Конструкция подкрепления твердотопливного заряда в ракетном двигателе твердого топлива

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ракетно-космической промышленности для защиты твердотопливного заряда. Конструкция подкрепления твердотопливного заряда в ракетном двигателе твердого топлива состоит из вертикальных пластин с поперечной арматурой, расположенных вдоль камеры сгорания двигателя. Вертикальные пластины изготовлены из алюминиево-магниевого сплава и обеспечивают защиту твердотопливного заряда от деформации при длительных статических нагрузках. Изобретение позволяет обеспечить снижение статических нагрузок, действующих на конструкцию ракетного двигателя в процессе длительной эксплуатации, без существенного влияния на тактико-технические характеристики ракет стратегического назначения. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам защиты от деформации твердотопливного заряда в ракетах с двигателем твердого топлива с помощью специальной конструкции подкрепления. Данное изобретение может быть использовано в ракетно-космической промышленности с целью увеличения сроков эксплуатации ракет стратегического назначения с двигателем твердого топлива и других летательных аппаратов, имеющих твердотопливные заряды.

Одной из причин происходящих в РВСН сокращений является старение состоящих на вооружении ракетных комплексов. Темпы поставок в войска новейших баллистических ракет оснований для оптимизма дают мало, поэтому выбранный путь по продлению гарантийного ресурса эксплуатации на данный момент является одним из доступных и применяемых.

Длительная эксплуатация ракет сопровождается развивающимися дефектами - трещинами, а также необратимыми процессами, происходящими на макромолекулярном уровне (деструктивные процессы в полимерной матрице заряда твердого топлива), связанными с длительным временем эксплуатации.

Поведение элементов конструкций ракет стратегического назначения (РСН), особенно заряда твердого топлива (ЗТТ), в процессе длительной эксплуатации характеризуется изменением прочностных, деформационных, упругих и других характеристик, определяющих их прочность, устойчивость, несущую способность и стойкость при последующих воздействиях нагрузок, прежде всего полетных.

Обобщение данных испытаний на длительную прочность [1] для композитных полимерных конструкций, имеющих, чаще всего, изотропные и анизотропные свойства, свидетельствует о наличии признаков ползучести материалов этих конструкций. В конструкциях РСН в большей степени это относится к зарядам ТТ. При хранении РСН с ракетным двигателем твердого топлива (РДТТ) в горизонтальном или вертикальном положении под действием малоинтенсивных постоянных нагрузок возникают деформации отдельных элементов двигателя (в частности, заряда твердого топлива) в результате процесса ползучести. При этом сокращаются размеры, определяющие несущую способность конструкции. Так, например, в РДТТ происходит искажение внутреннего канала заряда ТТ. Вследствие этого напряжения и скорость деформаций ползучести растут и в какой-то момент времени (когда напряжения достигают некоторых критических значений или когда скорость деформаций ползучести обращается в бесконечность) наступает разрушение.

Известны некоторые конструкции подкрепления твердотопливного заряда [2, 3]. В одном из таких предложений [2] предлагается в качестве способа подкрепления твердотопливного заряда использовать конструкцию, расположенную внутри двигателя твердого топлива и представляющую собой вертикально расположенные, скрепленные между собой пластины, выполненные из пластика. Данная конструкция подкрепления твердотопливного заряда не обеспечивает требуемой защиты от осадки и деформации, имеет сложную конструкцию и выполнена из материалов, которые значительно ухудшают технические характеристики двигателя твердого топлива тем, что снижают объем заполнения камеры двигателя твердотопливным зарядом. Это влияет на время работы, а следовательно, на дальность пуска ракеты. Также существенным недостатком известной конструкции подкрепления является снижение надежности ракеты с двигателем твердого топлива в связи с возможным образованием осколков от конструкции подкрепления в процессе горения твердотопливного заряда, которые могут повредить двигатель и вывести ракету из строя при полете.

Известен еще один способ [3] предотвращения осадки и деформации твердотопливного заряда в ракетах с двигателем твердого топлива, который предопределяет воздействие на внутренний канал твердотопливного заряда с помощью специального механизма, представляющего собой цилиндрическую вставку, которая вводится в твердотопливный двигатель через сопло. Недостатком такого способа подкрепления твердотопливного заряда является невозможность запуска двигателя без удаления конструкции подкрепления. Следствием этого недостатка, очевидно, будет повышенное время подготовки к старту, что является очень важным для ракет стратегического назначения.

Задачей изобретения является разработка конструкции подкрепления, которая исключает деформацию твердотопливного заряда под действием длительных статических нагрузок и способна обеспечить продление сроков эксплуатации ракет с ракетным двигателем твердого топлива при малом влиянии на тактико-технические характеристики (ТТХ) ракет стратегического назначения.

Для решения указанной задачи предлагается конструкция подкрепления твердотопливного заряда в ракетном двигателе твердого топлива, состоящая из вертикальных пластин с поперечной арматурой, расположенных вдоль камеры сгорания двигателя и изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, обеспечивающих защиту твердотопливного заряда от деформации при длительных статических нагрузках.

Суть изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 и фиг.2 представлен разрез двигателя с зарядом твердого топлива и конструкцией подкрепления твердотопливного заряда, состоящих из: 1 - стержней, 2 - пластин, 3 - заряда твердого топлива, 4 - конструкции подкрепления.

Требуемый технический результат достигается тем, что конструкция подкрепления состоит из вертикальных пластин небольшой толщины, на поверхности которых имеется дополнительная арматура в виде перпендикулярно расположенных к пластине стержней. Стержни служат для увеличения площади контакта с твердотопливным зарядом и, как следствие, улучшают подкрепляющий эффект, что обеспечивает повышенную эффективность предлагаемой конструкции подкрепления. Стержни на пластинах расположены в шахматном порядке равномерно по всей площади пластины. Пластины крепятся к переднему днищу двигателя и его стенкам. Количество пластин должно выбираться в зависимости от формы каналов твердотопливного заряда. В данном случае предлагается восемь продольных пластин с 10-15 стержнями на один квадратный метр пластины.

Материалом для конструкции подкрепления служит алюминиево-магниевый сплав, который обеспечит конструкции требуемую прочность и легкость, что важно для ракет стратегического назначения и других летательных аппаратов при достижении энергомассового совершенства. Также данный сплав является высокоэнергетичным и участвует в процессе горения твердотопливного заряда, что значительно повышает его энергетические характеристики. Общий объем конструкции делает незначительным уменьшение количество твердого топлива, так как конструкция подкрепления занимает некоторый объем внутри двигателя твердотопливной ракеты. Еще одним преимуществом предлагаемой конструкции является безопасность использования. Исключена возможность образования осколков, которые могут повредить двигатель при его работе. Это обеспечивается сгоранием конструкции подкрепления с той же скоростью, с которой горит твердотопливный заряд в радиальном направлении.

Принцип работы конструкции подкрепления заключается в следующем: за счет того, что конструкция подкрепления введена непосредственно в заряд твердого топлива и она исполнена таким образом, что ее элементы обладают достаточной прочностью и сцеплением с твердотопливным зарядом, то в условиях длительной эксплуатации двигателя твердого топлива, сопровождающейся действием длительных статических нагрузок, значительно снижаются деформации твердотопливного заряда.

Сравнительный анализ с прототипами [2, 3] показал, что новое техническое решение отличается:

- применением конструкции подкрепления с дополнительной арматурой в виде поперечных стержней, позволяющей увеличить подкрепляющий эффект в заряде твердого топлива;

- применением материала, обладающего высокими энергетическими свойствами и обеспечивающего конструкции ряда преимуществ, таких как увеличение прочности заряда ТТ и уменьшение деформаций при длительных статических нагрузках при незначительном влиянии на изменение количества твердотопливного заряда двигателя.

Перечисленные выше качества соответствуют новизне технического решения.

Таким образом, предложенное техническое решение позволяет обеспечить снижение статических нагрузок, действующих на конструкцию РДТТ в процессе длительной эксплуатации, путем введения в заряд твердого топлива специальной конструкции подкрепления, позволяющей снизить деформации заряда твердого топлива.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Гольденблат И.М., Бажанов В.А., Копнов В.А. Длительная прочность в машиностроении. - М.: Машиностроение, 1977. - 218 с.

2. Разумеев В.Ф., Ковалев Б.К. Основы проектирования баллистических ракет на твердом топливе. - М.: Машиностроение, 1976. - 356 с.

3. Невский С.В. Оружие и защита. ЦНИИСМ, 2000. - 213 с.

Конструкция подкрепления твердотопливного заряда в ракетном двигателе твердого топлива, отличающаяся тем, что выполнена в виде конструкции, состоящей из вертикальных пластин с поперечной арматурой, расположенных вдоль камеры сгорания двигателя и изготовленных из алюминиево-магниевого сплава, обеспечивающих защиту твердотопливного заряда от деформации при длительных статических нагрузках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива, газогенераторов и вкладных зарядов твердого ракетного топлива.

Изобретение относится к области военной техники, а именно к реактивным двигателям с малым временем работы для боеприпасов, предназначенных для стрельбы из морских гранатометных систем.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении газогенераторов твердого топлива к катапультным устройствам ракет и другим динамично работающим устройствам с использованием твердотопливных зарядов.

Изобретение относится к области ракетной техники и касается порохового заряда твердого ракетного топлива «щеточного» типа, скрепленного с дном камеры стартового двигателя ракетного комплекса с оптическим наведением на разгонно-маршевом участке.

Изобретение относится к области ракетной техники и предназначено для использования в ракетных двигателях (РД) с вкладным зарядом твердого ракетного топлива (ТРТ). .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к двигательным установкам бозоткатного орудия. .

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к ракетным двигателям твердого топлива с вкладным пороховым зарядом. .

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), преимущественно с канальными вкладными зарядами твердого ракетного топлива (ТРТ)

Изобретение относится к области ракетной техники, конкретно к зарядам твердого ракетного топлива вкладного типа, состоящим из пучка топливных трубок или элементов другого профиля, скрепленных с дном камеры двигателя с помощью крепящего состава с образованием полимерного диска или шайбы

Изобретение относится к вкладному заряду торцевого горения ракетного двигателя и может быть использовано при проектировании, отработке и изготовлении зарядов из твердого топлива к ракетным двигателям

Изобретение относится к машиностроению, а именно к снаряженным корпусам ракетных двигателей твердого топлива, и может быть использовано при их проектировании и отработке. Снаряженный корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит заряд, раскрепленный от днища корпуса манжетой, и экран. Экран расположен в полости между днищем корпуса и манжетой и скреплен с последней эластичным кольцом, выполненным в виде двух сопряженных по большему диаметру кольцевых оболочек. Оболочки эластичного кольца в зоне сопряжения скреплены между собой на кольцевом участке через кольцевую прокладку, отличающуюся по цвету от оболочек. Изобретение позволяет обеспечить расчетный режим работы ракетного двигателя на начальном участке, уменьшить разброс по времени выхода двигателя на режим, а также повысить надежность его работы. 5 ил.

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе и предназначено для применения при проектировании, отработке и изготовлении крупногабаритных ракетных двигателей на твердом топливе. Ракетный двигатель включает корпус с передним и задним днищами, а также скрепленный с корпусом по цилиндрической части канальный заряд с раскреплением манжетами на торцах. Фланец горловины переднего днища скреплен с кольцевым выступом перфорированного стакана, выполненного в виде полого цилиндра из сгораемого материала и размещаемого соосно в канале заряда с обеспечением раскрепления от него без зазора. Стакан выполнен длиной не менее осевого расстояния от фланца горловины переднего днища до половины проекции раскрепленной части переднего торца на ось канала заряда. Толщина стенки стакана выполнена уменьшающейся в сторону заднего днища. Перфорация стакана представляет собой щелевые прорези, размещенные вдоль его образующей на поверхности, обращенной к заряду, и круговые отверстия, выполненные на уровне заманжетного зазора, выходящего на канал заряда. Изобретение позволяет уменьшить уровень отрывных контактных напряжений в топливе в районе краевых зон скрепления заряда с корпусом. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании твердотопливных импульсных двигателей, к которым предъявляются повышенные требования разноимпульсности при работе в паре или в целой связке. Твердотопливный импульсный двигатель содержит камеру сгорания с зарядом из цилиндрических канальных шашек всестороннего горения, расположенных между опорными решетками, сопло, воспламенитель, закрепленный на передней опорной решетке со стороны донной части камеры сгорания, и пиропатрон, установленный в донной части камеры сгорания. Между соплом и опорной решеткой, расположенной со стороны сопла, установлена перфорированная тонкостенная термостойкая перегородка эллиптической формы, обращенная выпуклой поверхностью к соплу и имеющая перфорацию в виде сквозных отверстий. Оси сквозных отверстий перегородки составляют острый угол с осью сопла с вершиной в сторону критического сечения сопла. Суммарная площадь отверстий перегородки превышает площадь критического сечения сопла. Изобретение позволяет снизить разброс импульса тяги твердотопливного импульсного двигателя за счет увеличения времени пребывания частиц топлива в его сопловом тракте. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при разработках ракетных двигателей твердого топлива, преимущественно для управляемых снарядов, выстреливаемых из ствола артиллерийского орудия. Ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус с осевой трубкой, воспламенитель с форсажной камерой, снабженной расходными отверстиями, а также частично забронированный по наружной поверхности вкладной заряд твердого топлива с центральным каналом. Заряд твердого топлива опирается на форсажную камеру и установлен в корпусе двигателя на уплотнительном кольце с радиальными зазорами относительно корпуса и осевой трубки. Радиальный зазор между корпусом и наружной забронированной поверхностью заряда твердого топлива выполнен меньше радиального зазора между центральным каналом заряда твердого топлива и осевой трубкой. На форсажной камере со стороны опорного торца заряда твердого топлива выполнены радиальные пазы, проходящие через расходные отверстия и сообщающие полость, образованную центральным каналом заряда твердого топлива и осевой трубкой, с полостью, образованной наружной поверхностью заряда твердого топлива и корпусом. Изобретение позволяет повысить надежность воспламенения твердотопливного заряда и запуска ракетного двигателя при повышении его эффективности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Наверх