Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями

Изобретение относится к средствам и приемам, способствующим коррекции логопедических нарушений. Изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу. Техническим результатом изобретения является формирование навыков правильной письменной устной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи. 4 ил.

 

Изобретение предназначено для использования в работе с логопатами с применением средств и приемов, способствующих коррекции логопедических нарушений, и может быть использовано для формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи (формирования у них умения задавать вопросы к различным частям речи, дифференцировать понятия «части речи» и «члены предложения», развития навыков согласования частей речи в предложениях).

Известен способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у обучаемых с логопедическими нарушениями (см. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 1991, с.21), состоящий в том, что для формирования у учащихся понятия «слово», умения правильно строить, интонационно оформлять предложение, чувствовать его синтаксическую основу используют условно-графическую схему предложения. Предложение обозначают на доске или в тетради длинной линией. Выделяя и проговаривая каждое слово, отвечая на вопросы логопеда "кто?, что?, что делает?", ученики в тетради и на доске чертят короткие линии (слова, обозначающие предметы, изображаются одной чертой, слова, обозначающие действия - двумя чертами).

Недостатками данного способа является то, что:

1. Он направлен на формирование у учащихся абстрактно-зрительного представления о слове как единице предложения, что предполагает овладение необходимым уровнем обобщений, осознания языковой действительности, недостаточно сформированный у детей с общим недоразвитием речи. Таким образом, нарушается последовательность получения-переработки информации (сенсомоторный - символьный - логический - лингвистический).

2. В его основе лежит традиционный «левополушарный» характер обучения, не учитывающий особенностей развития межполушарных связей у младших школьников, преобладающего у них образного мышления.

3. В рамках данного метода на уроке используется стереотипная форма общения педагога с учащимися (вопрос педагога-ответ ученика), что не способствует формированию умения детей самостоятельно формулировать как падежные, так и синтаксические вопросы.

Известен способ преодоления логопедических нарушений, в основе которого лежит использование демонстрационных средств для проверки и исправления ошибок, что обеспечивает ускорение процесса формирования правильной письменной речи (см. RU 2168773 С1).

Недостатками данного способа является то, что не учитываются механизмы нарушений, приводящих к стойким ошибкам в письменной речи. Учащиеся-логопаты затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его денотативным, понятийным или контекстуальным содержанием, что проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по звуковому или зрительному сходству. Вследствие этого использование указанного приема может оказаться недостаточным для преодоления нарушений письменной речи.

Наиболее близким к предлагаемому способу, который может быть принят в качестве прототипа, является способ формирования у детей умения структурировать словосочетания и предложения, составлять их схемы посредством действий с игровыми персонажами, задающими вопросы к членам предложения (см. Клейменова О.А. Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у учащихся первого класса // Логопед. №5, 2008, с.88-101).

Однако указанный способ обладает рядом недостатков:

1. Ответы на поставленные вопросы помогают ученикам определить члены предложения, хотя известно, что учащиеся любых классов путают части речи и члены предложения, так как одни и те же слова приходится называть то существительными, то подлежащими или то глаголами, то сказуемыми. К тому же, морфологические и синтаксические вопросы совпадают по звучанию и написанию. Следовательно, первичной задачей является формирование понятия о частях речи, которое послужит основой для формирования понятия «члены предложения».

2. Не создаются условия для формирования полного представления о формоизменении частей речи, дифференциации лексического и грамматического значения слова.

Технический результат изобретения: разработать способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи, позволяющий решить следующие задачи:

1. познакомить учащихся с процессом формоизменения слов;

2. познакомить учащихся с частями речи, заложить основу для дифференциации в последующем понятий «части речи» и «члены предложения»;

3. дать понятие о грамматических признаках частей речи;

4. сформировать навыки согласования частей речи в словосочетаниях и предложениях.

Работа, направленная на реализацию данных задач, строится:

1. на основе модели организации приема, переработки, хранения и извлечения информации (в том числе семантической), разработанной в области когнитивной психологии;

2. с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга на максимальном использовании образного типа переработки информации.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающем действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, согласно изобретению, изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу.

Предлагаемый способ рассматривается на следующем приеме.

В работе используется 4 игровых персонажа. На первом из них (фиг.1) изображены слова, обозначающие все формы вопросов к существительному (кто? что? кого? чего?, кому? чему?, кого? что?, кем? чем? о ком? о чем?); на втором (фиг.2) - к глаголу (что делать? что делает? что делают? что делал? что делали? что сделать? что сделает? что сделают?, что сделал?, что сделали?); на третьем (фиг.3) - к прилагательному (какой?, какая?, какое?, какие?).

К четвертому персонажу (фиг.4) относятся слова, содержащие вопросы "как?, когда?, откуда?, зачем?, почему?".

Для того чтобы учащимся было легче разобраться в большом количестве вопросов и усвоить формы вопросов, относящихся к определенной части речи, используются сменные вкладыши, которые прикрепляются к изображению персонажа, «задающего вопросы» к конкретной части речи.

Игровые персонажи несут не только учебную, но и эмоциональную нагрузку, помогающую включать эмоциональную память во время изучения и закрепления материала.

На первом этапе работы в смоделированную игровую ситуацию вводится сам предмет и с помощью персонажа, задающего вопросы "кто? что?", организуется полисенсорная апробация содержания слова, обозначающего данный предмет.

Выступая в роли спрашивающего, ребенок получает возможность выделить вопрос голосом, движением, что усиливает лексическое значение изучаемой части речи, развивает умение правильно пользоваться логическим ударением.

Уточнение и углубление смысла слова происходит в процессе действий с предметом, определением его запаха, вкуса, цвета; моделирования содержания слова, обозначающего данный предмет, вкусовыми, осязательными, одорантными знаками, шумами, движениями, схемами; восприятия фонетико-фонематического образа слова, его звукового и звукобуквенного анализа, деления на слоги, ритмических и интонационных игр.

Организованное таким образом взаимодействие зрительного, слухового и двигательного анализаторов позволяет правильно осуществить первичную кодировку слов и установить нужные связи между зрительным, акустическим и семантическим образом слова.

Аналогичным образом организуется работа по знакомству учащихся с глаголом и прилагательным, когда, выполняя в игре практические действия и знакомясь со свойствами и качествами предметов, учащиеся учатся задавать вопросы к словам, обозначающим действия предметов, и к словам, обозначающим признаки предметов.

Действуя от лица персонажа с прикрепленными к нему вкладышами, содержащими вопросы "как?, когда?, откуда?, зачем?, почему?" учащиеся практикуются в постановке синтаксических (смысловых) вопросов, помогающих актуализировать цепь ассоциаций, облегчить поиск слов, распространить простое предложение до сложного.

Сформировать навык разграничения частей речи и познакомить со значением каждой части речи можно с помощью вопросов к существительному, глаголу, прилагательному, расположенных на первом вкладыше (они даны в начальной форме), прикрепленных к каждому игровому персонажу.

В условиях игровой ситуации, когда учащиеся, поочередно действуя от лица персонажей, задают вопросы к частям речи и выслушивают ответы других учеников, формируется умение составлять определение любой части речи, включающее ее название, значение, вопросы к ней.

Вопросы, отраженные на последующих вкладышах, закрепленных на изображении одного персонажа, помогут объяснить, что «кого?» и «чего?», «кому?» и «чему?» и т.д. - это только формы вопросов «кто?» и «что?», которые задает персонаж, а вопросы «какая?», «какое?», «какие?», расположенные на другом персонаже - это различные формы вопроса «какой?». То же относится к глагольным вопросам. Использование этих вопросов служит основой для понимания учащимися того, что формы слов можно изменять. «Оживление» персонажей, задающих вопросы к существительному, глаголу и прилагательному, дают возможность познакомить учащихся с конкретными проявлениями признака числа, рода, падежа, времени, лица, частей речи, сформировать навык употребления слов в различных формах. Так, для того чтобы отработать навык согласования прилагательных и глаголов с существительными по признаку числа, рода или падежа, организуется игра, в которой учащиеся, объединившись попарно, учатся выбирать персонажей, действуя от лица которых, они будут задавать вопросы от существительных - к глаголам и прилагательным. Для того чтобы правильно выбрать форму числа, рода или падежа одному ученику приходится найти нужный вкладыш и задать вопрос, а другому - ответить на него, изменив форму слова. Так формируется умение структурировать словосочетания, а в дальнейшем - и предложение по схеме с вопросами.

На втором этапе осуществляется упорядочивание вербальной информации, заключающееся в ее более глубокой обработке, т.е. преобразовании образа слова из акустической формы в зрительную и семантическую.

Действие с уже знакомыми персонажами перемещается на схему, условно разделенную на области с изображением предметов, действий предметов и их признаков. Информация, сконцентрированная на схеме, рисунки, используемые для создания игровых ситуаций, позволяют систематизировать знания о частях речи в языковом сознании ребенка. Вся работа проводится на общетематической основе, в структуре семантического поля как целостного, системно заполняемого познавательного пространства.

Содержанием работы является изучение однокоренных слов, изменение формы слова с помощью приставок, суффиксов и окончаний; отношений между родственными словами, отношений паронимии, антонимии, синонимии, многозначности слов; определение переносного значения слов, понятийных, родовых и видовых связей; дифференциация слов, близких по акустическому признаку. Проводится обучение построению предложения, его интонационному оформлению.

Основой работы является дальнейшее развитие у учащихся умения формулировать и подбирать нужные вопросы, правильно употребляя логическое ударение и интонацию для передачи смыслового значения слова.

На третьем этапе материал, систематизированный в семантической форме, извлекается из оперативной памяти, и становится возможным организовать работу по составлению и распространению предложений, определению количества и последовательности слов в предложении, составлению схемы предложения, записи его в тетрадь.

Для закрепления понимания связи слов в предложении используется дидактический материал - индивидуальные карточки со схематическим изображением персонажей, знакомых детям по предыдущим играм. Самостоятельно задавая вопросы от имени персонажа от главного слова к зависимому и отвечая на них, каждый ученик выкладывает схему предложения полосками, обозначающими слова, а позже - чертит в тетради графическую схему предложения.

Предлагаемый способ был опробован на занятиях с 12 учащимися второго класса общеобразовательной школы, имеющими нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи 3 уровня. Занятия проводились 3 раза в неделю в течение 3 месяцев в рамках 3 лексических тем.

Результаты логопедического обследования учащихся, проходивших обучение на основе использования данного способа (формирование умение задавать вопросы к различным частям речи), показали его эффективность в формировании грамматического мышления учащихся, смысловой стороны речи. Все учащиеся научились составлять и записывать предложения, правильно обозначая их границы, отделяя одно слово в предложении от другого. Активно пользуются приобретенными навыками словоизменения частей речи: изменения падежных форм единственного и множественного числа существительных в зависимости от вопроса, изменения времени и числа глаголов, согласования прилагательных с существительными в именительном и косвенных падежах. Умеют задавать вопросы ко всем частям речи, интонационно выделяя вопросительное слово. Стали лучше понимать обращенные к ним вопросы и задания учителя, изменилось отношение к выполнению заданий: отвечая, ученики не называют первые пришедшие на ум слова, а ищут наиболее подходящие, с помощью логического ударения выделяют наиболее значимые слова в предложении.

Работа по формированию навыка формоизменения слов помогла учащимся 2 класса не только справиться с основными учебными задачами, но и компенсировала задержку в развитии данного направления речи; подготовило прочную основу для дальнейшего изучения грамматических признаков частей речи в 3 классе.

Логопедическое обследование, направленное на исследование качества сформированности лексики, грамматического строя речи и операций с лексико-грамматическими единицами языка учащихся, проходивших обучение по способу, принятому в качестве прототипа, (формирование умения структурировать словосочетания, предложения посредством действий с игровыми персонажами, задающими вопросы к членам предложения) показало, что учащиеся овладели умением правильно строить простые предложения, обозначать их границы, распространять предложение второстепенными членами, задавать вопросы от одного слова к другому, определяя связь слов в словосочетаниях и предложениях. Но трудности, связанные с грамматическим оформлением предложений, остались: на письме это выражается в виде ошибок в согласовании и управлении различных частей речи (согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже, выборе падежных форм существительных, образовании форм множественного числа существительных, в формах выражения временных отношений глагола).

Способ формирования навыков правильной письменной и устной речи у учащихся младших классов с логопедическими нарушениями, включающий действия учащихся с игровыми персонажами, имеющими изображения слов, обозначающих вопросы, отличающийся тем, что изображения слов, обозначающих формы вопросов к различным частям речи, размещают на сменных вкладышах, выполненных с возможностью прикрепления к каждому игровому персонажу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в педагогике. .

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. .
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях. .

Изобретение относится к области образования

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на обучение чтению. Буквы набора выполнены объемными. Толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают. Внутри всех согласных букв наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала. Техническим результатом изобретения является обеспечение звукового анализа складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх