Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя

Изобретение относится к области эксплуатации и ремонта автотракторных двигателей внутреннего сгорания, а также к области производства автотракторных двигателей. Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя заключается в пневматическом определении сквозных дефектов. При определении сквозного дефекта удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя и наблюдают за охлаждающей жидкостью. Наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком наличия трещины у одной из гильз. Удаляют форсунку одного из цилиндров. Устанавливают обороты двигателя в пределах от номинальных до максимальных. Наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком отсутствия трещины у контролируемой гильзы. Отсутствие пузырьков и бурления является признаком наличия трещины у контролируемой гильзы. Технический результат заключается в безразборном определения наличия трещин в гильзах цилиндров двигателя и определение конкретной гильзы, у которой имеется трещина.

 

Изобретение относится к области эксплуатации и ремонта автотракторных двигателей внутреннего сгорания, а также к области производства автотракторных двигателей.

Известен способ гидравлического испытания изделий [1], заключающийся в том, что внутреннюю полость изделия заполняют рабочей жидкостью (чаще всего водой), герметизируют, создают насосом избыточное давление и выдерживают изделие некоторое время. Наличие дефекта устанавливают визуально по появлению капель рабочей жидкости или отпотеванию наружной поверхности изделия. Такой способ требует снятия двигателя из автомобиля и эффективен только при капитальном ремонте двигателя в специализированных ремонтных мастерских - это, во-первых. Во-вторых, данный способ эффективен при гидравлическом испытании простых изделий, таких как топливные и масляные баки и т.п., у которых при применении данного способа не представляет трудности определение конкретного места негерметичности простым визуальным осмотром. Автотракторный двигатель имеет сложную конфигурацию, имеет большие габариты и массу, что также усложняет определение конкретного места негерметичности.

Наиболее близким по технической сущности является пневматический способ [2] нахождения сквозных дефектов, который более чувствителен, чем гидравлический, который заключается в следующем. Проверяемое на герметичность изделие погружают в ванну с водой, предварительно заглушив отверстия. Через одно отверстие нагнетают во внутреннюю полость изделия воздух под определенным давлением. Если у испытуемого изделия только одно отверстие, то воздух нагнетают через это единственное отверстие. Пузырьки воздуха, пробивающиеся наверх поверхности жидкости (воды), покажут наличие негерметичности. Но конкретное место дефекта (трещины, пробоины и т.п.) при данном методе также сложно определить. Задача заключается именно в определении конкретного места дефекта. Если применить данный метод для испытания автотракторных двигателей на герметичность, он также требует снятия двигателя из автомобиля, практически полной разборки двигателя, специального оборудования, в конечном счете, позволяет определить только наличие дефекта без указания конкретного места дефекта.

Сущность способа заключается в следующем. При эксплуатации, например, автомобилей КамАЗ, часто появляется сквозная трещина (чаще всего поперечная) верхней части гильзы двигателя в зоне камеры сгорания. Гильзу, у которой в процессе эксплуатации двигателя появилась трещина, необходимо выявить и заменить. Для определения конкретной гильзы, у которой имеется трещина, используется давление газов, возникающее в камере сгорания в процессе работы двигателя. Газы из камеры сгорания, прорываясь через щель трещины, сначала попадают в систему охлаждения двигателя, затем собираются в расширительном бачке, создавая избыточное давление, и охлаждающая жидкость начинает под давлением выбрасываться наружу через дыхательный клапан на крышке расширительного бачка. Расширительный бачок на двигателе находится выше всех элементов системы охлаждения. Выбрасывание охлаждающей жидкости наружу и является признаком наличия трещины у одной из гильз. То есть в эксплуатации нет как бы необходимости специально проводить испытания на определение наличия трещины, оно само проявляется в виде выбрасывания рабочей жидкости через дыхательный клапан крышки расширительного бачка системы охлаждения. Это первый этап осуществления способа. Следующий этап заключается в определении конкретной гильзы, у которой имеется трещина. Для этого предварительно удаляют форсунку одного из цилиндров, при удалении которой рабочий процесс в цилиндре прекращается и давление газов не будет прорываться через щель в гильзе. Запускают двигатель. Если при удалении форсунки у конкретного цилиндра прекратится выбрасывание охлаждающей жидкости через дыхательный клапан крышки, это является признаком наличия трещины у гильзы данного цилиндра. Если же при удалении форсунки конкретного цилиндра выбрасывание рабочей жидкости через дыхательный клапан продолжается, это является признаком того, что у гильзы данного цилиндра отсутствует трещина и необходимо переходить к другому цилиндру.

Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя осуществляется следующим образом (на примере автомобиля КамАЗ). Удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя. После удаления крышки расширительного бачка при работающем двигателе и при наличии трещины у одной из гильз охлаждающая жидкость не выбрасывается наружу, а как бы начинает кипеть, пузыриться и бурлить, что хорошо наблюдается через отверстие удаленной крышки. У одного из цилиндров удаляют форсунку. Запускают двигатель и устанавливают обороты в пределах от номинальных до максимальных. При этом наблюдают за поведением рабочей жидкости в расширительном бачке. Если же после удаления форсунки пузырение и бурление не прекратится, это является признаком того, что у гильзы данного цилиндра отсутствует трещина. Двигатель останавливают, удаленную форсунку устанавливают на место и закрепляют. Эту операцию повторяют до тех пор, пока при проверке одного из цилиндров не прекратится пузырение и бурление охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Это и является признаком того, что у гильзы данного цилиндра имеется трещина, ее необходимо заменить.

Испытания данного способа в условиях эксплуатации показали его осуществимость и эффективность.

Применение данного способа по сравнению с существующими способами позволяет повысить производительность труда и культуру производства за счет устранения необходимости снятия двигателя с автотранспортного средства, уменьшения разборочно-сборочных операций и снижения простоя автотранспортного средства в эксплуатации за счет быстрого и эффективного определения наличия трещины конкретной гильзы двигателя, не требуется наличие дорогостоящего испытательного оборудования и дополнительных площадей.

Источники информации

1. Надежность и ремонт машин / В.В.Курчаткин, Н.Ф.Тельнов, К.А.Ачкасов и др.; Под Ред. В.В.Курчаткина. - М.: Колос, 2000. - 776 с.: ил. (Учебники и учеб. пособия для высших учебных заведений). ISBN 5-10-003278-2 (стр.113).

2. Ремонт машин. М.: Колос. 1967. 504 с. (Уч-ки и учеб. пособия для с.-х. техникумов.) Авт.: И.Е.Ульман, И.М.Герштейн, B.C.Насонов и др. УДК 631.3.004.67 (075.8) (стр.198-200).

Способ определения трещины гильзы автотракторного двигателя, заключающийся в пневматическом определении сквозных дефектов, отличающийся тем, что удаляют крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя и наблюдают за охлаждающей жидкостью, при наличии пузырьков и бурления охлаждающей жидкости, являющихся признаком наличия трещины у одной из гильз, удаляют форсунку одного из цилиндров, запускают двигатель и устанавливают обороты в пределах от номинальных до максимальных, при этом следят за поведением охлаждающей жидкости в расширительном бачке, наличие пузырьков и бурление охлаждающей жидкости является признаком отсутствия трещины у контролируемой гильзы, отсутствие пузырьков и бурления является признаком наличия трещины у контролируемой гильзы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной групп поршневого ДВС, и используется преимущественно в авиационных ДВС.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам испытаний двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано при совершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндропоршневой и кривошипно-шатунной групп поршневого ДВС, и используется преимущественно в авиационных ДВС.

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании степени износа шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Изобретение относится к системам регулирования частоты вращения двигателей внутреннего сгорания и одновременно может использоваться в системах диагностики этих двигателей.

Изобретение относится к устройству распознавания перебоев зажигания двигателя для двигателя внутреннего сгорания (ДВС), транспортному средству, оборудованному таким устройством, и способу распознавания перебоев зажигания двигателя.

Изобретение относится к области обеспечения надежной эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей, а именно - к методике диагностирования технического состояния конкретного авиационного двигателя и выдаче рекомендаций по устранению неисправностей.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей по техническому состоянию, в частности к способам управления ресурсом авиационных газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к области авиационной техники, более конкретно к способу отладки расхода топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя самолета.

Изобретение относится к регулированию двигателей внутреннего сгорания. .

Изобретение относится к области проектирования, испытаний и технической диагностики систем и механизмов двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам определения значений составляющих суммарного момента механических потерь при прокручивании коленчатого вала в отсутствии подачи топлива в цилиндры двигателя, и может быть использовано при разработке устройств по тепловой подготовке двигателя внутреннего сгорания перед пуском в условиях низких температур окружающей среды, а также для диагностирования технического состояния его элементов в процессе сборки, обкатки и эксплуатации.

Изобретение относится к области энергетики - к авиационной, газовой и электроэнергетической отраслям техники

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для определения аэродинамических характеристик моделей различных модификаций в сверхзвуковой аэродинамической трубе, по которым определяются суммарные аэродинамические характеристики натурного летательного аппарата, движущегося с гиперзвуковой скоростью, и может быть использовано в авиационной и аэрокосмической промышленности

Изобретение относится к области технической акустики, более конкретно к способу измерения внешнего шума автотранспортного средства (АТС), и может быть использовано для идентификации источников шума и их ранжирования

Изобретение относится к способам функционального контроля и диагностирования состояния при испытаниях сложных пневмогидравлических объектов, например жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)

Изобретение относится к технике диагностирования технического состояния авиационных газотурбинных двигателей, помогающей эксплуатировать эти двигатели с учетом его конкретного технического состояния

Изобретение относится к двигателестроению и может найти применение при прочностной доводке компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД), при их стендовых испытаниях и в процессе эксплуатации, а также для создания систем диагностики колебаний рабочих лопаток, значения частот собственных колебаний которых превышают произведение частоты вращения на число узловых диаметров

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к установкам для испытания роторов турбомашин на прочность

Изобретение относится к области средств диагностики технического состояния оборудования

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для испытаний регулируемых сопловых блоков летательных аппаратов, которые работают на продуктах сгорания газа, имеющих температуру до 2500 К и давление до 10 МПа

Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при диагностировании двигателей внутреннего сгорания (ДВС)
Наверх