью известных измерительных устройств (например, манометров, термометров и др.). Далее с помощью математических формул определяют расход воздуха Gв.тyp через сопловой аппарат турбины высокого давления. Для этого, подставляя замеренные параметры при проведении испытания двигателя в формулу 1 и 2 и решая их как систему, определяют расход газа Gг через сопловой аппарат турбины:

где

Сp - теплоемкость;

Т*г - температура газа перед турбиной;

Т*к - температура воздуха за компрессором;

Hu - теплотворная способность топлива;

i - энтальпия;

где

Аг - коэффициент расхода газа;

Gг - расход газа;

Т*г - температура газа;

Р*г - давление газа

(см. Л.С. Скубачевский «Испытания воздушно-реактивных двигателей», М., Машиностроение. 1972, стр.63).

Расход воздуха, поступающего в сопловой аппарат из камеры сгорания, определяют по формуле 3:

где

Gг - расход газа;

Gт - расход топлива.

Для определения расхода воздуха Gвк на входе в компрессор рассчитывают приведенные обороты компрессора (по формуле 4) и степень повышения давления в компрессоре πк1 (по формуле 5) В формулы 4 и 5 подставляют значения, полученные при испытании двигателя.

Приведенные обороты компрессора вычисляют по формуле 4:

где

Т*н - температура на входе в компрессор;

nзам - число оборотов замеренное;

Степень повышения давления в компрессоре по формуле 5:

где

Р*к - давление воздуха на выходе из компрессора;

Р*а - давление воздуха на входе в компрессор;

Далее, используя характеристику компрессора (см. фиг.1), определяем по данному графику расход воздуха Gвк на входе в компрессор.

Характеристика компрессора, связывающая расход воздуха, число оборотов и степень повышения давления, является известной характеристикой для каждого конкретного типа компрессоров.

Величину утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины воздуха Gву в воздушном тракте компрессора и камере сгорания двухконтурного газотурбинного двигателя определяют как разность между расходом воздуха через компрессор Gвк и расходом воздуха Gв.тyp через сопловой аппарат турбины: Gву=Gвк-Gв.тyp. Полученные данные дают возможность определить фактический уровень утечек воздуха и количество воздуха на охлаждение турбины, что позволяет контролировать качество каждого двигателя и стабильность серийного производства.

Способ контроля утечек и расхода воздуха на охлаждение турбины в двухконтурном газотурбинном двигателе, включающий определение расхода воздуха Gвк на входе в компрессор, расхода воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины и расхода Gву воздуха на утечки и на охлаждение турбины, при этом расход воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины определяют математической обработкой замеренных в процессе испытания двигателя величин расхода топлива, температуры и давления воздуха перед и за компрессором, числа оборотов ротора компрессора, расход воздуха Gвк на входе в компрессор определяют по характеристике компрессора, связывающей расход воздуха, число оборотов и степень повышения давления, с учетом степени повышения давления компрессора и приведенных оборотов компрессора, вычисленных по замеренным в результате испытаний двигателя параметрам, а расход Gву воздуха на утечки и на охлаждение турбины определяют по разности между расходом воздуха Gвк на входе в компрессор и расходом воздуха Gвт через сопловой аппарат турбины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к области автоматического регулирования воздушно-реактивных двигателей (ВРД), в частности к подаче топлива в камеру сгорания двигателя. .

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления газотурбинными двигателями с форсажной камерой сгорания (ТРДФ).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД.

Изобретение относится к методам контроля технического состояния замкнутой циркуляционной маслосистемы авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) по уровню масла в маслобаке.

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения и может быть использовано в электронных системах автоматического управления (САУ) газотурбинными двигателями (ГТД), применяемыми в составе газотурбинных установок (ГТУ) для привода электрогенераторов (ЭГ) газотурбинных электростанций (ГТЭС).

Изобретение относится к области управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок и использующими одно управляющее воздействие для регулирования нескольких параметров, и может быть использовано в системах управления газотурбинными двигателями, турбинами электростанций, водяными воздухонагревателями и другими объектами

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах (САУ) автоматического управления ГТД

Изобретение относится к способам регулирования подачи топлива в камеру сгорания

Изобретение относится к области управления запуском газотурбинных двигателей, используемых в качестве силовых агрегатов в газовой и энергетической отраслях

Изобретение относится к области топливопитания воздушно-реактивных двигателей (ВРД) с вытеснительной системой подачи топлива и может быть использовано, например, для подачи топлива в камеру сгорания сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (СПВРД)

Изобретение относится к области систем управления сложными объектами техники, работающими в широком диапазоне режимов и нагрузок, и может быть использовано в системах управления авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а также турбин электростанций

Изобретение относится к поточному каналу для компрессора, который расположен концентрично вокруг проходящей в осевом направлении оси машины и для направления в осевом направлении основного потока ограничен круглой в поперечном сечении ограничительной стенкой, при этом ограничительная стенка имеет множество распределенных по окружности проходов обратного потока, через которые ответвляемый из основного потока в месте отбора частичный поток направляется обратно в основной поток в лежащем по потоку выше места отбора месте ввода, и который содержит расположенные лучевидно в поточном канале перья лопаток лопаточного венца, при этом вершины перьев лопаток лежат противоположно ограничительной стенке с образованием зазора, при этом перья рабочих лопаток установлены с возможностью движения в заданном направлении вращения вдоль окружности ограничительной стенки, или ограничительная стенка установлена с возможностью движения в заданном направлении вращения относительно перьев направляющих лопаток лопаточного венца
Наверх