Планетарная передача

Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в конструкции редукторов вертолетов. Планетарная передача содержит центральные колеса (1, 2), водило (4), сателлиты (3), установленные на шипах (5) водила с помощью подшипников (6). Подшипники (6) установлены концентрично с шипами водила. Наружный диаметр подшипника меньше внутреннего диаметра сателлита на величину удвоенного эксцентриситета. Оси шипов смещены относительно сателлитов на величину эксцентриситета. Наличие разницы диаметра наружного кольца подшипника (6) и внутреннего диаметра сателлита (3) на величину эксцентриситета позволяет при взаимодействии элементов планетарной передачи совершать сателлиту (3) как качательные движения относительно поверхности контакта с наружным кольцом подшипника (6), так и движение обката относительно всей поверхности подшипника (6). Благодаря вращательному движению сателлита относительно подшипника обеспечивается равномерность износа поверхности, по которой обкатывается сателлит, увеличивая равномерность износа и, таким образом, увеличивая ресурс планетарной передачи. 2 ил.

 

Изобретение относится к деталям машин, а именно к передачам с зубчатыми колесами, совершающими планетарное движение и имеющим средства, компенсирующие неточность изготовления деталей и деформации корпусов планетарной передачи в эксплуатации для повышения равномерности нагрузок на сателлиты. Изобретение может применяться, в частности, в конструкции редукторов вертолетов.

Применяющиеся в известных конструкциях средства для обеспечения равномерности нагружения подшипников сателлитов направлены на обеспечение повышенной точности изготовления шестерен, точности расточек гнезд под подшипники, увеличения жесткости и массы корпусов механизма, попытки введения несимметричности конструкции, учитывающей эксплуатационные деформации от внешних нагрузок и неравномерности температур, сложных расчетов и измерений реальных погрешностей изготовления шестерен, расточки гнезд под подшипники, разницы во внутренних зазорах в подшипниках, разницы посадок подшипников в гнезда корпусов механизмов.

Известны планетарные передачи (патенты RU №2017032, 1994 г, RU №2018744, 1994 г.), содержащие центральные зубчатые колеса и водило с размещенными на нем сателлитами. В устройстве по патенту №2017032 для обеспечения равномерности нагрузки на сателлиты за счет выравнивания начальных зазоров подвижное центральное колесо с внешними зубьями выполнено составным, из основного и двух дополнительных колес, с возможностью их регулировки для взаимодействия каждого колеса с соответствующим сателлитом. В устройстве планетарной передачи по патенту №2018744 с той же целью в опорах сателлита в водиле размещены эксцентриковые втулки, зафиксированные от проворота.

Известным недостатком планетарных передач является сложность равномерно распределить нагрузку по сателлитам при числе сателлитов больше трех. При числе сателлитов равным трем применяют упомянутые выше технические решения с плавающими центральными зубчатыми колесами, которые самоустанавливаются относительно трех сателлитов. Если число сателлитов будет больше трех, то плавающие центральные колеса будут стремиться самоустановиться относительно каких-либо трех сателлитов, что приводит к уменьшению нагрузки на недогруженных сателлитах и увеличению нагрузки на нагруженных трех сателлитах с соответствующим уменьшением расчетного ресурса нагруженных сателлитов и их подшипниковых опор.

Наиболее близким аналогом заявляемого устройства является техническое решение планетарной зубчатой передачи в соответствии с описанием к патенту (US №3635103, 1972 г), в котором для выравнивания нагрузок по сателлитам используют эксцентриковую втулку, установленную на шип водила, что позволяет решить вопрос о равномерности распределения нагрузок между сателлитами при любом числе сателлитов. Сателлит вместе с расположенной концентрично относительно него подшипниковой опорой установлен эксцентрично относительно оси шипа водила и имеет возможность качательного движения между внутренним и наружным центральными колесами, компенсируя в динамике погрешности изготовления шестерен, сателлитов и подшипниковых опор в корпусах.

Недостатком известного технического решения является то, что эксцентриковая втулка совершает относительно поверхности контакта с шипом, на который она установлена, только качающиеся движения, что приводит к неравномерности износа шипа по его окружности. Поверхность шипа, по которой происходит качание, будет изнашиваться, в то время как незадействованная поверхность шипа не будет изнашиваться. Неравномерная нагрузка и неравномерный износ шипа снизят ресурс передачи за счет снижения ресурса шипа.

Задачей изобретения является повышение ресурса планетарной передачи за счет исключения неравномерной нагрузки и неравномерного износа рабочих поверхностей элементов передачи.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в планетарной передаче, содержащей центральные колеса, водило, сателлиты, установленные на шипах водила с помощью подшипников, причем сателлиты и шипы установлены с заданным эксцентриситетом, - в соответствии с заявляемым техническим решением, подшипники установлены концентрично с шипами водила, наружный диаметр подшипника меньше внутреннего диаметра сателлита на величину удвоенного эксцентриситета, а оси шипов смещены относительно сателлитов на величину эксцентриситета.

Предлагаемое изобретение лишено указанных недостатков устройства аналога (US №3635103), а именно неравномерности нагрузки и неравномерного износа шипа, за счет того, что в нем отсутствует неработающая зона. Сателлит, установленный с эксцентриситетом относительно подшипниковой опоры, совершает не только качательные движения относительно поверхности контакта с подшипниковой опорой, но и движение обката относительно всей поверхности подшипниковой опоры.

Качательное движение сателлита позволяет также как и в известном техническом решении компенсировать погрешности изготовления шестерен планетарной передачи, корпусов планетарной передачи, погрешностей расположения шипов (гнезд) подшипниковых опор, деформации корпусов планетарной передачи при неравномерном ее нагреве в условиях эксплуатации и при неравномерном нагружении корпусов внешними силами также в условиях эксплуатации.

Вращательное движение сателлита относительно подшипниковой опоры позволяет равномерно изнашивать поверхность, по которой обкатывается сателлит, увеличивая равномерность износа и, соответственно, ресурс планетарной передачи в целом.

На фиг.1 схематично показана планетарная передача, разрез; на фиг.2 - разрез А-А фиг.1.

Планетарная передача состоит из внутреннего и наружного центральных колес 1 и 2, соответственно, сателлитов 3, водила 4 с шипами 5 по числу сателлитов 3, на которые последние установлены с помощью подшипников 6 с телами качения 7.

Подшипники 6 установлены концентрично с шипами 5 водила 4. При этом наружный диаметр подшипников 6 (наружного кольца подшипника) меньше внутреннего диаметра шестерни сателлита 3 на удвоенную величину заданного эксцентриситета «е». За счет этого зазора при взаимодействии шестерен передачи (при любом направлении вращения шестерен) шипы 5 вместе с подшипниками 6 оказываются установленными эксцентрично относительно сателлитов 3, то есть оси шипов 5 смещены относительно осей сателлитов 3 на величину заданного эксцентриситета «е».

Наличие разницы диаметра наружного кольца подшипника 6 и внутреннего диаметра сателлита 3 на величину эксцентриситета «е» позволяет при взаимодействии элементов планетарной передачи совершать сателлиту 3 как качательные движения относительно поверхности контакта с наружным кольцом подшипника 6, так и движение обката относительно всей поверхности подшипника 6. Благодаря вращательному движению сателлита 3 относительно подшипника 6 обеспечивается равномерность износа поверхности, по которой обкатывается сателлит, увеличивая равномерность износа и, таким образом, увеличивая ресурс планетарной передачи.

Мощность передается сначала на внутреннее центральное колесо 1 с направлением вращения против часовой стрелки, далее на сателлиты 3, заставляя их вращаться по часовой стрелке. От сателлитов 3 мощность передается на наружное центральное колесо 2, которое будет вращаться против часовой стрелки. При передаче мощности от внутреннего центрального колеса 1 к сателлитам 3 возникает окружная сила «В», действующая на сателлит 3. При передаче мощности от сателлита 3 к внешнему центральному колесу 2 возникает сила реакции «С», действующая в ту же сторону, что и сила «В». Силы «С» и «В» направлены в одну сторону (это известное свойство сателлитов как паразитных шестерен) и прижимают сателлит 3 к подшипниковой опоре (подшипнику) 6 в точке «D». Кроме окружных сил в местах контакта сателлита 3 с внутренним и наружным колесами 1 и 2, на сателлит 3 действуют также и радиальные силы, направленные к оси сателлита. Изменяющееся в процессе работы и в процессе деформации передачи соотношение между окружными силами «В», силами реакции «С» и радиальными силами, действующими на сателлит 3 планетарной передачи, изменяет положение оси сателлита 3 относительно точки контакта «D» с подшипниковой опорой (подшипником 6), за счет чего и достигается равномерность распределения нагрузок между сателлитами 3. В зависимости от назначения планетарной передачи внешнее и внутреннее центральные шестерни могут быть выполнены как фиксированными, так и плавающими.

Планетарная передача, содержащая центральные колеса, водило, сателлиты, установленные на шипах водила с помощью подшипников, причем сателлиты и шипы установлены с заданным эксцентриситетом, отличающаяся тем, что подшипники установлены концентрично с шипами водила, наружный диаметр подшипника меньше внутреннего диаметра сателлита на величину удвоенного эксцентриситета, а оси шипов смещены относительно сателлитов на величину эксцентриситета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а конкретнее, к зубчатым планетарным механизмам, в которых одно из центральных колес неподвижно, а сателлиты имеют подвижные геометрические оси.

Изобретение относится к области машиностроения, точнее к зубчатым передачам, и может применяться во всех устройствах, предназначенных для сообщения вращательного движения, включая внешнее, внутреннее, реечное и червячное зацепления.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редуктору орбитальному. .

Привод // 2391583
Изобретение относится к деталям машин и может быть использовано в составе изделий авиационной и ракетной техники. .

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи вращения в одном направлении. .

Изобретение относится к области автомобилестроения, а именно к автомобильному мосту с колесным редуктором с меняющимся передаточным числом оборотов. .

Изобретение относится к области холодильной техники и может быть использовано в пищевой промышленности, агропромышленном комплексе и в сельском хозяйстве, молочных фермах для вращения мешалок и пастеризационных установок от червячного редуктора.

Изобретение относится к отрасли машиностроения и может быть использовано в высоконагруженных подшипниковых узлах, например в энергетическом, шахтном оборудовании, в машинах морских и речных судов, для восприятия больших осевых и радиальных нагрузок.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редуктору орбитальному. .

Изобретение относится к зацеплению составных колес и может найти применение в цилиндрических и конических редукторах внешнего и внутреннего зацепления, а также в реечных передачах, обладающих высокой нагрузочной способностью.

Редуктор // 2398988
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механических трансмиссиях в случае ограниченных диаметральных габаритов и при необходимости восприятия и преобразования вращающих моментов большой величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при исследованиях работы зубчатых передач

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к ступени передачи исполнительного привода для сиденья транспортного средства

Изобретение относится к областям машино- и приборостроения и может быть использовано при построении трансмиссий и зубчатых планетарных и дифференциальных передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к механическим передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано для поворота вращающейся оси на заданный угол

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мотор-редукторах со встроенными внутрь редуктора двигателем и имеющих преимущественно полимерные зубчатые колеса

Изобретение относится к механическим передачам и может быть использовано в составе изделий электронного машиностроения, в других отраслях промышленности, использующих волновые передачи с малыми габаритно-массовыми характеристиками, плавной и бесшумной работой
Наверх