Эксцентричная винтовая передача

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к винтовым передачам. Эксцентричная винтовая передача содержит корпус, установленную в нем гайку на подшипниковых опорах и проходящий внутри гайки с эксцентриситетом «е» винт. Винт выполнен криволинейной формы, концентричной своей изогнутой осевой линии, и имеет шаг переменной величины, пропорциональный радиусу кривизны. Причем винт установлен относительно оси гайки с переменным эксцентриситетом, наибольшим в зоне наименьшего расстояния между винтом и гайкой. Винт также может иметь замкнутую кольцевую форму, например тора. В резьбовых канавках винта и гайки могут быть размещены шарики. Технический результат заключается в обеспечении возможности преобразования вращения гайки в круговое или криволинейное движение винта. 5 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, к механизмам преобразований движений, конкретно преобразования вращения в круговое или криволинейное движения различных технологических устройств.

Известна эксцентричная винтовая передача, содержащая корпус, установленную в нем с возможностью вращения гайку постоянного диаметра и винт, ось которого эксцентрична оси гайки [1]. Данная передача преобразует вращение винта в прямолинейное поступательное движение гайки, но не пригодна для передачи движения по криволинейной траектории, например по прямой, переходящей в дугу.

Известна эксцентричная винтовая передача, в которой гайка установлена в корпусе через промежуточную эксцентричную втулку, позволяющую регулировать эксцентриситет и контактные зоны витков винта и гайки [2]. Эта передача также не позволяет преобразовывать вращение в криволинейное движение.

Известен шариковый винтовой механизм, в котором винт выполнен переменного шага [3]. Механизм позволяет получать переменную скорость движения винта при равномерном вращении гайки, но не пригоден для передачи движения по кривой траектории.

Технический результат предлагаемой передачи заключается в преобразовании вращения гайки в круговое или криволинейное движение винта или самой гайки относительно неподвижного винта. Указанный технический результат достигается тем, что винт выполнен криволинейной формы, концентричной своей изогнутой осевой линии, имеет шаг переменной величины, пропорциональной радиусу кривизны формы, и установлен относительно оси гайки с переменным эксцентриситетом, имеющим наибольшую величину в зоне наименьшего расстояния между ним и гайкой.

Форма винта может быть замкнутой кольцевой, например в виде кругового тора, или разомкнутой, с осью переменной кривизны и направления, например синусоидой, - в виде круглого синусоида. Шаг резьбы винта равен шагу гайки в плоскости, перпендикулярной наименьшему расстоянию между ними и проходящей через ось гайки. В резьбовых канавках винта и гайки могут быть размещены шарики, число которых пропорционально длине канавки гайки по среднему диаметру резьбы, и компенсатор зазора между ними.

На фиг.1 изображена эксцентричная винтовая передача с винтом в виде тора; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 и различные положения винта относительно гайки (штрихпунктир); на фиг.3 - винтовая передача с винтом, имеющим ось синусоиды и смещение винта относительно гайки (штрихпунктир); на фиг.4 и 5 - продольные разрезы передачи скольжения и шарико-винтовой передачи по гайке соответственно.

Эксцентричная винтовая переча содержит корпус 1, установленную в нем гайку 2 на подшипниковых опорах 3 и проходящий внутри гайки с эксцентриситетом «е» винт 4 (фиг.1, 2). Винт выполнен криволинейной формы, концентричной своей изогнутой осевой линии «а». Соответственно ее кривизне он может иметь форму круглого тора 4 при постоянной кривизне осевой линии с одним центром 0 кривизны - окружности (см. фиг.1); при переменной кривизне по величине оси и направлению, например, эллипса - эллиптического тора, винта с осью синусоидой 5 (фиг.3) и другие. Винт 4 в виде кольцевого тора может занимать различные положения относительно гайки в пределах 360° (см. фиг.2, штрихпунктир).

Шаг резьбы Р винта имеет переменную величину, пропорциональную радиусу кривизны формы. Применительно к винтовому тору наружный шаг резьбы Р так относится ко внутреннему Рi, как наружный R и внутренний Ri средние радиусы его резьбы (см. фиг.1, 4): .

Эксцентриситет винта относительно гайки является переменной величиной вследствие кривизны осевой линии винта. Наибольший эксцентриситет "е" - расстояние между касательной к осевой линии изгиба винта и осью гайки расположен на линии наименьшего расстояния между винтом и гайкой (фиг.4, 5). В этой зоне имеет место наиболее плотный контакт витков резьбы винта и гайки.

Профиль резьбы винтовой передачи скольжения может быть различным: треугольным, трапецеидальным, круглым и другим, за исключением прямоугольного. Для уменьшения погрешности шага винта от номинального шага гайки Рг шаг резьбы Р0 винта принят равным шагу Рг на радиусе наибольшей кривизны осевой линии винта; применительно к тору - на радиусе R0 окружной осевой линии: Рог. Тогда погрешность внешнего Р и внутреннего Рi шага резьбы винта равна ΔР=±Ргr0/R0, знак + (плюс) для внешнего шага; r0 - средний радиус резьбы винта (см. фиг.1).

Наибольшее число контактных площадок, а следовательно, и наиболее высокую точность перемещения в эксцентричных винтовых криволинейных передачах имеет шариковая передача. В резьбовых канавках ее винта 7 и гайки 6 размещены шарики 8, число которых пропорционально длине канавки по среднему диаметру гайки d (фиг.5). Гайка имеет вкладыш 9 с обводным каналом для шариков. Для компенсации накопленного по длине витков зазора шариков вследствие переменной глубины канавок по контактной винтовой линии служит компенсатор 10 в виде шайбы из антифрикционного материала. Компенсатор обеспечивает замкнутый винтовой столб шариков. Он может иметь различные исполнения, например пружины. Возможно использование известных конструкций для выбора зазоров в шариковинтовых передачах.

Приводом в эксцентричных криволинейных винтовых передачах является гайка. Обратное вращение от изогнутого винта к гайке осуществить невозможно. Поэтому гайка оснащена зубчатым венцом 11, который может быть насадным (см. фиг.5) или выполнен за одно целое с гайкой (см. фиг.4).

Для сборки замкнутой винтовой передачи с винтом в виде тора предназначен вставной сектор 12, который после навинчивания гайки устанавливается на свое место в открытый участок винта и фиксируется известным способом, например склеиванием (см.фиг.1).

Работа винтовой передачи осуществляется следующим образом. Корпус 1 гайки присоединяется к редуктору (не показан), и ее зубчатый венец 11 зацепляется с ведущим зубчатом колесом редуктора (см. фиг.4, 5). От него гайка получает вращение и приводит во вращение кольцевой винт - тор 4 (см. фиг.1) или сообщает перемещение по криволинейной траектории - синусоиде винту в форме круглого синусоида 5 (см. фиг.3, штрихпунктир). При неподвижном винте соответствующее перемещение получает сама гайка. Для этого несущий ее редуктор имеет круговые направляющие, если винт - тор, или установлен на крестовом столе со взаимно перпендикулярными прямолинейными направляющими, если винт - круглый синусоид.

Пример эксцентричной винтовой передачи скольжения (фиг.4). Гайка имеет трапецеидальную резьбу с углом профиля α=40°, шаг витков Pг=10 мм, рабочая высота профиля H1=5 мм. Винт в форме кругового тора имеет средний радиус резьбы r0=16 мм, радиус окружной осевой линии R0=100 мм, шаг резьбы, равный шагу гайки 10 мм на радиусе осевой линии. Наименьший эксцентриситет криволинейного винта относительно оси гайки определяется .

Погрешность внешнего шага винта равна , наименьший эксцентриситет . При эксцентриситете е=2,2 мм средний диаметр резьбы гайки равен d=36,4 мм.

Эксцентричная винтовая передача с винтом, имеющим криволинейную

ось, найдет применение в приборостроении, станочных приспособлениях, например поворотных столах; механизмах преобразования движений, в копировальных устройствах.

Источники информации

1. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. Справочник. 4-е изд.-М.: Машиностроение, 1976. - 784 с. Рис.2.251, стр.138.

2. А.с. СССР №1350420, МПК F16H 25/22, Эксцентричная винтовая передача. 1987. Прототип.

3. А.с. СССР №292045, МПК F16H 25/22, Шариковый винтовой механизм. 1971.

1. Эксцентричная винтовая передача, содержащая корпус, установленную в нем с возможностью вращения гайку, и винт, осевая линия которого эксцентрична оси гайки, отличающаяся тем, что винт выполнен криволинейной формы, концентричной своей изогнутой осевой линии, имеет шаг переменной величины, пропорциональной радиусу кривизны, и установлен относительно оси гайки с переменным эксцентриситетом, наибольшим в зоне наименьшего расстояния между винтом и гайкой.

2. Винтовая передача по п.1, отличающаяся тем, что винт имеет замкнутую кольцевую форму, например тора.

3. Винтовая передача по п.1, отличающаяся тем, что винт имеет разомкнутую криволинейную форму с осью переменной кривизны и направления, например синусоидой.

4. Винтовая передача по п.1, отличающаяся тем, что шаг резьбы винта равен шагу резьбы гайки в плоскости, перпендикулярной наименьшему расстоянию между ними и проходящей через ось гайки.

5. Винтовая передача по п.1, отличающаяся тем, что в резьбовых канавках винта и гайки размещены шарики, число которых пропорционально длине канавки по среднему диаметру гайки, и компенсатор зазора в шариковых витках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к винтовым механизмам, в частности к гайкам роликовинтовой пары. .

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в суппортах металлорежущих станков. .

Изобретение относится к области машиностроения, а в частности к приборостроению для преобразования кругового движения в линейное в различных технологических устройствах.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности в приборостроении для преобразования вращательного движения в поступательное в различных технологических устройствах.

Изобретение относится к области общего машиностроения, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шаровинтовым редукторам. .

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к механическим передачам винт-гайка качения, и может быть использовано для точного преобразования вращательного движения в поступательное.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам для преобразования вращательного движения в поступательное. .

Изобретение относится к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к винтовым механизмам

Изобретение относится к механизмам преобразования вращательного/линейного движения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к механизмам преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гайкам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к линейному приводному механизму. Механизм содержит внешний цилиндрический корпус с внутренней винтовой дорожкой качения, внутренний цилиндрический корпус, приводной механизм, опорный механизм и устройство управления. Приводной механизм включает приводной вал с электродвигателем, гайку и механизм установки для гайки. Приводной механизм обеспечивает скольжение упомянутых цилиндрических корпусов друг относительно друга. Гайка установлена на приводном валу и совершает вращательное и поступательное движение внутри внешнего корпуса и содержит, с одной стороны, винтовой канал качения, проходящий вокруг гайки, а с другой стороны - зону рециркуляции. В зоне рециркуляции между каналом качения гайки и дорожкой качения расположены шарики. Опорный механизм состоит из опоры, связанной с валом, и опирается на дорожку качения, при этом вокруг опоры проходит винтовая резьба. Устройство управления для опорного механизма содержит механизм для приложения предварительного напряжения к гайке. Устройство управления сконструировано для удержания опорного механизма в нерабочем и рабочем положениях. В нерабочем положении существует зазор между опорным механизмом и дорожкой качения. Принятие рабочего положения на дорожке качения происходит под воздействием приложенного к приводному механизму осевого напряжения, большего, чем пороговое напряжение. Технический результат - повышение долговечности устройства. 13 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводе подвижной аэродинамической поверхности самолета, в частности в устройстве выдвижения закрылка. Привод закрылков самолета содержит две рычажные системы, имеющие шатуны, соединенные через кривошип с секционным основным валом, который установлен в опорах. Секции опорного вала соединены разъемными муфтами. Электромеханический привод секций основного вала имеет электродвигатель и датчик углового положения полого ротора, по меньшей мере, двухступенчатый волновой редуктор с телами вращения с полым выходным валом. Волнообразователь первой и второй ступеней состоит из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами, подшипников и рабочих колец. В сепараторе первой и второй ступеней размещены тела вращения, взаимодействующие с волновой поверхностью жесткого колеса соответствующей ступени. Между основным и полым выходным валами установлено управляемое устройство их разъединения. Технический результат - повышение надежности электромеханического привода. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к авиастроению и может быть применено в приводах подвижных аэродинамических поверхностей самолета, в частности предкрылков, закрылков, элеронов. Электромеханический линейный привод состоит из корпуса, расположенного внутри него электродвигателя с ротором, соединенным через волновой редуктор с винтом винтового или шарико-винтового механизма. Внутри корпуса с возможностью поступательного движения размещен толкатель, а также стопор. Упомянутый ротор соединен с датчиком его углового положения. Волновой редуктор является одноступенчатым и имеет размещенный на валу ротора волнообразователь, состоящий из двух эксцентриков с противоположно направленными эксцентриситетами с установленными на них подшипниками и рабочими кольцами. В сепараторе, который соединен с корпусом и охватывает волнообразователь, размещены тела вращения, взаимодействующие с рабочими кольцами. Жесткое колесо с внутренней волновой поверхностью охватывает сепаратор и имеет установленный соосно с ротором электродвигателя вал, соединенный с винтом непосредственно или через одну или несколько промежуточных ступеней. Технический результат - уменьшение габаритов и повышение КПД привода. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх